Доклад на тему: Организация преемственности между ДОУ и ОУ в период внедрения ФГОС НОО
Доклад на педагогическом совете
заместителя директора МБОУ «Красноярская средняя школа» Самохвал Н.П.
«Организация преемственности между ДОУ и ОУ в период внедрения ФГОС НОО»
Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношений со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Под преемственностью между детским садом и школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка. Преемственность с точки зрения дошкольного учебного заведения – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, а главное – сохраняет «радость детства». С другой – школа, как преемник подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создает необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Каждый год увеличивается количество детей, не посещающих ДОУ. Опыт нашей работы показывает: такие дети, как правило, не имеют достаточного уровня подготовки к школе, необходимых навыков общения, они дольше и проблематичнее адаптируются к детскому коллективу, испытывают трудности в различных сферах школьной жизни. Для обеспечения равных стартовых возможностей и более легкой адаптации детей к школьной жизни активную позицию заняли педагоги школы, организованы занятия для пятилетних детей на базе ОУ. Но этого недостаточно. Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Для того чтобы эффективно подготовить к школе ребенка и решить несколько проблем, и в т.ч. проблему преемственности, сначала необходимо подготовить родителей и педагогов – воспитателей и учителей. Проблемы действительно существуют, и для их решения необходимо точно определиться в их содержании.Проблема 1. Целевые ориентиры образовательной деятельности в процессе
дошкольной подготовки не соответствуют особенностям и
психолого-педагогическим закономерностям развития детей. Цели и задачи дошкольного и начального образования определены в ФЗ-273 «Об образовании в РФ» и Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования соответственно. Но зачастую они только декларируются. Как показала практика, имеет место несогласованность целей и задач дошкольного и начального звеньев образования.Проблема 2. Профессиональная пригодность педагогических кадров,
проводящих работу по подготовке к обучению в школе
пятилетних детей. Наряду с профессиональным, грамотным подходом к работе с пяти-, шестилетними детьми некоторые педагоги допускают грубые педагогические ошибки. А именно:воспитатели:– не знают содержания программы первого класса общеобразовательной школы, т.е. работают «вслепую»;– переносят содержание программы подготовительной группы (для детей шестого года жизни) на работу с детьми пятого года жизни;
– узко понимают «готовность детей к обучению»; – имеют устаревшие взгляды на задачи по подготовке к обучению в школе, на роль и место педагога в этой работе;– дублируют содержание, формы и методы школьного обучения в практике работы с детьми дошкольного возраста;– в обучении ориентируются на когнитивный подход, а не на компетентностный, т.е. допускают перекос в учебно-воспитательном процессе в сторону формирования знаний и умений;учителя:– не знают содержания программ развития, воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста;– в работе по подготовке детей к обучению школе используют школьные программы. Эта работа напоминает пропедевтический курс начального обучения. Такая подготовка нацелена на решение узкого круга задач, связанных только с учебной деятельностью ребенка. Забота о полноценном проживании важнейшего периода развития дошкольного детства остается за пределами внимания учителя;– часто не зная особенностей и психолого-педагогических закономерностей развития пятилетних детей, предъявляют к ним требования, как к шести- и семилетним детям;– используют школьные методы и приемы работы;– в процессе собеседований с детьми при приеме в школу часто определяют сформированность у них узкопредметных навыков.Проблема 3. Неоправданно завышенные требования к показателям развития
детей шестого года жизни. Содержание компонента дошкольного образования РФ направлено на работу с детьми 7(6)-летнего возраста. Но в реальной практике все его содержание реализуется в работе с детьми шестого года жизни. Существует достаточно много диагностик готовности детей к обучению в школе. От педагогов требуется профессиональный подход к этим методикам: на кого они направлены – на шести- или семилетних детей.Проблема 4. Многоплановость (разночтения) в понимании «готовности к обучению». В реальной жизни получается так, что взрослые понимают «готовность» «под себя», не учитывая интересов ребенка. Образование в этом смысле не приближается к нуждам каждого ребенка. Проблема 5. Педагогами не учитываются психологические особенности развития
мальчиков и девочек. Исследования ученых свидетельствуют о том, мальчики и девочки развиваются по-разному, у них разные программы развития, в результате чего поступающий в школу шестилетний мальчик отстает в развитии от шестилетней девочки примерно на год-полтора. Различия заключаются в несколько лучшей интеллектуальной и эмоционально-личностной готовности девочек. Считается, что у мальчиков дольше созревает левое полушарие, а у девочек – правое. Девочки в целом считаются более «речевыми», они раньше начинают говорить, а значит, и все психические функции, которые появляются после возникновения речи, развиваются уже на этом фоне. Зато у мальчиков раньше формируется специализация правого полушария мозга по пространственно-временной ориентации. Мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. Мальчики, как правило, испытывают больше трудностей в первые годы обучения, чем девочки.Проблема 6. Сокращение времени на игровую деятельность в детском саду.
Исключение игровой деятельности в школе. Серьезной проблемой остается недостаточное развитие воображения – процесса, который сегодня называется психологами одним из самых главных в обучении. Без воображения затруднена мыслительная деятельность, невозможно решение даже самой элементарной творческой задачи. Без воображения трудно сформировать умение представить, предвидеть, сравнить и т.д. Причина такого явления кроется в отсутствии достаточного уровня развития игровой деятельности, в частности, сюжетно-ролевой игры. Через игру и в игре сознание ребенка также готовится к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определенные усилия для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику. Целенаправленное ознакомление детей в детском саду с общественной и учебной жизнью школьников помогает формированию у них правильных представлений о школе, положительного отношения к учебному процессу. Новообразования, которые должны появиться у ребенка к семи годам, а конкретно – мотив к учебной деятельности, вызревает в игре. Другой вид деятельности, в частности учебная деятельность, полноценного психического развития ребенку не дает.Проблема 7. Некомпетентность родителей в вопросах психофизических
особенностей детей и их подготовки к школе.
Отсутствие просветительной работы с родителями. Чтобы решить эти проблемы и быть компетентными в вопросах организации этой работы, образовательным учреждениям необходимо прежде всего создать нормативно-правовую базу по данной теме. «Организация работы с детьми пятилетнего возраста» - так может называться папка, куда будут собраны все нормативно-правовые документы по взаимодействию ДОУ и школы. Подборка нормативных документов будет размещена на сайте управления образования. Для налаживание взаимодействия между ДОУ и ОУ возможно на основе договора о совместной работе. Он заключается ежегодно в начале нового учебного года руководителями образовательных учреждений. В данном договоре обязательно обозначается цель сотрудничества, средства обеспечения преемственности, права и обязанности ДОУ и школы. Необходимо создать совет по преемственности. В его состав входят руководители ДОУ и ОУ, завуч, руководитель МО учителей начальных классов, учитель 1-го класса, воспитатели, психолог. На совместных заседаниях они обсуждают подготовку детей в ДОУ, устраняют недостатки, разрабатывают коррекционные мероприятия, анализируют работы воспитателей и учителей. Взаимодействие между образовательными учреждениями возможно осуществлять по такой примерно схеме:-составление плана совместных мероприятий в соответствии с теми задачами, которые необходимо решить на том или ином этапе работы;-беседы с администрацией и методическими службами образовательных учреждений;-утверждение плана мероприятий на методических объединениях учителей начальной школы и воспитателей ДОУ ;-осуществление, анализ и корректировка совместных действий. Основными направлениями в работе по обеспечению преемственности должны быть:1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.2. Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.3. Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе. Через все перечисленные выше направления должна чётко прослеживаться:- методическая работа;- работа с детьми;- работа с родителями. Еще раз напомню методическая работа включает в себя изучение методов и форм воспитательно-образовательной работы через:1) взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе;2) рекомендации работающих в ДОУ воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда по выпускникам;3) анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований психологов ДОУ и школы;4) участие воспитателей ДОУ, учителей ОУ в психолого-педагогическом консилиуме на базе школы;5) участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах на базе ДОУ ;6) совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной школы на базе ДОУ. Работа с детьми может состоять из:- организаций экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;- организации выставок детских работ, вернисажей;- посещение театрализованных представлений, поставленных бывшими выпускниками ДОУ ;- совместных эколого-валеологических походов;- сбора сведений о выпускниках, продолжающих заниматься в детской музыкальной школе, в театральных студиях, кружках и секциях города (села);- посещение педагогами ДОУ праздничной линейки 1 сентября, посвящённой Дню знаний. Работа с родителями предполагает: - встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дощкольного возраста на родительских собраниях;- анкетирование родителей будущих первоклассников;- организацию работы «педагогической гостиной» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам подготовки детей к школе;- организацию работы семейного клуба;- организацию дня открытых дверей. Содержание конкретных действий (темы педсоветов, круглых столов, семинаров-практикумов, совместных методических объединений) должно быть представлено в образовательной программе дошкольного учреждения, а тактические шаги – в годовых планах работы, в планах совместной работы. При анализе планов по преемственности видно, что многие из этих форм работы запланированы, но должное взаимодействие еще не происходит. Нам много еще нужно приложить усилий. Педагоги школы и детского сада должны иметь реальную возможность обсуждать насущные проблемы, корректировать свою деятельность по мере необходимости. На совместных заседаниях методических объединений должен идти конструктивный разговор о творческом развитии ребёнка, воспитателя, учителя. Каждая очередная встреча должна давать возможность воспитателям и учителям совершенствовать методы обучения и в конечном счёте улучшать качество своей работы. Педагоги-«дошкольники» и учителя начальной школы должны быть объединены общей задачей, общей логикой работы, общими представлениями о возможностях детей. Значит, администрации ДОУ и школы должны организовать работу по обеспечению преемственности между образовательными учреждениями без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, уделяя должное внимание требованиям к качеству образования, воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОУ в начальную школу безболезненным и успешным. Успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей. Работа по организации преемственности, должна проводиться педагогическими коллективами совместно и системно, а не от случая к случаю.