Статья Современные требования к созданию предметно-развивающей среды 
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ В ДОУ.
Болдырева Н.М.
воспитатель ДОУ №216 ОАО "РЖД"
Все  дети,  как  известно,  разные,  и  каждый  дошкольник  имеет  право  на собственный  путь  развития.  Поэтому  нам  педагогам  необходимо  создать условия  для  воспитания,  обучения и  развития детского  коллектива в целом, а также,  предоставить  каждому  воспитаннику  возможность  проявить индивидуальность  и  творчество.  Одно  из  важных  условий  воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении  –  правильная организация предметно - развивающей среды. Вопрос  организации  предметно-развивающей  среды  ДОУ  на сегодняшний  день  стоит  особо  актуально.  Это  связано  с  введением  нового Федерального  государственного  образовательного  стандарта  (ФГОС)  к структуре  основной  общеобразовательной  программы  дошкольного образования.            В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции  образовательных  областей  и  в  соответствии  с возрастными возможностями  и  особенностями  воспитанников.  Решение  программных образовательных  задач  предусматривается  не  только  в  совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
1.  предметно-развивающая  среда  обеспечивает  максимальную реализацию образовательного потенциала.                                                                                                                                2. доступность среды, что предполагает:                                                                                                         а).  доступность  для  воспитанников  всех  помещений  организации,  где осуществляется образовательный процесс.                                                                                    б).  свободный  доступ  воспитанников  к  играм,  игрушкам,  материалам,                       пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
В  соответствии  с  требованиями  ФГОС  к  структуре  основной общеобразовательной программы ДОУ среда должна:                                                                    а)  соответствовать  принципу  развивающего  образования,  цель  которого  -развитие ребенка;                                                                                                                            б)  сочетать  принципы  научной  обоснованности  и  практической применимости;                                                                                                                                          в)  соответствовать  критериям  полноты,  необходимости  и  достаточности (позволять решать поставленные образовательные цели и задачи только на необходимом  и  достаточном  материале,  максимально  приближаться  к разумному минимуму);
в)  обеспечивать  интеграцию  образовательных  областей  в  соответствии  с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
г) предусматривать  решение  программных  образовательных  задач  в совместной  деятельности  взрослого  и  детей  и  самостоятельной деятельности  детей  не  только  в  рамках  непосредственно  образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
д)   предполагать  построение  образовательного  процесса  на  адекватных возрасту формах взаимодействия педагога с детьми;
е)  в  полной  мере  обеспечивать  условия  для  поддержки  и  развития  игровой деятельности  детей  с  учетом  возрастных,  гендерных,  индивидуальных потребностей, интересов и способностей. Как  известно,  основной  формой  работы  с  дошкольниками  и  ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают  повышенный  интерес  к  обновлению  предметно-развивающей среды ДОУ.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом,  чтобы  дать  возможность  наиболее  эффективно  развивать индивидуальность  каждого  ребёнка  с  учётом  его  склонностей,  интересов, уровня активности. Необходимо  обогатить  среду  элементами,  стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.  
 
                                                                                                                    Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел  возможность  свободно  заниматься  любимым  делом.  Размещение оборудования  по  секторам  (центрам  развития)  позволяет  детям  объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование (см. Рис.1.).
             
Рис.1. Центр художественного и театрального творчества
Обязательными  в  оборудовании  являются  материалы,  активизирующие
познавательную  деятельность:  развивающие  игры,  технические  устройства  и игрушки,  модели,  предметы  для  опытно-поисковой  деятельности,   роботы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций (Рис.2.).
                                                                                                                                  
Рис.2. Центр экспериментирования и природы
Необходимы  материалы,  учитывающие  интересы  мальчиков  и  девочек, как  в  труде,  так  и  в  игре.  Мальчикам  нужны  инструменты  для  работы  с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в  игре  девочкам  потребуются  предметы  женской  одежды,  украшения, кружевные  накидки,  банты,  сумочки,  зонтики  и  т.  п.;  мальчикам  -  детали  военной  формы,  предметы  обмундирования  и  вооружения  рыцарей,  русских богатырей, разнообразные технические игрушки (Рис.3.).
       
Рис.3. Игровой и строительно-конструктивный центр
Важно  иметь  большое  количество  подручных  материалов  (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения  различных  игровых  проблем).  В  группах  старших  дошкольников необходимы  так  же  различные  материалы,  способствующие  овладению чтением,  математикой:  печатные  буквы,  слова,  таблицы,  книги  с  крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами. Так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников,  школьные  принадлежности,  фотографии  школьников  –  старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
                    
                                                                                                      
Рис.4. Центр занимательной математики
Необходимыми  в  оборудовании  старших  дошкольников  являются материалы,  стимулирующие  развитие  широких  социальных  интересов  и познавательной  активности  детей.  Это  детские  энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Насыщенная  предметно-развивающая  и  образовательная  среда становится  основой  для  организации  увлекательной,  содержательной  жизни  и разностороннего  развития  каждого  ребенка.  Развивающая  предметная  среда является  основным  средством  формирования  личности  ребенка  и  является источником его знаний и социального опыта. Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1.  Среда  должна  выполнять  образовательную,  развивающую, воспитывающую,  стимулирующую,  организованную,  коммуникативную функции.  Но  самое  главное  –  она  должна  работать  на  развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
   
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3.  Форма  и  дизайн  предметов  ориентирована  на  безопасность  и  возраст
детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5.  В  каждой  группе  необходимо  предусмотреть  место  для  детской экспериментальной деятельности.
6.  Организуя  предметную  среду  в  групповом  помещении  необходимо учитывать  закономерности  психического  развития,  показатели  их  здоровья, психофизиологические  и  коммуникативные  особенности,  уровень  общего  и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.
            
7.  Цветовая  палитра  должна  быть  представлена  теплыми,  пастельными тонами.
                    
8.  При  создании  развивающего  пространства  в  групповом  помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
                   
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от  возрастных  особенностей  детей,  периода  обучения,  образовательной программы.
                                       
Важно,  что  предметная  среда  имеет  характер  открытой,  незамкнутой системы,  способной  к  корректировке  и  развитию.  Иначе  говоря,  среда  не только  развивающая,  но  и  развивающаяся.  При  любых   пополнять  и  обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким  образом,  создавая  предметно-развивающую  среду  любой возрастной  группы  в  ДОУ,  необходимо  учитывать  психологические  основы конструктивного  взаимодействия  участников  воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Литература
1.  Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы
/ Л. Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.
2.  Кирьянова  Р.  А.  Принципы  построения  предметно-развивающей  среды  в
дошкольном  образовательном  учреждении  /  Р.  А.  Кирьянова//  Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.
3.  Марецкая  Н.  И.  Предметно-пространственная  среда  в  ДОУ  как  стимул
интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника
/ Н. И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
4.  Нищева  Н.  В.  Предметно-пространственная  развивающая  среда  в  детском
саду.  Принципы  построения,  советы,  рекомендации  /Н.  В.  Нищева  //
Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.