Урок русского языка в 10 кл. Синтаксис и пунктуация
Обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цель: обобщение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»; закрепление пунктуационных и орфографических навыков.
Задачи:
- обобщить, систематизировать, закрепить знания по теме «Синтаксис и пунктуация»;
- продолжить работу по совершенствованию умений вести диалог, монолог, навыки работы в группе/паре;
- продолжить работу над повышением уровня культуры письменной речи обучающихся.
Ход урока:
Оргмомент.
Терминологический диктант.
Задача: повторить термины, с которыми будет вестись работа на уроке.
(Это своеобразный входной контроль на данном уроке. В конце занятия проведем подобный диктант, который покажет результативность урока и эффективность подобранного материала, а также уровень усвоения материала.)
Итак, я говорю определения, вы должны написать сам термин.
Итак, № 1 – предложение, которое состоит только из главных членов (нераспространенное)
№ 2 – слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаемся с речью (обращение)
№ 3 – способ связи, при котором главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже (согласование).
№ 4–раздел языкознания, изучающий словосочетание и предложение (синтаксис)
№ 5 – члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же слову и произносящиеся с интонацией перечисления. (однородные).
№ 6 – слова какого-либо лица, переданные от его имени (прямая речь).
№ 7 – сложное предложение, части которого не зависят друг от друга, соединяются сочинительными союзами (ССП).
№ 8 – подлежащее и сказуемое (грамматическая основа предложения).
№ 9 – сложное предложение, части которого связаны без помощи союзов и союзных слов (БСП).
№ 10 – предложение, в котором пропущен какое-либо слово (неполное).
А сейчас обратная работа: я называю термин, вы пишите определение, на работу 2 мин. 1, 5 группы – «двусоставное предложение», «пунктуация»; 2, 4 группы – «словосочетание», «пунктуация»; 3,6 группы – «сложноподчиненное предложение», «пунктуация».
3. Проверка диктанта. (кто – без ошибок: вы готовы продолжать работу, у кого – 1 -2 : вам нужно будет собраться и быть внимательными при выполнении заданий, у кого – 3 и больше: вам следует обратиться к УМК, еще раз повторить данный материал, иначе очень трудно будет воспринимать дальнейший материал урока, вы не сможете уложиться во времени).
Мы повторили некоторые термины по теме «Синтаксис и пунктуация», а сейчас практическая работа.
На партах лежат задания. На листах напечатан весь материал, а задания даны каждой группе/паре свои. Выполняете эти задания, затем начнется проверка. Сначала записываете все в тетрадь, затем кто-то один идет к доске и работает там, а второй готовится отвечать устно, используя записи на доске. На эту работу отводится 10 минут. (Приложение 1)
4. Работа с заданиями в группах/парах.
5. Проверка выполненной работы. Итоги подводятся после выступления каждой пары.
6. Подведение итогов работы всех групп/пар.
7. Терминологический диктант: называется термин, обучающиеся записывают определение.
8. Итоги урока.
9. Выставление оценок.
10. Д/з: подготовиться к тесту по теме «Синтаксис и пунктуация»: повторить еще раз весь материал. Выполнить индивидуальные задания.
Приложение 1
№ 1
Лекарственные препараты оказывают воздействие на организм, и, чтобы это воздействие не обратилось во вред, их нужно принимать только по назначению врача: дело в том, что у разных людей реакция организма на одно и то же лекарство может быть неодинаковой. (2) Например, у некоторых людей бывает аллергия на отдельные вещества, содержащиеся в лекарствах; кроме того, некоторые лекарства нельзя принимать одновременно друг с другом или с определёнными продуктами. (З)Таким образом, принимая лекарства, нужно строго следовать указаниям врача и не превышать рекомендованные им дозы.
№ 2
(1) В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба: ученым казалось, что все описания метеоритов – «небесных камней» – плод фантазии, поскольку камням неоткуда падать. (2) Это очень опасный путь – отрицать всё, что еще не нашло объяснения. (3) Отрицание существования непонятного не раз тормозило развитие науки.
№ 3
В доме моего деда была большая военная библиотека с мемуарами командующих армиями, учебниками и другими книгами о войне. Среди этих книг выделялись несколько одинаковых красных томов, каждый толщиной как два, а то и три кирпича. Назывался весь этот тяжкий бумажный груз «История второй мировой войны». Когда я однажды подростком пролистал только одну из книг, то был поражён, найдя в ней отдельные карты сражений за маленький остров в Тихом океане и за вовсе ничтожный оазис где-то в африканской пустыне. Всё время, сколько смотрел, военные фильмы и слушал уроки истории в школе, война казалась только нашей ведь и названа Великой Отечественной, всё равно, что родная, но разодран был войной на куски, выходило, весь мир, даже неизвестные острова.
№ 4
Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей – из определенных чувств, свойств, понятий.Одного из таких чувств – чувства милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» – даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, отлив милосердия из нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувстваУверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, оно слабеет и атрофируется
№ 5
(1)Старый, обширный, тянущийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении. (2)Зелёными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединённые вершины разросшихся на свободе дерев.(3) Белый колоссальный ствол берёзы, лишённый верхушки, отломленный бурею или грозою, подымался из этой зелёной гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная колонна; косой, остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или чёрная птица. (4)Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную берёзу.
15