Составление предложений по схемам

1 класс.
Тема: Составление предложений. Обведение по контуру, штриховка (интегрированный урок чтения и письма). Летом в деревне (на даче).

Цели:
– формировать умение составлять предложение по схемам;
– развивать мелкие мышцы пальцев рук; внимание; речь; расширять кругозор;
– воспитывать аккуртность.

I. Повторение. Слово и предложение.
«Азбука».
1) - Откройте с. 10-11. Посмотрите, что изображено в верхней части обеих страниц. (Разные дома, жилища людей.)
- Дом - это то, без чего не может обойтись человек. Для чего же человеку нужен дом, жилище?
- Почему так много разных жилищ нарисовано? Каким словом можно назвать 1-е жилище? (Дом, изба, избушка, сторожка.)
2-е вигвам.
- Почему именно так выглядит жилище индейцев?
3-е хижина.
- Почему она выглядит именно так?
4-е вагончик.
- Чье это жилище?
5-е это жилище эскимосов, народов Севера. Оно называется иглу и сделано из прессованного снега, облитого водой.
6-е дом, коттедж, особняк.
2) - Можно сказать так: дом, домик, домишко... А какие еще слова можно образовать от слова ДОМ? Пирог, испеченный дома, ДОМАШНИЙ. Человек, любящий дом, красоту и порядок в доме, ДОМОВИТЫЙ. Тот, кто больше всего любит быть дома, дома сидеть, ДОМОСЕД. А все, кто живет дома вместе, ДОМОЧАДЦЫ. А как в сказках называют существо, которое селится в домах, охраняет дома, но никому не показывается? ДОМОВОЙ.
- Послушайте стихи Ирины Лопухиной и догадайтесь, каким словом (от слова ДОМ) надо закончить каждую вторую строчку.
ГНОМ И ДОМ
Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил... (ДОМ).
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал... (ДОМИК).
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил... (ДОМИШКО).
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой... (ДОМИЩЕ).
Был он стар и был он сед
И большой был... (ДОМОСЕД).
А за печкой, за трубой
Жил у гнома... (ДОМОВОЙ).
Очень строгий, деловитый,
Аккуратный,... (ДОМОВИТЫЙ).
Мох, калину, зверобой
Все из леса нес... (ДОМОЙ).
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас... (ДОМАШНИЙ).
Вечером привык встречаться
Гном с любимым... (ДОМОЧАДЦЕМ).
Вместе посмотреть кино,
Поиграть с ним в домино.
Каждый день соседи-гномы
Навещали деда... (ДОМА).
Всех встречал радушно гном.
Все любили этот... (ДОМ).
- Какое хорошее, теплое слово дом!
3) - Рассмотрите картинку на с. 10. Что вы видите? (Ответы детей.)
- Вы сейчас рассказывали. С помощью чего вы выражали свои мысли? (С помощью предложений.)
-А с помощью слов можно назвать то, что нарисовано? (Да, можно просто перечислить).
-Перечислите, что вы видите. (Дом, окно, труба и т.д.)
-Какие слова вы перечислите, если я скажу:
- Фрукты и ягоды. ( Яблоки, смородина.)
- Плодовые деревья. ( ... )
- Кусты. (...)
- На чистых гранях кубика нарисуйте любой фрукт или ягоду, плодовое дерево, куст.
- Чем же отличается предложение от слова? А от группы слов?
Прописи.
П. Продолжение работы по подготовке руки к письму.
- Откройте с. 4. Сравните два домика в «Азбуке» и в прописях. Как можно назвать домик, который нарисован в прописях? (Это сказочная избушка.)
- Выберите цвет и обведите все линии на рисунке избушки.
- Другим цветом обведите ставни, заштрихуйте в любом направлении.
- Обведите и заштрихуйте кирпичи на печной трубе в разных направлениях.
- На рисунке в прописях тоже нарисована яблоня. Обведите ствол коричневым цветом. Зеленым обведите крону яблони. Обведите и дорисуйте яблоки.
- Обведите контуры елки, заштрихуйте елку вертикально (движениями сверху вниз).
- Слева от домика дерево. Можно ли предположить, какое это дерево? (Трудно, так как нет листьев.) Темные пятна на стволе дерева заштрихуйте горизонтально черным или коричневым цветом.
- Домик обнесен забором. Выберите цвет, обведите забор. Четыре доски заштрихуйте в разном направлении (горизонтально, вертикально, с наклоном вправо и влево).
«Азбука».
III. Продолжение работы с тематическими группами слов.
- Что в руках у дедушки и внука? С помощью чего еще можно обрабатывать землю? (Грабли, тяпка, мотыга...)
- Какое общее название есть у этих предметов? (Садовый инвентарь.)
- Сравните два рисунка на с. 11. Где настоящий, а где игрушечный инвентарь? Почему вы так думаете?
- А вы, когда помогаете на даче (в деревне), каким инвентарем пользуетесь? Расскажите, как вы помогаете взрослым.
- Составьте по картинке предложение о дедушке и внуке. Под картинкой нарисуйте схему своего предложения.
Работа в парах. Дети говорят друг другу свои предложения, проверяют схемы.
- Придумайте предложение про бабушку и внучку по картинке. (Работа в парах.)
- Почему так много работают все домочадцы на своем участке? (Хотят вырастить урожай фруктов и овощей.)
- Какие овощи выращивают на вашем участке?
- Рассмотрите две оставшиеся картинки. Что объединяет эти два рисунка?
- Почему рядом с овощами художник нарисовал большую кастрюлю? Сколько нужно схем для слов-названий?
IV. Составление предложений по схемам. Мы живем на даче. (Мы живем в деревне.) Дедушка копает землю. (Дедушка делает грядку.) Бабушка собирала (собирает) огурцы с грядки (в корзину).
Прописи.
V. Продолжение работы в прописях.
На даче растут не только овощи и фрукты. Для красоты люди сажают цветы, или цветы вырастают сами (одуванчики, ландыши). Запах цветов привлекает насекомых...
- Откройте с. 4–5. Какие цветы нарисованы? (Ландыши.)
- Обведите листочек у всех ландышей зеленым. Заштрихуйте вертикально.
- Зеленым обведите стебельки всех ландышей.
- Черным цветом нарисуйте контуры цветков ландыша.
- По образцу самостоятельно выполните задание на нижней строчке. Направление штриховки выберите сами.
Бордюр: обвести все елочки зеленым, большие елочки заштриховать с наклоном вправо, маленькие вертикально.
VI. Подведение итогов.
- Расскажите, что вы знаете о предложении.
- Для чего нужны слова?