Урок русского языка в 5 классе Синтаксис и пунктуация
МКОУ Озерская СШ
имени Заслуженного учителя РФ А.Ф.Дворянинова
Урок подготовила и провела учитель
русского языка и литературы
I квалификационной категории
Акулина Т.В.
2014 – 2015 уч.год
Цель урока: систематизировать знания о простом и сложном предложении, повторить пунктуацию.
Тип урока: урок систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать опознавательные признаки простого предложения , понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные предложения», «Однородные и обособленные члены предложения», что такое обращение; уметь различать простое и сложное предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения.
Метапредметные ( приобретенная компетентность):способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной жизни; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Личностные:осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран
Ход урока
Определение темы и цели урока.
Учитель:
- Чтобы узнать, каково полное название темы урока, нужно отгадать пропущенное слово. Для этого необходимо правильно ответить на все вопросы по повторению. Каждый ответ заключает в себе букву этого слова.
Первая буква в названии части речи, обозначающей предмет. (С)
С какой буквы пишем название падежа, который узнаем по вопросу кто? (И)
С какой буквы пишем название неизменяемой части речи (один из вопросов к ней как?) (Н)
Первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос кем? (Т)
Третья буква в названии части речи, обозначающей действие. (А)
Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета. (К)
Первая буква в названии части слова, стоящая между корнем и окончанием. (С)
Эта буква – самый распространенный союз. (И)
Звук, который мы слышим на конце слова ГРУЗ. (С)
- Итак, какое же слово у нас получилось? (Синтаксис)
Запишите тему урока: «Синтаксис и пунктуация»
- Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. (Повторение изученного, углублять и проверять свои знания, умения и навыки по данной теме.
II. -Вы уже знаете, что «Синтаксис» и «Пунктуация» - это разделы русского языка. Что изучает каждый из этих разделов?
-Запишите ответ на этот вопрос по вариантам и сделайте взаимопроверку.
I вариант - Что изучает «Синтаксис»?
II вариант – Что изучает «Пунктуация»?
(2 слайд: «Установи соответствие»)
- Ребята, нужны ли знаки препинания?
Посмотрим сценку из жизни Незнайки. (Сценка)
Вывод: Итак, знаки препинания помогают нам передать на письме смысл высказывания, его части, интонацию говорящего. Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания.
3.Беседа о видах знаков препинания и о роли каждого вида в предложении.
- Какие знаки препинания по их месту в предложении вы знаете? (Знаки завершения, выделенияи разделения)
-Назовите в стихотворении знаки завершения, выделения и разделения. Какого знак завершения здесь нет?
- Почему стоит тире?
-Что вы знаете из жизни этого знака?
Ученик рассказывает о том, что тире появилось в книгах в конце 18 века. Его ввел Н.М.Карамзин, на земляк.
- Для чего нужны знаки выделения? Что они выделяют?
Прочитайте стихи, написанные симбирскими и ульяновскими поэтами.(Стихи на каждом столе)
Вопрос и задания:
Какое чувство объединяет всех поэтов?
Как поэты называют нашу Родину?
Найдите предложения с обращениями. Выпишите только простые предложения, произведите их синтаксический и пунктуационный разбор.
Проверка. 1-2 ученика читают предложения, объяснябт, остальные слушают, рецензируют ответы. На доске ученики рисуют схемы предложений.
III.Тестирование по изученному материалу.
IV. Подведение итогов урока (рефлексия)
V. Домашнее задание.
Написать сочинение – миниатюру на тему «Зачем нам нужны знаки препинания».
Стихи симбирских и ульяновских поэтов.
Тебе несу стихи, река моя родная,
Они навеяны и созданы тобой.
Д.Садовников
Я недавно простился с вами,
Незабвенные края!
Под чужими небесами
Отцветет весна моя.
Н.Языков
Мой город, как ты дорог мне!
И радуется взгляд:
Весь берег Волги по весне –
Сплошной цветущий сад.
Е.Кувшинникова
Всё родное: и лес, и равнины,
Деревушка и сумрачный бор,
И на фоне далекой картины
Силуэты белеющих гор.
Д.Садовников
Стихи симбирских и ульяновских поэтов.
Тебе несу стихи, река моя родная,
Они навеяны и созданы тобой.
Д.Садовников
Я недавно простился с вами,
Незабвенные края!
Под чужими небесами
Отцветет весна моя.
Н.Языков
Мой город, как ты дорог мне!
И радуется взгляд:
Весь берег Волги по весне –
Сплошной цветущий сад.
Е.Кувшинникова
Всё родное: и лес, и равнины,
Деревушка и сумрачный бор,
И на фоне далекой картины
Силуэты белеющих гор.
Д.Садовников
Самостоятельная работа.
- Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с прямой речью.
1 вариант.
Это моё красное солнышко отвечала Баба Яга
Вдруг кто – то с палубы крикнул акула.
2 вариант.
Пришёл садовник в лес увидел яблоньку и говорит вот хорошее деревце.
Сходи Юленька в магазин попросила бабушка.
Самостоятельная работа.
- Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с прямой речью.
1 вариант.
Это моё красное солнышко отвечала Баба Яга
Вдруг кто – то с палубы крикнул акула.
2 вариант.
Пришёл садовник в лес увидел яблоньку и говорит вот хорошее деревце.
Сходи Юленька в магазин попросила бабушка.
Самостоятельная работа.
- Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с прямой речью.
1 вариант.
Это моё красное солнышко отвечала Баба Яга
Вдруг кто – то с палубы крикнул акула.
2 вариант.
Пришёл садовник в лес увидел яблоньку и говорит вот хорошее деревце.
Сходи Юленька в магазин попросила бабушка.
Самостоятельная работа.
- Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с прямой речью.
1 вариант.
Это моё красное солнышко отвечала Баба Яга
Вдруг кто – то с палубы крикнул акула.
2 вариант.
Пришёл садовник в лес увидел яблоньку и говорит вот хорошее деревце.
Сходи Юленька в магазин попросила бабушка.
Обобщение изученного по разделуArial Black"Синтаксис и пунктуация"Рисунок 1015