Урок по химии : Кристаллические решетки


Тема: Кристаллические решетки
Цель:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме
- создать условия для осмысления учащимися своего отношения к вопросам темы;
- внедрять стратегии технологии критического мышления в процесс обучения
Основная идея:
создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Образовательные результаты:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Задачи:
- сформировать простейшие представления о строении веществ с различными видами связи;
- дать примеры веществ с различными типами кристаллической решетки;
- сформулировать закон постоянства состава;
- развить умения анализировать свойства веществ по типу кристаллической решетки;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Мотивация и целеполагание:
Как вы думаете, почему лёд тает, а кварц – прочный кристалл с температурой плавления 1713 0С? На эти вопросы вы должны ответить, изучив материал урока.
Приборы и материалы:
 Кристаллические и амфорные тела, модели кристаллических решеток, мультимедиа, компьютер, пластилин, спички.

№ Тема Основные учебные задачи Формы работы (задания), используемые при активном обучении Результаты обучения Оценивание, включая оценивание для обучения (ОдО) Основные ресурсы
1 Кристаллические решетки Знать: типы кристаллических решеток.
Понимать: зависимость свойств веществ от строения и наоборот.
Уметь: определять тип кристаллической решетки и делать аргументированный собственный выбор;
Эффективно работать в парах и группе;
Сформулировать собственное, определение понятия с выделением приоритетов и обозначением изменений в понимании;
Рефлексировать по вопросам саморегуляцииВызов: предположение по ключевым словам.
видеоролик
Осмысление:
- систематизация материала (графическая)
- перепутанные логические цепочки
Практическая работа – изготовление моделей кристаллических решеток.
Раздаточный материал
Рефлексия:
Учащиеся должны научиться:
1.Сформулировать определение понятия с помощью ассоциаций; а также собственное обоснованное определение;
2. Эффективно работать в парах и группе (задавать вопросы, предлагать аргументированные ответы, формулировать сообщение, выступать с ним перед классом);
3. Осознавать усвоенные и использованные метакогнитивные способности Самооценка (рефлексивная анкета, формативная оценка учителя по обозначенным в начале урока критериям) Видеоролик; презентация, раздаточный материал; канцелярские принадлежности;
Учебник 8-го класса по химии.
Стадия вызова
Деятельность учителя. Задачи данной фазы.
Деятельность учащихся.
Возможные приемы и методы.
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.
Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
- предположение по ключевым словам;
Стадия осмысления
Деятельность учителя. Задачи данной фазы.
Деятельность учащихся.
Возможные приемы и методы.
   Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому".
  Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
  - систематизация материала (графическая)
- перепутанные логические цепочки
Стадия рефлексии
Деятельность учителя. Задачи данной фазы.
Деятельность учащихся.
Возможные приемы и методы.
   Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
  Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы;
Кристаллические решетки, вид связи и свойства веществ.
Тип решетки Виды частиц в узлах решетки Вид связимежду частицами Примеры веществ Физические свойства веществ
Ионная Ионы Ионная – связь прочная Соли, галогениды (IA, IIA),оксиды и гидроксиды типичных металлов Твердые, прочные, нелетучие, хрупкие, тугоплавкие, многие растворимы в воде, расплавы проводят электрический ток
Атомная Атомы 1. Ковалентная не полярная – связь очень прочная2. Ковалентная полярная – связь очень прочная Простые вещества: алмаз (C), графит (C) , бор (B), кремний (Si).Сложные вещества:оксид алюминия (Al2O3), оксид кремния (IV) – SiO2 Очень твердые, очень тугоплавкие, прочные, нелетучие, не растворимы в воде
Молекулярная Молекулы Между молекулами – слабые силымежмолекулярного притяжения, а вотвнутри молекул – прочная ковалентная связь Твердые вещества при особых условиях, которые при обычных – газы или жидкости(О2, Н2, Cl2, N2, Br2, H2O, CO2, HCl);сера, белый фос фор, йод; органические вещества Непрочные, летучие, легкоплавкие, способны к возгонке, имеют небольшую твердость
Металлическая Атом-ионыМеталлическая – разной прочности Металлы и сплавы Ковкие, обладают блеском, пластичностью, тепло- и электропроводны