Консультация на тему: Психолого-педагогическое сопровождение детей в подготовке к школьному обучению
Поливанова Роза Михайловна
воспитатель высшей квалификационной категории , ДОУ № 36 «Золотой ключик», город Набережные Челны.
Психолого-педагогическое сопровождение детей в подготовке к школьному обучению.
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И в последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленность детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности к школьному обучению» или «школьной зрелости».
Известный отечественный психолог Л.И. Божович еще в 60-е годы XX века указывала, что готовность к школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовность к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.» На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Одной из важнейших задач на этапе дошкольного детства является подготовка ребенка к обучению в школе. Результаты многочисленных исследований и практический опыт обследования выпускников ДОУ показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
У психологов и педагогов вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы.
В настоящее время основной причиной неуспеваемости большинства учащихся, по мнению Непомнящей Н.И. является своего рода их «незрелость», недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.
Часто считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.
Так как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Чтобы понять какова должна быть психологическая готовность ребенка к школе, необходимо знать – что из себя представляет современная школа.
Современная школа - продукт длительного исторического развития, в результате которого закрепились следующие характеристики:
1. Общедоступность. В России все дети имеют отраженное в законе право на образование, которое не является привилегией отдельных слоев населения. Поэтому, обучение в основном ориентировано на “среднего” ученика ни быстрого, ни медленного, ни отличника, ни двоечника. Все перечисленные группы школьников, как правило, в массовой школе переживают некоторые неудобства.
2. Коллективность обучения. С 18 века знаменитый педагог Ян Амос Коменский разработал классно-урочную систему обучения, и оно утратило индивидуальный характер. Следовательно, большое значение имеет обще эмоциональный климат в коллективе, дружеские связи и соперничество между детьми.
3. Объективность оценивания. Отношения школьников и преподавателей строятся на системе оценок. Нередко ребенок смешивает отношение к нему со стороны учителя и оценку, оценку и реальные успехи.
4. Вербальное обучение. Преподавание опосредовано словом, как подача материала, так и проверка знаний осуществляется в языковой форме. Это означает, что необходимой предпосылкой успешного обучения является богатый словарный запас, умение свободно пересказывать и выражать свои мысли.
Несмотря на значительные недостатки, современное начальное образование в России, по мнению многих специалистов, является более эффективным, чем получившие распространение на Западе игровые методы обучения. Для родителей достаточно лишь быть готовым и к новым требованиям и к тому, что в некоторый момент времени ребенок встречается с внешней оценкой в образе начальной школы, которая рассматривает все его жизненные достижения очень узко и строго, а именно: может ли он учиться в тех условиях, которые приняты сегодняшней системой образования, или нет. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.
С проблемой диагностики готовности детей к школе сталкиваются педагоги и практические психологи, работающие в учреждениях народного образования. В разных школах существуют свои способы и методы организации приема детей. Сегодня практически во всех школах определяется уровень готовности к школьному обучению. При этом психолог в меру своей компетентности, теоретических предпочтений использует различный набор методических процедур, позволяющих получить данные о сформированности готовности к школьному обучению.
Овчарова Р.И. перечисляет показатели, которые оценивают школьные психологи:
1. Интеллектуальная готовность;
2. Социально – психологическая готовность;
3. Эмоционально – волевая готовность;
4. Общение (тип нервной системы): тревожные или гиперактивные;
5. Особенности мотивации: реакция ребенка на задание, как он реагирует на свой результат;
6. Динамические характеристики деятельности: импульсивность, истощаемость;
7 Особенности внимания: концентрация, устойчивость;
8. Особенности речи: правильное произношение слов, букв, сформированность фраз;
9. Способы выполнения задания: рассуждает ли, исправляет ли ошибки;
10 Характеристики моторики: ребенок все время торопится, суетится, не дослушивает задание до конца, делает много ошибок, тремор руки (прерывистые линии).
От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие. Для того, чтобы узнать, готов ли ребенок к школе, психологи ДОУ и школ проводят как массовые, так и индивидуальные психологические обследования.
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Поэтому диагностика готовности к школьному обучению, которая проводится в подготовительных группах ДОУ, включает:
- диагностику физиологической готовности, т.е. изучение: общего физического развития; моторики руки; работоспособности; характеристики движений; произвольной регуляции действий.
- диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития: восприятия; памяти; внимания; мышления; речи; круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
- диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение: уровня развития эмоционально-волевой сферы; уровня развития коммуникативных навыков; мотивации к обучению; самооценки.
В ДОУ на данных диагностического обследования строится коррекционно - развивающая работа с воспитанниками, позволяющая устранить пробелы в различных компонентах готовности к школьному обучению.
Список использованной литературы
1. Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе / И.Н.Агафонова // Начальная школа. -1999. - № 1. – С. 14-15.
2. Анастази, А. Психологическое тестирование / А.Анастази // Т.2.- М.: Просвещение, 1982. – 344 с.
3. Войтова, И.Д. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников: Методические рекомендации / И.Д. Войтова, М.А.Гуськова., С.Ю.Лифанова и др.. - Изд-во ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
4. Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л.А.Венгер, А.Л. Венгер - М.: Знание, 1994. - 192 с.
5. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методическая разработка для школьных психологов / Авт.-сост. Венгер А.Л. - М.: Просвещение, 1989. – 220 с.
Заголовок 1Заголовок 615