Урок по самопознанию для 10 класса на тему Семья: пролое, настоящее, будущее
План урока самопознания № 3
Школа-лицей №15 г.Астаны
Класс -10-в
Количество учащихся -26
Дата 13.10.2015
Педагог Ниязбекова М.Г.
Тема «Семья: прошлое, настоящее, будущее»
Ценность -Любовь.
Качества - преданность, ответственность, заботливость.
Цель: углубление представлений учащихся о роли семьи в жизни человека, о важности постижения семейных корней через практику общечеловеческой ценности Любовь.
Задачи:
формировать знания о семейных ценностях;
развивать навыки заботливого отношения к близким, преданности семейным традициям;
воспитывать ответственность и уважительное отношение к родным и близким.
Ресурсы:
(материалы,
источники)
Компьютер, интерактивная доска.
Ход урока:
Орг. Момент. Позитивный настрой на Свет.
• Поделитесь своими ощущениями.
• Что вы чувствовали?Проверка домашнего задания. Чтение текста Галины Матвеевой в учебнике на стр.57-59.
Я преподаю в колледже Казахской национальной академии искусств им. Т.Жургенова историю. Вместе с учителем казахского языка Ляззат Керимбаевной мы решили подготовить с ребятами запоминающийся вечер о семье человека. Название придумали вместе: «Судьба семьи в судьбе страны». Крепкая семья-это основа общества, и мы предложили студентам исследовать историю семьи Жубановых. Почему именно Жубановых? Эта фамилия известна в Казахстане каждому, ведь Ахмет и Газиза Жубановы оставили яркий след в истории национального музыкального искусства. Акрап Жубанов, будучи директором Алмаатинского художественного училища, дал путевку в жизнь целой плеяде талантливых художников нашей страны. Многие преподаватели нашей академии были его учениками и стали для своих воспитанников живыми свидетелями истинных ценностей своего учителя. Именно ученики Акрапа Жубанова задали верный ориентир исследованию, в котором студенты открыли для себя сущность служения своему Отечеству, красоту семейных отношений Жубановых, внуки и правнуки которых пошли по стопам своих прекрасных предшественников и тоже принимали участие в поиске. Постигая историю семьи, учащиеся смогли приобщиться к важнейшим семейным традициям, которые привнесут и в свою нынешнюю, и, конечно же в будущую жизнь.
Наши исследователи работали увлеченно и в процессе поиска узнали много интересных фактов из истории семьи. Вот один из них.
Однажды директор школы, в которой учился Акрап, дал ему задание подготовить портрет к юбилею Сталина. Юноша получил ключ от сарая, в котором, по словам директора, было все, что ему нужно: холст, подрамник и краски. В сарае оказались много всякой всячины, в том числе и книги. Чтобы подготовить место для рисования, юноша стал разбирать завалы. Среди множества книг вдруг увидел книгу своего отца – Кудайбергена Жубанова! К тому времени все его труды были уничтожены сожжены или спрятаны по указанию НКВД. Акрап взволновано и торопливо, оглядываясь по сторонам, хотя никого не было, схватил эту книгу. Чувства смешались: обрадовался и в то же время испугался. Ему показалось, что на него смотрит сам Сталин (художник на портрете успел уже изобразить глаза). Машинально сунув руку за пазуху, стал с нетерпением ждать наступления ночи. Когда землю окутала темнота, юноша бегом пустился домой и уже там стал жадно читать. Каждую строчку он воспринимал как завещание близкого человека, не успевшего оставить последний наказ детям. Эта книга Кудайбергена Жубанова передается от поколения к поколению как семейная реликвия.
Такие истории помогли нашим исследователям сделать потрясающие открытия о неумирающих основах настоящей семьи, которые основаны на любви, понимании, преданности…
Наши студенты поняли, что именно высокие семейные ценности помогают раскрыться растущему человеку. Неслучайно талантливы все члены семьи Жубановых, ведь младшие получают лучший человеческий опыт старших как семейную реликвию.
После окончания вечера ребята долго не расходились. Фотографировались. Обменивались впечатлениями…завязался живой разговор с гостями-членами удивительной семьи- о вечных вопросах жизни. И нам показалось, что у каждого участника вечера осталась твердая уверенность в том, что семья-это источник самых главных жизненных достижений человека.
Вопросы:
В чем заключалась красота семейных отношений Жубановых?
Почему история семьи Жубановых вызвала интерес учащихся?
Какие семейные ценности являются основой настоящей семьи?
Как вы думаете, какие отношения должны существовать в каждой семье?
Приведите в пример семьи, которые вызывают у вас уважение? В чем их достижения? Музыка для позитивного настроя, минутки тишины, запись песни «Ты да я, да мы с тобой»
Позитивное высказывание (цитата).
«Семья – это первичная среда, где человек учится творить добро».
Василий Сухомлинский.
В чем смысл этого высказывания? Подарок учителя. Рассказывание истории (беседа).
Послушайте легенду: «В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Глава семьи взял бумагу и долго писал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово» (На листке было написано слово «понимание»).
Вопросы:
Какое слово написал глава семьи? Обоснуйте свой ответ.
Какими семейными ценностями обладала эта дружная семья?
На каких ценностях основываются взаимные отношения в семье?
Как вы думаете, для чего нужно знать историю своей семьи?
Приведите примеры, в проведении каких семейных традиций и обычаев вы принимаете активное участие? Творческая групповая деятельность.
Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждой группе нужно создать проект, в котором необходимо отразить свои представления о главных семейных ценностях, обычаях и традициях, правилах взаимоотношений родителей и детей, старших членов семьи и младших. Группы представляют и защищают свой проект. Можно представить на плакатах.
Групповое пение.
Песня «Ты, да я, да мы с тобой»
слова М.Пляцковского, музыка В.ИвановаТы, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Хорошо, когда на свете есть семья!
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Землю обойдём, потом махнём на Марс,
Может, у оранжевой речки
Там уже грустят человечки.
Потому что слишком долго нету нас.
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже если мы расстаёмся,
Семья ведь всё равно остаётся,
Остаётся с нами навсегда.
Домашнее задание на стр. 60 в учебнике.
Изучите свою родословную. С этой целью обратитесь к семейным фотографиям, архиву, задайте вопросы об истории семьи своим старшим родственникам. Нарисуйте свое генеалогическое древо. Укажите на рисунке главные заповеди вашей семьи.
Заключительная минута урока.
Звучит спокойная музыка. Прошу ребят закрыть глаза, вспомнить, о чём мы говорили на уроке, сохранить в своём сердце всё доброе и хорошее.