Доклад Психолого-педагогические аспекты обучения чтению и развитию речи по карточкам Проппа
Министерство Образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное учреждение Управления образованием г. Нерюнгри
Доклад
На тему: «Психолого-педагогические аспекты обучения чтению и развитию речи по карточкам В.Я. Проппа учащихся с нарушением интеллекта»
Учитель русского языка и литературы
МОУ-Специальной (коррекционной)
школы-интерната VIII вида г. Нерюнгри
Третьякова Светлана Ивановна
2008 г.
Оглавление
Оглавление2
Введение3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты обучения чтению и развитию речи школьников с нарушением интеллекта
1.1 Характеристика речевого развития умственно отсталых детей.4
1.2 Психологические основы методики обучения чтению и развитию речи..5
Глава 2. Развитие речи путем обучения сочинению сказок
2.1 Задачи и содержание работы по речевому развитию путем обучения сочинению сказок 8
2.2 Система В.Я. Проппа..9
2.3. Методика развития речи по сказкам16
Заключение22
Список используемой литературы..25
ПРИЛОЖЕНИЕ ...26
Введение
Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники, период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития, возникающей из-за поражения центральной нервной системы на разных этапах внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде развития ребенка.
Так как психические процессы проявляются и формируются в речевой деятельности, то их взаимосвязь несомненна и формирование высших психических функций возможно только с опорой на речь.
Умение правильно и понятно выражать свои мысли служит не только базой общения, выполняет коммуникативную функцию, но и, в условиях специальной школы, во многом обеспечивает коррекцию высших психических процессов, т.е. помогает решению главной задачи этого типа школы – коррекции недостатков интеллектуального развития умственно-отсталых детей, и, в конечном счете, способствует социальной адаптации учащихся.
Традиционно считается, что речевые навыки умственно отсталых учащихся формируются в начальных классах. Поэтому проблемы развития основных функций речи старшеклассников, в том числе в рамках учебного диалога, остаются малоизученными. Учитывая значимость этих функций речи для речевой и социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта, возникла необходимость разработки практико-ориентированной методики, направленной на развитие речи таких детей на уроках чтения и развития речи путем обучения сочинению сказок.
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты обучения чтению и развитию речи школьников с нарушением интеллекта.
Характеристика речевого развития умственно отсталых детей
Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Уровень речевого развития большинства детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие. У этих детей могут наблюдаться все формы нарушения речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д.).
Расстройства речи у детей с нарушением интеллекта проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь, как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У детей отмечается несформированность импрессивной речи, когда обнаруживается несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа и синтеза; и экспрессивной речи, при которой отмечается недифференцированность движений артикуляционного аппарата как по месту образования, так и по положению органов артикуляции.
У умственно отсталых детей оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий; отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, что является следствием недоразвития эмоционально-волевой сферы. Эмоции умственно отсталых детей отличаются недостаточной дифференцированностью, характерной нестабильностью и резкими перепадами в настроении, что устойчиво влияет на все формы социальных контактов с окружающими людьми. Такому ребенку сложно установить контакты с людьми как в сфере делового, так и личного общения, они не уверены в себе, ощущают беспокойство, неудовлетворенность собой и окружающим миром. Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.
При умственной отсталости в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный. При этом наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Сенсомоторный уровень речи у умственно отсталых детей страдает по-разному. К страшим классам у большинства школьников происходит коррекция нарушений сенсомоторного и моторного уровней речи, полное устранение нарушений фонематической стороны речи (звукопроизношения, просодических компонентов). В то же время языковой и смысловой уровни развития речи у этих детей не достигают нормы.
Нарушения речи умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим направлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.
Психологические основы методики обучения чтению и развитию речи
Чтение – это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод
буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации.
Умение читать включает в себя соотнесение зрительного образа речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с ее слухоречедвигательным образом и последнего с его значением. Триединство этого процесса сохраняется при любом виде чтения, будь то чтение вслух или про себя. В первом случае речедвигательный компонент реализуется во внешне выраженной речи; во втором случае – во внутренней речи.
По мере расширения читательского опыта и совершенствования навыка быстрого чтения промежуточный компонент начинает играть все меньшую роль, а зрительный образ речевой единицы все в большей степени напрямую соотносится с ее значением. Однако, как показали исследования психологов, на этапе становления синтетических способов чтения огромное значение для понимания читаемого имеет то, что осуществляется оно с внешним артикулированием или скрытым. И чем менее сформирована техника чтения, тем важнее роль громкого проговаривания. Именно оно помогает начинающему читателю осознать буквенные символы и связать их с наполненной смыслом устной речью, которой уже давно владеет. Данная психологическая закономерность обуславливает такой подход, когда детей вначале учат чтению вслух и только затем переводят на чтение про себя как более продуктивный способ усвоения письменной информации. Особенно это важно в отношении умственно отсталых детей, для которых скрытого артикулирования явно недостаточно для установления связи между зрительным, слухоречевым и смысловым компонентами.
Минимальной единицей, которая подвергается осмыслению опытным чтецом, является синтагма, выражающая наряду с лексическим значением и смысловые отношения (в словосочетании «золотая голова» каждое слово имеет определенное значение, а подлинный смысл синтагмы – оценка качества ума и т.д.)
Смысловая переработка прочитанного происходит на уровне не только речевых единиц, которые воспринимаются зрительно, но и того материала, который прогнозируется. Смысловая догадка при этом может возникнуть на основе прочитанного слова, синтагмы, предложения.
Психологи выделяют в становлении навыков чтения три этапа: аналитический, синтетический и автоматизированный. На первом этапе зрительно воспринимаемой единицей является буква или слог. Поле зрения ученика в этот период еще очень ограниченно. Понимание значения прочитанного слова существенно отстает от его произношения, так как требуется время, чтобы присоединить один слог к другому, воспроизвести слово и только после этого «узнать» его.
Но уже на данном этапе, освоив послоговое чтение, ребенок предпринимает попытки догадаться о слове в целом, основываясь на первом слоге. Но поскольку смысловая догадка не работает на уровне слога, школьник, как правило, ошибается. Однако наличие желания угадать слово свидетельствует о стремлении ученика к сознательному чтению.
На этапе синтетического чтения единицей становится слово. Время прочтения предложения заметно сокращается и приближается к моменту произнесения последней речевой единицы в структуре синтагмы или предложения. Продолжает развиваться и процесс прогнозирования. Основываясь на прочитанном слове, этот процесс становится более успешным, хотя возможность ошибок не исключается. Но, как правило, эти ошибки не приводят к нарушению общего смысла читаемого, так как дети получают возможность ориентироваться на ранее почитанный контекст. Эта тенденция к использованию смысловой догадки проявляется и у умственно отсталых детей, хотя у них, в отличие от учащихся массовых школ, она может превратиться в угадывание и на данном этапе, в результате чего нарушается смысл прочитанного (упал в воду и стал - читают вместо тонуть - тянуть). В любом случае не стоит резко одергивать ученика, потому что сама тенденция очень позитивна. Она – залог развития навыка беглого чтения.
Единица чтения автоматизированного этапа – синтагма или предложение. Понимание начинает опережать процесс произнесения читаемого, поскольку определенный отрезок текста зрительно схвачен и осмыслен быстрее, чем произнесен. Вероятностное прогнозирование, которое на данном этапе осуществляется на уровне синтагмы или предложения, оказывается почти безошибочным. Учащиеся полностью овладевают навыком беглого чтения.
В обучении умственно отсталых детей все три этапа хорошо прослеживаются, поскольку они растянуты во времени. Однако, как показывает опыт, не все умственно отсталые ученики достигают автоматизма в чтении. Причинами, тормозящими развитие тех характерных признаков процессов чтения, которые свойственны данному этапу, являются нарушение осознания читаемого, слабое развитие смысловой догадки.
Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи приводят к нарушению сознательного чтения. Учащиеся испытывают трудности в осмыслении причиной зависимости явлений, в установлении последовательности событий. Даже имеющийся у детей прошлый опыт не всегда способствует правильному усвоению содержания произведения. Нередко случайные ассоциации активизируются в результате совпадения внешне сходных моментов (название текста, сходное восклицание и т.д.), что резко искажает понимание смысла рассказа. Для умственно отсталых детей характерно также фрагментарное усвоение читаемого материала. Этот недостаток усугубляется с увеличением числа действующих лиц и мест действия. В таком случае, как правило, учащиеся сокращают их количество, приписывают одному герою действия другого. Нарушение наглядно-образного мышления приводит к неточному, а иногда и к искаженному представлению ситуаций, описанных в рассказе. Бедность словаря учащихся, неточное понимание многих слов, непонимание словосочетаний, употребленных в переносном значении, делают еще более затруднительным усвоение содержания читаемого.
Глава 2. Развитие речи путем обучения сочинению сказок
2.1 Задачи и содержание работы по речевому развитию путем обучения сочинению сказок умственно отсталых детей
Дети с умственной отсталостью развиваются по тем же законам, что и их сверстники с нормальными интеллектуальными возможностями, их жизнь и социальный опыт складываются под влиянием общественных отношений и связей, поэтому направленное формирование речи у этой категории детей следует так же рассматривать в контексте развития навыков коммуникации и общения.
Именно в общении ребенок получает возможность самопредъявления, а по его форме можно судить о коммуникативных умениях, свойствах и чертах личности.
Для умственно отсталого ребенка чрезвычайно важен не только сам процесс участия в общении, но и, прежде всего, понимание ситуации, при которой этот процесс происходит. Без направленного создания ситуаций общения (только за счет формального усвоения основ языка) добиться успешных результатов в коммуникативных (ситуативных) умениях у детей с интеллектуальным недоразвитием вряд ли возможно.
Таким образом, очевидна необходимость обучать их технологиям общения, формировать коммуникативные умения и навыки через уроки чтения и развития речи. Развитие речи путем обучения сочинению сказок носит элементарно-практический характер и направлено на разрешение следующих основных задач:
- обучение школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
- формирование умения самостоятельно разбираться в содержании прочитанного;
- коррекция и совершенствование различных форм устной и письменной речи;
- уточнение, обогащение и активизирование словарного запаса учащихся;
- формирование нравственных качеств школьников.
Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредотачивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме.
Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом на основе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, на обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений.
Дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.
При анализе произведения очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
2.2 Система В. Я. Проппа
Как уже было упомянуто выше, наши уроки развития речи посвящены сказкам, а именно, волшебным сказкам. Сказка – наиболее любимый для всех детей жанр. Занимательность сюжета, последовательность его развития, четкость и определенность характеров персонажей, постоянные повторы слов и выражений облегчают понимание содержания сказки даже учащимися коррекционной школы.
В сказке заложена огромная воспитательная сила, моральные принципы не декларируются в ней, а выражаются в ярких образах и поступках героев. Это усиливает воздействие сказки на душу ребенка.
Сказка становится благодатным материалом для развития у детей связной устной речи. Ее композиционная четкость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для тренировки в передаче, прежде всего, содержания.
Несмотря на доступность жанра, учащиеся специальной школы встречаются с некоторыми трудностями в понимании сказок. Сосредотачиваясь на внешней стороне фабулы, большинство детей бывают не в состоянии понять основную мысль, а при пересказе делают пропуски важных смысловых звеньев.
Мы предпринимаем межсюжетное сравнение сказок. Для сравнения выделяем составные части волшебных сказок по особым приметам и затем сравниваем сказки по их составным частям. В результате получается описание сказки по составным частям и отношению частей друг к другу и целому.
Сказки обладают одной особенностью: составные части одной сказки без всякого изменения могут быть перенесены в другую. Именно эту закономерность заметил и исследовал русский ученый-фольклорист Владимир Яковлевич Пропп.
Книга В .Я. Проппа «Морфология сказки» была издана в 1928 году. Это исследование в некоторых отношениях намного опередило свое время: абсолютный масштаб научного открытия В.Я.Проппа стал очевиден только после того, как в филологические и этнологические науки внедрились методы структурного анализа. В настоящее время «Морфология сказки» - одна из самых популярных книг в мировой фольклористике.
Изучая специфику волшебной сказки, В.Я. Пропп исходил из того, что диахроническому (историко-генетическому) рассмотрению сказки должно предшествовать ее строгое синхроническое описание. Разрабатывая принципы такого описания, В.Я.Пропп поставил перед собой задачу выявления постоянных элементов (инвариантов), наличествующих в сказке и не исчезающих из поля зрения исследователя при переходе от сюжета к сюжету. Открытые В.Я Проппом инварианты и их соотношение в рамках сказочной композиции и составляет структуру волшебной сказки.
Первая и важнейшая операция, которую Пропп проделывает с текстом, - это его разбиение, сегментация на ряд последовательных действий. Исходя из этого, «содержание сказки может быть пересказано в коротких фразах, вроде следующих: родители уезжают в лес, запрещают детям выходить на улицу, змей похищает девушку и т.д. Все сказуемые дают композицию сказок, все подлежащие, дополнения и другие части фразы определяют сюжет» (В.Я.Пропп). Здесь подразумевается конденсация содержания в ряд коротких фраз; далее эти фразы обобщаются в том смысле, что каждое конкретное действие подводится под определенную функцию, название которой представляет собой сокращенное и обобщенное обозначение действия в форме существительного (отлучка, подвох, борьба и т.п.). Выделенный фрагмент текста, содержащий то или иное действие (а тем самым и соответствующую функцию), можно назвать повествовательной синтагмой. Все функции, следующие друг за другом во времени, составляют своего рода линейный синтагматический ряд. Не все функции обязательно присутствуют в одной сказке, но в принципе одна функция влечет за собой другую.
С точки зрения перспектив структурного подхода исключительное значение имеет открытие Проппом парности (бинарности) большинства функций (недостача – ликвидация недостачи, запрещение – нарушение запрета, борьба – победа и т.д.). В.Я.Пропп стремился к описанию структуры волшебной сказки в целом. Анализ велся на уровне сюжета и привел к установлению некоей инвариантной сюжетной схемы, по отношению к которой конкретные сказки являются цепью вариантов.
Итак, все вышесказанное можно сформулировать следующим образом:
Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц.
Число функций, известных волшебной сказке, - ограничено.
Последовательность функций всегда одинакова.
Все волшебные сказки однотипны по своему строению.
Напомним, что, систематизировав огромное количество сказок, Пропп пришел к выводу: при всем своем разнообразии и непохожести они имеют много общего. Так, герой почти каждой сказки проходит ряд испытаний, выполняет сложные задания, преодолевает препятствия, выигрывает битвы с врагами и возвращается с победой, чтобы «жить-поживать, да добра наживать». Сказки – как маленькие домики, построенные из кубиков. Каждый кубик – поступок действующего лица, «независимо от того, кем и как он выполняется». Их расположение в ходе строительства: что ляжет в основание, что пойдет на крышу, в какие цвета раскрасить, кого поселить в домике – все это зависит от воли и фантазии автора.
Согласно системе Проппа, кубиков – 32. Разумеется, не во всех сказках они присутствуют полностью.
Всего наборов кубиков-карт – четыре. То есть, многие волшебные сказки, знакомые нам с детства, могут быть отнесены к четырем типам.
Первый набор карт:
«Отлучка» - может осуществляться разными персонажами: царь уезжает на войну, родители собираются на базар в город, инопланетяне решают совершить полет на Землю. Однако может случиться и так, что кто-то из героев умирает – отец трех братьев, старый кролик – это тоже в какой-то степени отлучка. Эта карточка, как правило, является зачином, определяя дальнейший ход событий.
«Запрет» - обращен к герою. Обычно он исходит от того героя, который отправляется в отлучку. Запретов существует великое множество, однако их можно сгруппировать: запрет передвижения (выходить из дома, заходить в какую-то комнату);
Запрет действий (не пить воду, не разговаривать, не включать приборы, не стричь волосы, не произносить свое имя);
Имейте в виду, что чем обыденнее запрещенное действие, тем загадочнее воспринимается запрет.
Приказание что-то сделать (сшить рубашки из крапивы, сносить железные башмаки, построить стеклянный корабль). Удивительно, что чем проще запрет или приказание, тем более замысловатым получится в дальнейшем развитие событий.
«Нарушение запрета» - если бы его не было, не было бы и сказки.
«Получение волшебного средства» - такими дарами могут быть: волшебные средства передвижения – ковер-самолет, сапоги-скороходы, крылатый конь; помощники, выполняющие любое приказание героя – добрые молодцы из ларца, джинн из бутылки; чудодейственные напитки – живая и мертвая вода, молодильные яблоки, плоды, от которых растут уши, носи другие волшебные средства – скатерть-самобранка, клубок; музыкальные инструменты Эта карточка дает огромный простор для фантазии и воображения. Дар может быть любым. Главное, чтобы он в дальнейшем мог сыграть свою роль в развитии сюжета.
«Перенесение героя к месту поисков» - как правило, героя отправляют в неведомое царство, чтобы он исправил ошибки, происшедшие после нарушения запрета. А чтобы попасть в нужное место, герою и пригождаются волшебные средства.
«Герой подвергается преследованиям» - в дороге ждут неожиданности. Здесь тоже пригождаются волшебные дары. Может случиться и так, что ранее их использовать надобности не было, а теперь пришло их время: брошенный гребешок превращается в лес, полотенце разливается полноводной рекой Однако надо додумать, кто мешает герою добраться до места: злой волшебник, звездные пираты, дракон или еще кто-то.
«Враг побежден» - как бы там ни было. Причем имейте в виду, что победить врага можно не только силой, но и смекалкой, случайно, с помощью Господа
Любая сказка заканчивается «Счастливым концом». Все собираются в доме, беды отходят прочь, часто играет пышная свадьба.
Уметь красиво закончить историю – это особое искусство. Наверное, было бы интересно, если бы конец сказки мог стать началом нового сюжета: «Сели они на корабль и отправились в путешествие»
Второй набор карт:
«Герой покидает дом» - он может отправиться за молодильными яблоками, на поиски невесты, за счастьем, по делам в соседнее село или просто злые родственники выгоняют его из дома.
Во время отсутствия героя (или до того) появляются враги, которые чинят всякие злодеяния – «Вредительство». Враги прячут Солнце, устраивают шторм на море, губят посевы, крадут прекрасную принцессу.
На помощь герою приходит «Даритель». Только он не сразу дает волшебное средство. Сначала он «Испытывает героя», давая ему задания на проверку ловкости, смекалки, смелости, силы, честности, благородстваДаритель может загадывать герою загадки, просит поделиться последней корочкой хлеба, помочь в беде животному, помериться силой
Естественно, герой «Выполняет задания» дарителя. Важно, чтобы он сумел это сделать без дополнительной помощи, опираясь на собственный опыт, ум, сообразительность, благородство души, силу
Теперь герой готов к «Вступлению в борьбу с врагом». Он может оказаться в замке Кощея Бессмертного, у Царя подводного царства, у Властелина далекой погасшей Звезды. «Герою предлагается сложная задача» - эта карточка самая подвижная, т.к. она может быть в начале, в середине и в конце сказки. Тут можно и загадки загадывать, и требовать на ночь построить золотой дворец, или забраться на неприступную стену, и даже искупаться в кипящей воде. На что только не способны злые силы! Здесь герою как раз пригодятся «Волшебные дары», которые он получил от дарителя. С их помощью или без нее «Задача решается».
«Враг наказывается» - часто он просто изгоняется из царства, а все беды преодолеваются.
Третий набор карт:
«Герой возвращается домой» - откуда он мог прийти? Вернулся ли из далекого путешествия в неведомую страну или из соседнего селения, где продавал лошадь? Он мог бы прилететь на родную планету после долгого пребывания в далеком космосе и делиться впечатлениями об увиденном. Впрочем, вернуться он мог, откуда угодно. Главное же произойдет дальше, что и определить последующие события.
«Героя не узнают» - за время своего отсутствия он так изменился, что самые близкие считают его поначалу чужим. Что же произошло? Он постарел или помолодел, вырос, превратился в птицу или стал красавцем. Может случиться и так, что внешне он остался таким же, но никто не может признать в неуче и бездельнике умелого мастера, сумевшего много лет назад смастерить невиданную чудо-машину, или в добром и щедром Коте узнать злого и коварного Кота-бродягу, которого когда-то прогнали из города. А возможно, герой отсутствовал настолько долго, что на родине никто о нем не помнит.
«Появляется ложный герой» - приписывает себе все заслуги истинного – это случается в сказках довольно часто. Его главная цель – дать новые задачи, а значит сделать сказку более интересной. Он может оказаться на месте – дома – еще до возвращения подлинного героя. Кстати, это может быть причиной того, что героя не узнают. Ведь его уже никто не ждет, и все почести достались обманщику. Лжегерой может появиться и позднее.
Как же в этом случае поступать герою истинному? У него пока нет доказательств своей победы. Ему не верят, его прогоняют. Да и вредитель не так-то прост. Подозревая, что его могут разоблачить, он организует преследование – «Герой подвергается преследованиям».
«Герой спасается от преследования» - в этом ему, как правило, помогают волшебные дары или сами дарители. Это может быть летучий корабль, сапоги-скороходы, говорящие на человеческом языке птицы и звери
Но если ни дары, ни дарители в начале сказки не появляются, герой вполне справится сам, благодаря собственной смекалке и сообразительности, силе, бесстрашию вере в справедливость.
Спасаясь от преследования, герой придумывает специальный знак, по которому его смогут, наконец, узнать. «Героя метят» - метками могут быть различные предметы: перстни, платочки, хрустальные туфельки, серебряные башмачки или же отличительные знаки (родимые пятна, золотые волосы, особые способности)
Метка помогает «Разоблачению ложного героя». Он старается оправдаться или спасается бегством. Его лишают всех незаслуженных почестей, богатства и привилегий, но потом на радостях прощают и никаких дополнительных карательных мер обычно не применяют. Интересно, а как накажете обманщика вы?
Все рады тому, что «Узнают истинного героя». Он получает почет и славу победителя. На этом можно было бы и закончить. Однако впереди еще одно событие: «Герою дается новый облик». Вспомните, ведь сразу по какой-то причине его не узнали. Широко известно купание сначала в мертвой, затем в живой водах, в кипящем молоке, поцелуй принцессы.
Четвертый набор карт: дополнительный
Этот набор усложняет сюжет, вносит в него новые линии, повороты, неожиданности. «Украшает» сказку, делает ее более замысловатой, сложной и неожиданной.
«Выведывание» - это стремление разузнать о чем-нибудь: о готовящихся кознях Бабы-Яги или злых родственников; о секрете выполнения сложных заданий. Выведывание может осуществляться с двумя противоположными целями: либо помочь положительному герою в решении сложных задач, либо принести ему вред, используя эти знания с плохими намерениями.
«Невольное пособничество» - это случайная помощь в дурном деле. Это связано с ошибкой главного героя. Например, Иван-царевич сжигает лягушачью кожу Василисы Премудрой или принц уступает уговорам жены и дает ей примерить запретное ожерелье. Часто эта функция связана с нарушением запрета, которое усложняет достижение победы над злом. Но случается это обычно по незнанию, по доброте, а не со зла.
«Вредительство» - это сознательные козни, помехи в делах. Здесь действуют отрицательные персонажи. Они дают новые задания герою, пытаясь сбить его с пути, запутать дорогу, отобрать волшебные дары, помешать возвращению домой.
«Посредничество» - содействие героям, помощь в достижении искомого средства в победе над врагом. Посредниками могут быть как положительные персонажи (Серый Волк, бабушка-задворенка), так и отрицательные, выступающие на этот раз помощниками. Очень часто в этой роли предстает Баба Яга или сестры.
«Выдача» - здесь появляются отрицательные герои. Они посылают ложных помощников, неправильно показывают дорогу, творят всякие безобразия, на которые способны только злые силы.
«Подвох» - пакости герою, связанные с небольшим обманом или кражей чего-либо незначительного, связан с вредительством.
Как видите, практически все последние функции связаны с действиями отрицательных персонажей. Именно они и являются двигателем сказочного сюжета, источником его развития. Если бы не было сопротивления, не существовало бы сказки – победа досталась бы герою без особых усилий и потерь в самом начале повествования. Но разве так бывает в жизни? Да и легкость победы как бы снижает ее величие и значимость. Для того, чтобы в жизни чего-либо добиться, достичь, необходимо приложить определенные усилия. Поэтому столь важно для сказки и такое слагаемое, как «Начинающееся противодействие».
Но как бы ни были коварны и изобретательны враги, какие бы препятствия они не чинили, в конце сказки Беда всегда Ликвидируется. В этом смысле сказки похожи друг на друга: у всех народов во все времена жила твердая уверенность в торжестве Добра и Света, что вселяло надежду на счастливое будущее.
«Джокер» - если вспомнить историю, так называли шутов при дворе средневековых королей. Джокеры были веселы и остроумны, знали всю подноготную дворцовой жизни и могли для всеобщего увеселения выступать от имени любого из свиты, включая короля. Перейдя в карточную игру, образ Джокера дал возможность карте с этим названием заменять другую. Если вы сочиняете сказку по очереди, обладатель джокера может включиться в сюжет в любой момент, когда сочтет нужным. Ему предоставляется полная свобода выбора – сделать самый неожиданный ход, ввести нового героя илиначать сказку сначала.
2.3 Методика развития речи по сказкам
Прежде чем учащиеся приступают к сочинению коллективной (собственной) сказки, пользуясь карточками Проппа, необходимо провести с ними соответствующую работу над содержанием одного типа сказок, что в значительной степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь учащихся, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, развить словесную систему мышления.
Некоторые рекомендации к работе над сказкой
При подготовке к чтению сказки важно организовывать наглядно-практическую деятельность детей (в среднем звене) или проводить соответствующую беседу (в старших классах) так, чтобы учащиеся могли правильно воспринять самих героев и их действия.
Чтение сказки (в среднем звене) необходимо сопровождать показом диафильма, иллюстраций в книге или аппликаций в сочетании с меловым рисунком на доске. Тогда у детей уже при первом знакомстве с текстом возникают представления о персонажах, об особенностях их взаимодействия, фиксируется последовательность сюжета.
1.Поскольку сказка по природе своего жанра предназначена для устного воспроизведения, ее не следует только читать. Лучше использовать так называемое чтение-рассказывание, когда учитель, заглядывая в книгу, ведет к4ак бы устный сказ, обращаясь к классу. При такой подаче текста сохраняется интонация разговорной речи. Рассказывание сопровождается соответствующими жестами и мимикой.
2.В отличие от стихотворения, сказка может быть прослушана в магнитофонной записи. В любом случае нужно создать тот настрой, который воздействует на эмоции детей, помогает им проникнуться переживаниями героев.
3.Анализ сказки следует проводить без акцентирования внимания на том, что что-то является вымыслом, а что-то правдой жизни. Иначе сказка перестает быть сказкой, пропадает ее очарование. В связи с данным положением вопросы формируются так, как будто все события происходили на самом деле. И только в конце работы над сказкой возможен перенос идеи на сходные ситуации из реальной жизни.
4.Сказку хорошо читать по ролям. Эту возможность необходимо использовать. Однако, прежде чем приступить к такой работе, важно, чтобы дети уже почитали сказку и проанализировали ее, обратив при этом внимание на характер действующих лиц, на их поведение в конкретных ситуациях.
5.Школьники должны быть хорошо подготовлены к пересказу сказки всей предыдущей работой. Сказка рассказывается подробно, близко к тексту, с использованием всех слов и выражений, свойственных ей. При этом короткая сказка воспроизводится полностью, длинная - отдельными частями по заданию учителя или по выбору самих детей.
Карточки Проппа помогают определить основные направления, по которым развивается сюжет. В процессе сочинения может произойти такое, что к середине сказки главный герой вдруг оказывается второстепенным персонажем, а на первый план выходят другие. Это важное преимущество сказочных карт. Имея некоторый избыток персонажей, сюжетных линий, можно свободно и легко ими манипулировать, переставлять, свершать крутые повороты судеб.
Зная, как распределяются ходы, мы можем разложить любую сказку на составные части. С ребятами мы попробовали разложить русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Вот, что у нас получилось:
Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.
Начальная ситуация
«Дочка, дочка, - говорила мать, - мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек: будь умна, береги братца, не ходи со двора».
Запрет (обычно он исходит от того героя, который отправляется в отлучку)
Старшие ушли
Отлучка (эта карточка, как правило, является зачином, определяя дальнейший ход событий)
а дочка забыла, что ей приказывали, посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Нарушение запрета (если бы его не было, не было бы и сказки)
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.
Вредительство
Пришла девочка, а братца нету. Бросилась она на поиски. Бежала, бежала, стоит печка.
Даритель
«Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?».
«Съешь моего ржаного пирожка, скажу»
Испытание героя
Девочка съела пирожок, показала ей дорогу печка (сходная встреча с яблоней и речкой)
Выполнение задания (важно, чтобы герой сумел это сделать без дополнительной помощи, опираясь на собственный опыт, ум, сообразительность, благородство души, силу)
Побежаластоит избушка на курьих ножках. В избушке сидит Баба-яга, морда жилиная, нога глиняная.
Встреча с врагом
Увидела сестра братца, подкралась, схватила и унесла, а гуси за нею в погоню летят.
Герой подвергается преследованиям
(Вновь следуют три испытания печки, яблони и речки, которые прячут девушку)
Даритель
Прибежала сестра с братцем домой, гуси ее так и не догнали.
Враг побежден (как бы там ни было)
Тут и родители подоспели.
Счастливый конец (любая сказка заканчивается «Счастливым концом». Все собираются в доме, беды отходят прочь, часто играет пышная свадьба)
Прежде чем приступать к созданию своей собственной сказки, опираясь на полученные карточки, мы с ребятами, прежде всего, анализируем несколько сказок данного типа, находим в них соответствующие картам моменты, воспроизводим сказку полностью по данным карточкам.
Чтобы свободно ориентироваться в сюжете, апеллировать главными и второстепенными персонажами, уметь пользоваться обычными предметами как волшебными средствами, я использую дидактические игры.
Дидактическая игра «Чудеса в решете». Задание: кто назовет больше чудес, происходящих в сказках? Участники должны по очереди перечислять, в каких животных превращался герой и в каких сказках, каким образом персонажи перемещаются на огромные расстояния, какие заветные слова надо произносить, чтобы произошло чудо. Победит тот, чье слово будет последним.
Дидактическая игра «Что в дороге пригодится». В сказках обычно не обходиться без чудесных предметов – волшебных средств. Каждый участник выбирает себе какую-нибудь вещь и старается доказать ее преимущества перед другими. А что, если вместо сапог-скороходов герой получит волшебную дудочку? Сможет ли она достойно заменить сапоги или сказка станет совсем иной?
Другой вариант: участникам предлагается ряд самых обыкновенных предметов, например, ножницы, ластик, фонарик, клей. Нужно придумать, какими волшебными свойствами они могут обладать, каким известным сказочным персонажам смогут понадобиться.
Дидактическая игра « Кто на свете злее всех?». Участники должны подумать и оценить колдовские возможности Бабы Яги, Кащея Бессмертного, Змея Горыныча и прочей нечисти. Описываем жилища разных злодеев: замки, пещеры, избушки на курьих ножках
Систематически провожу сказочные праздники, в сценарии которых ведущий наугад достает из колоды одну из карт. В содержании карт даются различные задания. Например:
- Кто первый вспомнил, к какой сказке сделана эта иллюстрация?
- А кто может объяснить, почему на карточке написана именно та, а не иная функция?
- Вспомните другие сказки, в которых присутствует эта же функция.
-Возьмите бумагу и нарисуйте иллюстрации к тем сказкам, которые вы вспомнили.
Дидактические игры не только развивают воображение детей, но и обязательно формируют их личность. Каждая игра – это еще и школа сотрудничества, школа умения радоваться удачному решению товарища и стойко переносить неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии в процессе игры способствуют развитию творческих способностей наших детей, социализации в обществе.
Ученики сочиняют истории, расположив карты по порядку, составляют рассказы, взяв за основу одну-единственную карту, делят колоду и действуют двумя или тремя группами – кто лучше.
С помощью карт хорошо придумывать продолжение известных сказок: - Что стало с хозяином Кота в Сапогах и его молодой женой – Принцессой после свадьбы?
- А с курицей, после того, как она после золотого яйца снесла обыкновенное? - Может быть, Дюймовочка все-таки вернулась к женщине, вырастившей ее в цветке?
- Как отразилось на прекрасном лебеде детство Гадкого утенка?
Конечно, первые работы детей – часто просто комбинации знакомых им сказок и историй. Затем, по мере того, как они приобщаются к своеобразному «языку» волшебной сказки, ребята начинают использовать этот «язык» более целенаправленно, не просто комбинируя его элементы, а выражая с его помощью свою мысль, свое понимание жизни. Они могут уже передавать не только свои переживания или события из реальной жизни, а и обобщенное представление о ней, создавать в воображении обобщенный образ добра и зла, горя и радости.
Приведу пример одной из коллективно сочиненных сказок, с использованием карточек Проппа.
Необыкновенные приключения цыпленка.
В одном курятнике на окраине села жил-был цыпленок с мамой и папой. Курица-мать всегда предупреждала сына: «Будь осторожен, не ходи во двор, не высовывайся». Но цыпленку было так интересно узнать, какого цвета травка, небо, о которых так много говорили вокруг, что он не вытерпел и, когда его мама и папа ушли по делам, высунул за дверь курятника свою желтенькую головку.
На беду пролетала мимо ворона. Она увидела несмышленого цыпленка, схватила его и взмыла вверх.
Цыпленок начал умолять ворону: «Отпусти меня, пожалуйста. Я больше никогда не буду высовываться из домика». Но ворона только усмехалась.
Вдруг откуда ни возьмись, появился орел. Увидел он летящую с цыпленком ворону и кинулся к ней отбирать добычу.
От страха ворона разжала клюв, и цыпленок полетел вниз. Хорошо еще, что птица летела невысоко, и наш путешественник упал на стог сена.
Не успел цыпленок перевести дух, как появилась собака.
- Кто это здесь свалился с неба? – спросила она. Вылезай, я тебя сейчас съем.
- Не ешь меня, - взмолился цыпленок, - я столько испытаний перенес. Отнеси меня, пожалуйста, домой.
- Хорошо, я помогу тебе,- ответила собака, - только с одним условием: ты никогда больше не станешь высовываться без спросу из курятника.
Цыпленок пообещал, но тут же загоревал:
- Как же ты найдешь мой дом?
- Не горюй, - ответила спасительница, - я охотничья собака и могу по запаху найти любой в мире дом. Только держись крепче!
Собака аккуратно взяла в зубы цыпленка и направилась прямо к нужному курятнику.
- Большое спасибо! – произнес наш маленький герой.
А тут и мама с папой подоспели с разными подарками.
Заключение
При всей простоте и забавности сюжеты сказок основаны на изначальных для человека ценностях, составляющих сущность жизни на земле. Обычно сказка тяготеет к притче, нравоучению. И нравственная заповедь, вытекающая из содержания, рождается из игры весело, просто, без прямого поучения, как бы сама собою. Сказки осуждают такие свойства человеческого характера, как лень, жадность, упрямство, трусость, зависть, и, напротив, одобряют трудолюбие, верность, смелость.
Работа над волшебной сказкой позволяет замкнутый мир умственно отсталого ребенка, обращенный, прежде всего, на себя, превратить в разомкнутый, бесконечно разнообразный окружающий мир, поднять ребенка до понимания связей и отношений между человеком и природой, человеком и человеком.
Развитие речи путем обучения сочинению сказок с использованием карточек Проппа позволяет работать над восприятием и воспроизведением детьми текстов разной степени сложности, помогает ребенку наглядно установить последовательность различных эпизодов, выделить основное в сюжете сказки не отклоняюсь от ее темы; активизирует речь, развивает навыки самостоятельной речи. Помогает продолжить работу над лексическим материалом. Новые слова уточняются, усваиваются уже не путем механического запоминания, а в процессе активного использования их в речи, в разных грамматических формах и связях. Для речевого общения ученик должен уметь пользоваться диалогом. При составлении рассказов по карточкам дети учатся составлять реплики, диалоги к данной ситуации.
Принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из множества предложенных вариантов готовых решений выбрать для себя один из них (активно-подражательная деятельность), и, наконец, он может придумать, создать нечто, качественно новое (творческая деятельность).
Каждый ребенок на определенном этапе развития способен к какому-либо из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. Это относится и к детям с нарушениями речемыслительной сферы. Умственная отсталость выражается в частности, в слабости узнавания общего, особого, индивидуального в предмете (И.М.Соловьев), тем более, им трудно понять смысл образной художественной (иносказательной, зашифрованной) речи. Дети с нарушенным интеллектом с трудом выделяют некоторые специфические признаки предмета – для них почти невозможно осознание признаков, преподнесенных в иносказательной метафорической форме.
Научить творчеству, разглядеть и разбудить не способности даже – малейшие задатки у умственно отсталых школьников – эта сложная задача вызывает у некоторых откровенное недоумение: «Возможно ли это? А зачем это надо?». Но, понимая, что дети в специальных учреждениях 8 вида очень разные, и учитывая возможность интегрированного обучения детей с совершенно различными потребностями в будущем (ведь пока нет четких представлений о том, как это будет), стоило рискнуть. Мной была предпринята попытка говорить с умственно отсталыми детьми на языке сказки, не ограничиваясь текстами учебных книг и традиционными заданиями к ним. Выйдя за рамки привычных учебников для специальной (коррекционной) школы 8 вида, за 3 года удалось выяснить, что школьники с интеллектуальной недостаточностью способны проникнуться, принять к сердцу этот «волшебный» жанр литературы, сами оказаться в роли соавторов и, соответственно, показать великолепные результаты в развитии всех этапов речевой деятельности.
Эффективность обучения развитию речи
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Они не только усваивают слова, действия, приобретая навыки в сочинении сказок, но и развиваются психически в процессе активной творческой деятельности, совершая при этом активную умственную работу.
Работа с подобным материалом дает прекрасную возможность развития творческих задатков у школьников с умственной отсталостью, позволяет им почувствовать «природу» народной речи, учит беречь и любить ее, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает стремление к красоте и доброте, оживляет урок и делает его интересным.
Список используемой литературы
Лалаева Р.И. Нарушение речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л., 1988.с.25
Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., 1977.с.58-63
Аксенова А.К. Развитие речи на уроках родного языка во вспомогательной школе. – М., 1967
Коррекция личности ребенка с проблемами в развитии на уроках чтения. – Спб.ГУПМ., 1995
Луцкина Р.К. Коррекция речевого и умственного развития учащихся вспомогательных школ в процессе специального обучения. – Алма-Ата., 1989
Обучение общеобразовательным предметам умственно отсталых детей. – М., 1970
Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., 1977
В.Я.Пропп. Исторические корни волшебной сказки.
Ерошина Г.Ю. Пути активизации речевой деятельности умственно отсталых младших школьников средствами наглядности на уроках развития устной речи.//Коррекционная педагогика 2005 № 4(10)
Лалаева Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников.// Дефектология 2003 №3
Ильина С.Ю. Принципы организации работы по речевому развитию умственно отсталых старшеклассников.// Дефектология 2007 №6
Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках.// Дефектология 1987 №6
ПРИЛОЖЕНИЕ
Урок – викторина в 5 классе
«По дорогам сказок»
Цели:
- формировать представления учеников о волшебной сказке;
- учить сочинять продолжение сказки;
- развивать логическое мышление, фантазию, воображение;
- развивать познавательную деятельность к предмету через речевое творчество, обогащать словарный запас;
- прививать детям интерес к чтению;
- воспитывать уважение к сказкам, чувство восхищения, веры в чудеса и межличностные отношения в коллективе
Оборудование: плакат «По дорогам сказок», карточки Проппа, карточки с отрывками из сказок,
магнитофон, сборник детских песен
Ход урока.
1. Организационный момент. Сообщение цели урока.
Ведущий (входит в костюме Бабы Яги):
- Чую, чую, человечьим духом пахнет. Здравствуйте, здравствуйте, мои конопатенькие. Чего притихли? Наверно, очень мне обрадовались. А кто я, хоть узнали? Правильно, Баба Яга. А откуда я? (из сказки) Тоже верно. А вы любите сказки? Много их знаете? Хорошо.
Сегодня у вас не простой урок, а урок-путешествие в сказку. Меня попросили (как самую умную и красивую) провести вас по дорогам сказок. Только вот дороги эти не просты. Вы должны будете очень постараться, вспомнить много сказок, ответить на хитрые вопросы, помочь сказочным героям, да и самим не оплошать: выступить в роли сказочников. А за это вы будете получать вот таких «смешариков». У кого их окажется больше – те будут награждены волшебными медалями. Ну, а я, как могу, помогу вам. Для хороших людей ничего не жалко.
Я вот, бывало, встречу Ивана-царевича, так и баньку ему, и стол со скатертью, и беседу поддержу. Дао чем это я? Вспомнила.
2. Загадки Страж Ворот.
- Чтобы в сказку попасть и не заплутать, нужно вам, касатики, отгадать загадки Страж Ворот – двух из ларца, одинаковых с лица. Только вот боятся они вам показаться, поэтому сделались невидимыми и стоят тут рядом со мной, ждут своей очереди. Но голоса не утратили, поэтому слушайте внимательно и отгадывайте правильно, поднимая руку. За правильный ответ – «смешарик».
(Включается запись загадок)
***
Чуть женой крота не стала
И усатого жука!
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака.
(Дюймовочка)
***
Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил!
(Красная Шапочка)
***
Из муки он был печен,
На окошке был стужен.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом.
(Колобок)
***
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)
***
К лесу передом стоит
И кривой трубой дымит.
Там Яга – лесная бабка –
На печи зевает сладко.
(Избушка на курьих ножках)
(Звучит волшебная музыка)
- Вот вы и справились с первым заданием, яхонтовые мои. Вышли на сказочную тропинку. Открою вам секрет: это ведь Василиса Премудрая послала меня к вам, чтоб я вас испытала, а если не понравитесь вы мне, тут уж мне и карты в руки: люблю я некоторых, ягодки мои, на лопату садить да в печь высаживать. Дао чем это я? Ах, да.
3. Дидактическая игра «Чьи это вещи?»
- Посмотрим, как вы сможете узнать одного забияку, которого я заколдовала за хвастовство и неуважение к старшим: прозвища он, видите ли, придумывает приличным людям.
(На доске плакат с нарисованным Карлсоном, украшенным шляпой Незнайки, носом Бабы Яги, ушами Чебурашки, бантом Кота Леопольда, сапогами Кота в сапогах, с корзинкой от Красной Шапочки)
- Задание такое: нужно убирать по одному предмету, отгадывая его по моим историям и песням сказочных героев. За правильный ответ получаете «Привет»!
1) «Было у мельника три сына, и оставил он им, умирая, всего только мельницу, осла и кота.»
- Из какой сказки прочитанный отрывок? («Кот в сапогах»)
- А какая вещь помогла Коту в сапогах совершить геройские поступки? (сапоги)
(Ведущий снимает с плаката сапоги)
2) Звучит песня Чебурашки.
- Какой герой спел про себя эту песню? (Чебурашка)
- А чем Чебурашка знаменит? (ушами)
(Ведущий снимает с плаката уши)
3) Звучит песня Кота Леопольда «Если добрый ты»
- И кто это у нас такой добрый, сладенькие мои? (Кот Леопольд)
- Ну, а по какому предмету одежды можно всегда узнать Кота Леопольда? (по банту)
(Ведущий снимает с плаката бант)
4) Звучит песня Красной Шапочки
- Девочка пела в темном лесу:
- Бабушке я пирожки принесу!
Шапочка - словно малина!
Наверное, это Мальвина? (Нет, это Красная Шапочка)
- И какой предмет здесь от Красной Шапочки? (корзинка)
(Ведущий снимает с плаката корзинку)
5) – А этот герой, если запоет, то всем худо станет. Я давно говорила, что ему медведь на ухо наступил! Поэтому я лучше про него расскажу:
- В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Один малыш был самым знаменитым, и прозвали его так за то, что он ничего не знал.
- Догадались, кто это? (Незнайка).
- А самая выдающаяся его часть одежды? (шляпа)
(Ведущий снимает с плаката шляпу)
6) Звучит куплет частушек от Бабок Ежек.
- Это из моего любимого. Отвечайте, кто поет? (Бабки Ежки)
- А что придает нам такое изящество и красоту? (нос)
(Ведущий снимает с плаката нос)
- Так, и кто же это у нас получился?
С ним Малыш знаком давно,
Он к нему влетел в окно.
(Карлсон)
- А чего не хватает Карлсону? (пропеллера)
(Ведущий прикрепляет пропеллер)
- Даа было лучше. Ну да ладно, и с этим испытанием вы справились, внимательные мои. Этак дальше пойдет, так я совсем голодная останусь.
4. Дидактическая игра «Мешочек волшебных вещей».
Задание: по одному достаете предмет из мешочка и отгадываете, как называется этот предмет в сказках.
- Отгадайте их, а нет – голова с плеч. Шучу, шучу.
(Дети вынимают предмет из мешочка. Если не могут отгадать, ведущий дает подсказку).
-Сказочная обувь, прекрасно заменяет скорый поезд, незаменима в игре «догонялки» (сапоги-скороходы).
-Предмет кухонного убранства, находка для гурманов, необходима для приглашения всего класса на чаепитие (скатерть-самобранка).
-Волшебный головной убор, незаменим в игре «прятки» (шапка-невидимка).
-Самый безотказный меч богатыря, можно подарить маме на 8 Марта для нарезки колбасы (меч-кладенец).
-Совершенно обыкновенная вещь, ничего не стоит найти на улице, но исполняет самые необыкновенные желания, нужна всем и всегда (волшебная палочка).
-С помощью этого предмета мастерятся разные разности, но также можно вывести из строя одного закадычного дружка Бабы Яги, часто пропадает в стоге сена (игла)
5.Игра «Сделай предмет волшебным».
- Ладно, ладно. Больно вы прыткие, умненькие мои.
А вот попробуйте наделить волшебными свойствами обычный предмет. Расскажите, как он сможет нам в дороге пригодиться. (Раздаются предметы: карандаш, резинка, мел, листок, книга)
(Ответы детей)
- Молодцы, сливовые мои. Даже у Василисы Премудрой нет таких советников.
6. Игра «Салат» из сказок».
(Ребятам выдаются карточки с отрывками из сказок. Они их читают и отгадывают).
В стране сказок принято угощать гостей, но не просто салом со сгущенкой, а салатом из сказок.
Как в любом салате, в нем много разных частей – сказочных историй. Когда они все перемешались, появилась новая сказка. Определите, из каких сказок она составлена. Руку первый подними и «смешарик» получи!
1 карточка. «Жила-была девочка, у которой были такие маленькие, изящные ножки, что она то и дело теряла одну из своих туфелек». (Золушка).
2 карточка. «И вот однажды девочка нашла в саду бутылочку, на которой не было написано слово «яд», она выпила ее, и стала стремительно уменьшаться». (Алиса в стране чудес).
3 карточка. «Но так как девочка была сейчас ростом всего с дюйм, она села на большой лист и поплыла по речке, которая на самом деле-то была маленьким ручейком». (Дюймовочка).
4 карточка. «И вот показался старый замок, двор которого был полон крыс. Наша героиня при помощи своей туфельки помогла освободить замок. С изумлением девочка увидела себя прежней; нет, не прежней, а сказочно прекрасной, в белом воздушном платье! (Щелкунчик).
5 карточка. «А рядом с ней на коленях стоял мальчик и выкладывал из кусочков льда слово «вечность». Она узнала в нем своего друга детства и спасла его от грозной королевы (Снежная королева).
- Хорошо, сладенькие мои. Никак вас мне не сбить с верного пути. Придется звать подмогу.
(На доске висит плакат с изображением 5-тиголового Змея Горыныча, у которого головы на шарнирах)
7. Викторина «Угадайте автора объявления»
- Думаю, все вы узнали моего дружка и главного помощника. Змей Горыныч бросает вызов богатырям. Но не спешите демонстрировать свои мускулы. В этом поединке вам понадобится, прежде всего, смекалка! Ответить на вопрос – отрубить Горынычу голову.
- Угадайте автора объявления:
(Объявления лежат в кармашках у Змея Горыныча)
1.«Туристическая фирма «Дремучий лес» предлагает вам шикарный отдых. Бревенчатая изба приютит вас после прогулки по лесу. Вы можете получить клубок-путеводитель для дальнейшего путешествия от очаровательной хозяйки в народном костюме» (Баба Яга)
2.«Клуб «Садоводы-любители» приглашает спонсоров посетить смотр-конкурс «Суперовощи». Вы сможете выгодно вложить свои средства в предприятие по выращиванию овощей в особо крупных размерах» (Дедка, бабка, Жучка и внучка)
3.«Клуб «Рыболов-любитель» обучает ловле особо ценных щук с целью исполнения желаний. В состав клуба входит один рыбак, готовый за доступную плату поделиться опытом» (Емеля)
4.«Срочно требуется телохранитель для соблазнительного, но слабого (потому что съедобного) любителя лесных прогулок. Оплата - песнями» (Колобок)
5.«Опытный суперагент фирмы «Вихрь» в рекордно короткие сроки доставит вам воздушным путем вашу или чужую невесту. За неточность доставки особо красивых невест ответственности не несу» (Змей Горыныч)
8. Сочинение сказки по карточкам Проппа.
- Ой, смекалистый народ.
Знают всех наперечет.
Чтоб нам сегодня не тужить,
Пора и сказочку сложить.
Свечка загорается,
Сказка начинается!
- А сейчас и я вам пригожусь, и вот эти волшебные карты. (Детям раздаются карточки Проппа)
(Ведущий начинает сказку и помогает в дальнейшем)
- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич со своей молодой женой. И все у них было хорошо, пока не собрался Иван-царевич
- карточка «Герой покидает дом».
- А в это время налетел
- карточка «Вредительство».
- Вернулся Иван-царевич домой, а там его никто не ждет. И собрался он тогда в путь-дорогу в тридевятое царство тридесятое государство на поиски своей молодой жены. Долго ли коротко ли, а встретился ему на пути
- карточка «Даритель испытывает героя».
- карточка «Получение волшебного средства».
- Иван-царевич, немедля ни минуты, пошел дальше. Быстро сказка сказывается, да долго дело делается, но, наконец, добрался он до
- карточка «Герой и враг вступают в борьбу».
-карточка « Враг наказывается».
- Иван-царевич и его молодая жена вернулись в свое царство-государство и зажили долго и счастливо. Вот и сказке – конец, а кто слушал - .
9. Подведение итогов урока.
Звучит музыка победителей («Изумрудный город», вступление)
- Эта музыка говорит нам, ласковые мои, что наши испытания закончились, и вы с честью их все преодолели: вспомнили много сказок, их героев, пополнили музей волшебных вещей и даже сочинили свою сказку.
К сожалению, наше путешествие подошло к концу, и я вас должна покинуть. Но прежде, я хочу поздравить самых активных, самых смелых и веселых участников.
(Награждение победителей, занявших I, II, III места по числу набранных «смешариков»)
- Умные книги вы уважайте,
Сказки и песни всегда сочиняйте.
Постарайтесь не лениться,
Хорошо учиться!
До свидания, до скорых встреч!
(Звучит «Песня про облако»)
13PAGE 15
13PAGE 141815