Презентация Особенности подросткового возраста


Особенности подросткового возрастаучащихся Трудности, связанные с обучением и воспитанием подростков Объясняются иногда недостаточным знанием или игнорированием особенностей и закономерностей психического развития в этом возрасте; Состоят в том, что очень важно понять необходимость изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников. «Переходный возраст –предъявляет собой совокупность условий, в высшей степени благоприятствующих как внешним травматическим воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних конституциональных задатков и предрасположений, которые до того находились в латентном состоянии».Л.С. Выготский Отделиться от родителейОбнаружить себя и свой полОткрыть для себя мир других людей Благоприятные особенности мотивации: Готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками; Осознавать себя как личность; Потребность в самовыражении и самоутверждении; Стремление к самостоятельности; Расширение кругозора Негативные характеристики мотивации: Трудности во взаимоотношениях с окружающимиНегативизмКонфликтностьНепринятие мнения и оценок учителя Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. А.Е. Личко Доминирующие черты характера:Повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к дисфории (пониженному настроению с озлобленностью, мрачностью, склонностью к агрессии).Отношение к учебеПостоянные сомнения, чувство тревоги перед возможной ошибкой;Пугают внезапные вызовы к доске, т.к. не может мгновенно собраться с мыслями;Тяжелая и напряженная работа вызывает раздражение, может заплакать от чувства бессилия. Педагогические рекомендации: Чередовать разные виды деятельности, методы, формы и приемы работы;Создавать ситуацию успеха (в которой можно проявить уверенность, твердость, смелость);Оказывать помощь в учебе;Замечать и поддерживать малейшие успехи;Доброжелательно аргументировать выставленные оценки в целях повышения уверенности в себе, изменения самооценки. Доминирующие черты характера:Крайняя изменчивость настроения, безразличие, вспыльчивость, ослабленный самоконтроль, чрезмерная обидчивость и придирчивость к окружающим.Отношение к учебеНепредсказуемость поведения и реакций на реплики и просьбы педагога или родителей. Активная работа на уроках и дома сменяется этапами безразличия к учебным предметам, домашним заданиям.Может переключиться на другой вид деятельности в том случае, если работа его заинтересовала, не надоедает, увлекает. Педагогические рекомендации: Чередовать разные виды деятельности, методы, формы и приемы работы; Устанавливать тесный, доверительный контакт полного взаимопонимания; Давать поручения и задания, отвлекающие от отрицательных эмоций и состояний; Забыть об упреках и наказаниях, действовать исключительно добротой и лаской;Оказывать помощь в учебе. Доминирующие черты характера: Повышенная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности. Робки и застенчивы среди посторонних людей и в необычной для них обстановке. В себе видят множество недостатков, особенно в волевых сферах.Отношение к учебеУчатся из-за нежелания огорчать своих родных и преподавателей, а также из-за определенного страха перед контрольными работами.Боятся и стесняются отвечать у доски. Пугает шум , суета, активность ребят во время перемены. Учеба второстепенное, а главное – это теплые и добрые взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Педагогические рекомендации: Повышать самооценку; Проводить беседы с детальным разбором и анализом ситуаций, помогающие подросткам осознавать свою мнительность и ложное чувство неполноценности; Создавать ситуации самоутверждения в тех сферах деятельности, где они могут проявить себя полно и естественно. Доброжелательно аргументировать выставленные оценки в целях повышения уверенности в себе. Доминирующие черты характера: Полное непостоянство проявлений. Безволие, тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, услужливость, безответственность.Отношение к учебеНа уроках внимание неустойчивое. Домашние задания выполняют неохотно и нерегулярно, знания бессистемны. Важно чтобы успехи в учебе проходили на фоне положительных эмоциональных контактов. Педагогические рекомендации: Усилить контроль за поведением и деятельностью (проверка результативности учебы, совместный физический труд со взрослыми). Создавать ситуации при которых необходимо принимать конкретные решения и нести за них ответственность; Пробудить интерес, уважение к своей личности, собственным положительным качествам, своему будущему. Доминирующие черты характера: Постоянно повышенное настроение, экстравертированность, т.е. обращенность на окружающий мир, открытость для общения с людьми, радость от общения, неорганизованность.Отношение к учебе Легкомысленны и ленивы, не могут сосредоточиться на одном предмете, особенно если требуются определенные длительные усилия. Учебные предметы даются легко, но знания поверхностны. Важен интерес в любой продуктивной деятельности. Педагогические рекомендации: Чередовать разные виды деятельности, методы, формы и приемы работы;Создавать условия в которых проявляется инициатива и энергия, предприимчивость и лидерство, в которых возможно свободное и интересное общение.Создавать ситуации, в которых нужно подчиняться определенным систематическим требованиям. Доминирующие черты характера: Демонстративность , т.е. стремление быть в центре всеобщего внимания, завышенная самооценка, энергичность, обидчивость, учет только собственных желаний.Отношение к учебе Зависит от того, насколько учебная деятельность способствует удовлетворению ведущей установки демонстративных (добиться признания, «блеснуть»);Учеба лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей;Лучше всего ему работается самостоятельно, вне коллектива, вне обязательных рамок. Педагогические рекомендации: Выработать представление о демонстративности своего поведения как доминирующей черте характера, а также умение распознавать ее у окружающих; Учить осмысливать свои мотивы, искать пути рационального удовлетворения своих желаний; Давать выход их эгоцентрическим устремлениям в социально полезной деятельности с учетом их действительных способностей. Жизнь мастерит раму, а картину пишем мы вместе!