урок русского языка в 5 классе Тема: «Новогоднее путешествие». Урок закрепление по теме «Синтаксис и пунктуация»
Открытый урок по русскому языку в 5 классе
Тема: «Новогоднее путешествие». Урок закрепление по теме «Синтаксис и пунктуация»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Форма урока - путешествие
Цели урока:
1.Повторить изученное по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
2. Закрепить умения
- находить в предложении словосочетания по заданным схемам;
- производить разбор простого, сложного предложений, давать характеристику этим предложениям;
-расставлять знаки препинания в простых предложениях с однородными членами предложения, с обращением, с прямой речью;
- расставлять знаки препинания в сложном предложении;
3. развивать творческое воображение, логическое мышление, связную речь; развивать познавательный интерес к предмету "русский язык".
Оборудование: мультимедиапроектор, карточки, запись МП-3, презентация, бортовые журналы.
Ход урока:
Организационный момент : (2 минуты)
Слово учителя: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вводная часть урока:
Минувший год уходит,
И время торопливое не ждёт
Листок последний сорван календарный,
Навстречу нам шагает Новый год.
Встреча Нового года –давняя традиция. Ни в одном другом празднике так ярко не проявляется характер народа, его обычаи и традиции.
Давайте сегодня отправимся в путешествие по миру вместе с Дедом Морозом и узнаем, как встречается Новый Год в разных странах, а заодно повторим материал большого раздела: «Синтаксис и пунктуация» и закрепим умения: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- выделять главные и второстепенные члены предложения;
- находить в предложении словосочетания по заданным схемам;
- производить разбор простого, сложного предложений, давать характеристику этим предложениям;
-расставлять знаки препинания в простых предложениях с однородными членами предложения, с обращением;
- расставлять знаки препинания в сложном предложении;
Каждое путешествие будет у нас происходить поэтапно. Предлагаю всё увиденное заносить в бортовой журнал, который я вам выдала. Лучшие ребята будут поощрены хорошими оценками.
Итак, чтобы отправиться нужно проверить багаж знаний, который нам поможет в пути терминологическим диктантом. (читаются лексические значения, записываются рядом ответы):
Терминологический диктант:( 5 минут)
Как называется подлежащее и сказуемое? (Основа)
Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Кем, чем? (Дополнение)
Главный член предложения, отвечающий на вопросы: О ком, о чем говорится в предложении? (Подлежащее)
Главный член предложения, отвечающий на вопросы: Что делает? Каков? Что сделал? (Сказуемое)
Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Где? Куда? Откуда? (Обстоятельство)
Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Какой? Чей? Который? (Определение)
Предложение, в котором одна грамматическая основа? (простое)
Предложение, в котором несколько грамматических основ? (Сложное)
Члены предложения, отвечающие на один вопрос, являются одним членом предложения, относятся к одному слову (однородные)
Самопроверка[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Багаж знаний проверен, взлетаем[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Итак 1 этап «Индия» используем полученный багаж знаний для выполнения задания.
Жители северной Индии в новый год украшают себя цветами розовых, красных, фиолетовых или белых оттенков. В южной Индии матери помещают сладости, цветы и небольшие подарки на специальный поднос. Утром нового года дети с закрытыми глазами ждут, пока их не подведут к подносу. Только тогда они получают свои подарки.
Найти предложения с однородными членами, определить каким членом предложения они являются. Построить схемы. (5 минут)
2 человека у доски.
Карточка. Допишите предложения, определите, чем выражены однородные члены предложения.
Снег ложился на кусты, на_________, на___________.
Зимой снег на солнышке искрится,___________,____________.
Проверка[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Молодцы!
5. 2этап «Болгария» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1)В Болгарии традиционно встречают Новый год дома. 2)Перед праздником самый младший в доме стоит возле елки и распевает гостям колядки. 3)В благодарность добрые дяди и тети дарят ему подарки. 4)Самое интересное начинается с 12-ым ударом часов. 5)В это время в домах на мгновение гаснет свет для новогодних поцелуев. 6)Только после этого хозяйка начинает разрезать пирог с запеченными в нем сюрпризами. 7)Если досталась монетка - жди богатства, веточка розы - любви.
Работа по группам. Вновь используем свой багаж знаний.(5 минут)
1 группа - выделить обстоятельства в 1,2 предложениях
2 группа – выделить определения в 3, 4 предложениях
3 группа - выделить дополнения в 4,5 предложениях
Проверка([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Обстоятельства:1)В Болгарии, традиционно, дома 2)Перед праздником, в доме, возле елки Определения: 3) добрые 4)Самое интересное, 12-ым Дополнения: 5) для поцелуев 6) пирог, в нем
Молодцы!
Мы вновь в пути очень утомились и пора бы нам поразмяться.(1 минута)
Физкультминутка (музыка)
Внимание! этап Япония. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] В Японии Новый Год празднуется 1 января. Чтобы не впустить злых духов, японцы вешают пучки соломы перед входом в дома. Они полагают, что это приносит счастье. В момент начала нового года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Но что это за схемы, или язык японцев? Предстоит выполнить следующие задания, прежде чем мы отправимся дальше. А пока ребята справляются. 2 человека пойдут к доске выполнять задание по тексту.(5 минут)
1 ученик выписывает из текста 1 простое предложение. Выделите все члены предложения
2 ученик выписывает из текста 1 сложное предложение. Выделите главные члены предложения. Постройте схему.
(11 слайд 2 щелчок) Внимательно прочитайте текст, найдите в нём словосочетания по схемам, запишите
1.прил.+ сущ.
2.нар.+ глаг.
3.глаг.+ сущ.
4.глаг.+ мест.
ЗимаБелый снег, пушистыйВ воздухе кружитсяИ на землю тихоПадает, ложится.
И под утро снегомПоле забелело,Точно пеленоюВсе его одело.
Темный лес что шапкойПринакрылся чуднойИ заснул под неюКрепко, непробудно
Проверка (11слайд 3 щелчок)
Проверка задания у доски.
Молодцы!
5 этап . Финляндия. (12 слайд) (Йолупукки) так зовут Деда Мороза финны. Согласно поверью, в былые времена кроме подарков он приносил еще и розги, а визит свой начинал со слов: "Есть ли в этом доме послушные дети?". Сегодня розги почти исчезли, и все дети получают новогодние подарки. А «главные герои» новогоднего пиршества сливовый кисель и рисовая каша.
Финский Дед Мороз приготовил для нас задание: В своём багаже знаний отыщите, что такое обращение. ( 13 слайд 1 щелчок)Найдите его в предложении и выделите. Определи, какое предложение по цели высказывания. (5 минут)
Не трещите, морозы, в заповедном бору.
Серебристая дорога, ты зовёшь меня куда?
Ну ,заяц ,погоди!
А у доски 1 человек(имя) вспомнит, что такое прямая речь и выпишет из текста предложение с прямой речью, построит его схему.
Проверка ( 13 слайд 3 щелчок)
Молодцы!
6 этап. А теперь держим курс на Родину Деда Мороза и Снегурочки . В Россию.
( 14слайд)
А как же празднуется год в нашей стране? Какие символы новогодние вы знаете? (дети отвечают)
(15 слайд) (2 минуты)
Молодцы, ребята!
Скоро этот праздник придет в каждый дом и мы нарядим новогоднюю ёлку.
Последнее задание у нас будет творческим устным .(4 минут)
Составь небольшой текст по предложенному началу. (Используйте опорные слова) (16 слайд) (подарки, елка, Дед Мороз, каникулы, новогодние угощения, шутки, смех, веселье.) И тогда на нашем уроке ёлочка засияет огоньками.
Скоро Новый год! Это мой самый любимый праздник, потому что
Проверка работ.
Ребята! Вы просто МОЛОДЦЫ! Дед Мороз приготовил вам подарки, сладости и хорошие оценки.(17 слайд)
10. Обсуждение.
- А сейчас давайте обсудим наш полет.
- Цель нашего путешествия достигнута?
- Понравилось путешествие?
- Что запомнилось?
11. Итоги: оценки. Дома: сочинение-миниатюра «Как Новый год встречают в моей семье».
Приложение
Карточка.
Допишите предложение, определите, чем выражены однородные члены предложения.
Снег ложился на кусты, на_________, на___________.
_________________________________________________________________
Карточка.
Допишите предложение, определите, чем выражены однородные члены предложения.
Зимой снег на солнышке искрится,___________,____________.
_________________________________________________________________
Карточка
В Японии Новый Год празднуется 1 января. Чтобы не впустить злых духов, японцы вешают пучки соломы перед входом в дома. Они полагают, что это приносит счастье. В момент начала нового года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году.
Карточка
В Японии Новый Год празднуется 1 января. Чтобы не впустить злых духов, японцы вешают пучки соломы перед входом в дома. Они полагают, что это приносит счастье. В момент начала нового года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году.
Карточка
(Йолупукки) так зовут Деда Мороза финны. Согласно поверью, в былые времена кроме подарков он приносил еще и розги, а визит свой начинал со слов: "Есть ли в этом доме послушные дети?". Сегодня розги почти исчезли, и все дети получают новогодние подарки. А «главные герои» новогоднего пиршества - сливовый кисель и рисовая каша.
Терминологический диктант
Как называется подлежащее и сказуемое? (_________________)
Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Кем, чем? (_____________________)
Главный член предложения, отвечающий на вопросы: Кто или что? (____________)
Главный член предложения, отвечающий на вопросы: Что делает? Каков? Что сделал? (______________________)
Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Где? Куда? Откуда? (_________)
Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Какой? Чей? Который? (______________)
Предложение, в котором одна грамматическая основа? (______________)
Предложение, в котором несколько грамматических основ? (_________________)
Члены предложения, отвечающие на один вопрос, являются одним членом предложения, относятся к одному слову (_________________)
Индия
Найди однородные члены, определи каким членом предложения они являются. Построй схемы.
Жители северной Индии в новый год украшают себя цветами розовых, красных, фиолетовых или белых оттенков. В южной Индии матери помещают сладости, цветы и небольшие подарки на специальный поднос. Утром нового года дети с закрытыми глазами ждут, пока их не подведут к подносу. Только тогда они получают свои подарки.
______________________________________
____________________________________
Болгария
1)В Болгарии традиционно встречают Новый год дома. 2)Перед праздником самый младший в доме стоит возле елки и распевает гостям колядки. 3)В благодарность добрые дяди и тети дарят ему подарки. 4)Самое интересное начинается с двенадцатым ударом часов. 5)В это время в домах на мгновение гаснет свет для новогодних поцелуев. 6)Только после этого хозяйка начинает разрезать пирог с запеченными в нем сюрпризами. 7)Если досталась монетка - жди богатства, веточка розы - любви.
Работа по группам.
1 группа - выделить обстоятельства в 1,2 предложениях
2 группа – выделить определения в 3, 4 предложениях
3 группа - выделить дополнения в 4,5 предложениях
Внимательно прочитайте текст, найдите в нём словосочетания по схемам, запишите
1.прил.+ сущ.________________________________
2.нар.+ глаг.____________________________________
3.глаг.+ сущ.___________________________________
4.глаг.+ мест.____________________________________
ЗимаБелый снег, пушистыйВ воздухе кружитсяИ на землю тихоПадает, ложится.
И под утро снегомПоле забелело,Точно пеленоюВсе его одело.
Темный лес что шапкойПринакрылся чуднойИ заснул под неюКрепко, непробудно
Д\З мини-сочинение «Как Новый год встречают в моей семье»
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Презентация к уроку русского языка в 5 классе.ppt
·Презентация к уроку русского языка в 5 классе.ppt
·Презентация к уроку русского языка в 5 классе.ppt
·Презентация к уроку русского языка в 5 классе.pptГПрезентация к уроку русского языка в 5 классе.pptЂ
·
·
·
·15