Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения
Написание сочинения-рассуждения (часть С) – непростое задание для школьников, т. к. за ограниченное время им нужно проанализировать исходный текст и создать собственное развернутое высказывание, опираясь на авторскую позицию и свое видение проблемы.
Конечно, на уроках литературы школьники анализируют художественные тексты, но прежде чем предложить ученикам самостоятельно проанализировать эпизод художественного произведения, учитель знакомит их с мировоззрением автора, его этическими взглядами, особенностями стиля. На экзамене же ситуация другая: выпускнику могут предложить для анализа текст не знакомого ему автора, и учащийся должен быть готов к этой работе.
Для успешной подготовки учащихся к написанию части С целесообразно полностью разобрать на уроках несколько таких "сложных" текстов.
В качестве примера проанализируем миниатюру Ю. Бондарева "Красавица" (этот текст был предложен на ЕГЭ выпускникам 2009 г.), это поможет подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения.
Я видел это на пригородной танцплощадке. Веселый, горбоносый, гибкий, с фиолетовым отливом черных глаз, он пригласил ее танцевать с таким зверски жадным видом, что она испугалась даже, глянув на него жалким, растерянным взглядом некрасивой девушки, которая не ожидала к себе внимания.
Что вы, что вы!
Разрешите? – повторил он настойчиво и показал крупные белые зубы деланной улыбкой. – Мне будет оч-чень приятно.
Она оглянулась по сторонам, будто в поисках помощи, быстро вытерла платочком пальцы, сказала с запинкой:
Наверно, у вас ничего не получится. Я плохо…
– Ничего. Прошу. Как-нибудь.
Он танцевал бесстрастно, щегольски и, полный холодного высокомерия, не глядел на нее, она же топталась неумело, мотая юбкой, нацелив напряженные глаза ему в галстук, и вдруг толчком вскинула голову – вокруг перестали танцевать, выходили из круга, послышался свист; за ними наблюдали, видимо, его приятели и делали замечания с едкой насмешливостью, передразнивая ее движения, трясясь и корчась от смеха.
Ее партнер каменно изображал городского кавалера, а она все поняла, всю непростительную низость красавца-партнера, но не оттолкнула его, не выбежала из круга, только сняла руку с его плеча и, ало краснея, простучала пальцем ему в грудь, как обычно стучат в дверь. Он, удивленный, склонился к ней, поднял брови, она снизу вверх медленно посмотрела в его зрачки с непроницаемо-презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в своей неотразимости, и ничего не сказала. Нельзя позабыть, как он переменился в лице, потом он отпустил ее и в замешательстве как-то чересчур вызывающе повел к колонне, где стояли ее подруги.
У нее были толстые губы, серые и очень большие, словно погруженные в тень диковатые глаза. Она была бы некрасивой, если бы не темные длинные ресницы, почти желтые ржаные волосы и тот взгляд, снизу вверх, преобразивший ее в красавицу и навсегда оставшийся в моей памяти".
Формулирование проблемы исходного текста
Первый этап работы над сочинением – формулирование проблемы исходного текста.
Следует напомнить учащимся, что проблема – это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Проблема может быть сформулирована как вопросительным предложением (например, "Как влияют перемены погоды на здоровье человека?"), так и повествовательным (например, "Автор обозначает проблему влияния перемен погоды на здоровье человека"). На наш взгляд, целесообразнее ориентировать учащихся на формулирование проблемы в виде вопроса, поскольку так будет легче впоследствии обозначить авторскую позицию, ведь ответ на проблемный вопрос и есть авторская позиция, идея текста.
Зачастую на экзамене учащиеся получают тексты, в которых можно увидеть две и более проблемы (но выбрать и прокомментировать предлагается только одну). Поэтому необходимо объяснить выпускникам, что в сочи нении нужно рассматривать ту проблему, которую легче прокомментировать и по которой у них найдутся более убедительные аргументы.
Попытаемся выделить основные проблемы в тексте Ю. Бондарева. Обратим внимание на заглавие миниатюры: оно говорит о том, что автора волнует проблема красоты.
Как мы понимаем слово красивый? Обратимся к толковому словарю и увидим, что первое значение слова таково: красивый – доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный. Рассмотрим второе значение этого слова: красивый – полный внутреннего содержания, высоконравственный.
Предлагаем учащимся ответить на вопрос: на какое значение слова красивый опирается автор, давая название рассказу, и школьники приходят к выводу: он опирается на второе значение. Теперь можно перейти к формулировке проблемы. Приведем варианты:
Что можно назвать истинной красотой? Именно этот вопрос волнует автора текста.
Какого человека можно назвать красивым? Над этой проблемой автор предлагает задуматься читателю.
Комментарий к проблеме исходного текста
После того как проблема сформулирована, необходимо ее прокомментировать, т. е. разъяснить, подвести читателя к пониманию авторской позиции. Поэтому на втором этапе написания сочинения (комментарии к проблеме) нужно отметить:
насколько проблема актуальна;
обратить внимание на примеры, которые автор приводит для того, чтобы добиться убедительности;
сказать об авторском отношении к изображаемому;
акцентировать внимание на приемах и языковых средствах, при помощи которых автор воздействует на читателей и убеждает их в собственной правоте.
Предлагаем примерные вопросы, которые помогут прокомментировать заявленную проблему текста:
1. Является ли проблема, рассматриваемая автором, на ваш взгляд, актуальной? Почему?
2. В произведении два главных героя. Какой прием построения образов является основным? В чем противопоставлены герои? Почему героя, в отличие от героини, нельзя считать красивым при внешней привлекательности? Какие языковые средства подчеркивают это?
3. Какие чувства автора выражены в произведении?
Сам комментарий может быть таким:
Проблема, заявленная автором, актуальна, потому что многие из нас, стремясь к внешней красоте, забывают о красоте внутренней.
Так и в рассказе Бондарева: красивый внешне молодой человек приглашает некрасивую девушку на танец с единственной целью – посмеяться над ней, унизить ее.
Автор сознательно принижает образ красавца: эпитет "зверски жадным видом" подчеркивает жестокость героя, желающего самоутвердиться за счет более слабого человека, а эпитетом "непростительную низость" выражено авторское возмущение действиями героя, и читателю становится ясно, что нельзя считать красивым человека жестокого, высокомерного, с презрением относящегося к людям.
Антитеза – главный прием построения произведения. Героиня рассказа противопоставлена надменному красавцу: растерянный взгляд, запинающаяся речь и неловкие движения девушки контрастируют с уверенным поведением молодого человека, однако, несмотря на внешнюю некрасивость, девушка одним взглядом приводит его в замешательство и вызывает восхищение повествователя.
Формулирование авторской позиции
Прокомментировав проблему, следует переходить к третьему этапу написания сочинения – формулированию авторской позиции, не забывая о том, что идея текста – это решение заявленнойпроблемы.
Итак, какого же человека можно назвать красивым? Какие качества должны быть присущи красивому человеку?
Авторская позиция может быть сформулирована так:
Решая проблему, автор приходит к такому выводу: нельзя считать красивым человека внешне привлекательного, но душевно холодного, черствого, и наоборот, некрасивый внешне человек может быть внутренне прекрасен. Так, смелость, внутренняя сила, чувство собственного достоинства помогают главной героине рассказа стать красавицей, которую помнят всю жизнь. Таким образом, автор убеждает нас в том, что красота душевная гораздо важнее красоты внешней.
После того как авторская позиция сформулирована, можно переходить к выражению собственного мнения. Для получения максимального балла по критерию К4 (аргументация экзаменуемым собственного мнения о проблеме) учащимся при обосновании собственной позиции необходимо привести два аргумента, один из которых обязательно взят из литературного произведения (художественного, научного, публицистического), другой – "из жизни".
Формулируя собственную позицию, необходимо стремиться к этичности высказывания, поэтому нужно избегать фраз: "Лично я считаю…", "Я согласен с автором", "Автор не прав" и т. д. Уместнее использовать безличные конструкции: "Трудно не согласиться с позицией автора", "С автором можно поспорить" и т. д.
Такой может быть аргументация собственного мнения по заявленной проблеме
С автором трудно спорить, ведь многие писатели убеждают нас в том, что главное в человеке – его внутренняя красота.
Вспомним, например, героиню романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир" Марью Болконскую. При внешней некрасивости, замкнутости она наделена внутренней силой, чувством собственного достоинства. Именно эти качества помогают ей отказаться от брака с безнравственным, но симпатичным ей красавцем Анатолем Курагиным; княжна Марья стремится к созданию семейного очага, но не хочет платить за это унижением своего достоинства.
В том, что внешняя красота не главное достоинство человека, Л.Н. Толстой убеждает нас не только на примере образа Марьи Болконской. Княжне противопоставлена другая героиня романа – эгоистичная красавица Элен. Обладая внешней красотой, эта героиня несет в мир, по словам Пьера Безухова, разврат и зло и вызывает чувство отвращения как у автора, так и у читателя.
"А если это так, то что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?" – задается вопросом и Н. Заболоцкий в стихотворении "Некрасивая девочка", давая понять читателю, что в человеке главное – содержание, а не внешняя оболочка.
Итак, мы еще раз убеждаемся в том, что красота – это прежде всего понятие нравственное.
Вступление к сочинению
Очень часто у учащихся возникает вопрос: с чего нужно начинать сочинение? Следует помнить, что вступление к сочинению должно быть небольшим (2–3 предложения), т. к. экзаменуемые ограничены во времени. Как показывает опыт, неплохо смотрятся вступления, начинающиеся именительным темы. Далее уместны риторические вопросы, наводящие как читателя, так и пишущего на определенные размышления. После таких вступлений школьникам, как правило, легче перейти к формулированию проблемы.
Приведем пример подобного вступления:
Красота… Что мы подразумеваем, произнося это слово? Что такое красота?
И после такого вступления вполне логично перейти к ранее сформулированной нами проблеме.
Написание сочинения-рассуждения по встречной проблеме
Анализируя текст Ю. Бондарева, можно выделить и другую проблему, немаловажную и интересную для комментария (проблемы текста обычно перекликаются, однако нужно постоянно следить, чтобы учащиеся в комментариях не перескакивали с одной на другую и аргументы приводили именно по той, которая заявлена).
Чтобы выделить вторую проблему текста, предлагаем ответить учащимся на такие вопросы:
Чем явилась для героини ситуация, описанная в тексте?
Удалось ли героине выйти из этой ситуации победителем? Почему?
Эти вопросы не представляют трудности для школьников. Очевидно, что ситуация, в которую попадает героиня миниатюры, является для нее серьезным испытанием, однако девушка одерживает моральную победу над самоуверенным красавцем благодаря силе воли и чувству собственного достоинства.
Таким образом, мы выходим на идею текста, сформулировав которую, легко обозначить проблему: "Какие качества помогают человеку выстоять в трудной ситуации?" Над этой проблемой автор и предлагает поразмышлять читателю.
Прокомментировать ее помогут следующие вопросы:
1. Статичен или динамичен образ девушки? Как он меняется от начала к концу произведения?
2. Как меняется авторское отношение к героине? Почему?
3. Каким образом героиня воздействует на молодого человека, который ведет себя недостойно?
Возможный комментарий к выделенной проблеме:
Читая текст, мы наблюдаем удивительную метаморфозу: некрасивая, испуганная, "с жалким, растерянным взглядом" и неловкими движениями, робкая девушка, которую высокомерный кавалер сознательно пытается сделать объектом насмешек, преображается в красавицу, "с непроницаемо-презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в собственной неотразимости".
Сам повествователь удивлен таким превращением: слово "вдруг" ("и вдруг толчком вскинула голову") указывает на неожиданность перемены – поведение героини шокирует как красавца-партнера, так и окружающих ("вокруг перестали танцевать"), а жалость рассказчика сменяется восхищением. И если в начале текста автор называет девушку некрасивой, то в конце, рисуя ее портрет, он говорит: "Она была бы некрасивой…". И автор, и читатель, и окружающие смотрят на героиню уже другими глазами: только у красавицы могут быть ржаные волосы, длинные ресницы и взгляд, который так поражает всех.
Надо отметить, что героиня не только сама с блеском выходит из трудной ситуации, невольно убеждая всех в своей красоте, но и указывает самоуверенному красавцу на низость его поведения; она, преодолевая смущение, стучит ему в грудь, как будто пытаясь задеть холодное, жестокое сердце, и добивается своей цели: молодой человек мгновенно меняется ("нельзя позабыть, как он переменился в лице"). Как же ей это удается?
И теперь можно сформулировать авторскую позицию, которую мы уже обозначили на этапе определения проблемы: "Чувство собственного достоинства, осознание себя как личности делает человека сильным – такова позиция автора. Героиня преодолевает неловкость и робость, как только осознает, что ее человеческое достоинство пытаются унизить, растоптать, и эта внутренняя сила вызывает уважение и восхищение".
Переходим к аргументации по проблеме. Отмечаем, что многие писатели ценят чувство внутреннего достоинства в людях и изображают героев, которые, уважая себя как личность, проявляют силу духа в, казалось бы, безвыходных жизненных ситуациях.
Учащиеся обычно сразу вспоминают юного Петрушу Гринева, отказывающегося присягать самозванцу; мирного Пьера, который, не умея стрелять, вызывает оскорбившего его Долохова на дуэль; Андрея Соколова, способного в плену, в условиях близкой смерти, показать противнику "русское достоинство и гордость". Можно обратить внимание и на героиню повести В. Железнякова "Чучело", сумевшую противостоять толпе и заставившую одноклассников изменить взгляд на мир.
Возможный вариант формулирования собственного мнения по проблеме:
Автору трудно возразить: действительно, чувство внутреннего достоинства – ценное качество в человеке, и в этом нас убеждают многие литературные произведения.
Вспомним героя пушкинской "Капитанской дочки" Петрушу Гринева. Самоуважение, чувство внутреннего достоинства не позволяют ему изменить присяге и перейти на службу к самозванцу, и именно благодаря этим качествам Гринев вызывает симпатию Пугачева и избегает смерти, не теряя при этом чести.
Не теряет чувство собственного достоинства в сложной ситуации и Ленка Бессольцева, героиня повести В. Железнякова "Чучело". Став объектом насмешек и издевательств, эта девочка проявляет огромную моральную силу, и большинство одноклассников впоследствии осознают жестокость и безнравственность своего поведения и проникаются к Ленке уважением.
Итак, мы опять убеждаемся в том, что чувство собственного достоинства делает человека сильным и смелым.
Вступление к сочинению по этой проблеме можно написать, отталкиваясь от жизненного опыта. Помним, что вступление должно подводить к формулированию проблемы.
Возможный вариант вступления:
Каждый человек, наверное, хоть раз в жизни попадает в ситуацию, когда его пытаются унизить, оскорбить, поэтому проблема, которую решает автор текста, актуальна. Как должен ощущать себя человек, чтобы не сломаться и достойно выйти из трудного положения, одержать моральную победу над противником?
Обучая школьников написанию сочинения-рассуждения, необходимо работать над развитием их речи. Обычно учителя на начальном этапе такого обучения предлагают ученикам клише, которые помогают сформулировать проблему, авторскую позицию и т. д. (приложение).
Бывает, что учащиеся, особенно слабые, испытывают затруднения, когда приходится анализировать качества героев или чувства автора, поэтому целесообразно перед уроком подготовки к написанию сочинения-рассуждения в качестве домашнего задания предложить ученикам поработать со словарем и выписать значение слов, понятий, необходимых для написания сочинения.
При такой систематической работе у школьников расширяется словарный запас, им становится легче формулировать мысли.
Написание сочинения-рассуждения – самое трудное, но и самое "дорогое" задание ЕГЭ по русскому языку (35% первичных баллов дается именно за него), и при постоянной вдумчивой и кропотливой работе над анализом текста можно подготовить учащихся к успешному выполнению этого задания.
КЛИШЕ, помогающие учащимся написать сочинение-рассуждение по тексту Ю. Бондарева
Что мы подразумеваем, произнося это слово?
Каждый человек, наверное, хоть раз в жизни попадает в ситуацию
Формулирование проблемы.Что такое …? Какого человека можно назвать …? Именно эта проблема волнует автора.
Какие качества помогают человеку …? Какие особенности характера делают человека …? Над этими вопросами автор предлагает поразмышлять читателю.
Комментарий к проблеме.
Эта проблема актуальна, потому что каждый из нас…
Антитеза – главный прием…
Красота внешняя в рассказе Бондарева противопоставлена…
Прибегая к эпитетам… автор принижает образ красавца.
Читая текст, мы наблюдаем чудесное превращение…
Если в начале текста автор называет девушку некрасивой, то в конце…
Героиня не только убеждает всех в собственной силе и красоте, но и указывает молодому человеку на…
Формулирование авторской позиции.такова позиция автора.
вот идея текста.
Автор убеждает читателя в том, что…
Формулирование собственного мнения о проблеме.
Трудно не согласиться с позицией автора, ведь действительно…
Вряд ли можно усомниться в авторской правоте…