Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Буслаева Т.И., Заднева З.А.
г. Чистополь, ГАОУ СПО «Чистопольский педагогический колледж»

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребёнка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфофизиологических особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению. В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребёнка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности. Л.А. Венгер под готовностью к школе понимал «определённый набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы. Составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность». Новое отношение ребёнка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И. Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе.
Таким образом, специального внимания заслуживает проблема школьной мотивации – изучения и принятия школьной культуры ребёнком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь.
Мотивация – мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность и определяющие её направленность.
Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определёнными мотивами. В старшем дошкольном возрасте ребёнок резко меняется: совершенствуются психофизиологические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью; возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми знаниями, умениями, навыками. Основой для формирования мотивов учебной деятельности являются любознательность и любопытство, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество – при умелом руководстве – может перерасти в жажду знаний, потребность к познанию.
Однако, в последние десять лет учёные констатируют значительный рост детей, не готовых к школе, не желающих идти в это образовательное учреждение. Психологи и педагоги озабочены тем, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся всё чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счёта ещё до школы. Результаты исследований показывают, что среди современных детей 7-го года жизни школьно-незрелые составляют более 40 %, что в 3 раза больше количества таких детей в 70-е и в 2 раза больше, чем в 80-е годы.
В современном мире проблема мотивационной готовности остаётся нерешённой. По мнению Н.И. Гуткиной, это связано:
- во-первых, с уменьшением числа первоклассников, посещавших до поступления в школу дошкольные образовательные учреждения;
- во-вторых, с утратой единых образовательных программ в ДОУ и отсутствием современных образовательных стандартов, ориентированных на развитие психологической готовности к школе, в том числе и мотивационной;
- в-третьих, со значимым ухудшением состояния здоровья детской популяции, снижением функциональных возможностей детей;
- в-четвёртых, с усложнением учебных требований, предъявляемых школой.
Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков выделяют в структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, шесть групп мотивов:
Социальные мотивы;
Учебно-познавательные мотивы;
Оценочные мотивы;
Позиционные мотивы;
Внешние по отношению к школе и учению мотивы;
Игровой мотив, неадекватно принесенный в учебную деятельность.
Каждый из перечисленных мотивов той или иной степени присутствует в мотивационной структуре готовности детей 6-7 лет к школе, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности.
Проводя мониторинг готовности детей к обучению в школе в нескольких МДОУ г. Чистополя, мы столкнулись с тем, что большинство внешне благополучных старших дошкольников не хотят идти в школу, хотя и обладают частично сформированными элементами учебной деятельности. Анализируя ситуацию, мы пришли к неутешительному выводу: воспитатели подготовительных к школе групп изо всех сил готовят «маленьких школяров», решая узко прагматические задачи (научить детей читать, писать, считать), и мало обращают внимания на их мотивационную готовность к школе.
В своей работе мы использовали методику диагностики ведущей мотивации личности Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова .

Диагностика ведущей мотивации личности в дошкольном возрасте.

Мотив
Характеристик поведения
Ответ на вопрос: «Почему ты хочешь пойти в школу?»

Социальный
Ребенок занимается, потому что это для него важно.
Я хочу пойти в школу
потому, что все дети после детского сада идут в школу.

Учебно-познавательный
Ребенок занимается, когда ему интересно.
Я пойду в школу потому, что там я узнаю много интересного и нового.

Оценочный
Ребенок занимается, когда его хвалят.
Я буду в школе получать только пятерки.

Позиционные
Занимается, когда на занятии используется много пособий, наглядного материала, атрибутов.
Я хочу в шолу потому, что всем школьникам покупаю портфель, тетради, пенал и т. д.

Внешние, не связанные со школой
Занимается, когда на этом настаивают родители, воспитатель.
Я пойду в школу, потому что мам так сказала.

Игровые
Занимается, если занятие построено в виде игры.
В школе можно играть с друзьями на перемене.


Родителям было предложено рассмотреть все мотивы и выбрать из них самый
характерный для ребенка. Этому мотиву мы присваивали ранг1, затем из оставшихся они выбирали второй мотив с рангом 2, таким образом мы ранжировали все мотивы. В итоге для каждого ребенка мы составили список свойственных ему мотивов, проранжированных по степени их выраженности в его поведении и деятельности. Мотивы с рангом 1 и 2 мы считали доминирующими в мотивационной структуре ребенка. По результатам диагностики ведущей мотивации личности дошкольников мы выявили, что у 75% детей доминирующими являются игровой и внешние, не связанные со школой мотивы. И только у 20 % детей доминирующими мотивами являются социальный и учебно-познавательный мотивы.
Для детей с доминирующим социальным мотивом при нормальном развитии познавательных интересов характерны сосредоточенность и внимательность на занятиях, способность попросить помощи и принять ее, занять лидирующее положение в классе.
При недостаточном развитием других УВК возникают трудности в усвоении материала, так как велика вероятность появления таких негативных особенностей, как заниженная самооценка, неуверенность в себе, повышается уровень тревожности, поэтому интерес к школе падет, возникают межличностные конфликты, снижается успеваемость и к третьему классу он может стать неуспевающим.
Помощь такому ребенку заключается в том, что на основе учета сроков формирования социальных мотивов с пяти лет, у детей формируется потребность быть взрослым, выполнять взрослые виды деятельности и воспроизводить взрослые образцы поведения и им надо предоставлять эту возможность.
Для учащихся с доминирующим учебно-познавательным мотивом характерна высокая активность, темп и продуктивность учения в этом случае имеют неровный прерывистый характер: ребенок внимателен и активен только тогда, когда учебный материал для него знаком и интересен; в противном случае он отвлекается и начинает заниматься посторонними делами.
Познавательный мотив является ведущим в дошкольном детстве и начинает формироваться в первые месяцы жизни. Уровень его развития зависит от ряда факторов:
- нормального развития ЦНС;
- стиля семейного воспитания;
- расширения и обращения чувственного, эмоционального, практического опыта ребенка в процессе экскурсий, наблюдений, экспериментирования.
В случае доминирования внешних мотивов при недостаточном развитии социальной и познавательной мотивации велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению.
Игровой мотив по своей природе неадекватен в учебной деятельности, т.к. в учебной деятельности ребенка действуют в соответствии с учебной задачей, поэтому не свободен в этих действиях. Игровые мотивы присущи ролевой игре и определяются самим ребенком. Поэтому доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на формировании успеха в освоении учебного материала и учебной деятельности. Дети с этим ведущим мотивом делают не то, что дано в задании, а то, что им хочется. Они могут приносить из дома игрушки, не выполняют школьных правил, ходить по классу во время урока, комментировать учителя и одноклассников, считают необязательным выполнение домашних заданий. Часто причиной доминирования игровой мотивации является недостаток времени на игровые действия в режиме дня ребенка.
Так же нами было проведено анкетирование родителей детей, поступающих в первый класс, по результатам которого видно, что большинство родителей с опаской отдают своих детей в школу.
Результаты исследования позволили нам сделать вывод, что мотивационная готовность к школе, обеспечивающая становление внутренней позиции школьника и опосредующих ее мотивов учения у исследуемых детей развита недостаточно, что послужило причиной разработки системы педагогической работы с детьми по формированию мотивационной готовности к школьному обучению. При разработке данной системы мы руководствовались рекомендациями В.Г. Семериковой – методиста по дошкольному образованию Управления образования Кунгурского района Пермского края.
Предлагаемая нами методика работы составлена с учетом следующих положений:
Значимость подготовки ребенка к школе.
Значимость психологической готовности школьному обучению.
Мотивационная готовность как один из важнейших компонентов психологической готовности.
Формирование эмоционально положительного отношения к школе.
Наша работа, согласно теориям Л. А. Венгера и Д. Б. Эльконина, осуществлялась поэтапно, в следующих направлениях:
Формирование правильных представлений и общего положительного отношения школе и учению;
Формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий;
Ориентация дошкольников на «школьную» организацию деятельности и поведения;
Признание роли и авторитета учителя.

Система педагогической работы с детьми по формированию мотивационной готовности к школьному обучению

№ п/п
Задачи
Формы организации работ
Результаты

1-е направление – формирование правильных представлений и общих положительных отношений к школе и учению

1
Сформировать у детей первоначальные знания о школе, создать психологическую положительную установку на школу
Рассказ воспитателя о своем первом дне в школе. Рассматривание старого букваря, школьных тетрадей, фотографий родителей. Организация выставки «Наши мамы и папы – школьники»
Расширение знаний детей о мире школьников

2
Обогатить знания детей о школе, познакомить со школьным двором, спортивной площадкой.
Целевая прогулка к школе
Зарождение чувства доверия к школе

3
Раскрыть различные стороны жизни школьников, показать радость детей, идущих в школу
Рассматривание картин о школьной жизни. Посещение линейки, посвященной Дню знаний
Побуждение интереса к различным сторонам школьной жизни

4
Закрепить интерес к разным сторонам школьной жизни
Коллективное создание альбома о школе. Чтение стихов о школе.
Побуждение интереса к школьной жизни.

2-е направление-формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий

1
Вызвать положительные эмоциональные переживания, познакомить с кабинетом первоклассников, школьной библиотекой
Экскурсия в школу. Выставка детских работ после посещения школы
Желание прийти в школу еще раз. Возникновение эмоционально-положительного отношения к школе

2
Познакомить с содержанием школьного обучения
Посещение урока физкультуры в первом классе
Желание пойти в школу, чтобы стать таким же ловким, смелым

3
Познать важность и значимость школьных знаний
Посещение праздника Букваря в первом классе
Желание пойти в школу

4
Закрепить знания о школьных атрибутах
Игра «Первоклассник»
Желание идти в школу

5
Определить уровень информированности о школьной жизни
Рисование на тему «Что я знаю о школе?»
Желание идти в школу

6
Закрепить полученные знания и представления о школе
Создание уголка первоклассника
Интерес к школе, школьным атрибутам

7
Выявить особенности внутренней позиции у детей 6-7 лет
Сюжетно-ролевая игра «Школа». Чтение стихов и рассказов о школе
Новый уровень самосознания

3-е направление – ориентация дошкольников на «школьную» организацию деятельности и поведения

1
Познакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена)
Экскурсия в школу во время перемены. Детское творчество на тему: «В какой школе я хочу учиться»
Желание быть школьником

2
Показать детям образ «хорошего» и «плохого» ученика
Кукольный театр «Как Незнайка в школу ходил»
Знакомство со школьными правилами

3
Закрепить занятия о правилах поведения в школе, на уроке
Игры «Лесная школа», «Сосед подними руку», «Сокол и лиса»
Желание выполнять установленные правила

4
Развивать школьные навыки
Игра, моделирующая школьные ситуации «Школа наоборот»
Принятие решения

5
Уточнить знания о школьной организации
Беседы «Что можно делать в перемену?», «Школа и ее правила»
Усвоение школьных правил поведения

6
Формировать знания детей о школьной дружбе
Чтения рассказов К. Д. Ушинского
Желание иметь школьного друга

7
Помочь лучше подготовиться к школе
Совместные с первоклассниками праздники «Моя любимая книжка», «Мы дружим со спортом», «Вместе весело шагать»
Возникновение содержательных контактов между детьми

4-е направление – признание роли и авторитета учителя

1
Создать образ доброго учителя
Беседа об учителе после посещения школы
Чувство радости после общения с учителями

2
Возбудить чувство доверия к учителю
Встреча учителя с дошкольниками в детском саду
Растущий интерес к учителю

3
Закрепить чувство доверия, интереса к учителю
Организация переписки с учителем
Стремление стать лучше, заслужить одобрение учителя


Заключительным этапом опытно-экспериментальным работы было проведение контрольного среза, продемонстрировавшего положительную динамику детей в мотивационной структуре подготовки детей к обучению в школе. Уровень детей с доминирующими игровыми и внешними мотивами снизился с 75 % до 55%, а с доминирующими социальными и учебно-познавательными мотивами повысился с 20 % до 35%.
Проведенная в конце учебного года диагностика оказала существенные изменения в мотивационной структуре готовности детей к школе и позволила сделать выводы:
1. Поэтапное формирование компонентов внутренней позиции школьника (сначала формирование общего положительного отношения к школе, затем – интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий; ориентация на «школьную» организацию деятельности и поведения) обеспечивает детям сознательное становление этой позиции.
2. Использование разных форм педагогической работы ведет к повышению и сохранению у школьников интереса к школе, учению, формирует желание знать новый социальный статус школьника, стремление активно познавать окружающее пространство в условиях школьного обучения.
3. Оказание помощи родителям в психолого-педагогических вопросах, связанных с формированием мотивационной готовности ребенка к школьному обучению, помогает становлению эмоционально-положительного отношения к школе, как у детей, так и у их родителей.
4. Разработанная нами система педагогической работы по формированию мотивационной готовности ребенка к школе способствовала изменению компонентов внутренней позиции школьника и адекватных ей мотивов учения.
В повторном анкетировании родителей дошкольников, поступающих в первый класс, была также обнаружена положительная динамика. Увеличилось количество родителей (на три человека), готовых с желанием и без боязни отдать своего ребенка в первый класс.
По итогам проведенной работы были предложены педагогические рекомендации педагогам и родителям по формированию мотивационной готовности к школе.
1. Формирование у детей 6-7 лет мотивов учения и положительного отношения к школе наиболее успешно происходит при использовании в учебно-воспитательном процесс разнообразных форм и методов работы, дающих возможность показать разные стороны школьной жизни: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе я хочу учиться»), игры, моделирующие школьную жизнь, совместные с младшими школьниками праздники и т.д.
2. Совместная практическая деятельность взрослых с детьми, сопровождаемая познавательными разговорами на школьную тематику, способствует формированию внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения.
3. При организации игры в «Школу» лучше использовать сюжеты различного содержания. Для поддержания интереса дошкольников к игре рекомендуется ввести роль Незнайки – ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.
4. В формировании у дошкольника мотивационной основы школьного учения решающую роль играет семья, так как отношение ребенка к поступлению в школу во многом определяется отношением к этому событию родителей. Поэтому при планировании работы по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить ознакомлению родителей с особенностями становления у ребенка внутренней позиции школьника и на этой основе формировать позитивный образ современной школы.
5. Для того чтобы взрослый правильно понимал поведение ребенка и управлял им, необходимо проводить ранжирование мотивов учения детей, чтобы знать, какие мотивы доминируют, формировать и поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.



15