Практика реализации инноваций по подготовке детей к школьному обучению в условиях учреждений дополнительного образования

Практика реализации инноваций по подготовке детей к школьному обучению в условиях учреждений дополнительного образования


Подготовка детей к школе, сама по себе проблема не новая, в детских садах и раньше ей уделялось огромное значение, так как в дошкольных учреждениях есть все условия для решения этой проблемы. Но на практике вопросы подготовки детей к школе рассматривались довольно узко и сводились к усвоению знаний обязательного базового компонента - элементарных математических представлений и обучению грамоте.
В современном мире школы очень различаются между собой и по программам, и по методам обучения. Поэтому вопрос о готовности и подготовке ребенка к школе стоит особенно остро. Дошкольное образование - основа всей образовательной системы, в процессе которого закладывается личность ребенка, определяющая дальнейшее его развитие.
Подготовка детей к школе в настоящее время осуществляется не только в детских садах, сейчас существует много дошкольных учреждений, ведущих подготовку детей к школе.
В условиях модернизации современной системы образования возникает потребность в обновлении содержания дошкольного образования.
Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих развитию различных направлений в учреждениях дополнительного образования. Инновационная деятельность-процесс, который позволяет перейти на более качественную ступень в образовании при использовании новых методов, программ, технологий. Общая цель внедрения инноваций- достижение высоких результатов в дошкольном образовании, воспитании и развитии личности. В настоящее время вся система образования включена в инновационный процесс.
С 2009 года в МОУ ДОД ЦДТ реализуется интегрированная образовательная программа студии предшкольной подготовки «АБВГДейка», специализирующейся на подготовке детей к школе.
Целью обучения данной студии является развитие разносторонней творческой личности, создание у ребенка целостного представления об окружающем мире. Интеграция же в обучении как цель должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны (Ю.М. Колягин).
Так, направлениями деятельности студии предшкольной подготовки, помимо обучения основным предметам, таким как основы письма и математики, стали: ознакомление с основами безопасности жизни, использование здоровьесберегающих технологий, экологическое образование дошкольников, , интеграция учебного процесса, большое внимание уделяется совместной работе с родителями.
Для активизации позиции семьи в воспитании ребенка вводятся новые формы работы с родителями. По мнению психологов Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина “развитие ребенка происходит только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением. Первым и наиболее значимым окружением ребенка является его семья. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребенка, в том числе и формирование его адаптационных возможностей”. Поэтому, работа с семьей – важная задача образовательной системы в целом и дошкольного и дополнительного образования в частности.
В МОУ ДОД Центр детского творчества г. Балашова при работе с родителями проводятся как общепринятые мероприятия, такие как собрания, диагностико-аналитическое анкетирование при поступлении ребенка в студию предшкольной подготовки, беседы с родителями, в том числе посещение семьи с целью познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для ребенка обстановке, консультации, так и инновационные, одним из которых является творческая гостиная «Мама, папа, я – творческая семья». В творческом процессе таких мероприятий происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные концерты художественной самодеятельности, происходит спокойное, доверительное общение, а родители выступают не как зрители, а как активные участники. Все это способствует заинтересованности родителей в дошкольном образовании детей, проявлению интереса к содержанию занятий, побуждению родителей к анализу тех или иных способов воспитания, повышения их заинтересованности в обсуждении вопросов и решении тех или иных педагогических ситуаций и задач.
Еще одно инновационное направление студии предшкольной подготовки - обучение воспитанников основам безопасности жизни. Современные условия жизни доказывают необходимость введения данного предмета уже детям дошкольного возраста. Воспитание и обучение детей личной безопасности и безопасности жизнедеятельности осуществляются как правило не только на специально организованных занятиях, но и в ходе прогулок, экскурсий, режимных моментов, занятий по другим предметам. Воспитанники студии предшкольной подготовки являются активными участниками и зрителями районного конкурса юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо», который проходит ежегодно. Воспитанники узнают правила личной безопасности на интегрированных занятиях. Примером таких интегрированных занятий могут стать занятия на уроках «Занимательный английский», по темам «Мой дом», где дети повторяют названия предметов домашнего обихода, изучают их названия на английском языке, рисуют рисунки по теме «Мой дом», а на физкультминутках изучают и закрепляют правила поведения в доме, или по теме «Транспорт», где воспитанники изучают название видов транспорта на английском языке, составляют рассказ «Мое путешествие» выполняют аппликацию, а так же изучают правила безопасности на транспорте.
Занятия, построенные на интеграции, дают возможность эффективнее и качественнее подготовить воспитанника к школе и достичь целей программы студии предшкольной подготовки. На таких занятиях воспитанники обучаются не по принципу «меня учат», а по принципу «мы учимся вместе».
Большое внимание уделяется изучению окружающего мира и экологическому воспитанию и образованию. В программу входит раздел «Познаем мир», который направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, о природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы, развиваются познавательные интересы будущего школьника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности, усваиваются правила поведения в природе и обществе, что опять говорит об интегрированности занятий.
Одной из задач учреждений дополнительного образования является охрана жизни и здоровья воспитанников. Из-за плохой экологии ежегодно ухудшается состояние здоровья подрастающего поколения, растет заболеваемость воспитанников зрительными заболеваниями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Поэтому возникла необходимость внедрения в процесс физического воспитания дошкольников оздоровительных технологий. Помимо общепринятых физкультминуток, некоторые занятия проходят в форме игры или в форме совмещенного урока и физкультуры. Так, например, при изучении цветов на уроке английского языка используется игры «Цветик-семицветик» и «Веселый кубик», задачами которых являются не только изучение цветов и оттенков на английском языке, но и общее укрепление организма, мышц спины, сводов стоп. Воспитанники, используя цветные ленты, кубики не только изучают цвета в процессе игры, но и выполняют физические упражнения. Такие занятия формируют привычку к сохранению правильного положения тела во время занятий, помогают сохранить здоровье воспитанников, способствуют гармоничному развитию дошкольников. Практика показала, что занятия с использованием нестандартного оборудования, сделанного своими руками, больше нравится воспитанникам, это способствует благоприятному эмоциональному настрою и повышает интерес к занятиям.
Таким образом, внедрение инноваций – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дополнительного образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению перейти на новую, более качественную ступень развития. Инновации в программе подготовки дошкольников в студии предшкольной подготовки позволяют выполнить цели программы в более полном объеме. В то же время внедрение инноваций требует профессиональной компетентности, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Поэтому весь педагогический коллектив должен находиться в постоянном поиске новых форм работы с воспитанниками и родителями.


Использованная литература:
Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К.,Савинков А.И., Забрамная С.Д. и другие Подготовка ребенка к школе. - М., 1992.
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов - на - Дону,1999.
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М., 2005.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.
Гейци Э.Д. Проблема подготовки детей к школе как один из аспектов реформы образования // Современные проблемы науки и образования. – 2005. – № 2
Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишенев, 1987.
Лисина Н.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопр. психол. 1961. № 3.
Светловская И.С. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении // Начальная школа. - 1990. - № 5. - С.57-60.
Эльконин Д.Б. Из научных дневников // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1989.


15