Конспект занятия по шахматам Связка


МБОУ ДОД Газ-Салинский детско-юношеский центр

(Методическая разработка занятия
детского объединения «Шахматы)
Выполнила: Вараксина Татьяна Анатольевна,
педагог ДО
2016 г.
Занятие по теме «Связка».
Место проведения: МБОУДОД Газ-Салинский ДЮЦс. Газ-Сале, Тазовского района, ЯНАО.
Объединение «Шахматы».
Педагог ДО: Вараксина Т.А
Тип занятия: комбинированный
Метод проведения: фронтальный, групповой и индивидуальный. 
Дата проведения: 17 апреля
Количество присутствующих:10
Время: 12:00-14:00
Год обучения: 3-й
Цели и задачи:
Цель занятия: Совершенствование навыков игры в шахматы путем изучения разных видов тактического приема «связка» (полная, неполная, сложная).Задачи шахматного занятия.
Обучающие:Освоение шахматного тактического приема «связка» с использованием различных шахматных фигур, применение этого приема во время шахматной партии.Развивающие:Развитие мыслительных способностей, особенно умение детей самостоятельно логически мыслить, делать выводы. Умение общаться с противником во время шахматной партии.
Воспитательные:Воспитание морально-волевых качеств. Воспитание гуманных чувств у учащихся во время шахматной игры. 
Методы и приемы во время занятия.
Объяснение с использованием презентации, свободная беседа, демонстрация на магнитной шахматной доске примера «связка».
Так же методы, направленные на развитие самопознания: индивидуальные задания на анализ шахматных задач по теме «связка».При закреплении изученного материала: решение шахматных задач по теме «связка», проверка учащимися друг у друга правильности решения задач, творческая разработка собственных задач по теме.
Дидактический материал.
Большая демонстрационная магнитная доска, карточки с шахматными задачами, наборы шахматных фигур и шахматных досок, шахматные часыОжидаемый результат занятия
Учащиеся освоят шахматный тактический прием «связка», научатся применять во время шахматной партии этот прием.
На этом занятии мы продолжим изучение тактических приемов. На очереди новый тактический прием - связка. Этот прием относится к наиболее распространенным на практике.
Грозным оружием является шахматная связка. Сколько мучений приносит связка всем шахматистам. Часто сразу после дебюта слоны связывают коней. Кони не могут отойти ведь за ними король и ферзь. Как лучше связать фигуры противника и как защититься от связки, мы и разберёмся сегодня на занятии.

Связка – это нападение линейной фигуры (ладьи, слона, ферзя) на фигуру неприятеля, которая закрывает собой либо другую фигуру (обычно более ценную), либо важное поле.
Шахматные фигуры в связке.
В связке минимум 3 участника:
Связывающая фигура – это фигура, которая производит нападение.
Связанная (заслоняющая) фигура – это фигура, которая защищает другую, более важную.
Прикрываемая (цель связки) – это фигура или важное поле, на которую(-ое) нацелилась связывающая фигура.
Связка происходит только по прямой линии – горизонтали, вертикали, диагонали. Связку могут осуществить ладья, слон и ферзь.
Виды шахматных связок
Шахматная связка бывает полной и неполной. Если прикрывают короля, то связка полная, так как связанная фигура не может отойти.

Разберём четыре следующих примера:
1. Абсолютно полная связка. Ладья b7 не может сделать ход, она связана ферзём d5. Не может пойти чёрный король из-за угрозы 1. Фd8X. Грозит 1. а6, и мата не избежать.
2. Относительно полная связка. Ладья g7 может двигаться только по горизонтали «g».
3. Неполная связка. Конь b2 не прикрывает фигуры, но он не может отойти, так как заслоняет поле b1. На отход коня последует 1. . . . Лb4–b1X.
4. Сложная полусвязка. На диагонали h4–е1 три чёрных фигуры. Если конь g3 или ферзь f2 отойдут, то неполная связка станет полной.
Связка – это грозное оружие. С её помощью слабая фигура может отвлечь от поля боя превосходящие силы противника. Связка встречается на всех стадиях партии. Почаще применяй её в своих партиях и сам не попадайся на неё! Но если противник применил связку, то не спеши сдаваться. Существует масса возможностей спастись!
Примеры:

Ход белых
Белые ходом 1 Лg6 выигрывают слона противника, так как не может уйти, так как он связан (защитой своего короля). Иными словами, слон попал под связку. Белые имеют и другую возможность – использовать связку коня путем 1 Ла1. Но это не проходит ввиду 1...Са1.
Еще один пример на эту тему.

Ход белых
Черная пешка в7 неподвижна (связана) в этой позиции слоном g2. Используя это обстоятельство, белые могут выиграть пешку и качество (ладью за коня) 1 Ка6 В практической игре связка является очень распространенным приемом. Зачастую, в течении партии, много раз появляется возможность связать фигуры противника. Но не всегда это может привести к реальной выгоде.

Ход белых
В этой позиции у белых несколько вариантов (1 Фв5, 1 Фd3) использовать связку. Но только 1 Фf3! позволяет выиграть ладью противника. 1 Фв5 бессмысленно, так как конь защищен пешкой. А 1 Фd3? плохо из-за 1…Kd3.
Простая связка в эндшпиле.
Ладья черных связана белым слоном. Ладья не может сделать ни одного хода, не нарушив правила.

Пример 2
На этой иллюстрации вы можете увидеть два наиболее типичных случая связки.Конь Kf6 связан частично, он может переместиться, но подставит под удар своего ферзя,конь Kc6 попал под абсолютную связку, у него нет права на ход.

Пример 3
В данной позиции черные в ответ на связку, созданную противником, организовали свою связку.

Ладья прикрывает ферзя, но при желании она может покинуть свое поле — это неполная
связка.
Ладья объявила шах и у белых нет времени взять открывшегося черного ферзя.
А теперь небольшой практикум (во всех позициях ход белых).

№1

№2

№3

№4
Ответы:№1 1 Крd5 (либо на любое другое поле) с выигрышем ферзя.№2 1Лh6! (конь оказался без защиты, так как пешка g7 связана)№3 1 Се4! (выигрывая ферзя на связке)
№4. 1 Лg6! (и конь попался!)
Физкультминутка (движения шахматных фигур)
Закрепление нового материала. Игровая практика. Проведение сеанса одновременной игры с педагогом.
Ученики расставляют фигуры и начинают играть. Преподаватель объясняет правила игры. Подведение итогов занятия
По окончанию занятия было дано домашнее задание на решение задач по теме занятия.
Рефлексия:Самым интересным было ….
Самым трудным было…
Я узнал, что….
Я научился…
Мне еще надо учиться…
Отмечаю активных учеников.
Литература и интернет-сайты:
В.Пожарский. Шахматный учебник. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г.
Материал с сайта http://chessdeti.ru/articles/obuchenie-shahmatam/urok-28-shahmatnaja-svjazka.html авторы: Костров Всеволод и Давлетов Джалильhttp://selena-chess.ru/php/chessTest.php?theme=Связка&userName=
http://tagchess.ru/osnmit/30-svyazka.htmlhttp://ckachat-chess.ru/pravila-igry-v-shaxmaty-dlya-nachinayushhix/svyazki-v-shaxmatax.htmlДомашнее задание: