Тезисы на тему Формирование навыка безошибочного письма у учащихся 3 класса через использование обучающих диктантов


Формирование навыка безошибочного письма у учащихся 2 – 3 класса через использование обучающих диктантов
Алешко Валерия,
студентки 4б группы
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Орфография как система единообразного написания слов и их сочетаний имеет большое значение. Высоким уровнем письменной, в том числе и орфографической грамотности должен владеть каждый ученик. Это необходимо не только для успешных занятий по русскому языку, но и для полноценного усвоения других школьных предметов.
Достижение высокого качества орфографических навыков является одной из наиболее сложных задач обучения русскому языку. Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен прежде всего учитывать психологическую природу орфографического навыка.
Основу каждого орфографического навыка составляют вполне определенные знания и умения. С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две группы, предложенные М.Р. Львовым:
навыки, формируемые на фонетико - словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов);
навыки, формируемые на морфолого - синтаксической основе (правописание окончаний)
Но и в той и другой группе центральное место занимает умение увидеть орфограмму, то есть орфографическая зоркость, которая невозможна без понимания сущности орфограммы.
Особой разновидностью речевого навыка является орфографический навык. Орфографический навык - это навык письменной речи. Когда человек пишет письмо или книгу, он задумывается над содержанием того, о чём пишет, а не над орфографией каждого слова. Актуально осознает то, что находится в светлой точке сознания, т.е. является целью деятельности
Действенным средством формирования орфографических навыков учащихся является диктант. Диктант - вид письменной работы, во время которой учитель диктует текст, а ученики пишут самостоятельно, без посторонней помощи, без опоры на какие-либо вспомогательные средства. Они руководствуются только ранее приобретенными теоретическими знаниями по грамматике, изученными орфографическими правилами и навыками написания, сложившимися раннее. [8]
Диктанты проводятся по связному тексту. Текст должен быть понятен учащимся, интересен по содержанию и форме изложения, должен давать новую информацию об окружающем мире, воспитывать. При работе над диктантами с изменением текста учащиеся нуждаются в дополнительном времени, поэтому диктовать нужно медленнее, чем обычные диктанты. [4, с 6]
Диктант является не только действенным средством контроля, учета знаний и навыков, а также одним из главных приемов обучения грамотности. Кроме специальных умений работа с текстом при написании диктантов разных видов предполагает развитие коммуникативных умений: понимание и определение темы текста, определение основной мысли, объяснение значения и целесообразности использования языковых единиц, построение устных высказываний типа рассуждения при написании объяснительных диктантов. [9, с 7 – 8]
Диктант как вид орфографического упражнения имеет свою специфическую ориентировочную основу. Изучая орфографическое правило и закрепляя его упражнениями, ребёнок имеет возможность «пошаговой» реализации действий с языковым материалом.
Такие виды диктовок развивают слуховое восприятие текста, т.е. учащиеся учатся определять орфограмму на слух. А это очень ценно, т.к. потом развитое слуховое восприятие орфограмм помогает ученикам грамотно писать диктанты. [6]
Также, существуют нормы слов для написания диктантов, которые определены ФГОС НОО:
количество слов для 2 класса: 30 – 40 слов;
количество слов для 3 класса: 50 – 65 слов.
Количество слов в диктанте указывается после текста.
Виды диктантов обусловлены тем, что они являются новыми, современными для формирования навыка безошибочного письма, т.к. педагоги практически не практикуют данные диктанты, что является новизной использования и реализации данного сборника. [11]
Список литературы:
Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы). Москва: Издательство «Академия», 2013.
Вакулина Н. Е. Диктант как приём обучения орфографии, пунктуации, развития речи учащихся: учеб.-метод. Пособие – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ФЛИНТА, 2012.
Виды диктантов. Методика их проведения. URL:http//bibliofond.ru (дата обращения 24.10. 2015)Воробьёва И.А. Словарные диктанты для 3 класса «Школа России». URL:http://nsportal.ru (дата обращения: 12.03.2016)Дипломная работа Черновой О.Н. Формирование орфографических навыков у младших школьников. Минск, 2014
Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий у школьниковКалинкина Л.А. Формирование орфографической зоркости. URL:http://nsportal.ru (дата обращения 16.11.2015).М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. Методика преподавания русского языка в начальной школе. 2007 Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.Узорова О. В. Диктанты и изложения по русскому языку: 1 – 4-й кл. – М.: Астрель, 2006.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/documents/922 (дата обращения: 24.11.2015