Перспективный план психопрофилактических занятий с детьми подготовительной группы
Перспективный план психопрофилактических занятий с детьми подготовительной группы 6-7 лет
(подготовка к школе)
Октябрь
№
Цель
Методические
приемы
Материалы
1 неделя
Занятие №1
развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу;
знакомство со школьными правилами;
развитие произвольного поведения;
диагностика тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации.
1.Приветствие
2. Упр.«Вежливые слова»
3.Упр.«Школьные правила»
4.Игра «Трутень и пчелы» 5.Физкультминутка
6.Задание для диагностики тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации
7.Минутка шалости
мяч, колокольчик, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик» подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши.
2 неделя
Занятие
№2
повторение школьных правил;
развитие произвольного поведения;
развитие внимания и мышления;развитие зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и тонкой моторики
1.Приветствие
Упр.«Вежливые слова - вежливые ответы»
3.Упр.«Школьные правила»
4.Упр.«Отгадывание загадок
5.«Физкультминутка»
6.Упр.«Фигурки из счетных палочек»
7.Игра «Пол - нос - потолок»
8.Диагностическое задание «Рисунок человека»
9.Минутка шалости
мяч, колокольчик, фишки, подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, плакат «Фигурки из счетных палочек - 1» (из демонстрационного материала), наборы счетных палочек
3 неделя
Занятие №3
развитие произвольного поведения;
тренировка тонкой моторики;
диагностика работоспособности, внимания и пространственного восприятия;
развитие фонематического восприятия.
1.Приветствие
2.Упр.«Вежливость»
3.Пальчиковая гимнастика
4.Тест «Корректурная проба
5.Задание для диагностики пространственных представлений
6.Физкультминутка
7.Упр. «Звуковые прятки
8.Минутка шалости
колокольчик, бланки «Корректурная проба» (Демонстрационный материал), простые карандаши, доска, мел, часы с секундной стрелкой или секундомер
4 неделя
Занятие
№4
развитие внимания и произвольности;
повышение уровня школьной компетентности;
развитие восприятия и мышления;
диагностика зрительно-моторной координации
1.Приветствие
2.Игра «Трутень и пчелы» 3.Тренинг навыков школьного поведения
4.Упражнение «Потопаем, похлопаем»
5.Упр. «Складываем и считаем»
6.Физкультминутка
7.Задание для выявления уровня зрительно-моторной координации
8.Минутка шалости
колокольчик, доска, мел, наборы счетных палочек, простые карандаши, бланки «Выявление уровня зрительно-моторной координации» (Демонстрационный материал).
Ноябрь
№
Цель
Методические
приемы
Материалы
1 неделя
Занятие №5
развитие групповой сплоченности;
тренировка тонкой моторики;
развитие слухо-моторной координации и внимания;
развитие кругозора, речи и мышления;
диагностика самооценки.
1.Приветствие
2.Игра «Паутинка»
3.Упр.«Школьные правила»
4.Пальчиковая гимнастика
5.Упр. «А в школе... »
6.Упр.«Цветные дорожки»
7.Диагностическое задание «Автопортрет»
8. Минутка шалости
сшитая концами узкая лента, колокольчик, наборы «Учись считать», подписанные листы бумаги формата А4, простые и цветные карандаши
2 неделя
Занятие
№6
развитие внимания и произвольности;
обучение работе в тетрадях;
тренировка тонкой моторики;
развитие понятийного мышления.
1.Приветствие
2.Упр. «Вежливые слова»
3.Упр.на развитие произвольности
4.Физкультмитнутка
5.Игра «Трутень и пчелы»
6. Упр.«Классификация»
7.Минутка шалости
мяч, колокольчик, подписанные тетради в крупную клетку, простые карандаши, наборы из четырех предметных картинок, разложенных по двум понятийным группам: домашние и дикие животные, овощи и фрукты, мебель и одежда и др. ( Здесь и далее в подобных упражнениях можно использовать пособие: Картинный словарь. - М.: Книголюб.)
3 неделя
Занятие №7
развитие воображения и выразительных движений;
развитие произвольного поведения;
тренировка тонкой моторики;
развитие внимания и восприятия.
1.Приветствие
2.Упр.«Передаем по кругу»
3.Упр. «Говорит один говорим хором»
4.Упр.«Фигурный диктант»
5.Физкультминутка
6.Упр.«Разрезные картинки»
7.Минутка шалости
колокольчик, тетради, простые карандаши, разрезные картинки или открытки, знаки «Говорит один» и «Говорим хором » (Демонстрационный материал).
4 неделя
Занятие
№8
развитие выразительных движений;
развитие внимания и произвольности;
тренировка тонкой моторики;
закрепление порядковых числительных;
развитие пространственной ориентации на листе бумаги;
развитие логического мышления
1.Приветствие
2.Игра «Изобразим животных»
3.Упр.«Фигуры»
4.Упр. «Говорит один - говорим хором» 5."Пальчиковая гимнастика
6.Упр. «Соединим точки по порядку»
7.Упр.«Фигурный диктант»
8.Физкультминутка
9.Упр. «Третий - лишний»
10.Минутка шалости
колокольчик, плакат, выполненный по рис. 3 (формат листа АЗ), знаки «Говорит один» и «Говорим хором», набор из трех предметных картинок (две из них с изображением предметов, принадлежащих к одной группе, а третья - к другой), указка, магнитная доска с магнитами, бланки «Соединим точки по порядку» (Демонстрационный материал) тетради, простые и цветные карандаши.
Декабрь
№
Цель
Методические
приемы
Материалы
1 неделя
Занятие №9
развитие внимания и произвольности;
расширение кругозора и развитие речи;
тренировка тонкой моторики и тактильной чувствительности;
развитие пространственной ориентации.
1.Приветствие
2.» Игра «Летает не летает»
3.Упр. «Фигуры»
4.Упр.«Разноцветные фигурки»
5.Физкультминутка
6.Упр.«Сортировка»
8. Минутка шалости
колокольчик, плакат, выполненный по рис. 3, тетради, простые и цветные карандаши, пластиковые тарелки с перегородками, делящими их на три части, маленькие мисочки или другие емкости, наполненные смесью из гороха, фасоли и макарон «перышки
2 неделя
Занятие
№10
развитие координации движений;
снятие мышечных зажимов;
тренировка умения работать по образцу;
развитие внимания и зрительно-моторной координации;
развитие речи, воображения и мышления
1.Приветствие
2.Игра «Дотроньтесь до...»
3. .упр.«Марионетки»
4.Упр.«Сложим по образцу»
5.Физкультминутка 6.Сенсомоторное упр. «Лежачая восьмерка»
7.Пальчиковая гимнастика
8.Минутка шалости
колокольчик, плакаты «Сложим по образцу» (Демонстрационный материал), наборы «Учимся считать», тетради, простые и цветные карандаши.
3 неделя
Занятие №11
развитие произвольного поведения и координации движений;
повышение уровня школьной компетентности;
развитие внимания и пространственной ориентации;
тренировка тонкой моторики; развитие воображения и мышления.
1.Приветствие
2 Игра «Робот»
3.Упр. «Правильно неправильно»
4.Упр.«Клеточный диктант» 5.Физкультминутка
6.Упр. «Что в мешочках?»
7.«Подарок Деда Мороза»
8.Минутка шалости
колокольчик, знак «Говорит один», доска в клетку, мел, тетради, простые и цветные карандаши, плакат «Что в мешочках?» (Демонстрационный материал)|, подписанные листы бумаги формата А4.
4 неделя
Занятие
№12
развитие внимания и произвольного поведения;
знакомство с понятием «симметрия»;
развитие моторики и координации;
развитие конструктивного мышления;
тренировка зрительной памяти.
1.Приветствие
2. Игра «Пол - нос - потолок»
3.Упр.«Симметрия»
4.Сенсомоторное упр.«Ладонь - кулак - ребро»
5.Упр. «Что исчезло?»
6.Физкультминутка
7.Минутка шалости
колокольчик, доска в клетку, мел, бланки «Симметрия» (Демонстрационный материал), простые карандаши, картинки к упражнению «Что исчезло? » (Демонстрационный материал), магниты, наборы из четырех прямоугольных треугольников, плакат к упражнению «Фигурки из треугольников» (Демонстрационный материал).
Январь
№
Цель
Методические
приемы
Материалы
1 неделя
Занятие №13
развитие произвольного поведения;
повторение букв и цифр;
развитие пространственной ориентации;
тренировка тонкой моторики;
развитие внимания и зрительной памяти
1.Приветствие
2. Игра «Море волнуется»
3.Игра «Отгадай»
4.Пальчиковая гимнастика
5.Упр. «Внимание – рисуем»
6.Физкультминутка
7.Рисование «Зимняя картинка»
8. Минутка шалости
колокольчик, доска, мел, тетради, простые и цветные карандаши, плакаты, выполненные по рис. 4, подписанные листы бумаги формата А4.
2 неделя
Занятие
№14
развитие самоконтроля;
развитие фонематического восприятия;
развитие внимания и зрительной памяти;
закрепление понятий «больше», «меньше»;
развитие речи и мышления.
1.Приветствие
2. Игра «Карусели»
3.Упр.«Звуковые прятки»
4.Пальчиковая гимнастика
5.Упр. «внимание -рисуем!»
6.Физкультминутка
7.Упр.«Говорит один - говорим хором»
8.Минутка шалости
колокольчик, тетради, плакаты, выполненные по рис. 5, доска в клетку, мел, простые и цветные карандаши, знаки «Говорит один» и «Говорим хором».
3 неделя
Занятие №15
развитие словарного запаса и фонематического восприятия;
повторение букв и цифр;
развитие тонкой моторики;
развитие внимания и мышления;
тренировка умения работать по правилам.
1.Приветствие
2. Игра «Скажем наоборот»
3.Упр.«Складываем буквы»
4.Упр. «Угадаем цифры»
5.Упр. «Отличительные признаки»
6.Физкультминутка
7.Упр. «Чужое слово»
8.Упр.«Точечный диктант»
9.Минутка шалости
мяч, колокольчик, доска, мел, наборы счетных палочек, тетради, простые и цветные карандаши
4 неделя
Занятие
№16
развитие внимания и произвольности;
тренировка моторики и координации;
развитие логического мышления;
развитие пространственной ориентировки.
1.Приветствие
2. Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали покажем»
3.Игра « Пол – нос - потолок»
4.Игра «Угадаем словечко»
5.«Пальчиковая гимнастика»
6.Упр. «Четвертый - лишний»
7.Физкультминутка
8. Упр.«Самолеты»
9.Минутка шалости
колокольчик, доска, мел, указка, тетради, простые и цветные карандаши, фишки или пуговицы, бланки «Самолеты» (Демонстрационный материал).
Февраль
№
Цель
Методические
приемы
Материалы
1 неделя
Занятие №17
развитие произвольных движений и ориентировки в пространстве;
развитие речи и мышления;
развитие слухового внимания;
развитие слухо-моторной координации
1.Приветствие
2.Игра «Броуновское движение»
3.Сенсомоторное упр. «Лежачая восьмерка»
4.Упр.«Кто кем был? Кто кем будет?»
5.Упр. «Клеточный диктант»
6.Физкультминутка
7.Игра «Запретное слово»
8.Расслабляющий массаж головы, ушных раковин, мышц лица
9. Минутка шалости
магнитофон, аудиозапись спокойной музыки, знаки «Говорит один» и «Говорим хором», тетради, простые карандаши.
2 неделя
Занятие
№18
развитие внимания и произвольности;
развитие речи и мышления; развитие зрительной памяти;
тренировка счетных навыков.
1.Приветствие
2. Игра «Земля – вода – воздух»
3.Упр. с карандашом
4.Упр. «Внимание - рисуем!»
5.Упр. «Чем отличаются?»
6.Упр. «Домики»
7.Физкультминутка
8.Упр.«Посчитай-ка!»
9.Минутка шалости
мяч, колокольчик, тетради, простые карандаши, плакаты, выполненные по рис. 9, знак «Говорит один», картинки к упражнению «Чем отличаются?» (Демонстрационный материал), наборы счетных палочек.
3 неделя
Занятие №19
развитие произвольности;
развитие речи и мышления;
тренировка объема внимания и его переключения.
1.Приветствие
2. Игра « Пар – вода – лёд» 3.Сенсомоторное упр. «Лежачая восьмерка»
4.Расслабляющий массаж головы, ушных раковин, мышц лица, артикуляционные упражнения
5.Упр.«Ассоциативные цепочки»
6.Упр. «Фигурный диктант»
7.Физкультминутка
8.Упр.«Сложим квадраты»
9.Минутка шалости
колокольчик, знак «Говорит один», тетради, простые и цветные карандаши, наборы цветных картонных квадратов размером 5x5, разрезанных по образцу (см. рис. 10).
4 неделя
Занятие
№20
развитие внимания и произвольности;
развитие речи, мышления и воображения;
тренировка тонкой моторики.
1.Приветствие
2. Игра «Запретное движение»
3.Упр.«Загадки»
4.Пальчиковая гимнастика
5.Упр. «Необычные картинки»
6.Физкультминутка
7.Упр.«Незавершенные фигуры»
8..Минутка шалости
колокольчик, магнитная доска с магнитами, плакат «Загадки» (Демонстрационный материал), знаки «Говорит один» и «Говорим хором», тетради, простые карандаши
Март
№
Цель
Методические
приемы
Материалы
1 неделя
Занятие №21
развитие внимания и произвольности;
развитие координации движений;
развитие пространственной ориентации;
развитие речи и мышления.
1.Приветствие
2. Игра «Дотроньтесь до...»
3.Упр.«Божья коровка»
4.Упр. «Что следующее?»
5.Физкультминутка
6. Упр.«Закончим предложения»
7. Минутка шалости
колокольчик, магнитная доска с магнитами, плакат « Божья коровка», выполненный по рис. 12 (формат АЗ), указка, тетради, простые карандаши, знак «Говорит один».
2 неделя
Занятие
№22
развитие внимания и произвольности;
развитие логического мышления;
тренировка тонкой моторики.
Материалы:
1.Приветствие
2. Игра «Аист - лягушка солдат»
3.Упр.«Сравнение геометрических фигур»
4.Упр.«Что изменилось?»
5.Физкультминутка
6.Игра «Пол - нос потолок»
7.Упр.«Отличающаяся картинка»
8..Минутка шалости
магнитофон, аудиозапись ритмичной музыки (лучше марша), колокольчик, наборы «Учись считать», магнитная доска с магнитами, длинный лист бумаги, фломастеры трех цветов, тетради, простые и цветные карандаши.
3 неделя
Занятие №23
воспитание смелости;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
развитие зрительной памяти;
тренировка тонкой моторики;
развитие речи и мышления.
1.Приветствие
2. Игра «Заяц и волки»
3.Сенсомоторное упр. «Лежачая восьмерка»
4.Пальчиковая гимнастика
5.Упр.«Посмотрим, запомним, нарисуем»
6.Упр. «Один - много»
7.Физкультминутка
8.Упр.«Фигурки из счетных палочек»
9.Минутка шалости
повязка на глаза, колокольчик, плакат, выполненный по рис. 15, тетради, простые карандаши, магнитная доска с магнитами, плакат «Фигурки из счетных палочек - 2» ( Демонстрационный материал), наборы счетных палочек.
4 неделя
Занятие
№24
развитие внимания и самоконтроля;
тренировка слуховой памяти и пространственной ориентации;
развитие речи и мышления.
1.Приветствие
2. Игра «Кто быстрее?»
3.Упр.«Кто так говорит?»
4.Упражнение «Слушаем и выполняем»
5.Физкультминутка
6.Упр. «Мое - не мое»
7..Минутка шалости
два стула, две эстафетные палочки, колокольчик, знаки «Говорит один» и «Говорим хором», тетради, простые карандаши, наборы из четырех предметных картинок, разложенных по нескольким понятийным группам.
Апрель
№
Цель
Методические
приемы
Материалы
1 неделя
Занятие №25
развитие внимания и произвольности;
развитие эмоционально-выразительных движений;
развитие восприятия и мышления;
тренировка тонкой моторики.
1.Приветствие
2. Психогимнастическое Упр. «Незнайка»
3.«Пальчиковая гимнастика»
4.У п р . «Какое слово лишнее?»
5.Задание «Дорисуем, чтобы стали одинаковыми»
6.Физкультминутка
7.Упр.«Угадай букву»
8. Минутка шалости
колокольчик, доска, мел, тетради, простые карандаши.
2 неделя
Занятие
№26
развитие внимания и произвольности;
развитие эмоционально-выразительных движений;
развитие речи и мышления.
1.Приветствие
2.» Игра «Раз, два, три фигура замри!»
3.Игра «Трутень и пчелы»
4.Упр.«Хорошо или плохо?»
5.Логические задачи «Домики»
6.Физкультминутка
7.Упр. «Скажем ласково»
8..Минутка шалости
магнитофон, аудиозапись веселой музыки, колокольчик, доска, мел, тетради, простые карандаши.
3 неделя
Занятие №27
развитие внимания и произвольности;
диагностика преобладающей мотивации - учебной или игровой;
тренировка зрительной памяти; развитие речи и мышления
1.Приветствие
2. Игра «Пропускаю только...»
3.Диагностическое задание на выявление преобладания учебной или игровой мотивации
4.Пальчиковая гимнастика
5. Игра «Да и нет не говорим»
6.Физкультминутка 7.Упр.«Посмотрим, запомним, и рисуем»
8.Логические задачи «Домики»
9.Минутка шалости
колокольчик, подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, тетради, плакат, выполненный по рис. 18.
4 неделя
Занятие
№28
развитие внимания и самоконтроля;
тренировка слуховой памяти и пространственной ориентации;
развитие речи и мышления.
1.Приветствие
2. Игра «Кто быстрее?»
3.Упр.«Кто так говорит?»
4.Упражнение «Слушаем и выполняем»
5.Физкультминутка
6.Упр. «Мое - не мое»
7..Минутка шалости
два стула, две эстафетные палочки, колокольчик, знаки «Говорит один» и «Говорим хором», тетради, простые карандаши, наборы из четырех предметных картинок, разложенных по нескольким понятийным группам.
15