Беседа Счастлив тот, кто счастлив у себя дома


«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
(внеклассное мероприятие в 11 классе)
Цель: формирование у обучающихся уважительного отношения к семье, родителям и близким. Задачи:
1. Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с данной проблемой.
2. Формировать понимание учащимися роли семьи в обществе.
3. Воспитание качеств личности, необходимых для семейной жизни.
Форма проведения: беседа.
Оборудование: раздаточные материалы, ватманы, фломастеры, технические средства обучения (мультимедийная установка), электронная презентация.
Ожидаемые результаты
В ходе проведения занятия участники смогут
- получить опыт работы в группе, участия в дискуссии;
- принять участие в процедуре оценивания семейного быта, семейных взаимоотношений;
- научиться отстаивать собственное мнение;
- задуматься, осознать, занять позицию.
Предварительная подготовка:
- проведение анкетирования среди учеников класса;
- совместное создание буклетов;
- презентация.
Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые взрослые.
Педагог: ребята, прежде, чем начать наше сегодняшнее мероприятие, я приглашаю вас выйти в круг. Подайте рядом стоящему руку со словами «Я рад общению с тобой». А тот, кому вы подадите  руку, протянет следующему с этими же словами, и так по цепочке. Все берёмся за руки, образуя круг. Круг – это символ сплочения, энергии, творчества.
Педагог: спасибо, прошу занять свои места.
Ход занятия
Педагог: Ребята, вы уже не раз слышали, что человек счастлив, когда у него есть дом, семья, хорошая работа. Мы с вами много разговаривали по поводу выбора вами будущей профессии и многие уже с этим выбором определились. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
Ответы детей: семья, дом.
Педагог: Вы хотите об этом поговорить? Ответы детей.
Слайд 1. Сегодня мы с вами попробуем создать образ счастливой семьи; выясним, какими качествами должны обладать муж и жена; обозначим причины распада семей и постараемся понять, как этого избежать.
Педагог: семья необходима каждому человеку, независимо от возраста. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но задумываемся ли о том, что оно обозначает? Для каждого слово “семья” имеет особое значение. Какое определение вы бы дали понятию «семья»? Ответы детей.
Блок информационно-аналитический.
Слайд 2. Педагог: Спасибо, а вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья.Слайд 3. С социальной точки зрения, семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.Слайд 4. В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь — я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта — это единение. Как же важно это сейчас, в наши дни!Слайд 5. Педагог: Семья - это мир, где царят бескорыстие, преданность, самопожертвование, уют, радость, душевный покой. А знаете ли вы, как образуется семья? (ответы учащихся)
Педагог: семья образуется, если мужчина и женщина любят друг друга, у них возникает желание жить вместе, растить и воспитывать детей.
Слайд 6. Сейчас я расскажу вам притчу, которая называется «Пятьдесят лет вежливости».
Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».
Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:
- Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.
Ребята, как вы думаете, почему я вам рассказала эту притчу? Ответы детей.
- Почему они смогли так долго прожить? Ответы детей.
Педагог: на этом примере мы видим, что для долгой совместной жизни необходимо терпение и взаимопонимание, а также готовность пожертвовать последним ради любимого человека.
Педагог: перед сегодняшним мероприятием мы с вами провели анкету, с помощью которой составили образ счастливой семьи и выяснили: какие критерии соответствуют образу счастливой семьи.
Настя, ознакомь, пожалуйста, нас с итогами.
Настя читает итоги: Слайд 7
- главой семьи должен быть мужчина или в ней должно быть равноправие;
- возраст супругов 25 – 28 лет;
- количество детей - 2-3;
- вам не понравятся поздние приходы вашей второй половины домой;
- за покупками ходят оба супруга;
- генеральную уборку делает жена, но муж готов ей помочь;
- для облегчения жизни должна быть бытовая техника;
- по дому ремонтные работы выполняют мужчины;
- работа после брака: оба супруга;
- на родительские собрания ходят оба родителя;
Педагог: а вот, какими качествами должен обладать избранник, давайте послушаем мнение девушек. Настя Рвачёва зачитывает: Слайд 8
Нам интересно будет узнать, что же думают мальчики по этому вопросу. Саша Королёв:
Спасибо.
девочки мальчики
Умный, добрый Понимающая
Ответственный, надёжный Добрая
Порядочный, честный Умная
Отзывчивый Милая
Заботливый Верная
Трудолюбивый Искренняя
Верный, красивый Честная
Честный, состоятельный Красивая
Любящий, с чувством юмора Совпадали интересы
Внимательный, спортивный Доверяла мужу и поддерживала его
Внимательный, сильный Целеустремленный, здоровый Без вредных привычек  Ребята, мы видим, что у вас у многих мнения совпадают.
 Блок проблемный.
Слайд 9. Педагог: все хотят иметь крепкую и счастливую семью. Почему же статистика говорит о всё увеличивающемся числе разводов? Как вы считаете, почему число разводов растёт и браки распадаются? Подумайте и сформулируйте, пожалуйста, вашу точку зрения. На подготовку вам дается 2 минуты. Выявление проблем современной семьи. Работа в группах. Учащиеся думают и обсуждают.
Педагог: итак, у нас готов стол …, пожалуйста, слушаем …
Слайд 10. Итак, мы можем сделать вывод, что главными причинами разводов являются:
- Жилищные проблемы – отсутствие доступного жилья для большинства молодых семей.
- Неспособность молодых родителей брать на себя ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка.
- Социальные проблемы – низкая заработная плата родителей или вообще отсутствие работы.
- Неумение решать конфликты, уступать друг другу, понять собеседника.
Слайд 11. Частично эти проблемы помогает решить государство:
с 1 января 2006 года введены родовые сертификаты для поддержки материнства.
Выплачивается материнский капитал на рождение второго ребенка.
Работают 4 программы для молодежи, решающие жилищный вопрос и обеспечивая государственную поддержку при покупке жилья.
1. Программа «Молодая семья». Она предписывает государственную поддержку - 30% субсидию для молодой семьи при покупке квартиры.
2. Программа «Жилище». Это федеральная программа, которая нацелена на формирование рынка жилья эконом класса, устранение недостатка комфортного жилья и повышение качества жилищного фонда.
3. Программа «Обеспечение». Благодаря ей семейные пары могут получить льготы на приобретение комфортного и современного жилья (в рамках программы можно построить дом, внести взнос в жилищно-строительный или жилищно-накопительный кооператив, погасить жилищный кредит). Субсидии от государства составляют 30-35%.
4. «Губернаторская программа». С 2011 года в Новосибирске действует уникальная губернаторская программа «Молодая семья», позволяющая молодым семьям покупать по льготной цене жилье в новостройках. Субсидия от области равна 30-35% (в расчете от стоимости квартиры). 
Педагог: Создать семью нелегко, а сохранить ее еще труднее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно решить конфликты удается не всем. Ребята, давайте подумаем, что является причинами разных конфликтов ведь они могут быть не только между мужчиной и женщиной, но и между старшим поколением и детьми. Я предлагаю вам посмотреть ролик, который называется «Воробей». Возможно, он вам поможет ответить на этот вопрос. Просмотр ролика.
Педагог: итак, ребята, мы посмотрели с вами ролик, а теперь попробуйте сформулировать причины конфликтов. Вам 2 минуты на обсуждение. Слайд 12. Мнения детей.
Педагог: мы сделали вывод, что чаще становится причиной конфликтов.
Но всегда ли неизбежен конфликт?
Можно ли его избежать?
Что для этого можно сделать?
 
Слайд 13. Педагог: а вот какие советы дают психологи:
Попробуйте не повышать голос в споре: ничего кроме раздражения, это у собеседника не вызовет. К тому же, слова, сказанные абсолютно спокойно и уверенно, скорее будут восприняты и осмысленны противоположной стороной;
Помните: какими бы несправедливыми ни казались поступки взрослых, по большому счету они желают вам добра. Пусть даже они не всегда могут это объяснить. Постарайтесь понять их. Чаще говорите друг с другом.
Идите на компромисс. Еще ничего никому не удавалось доказать с помощью скандала, здесь не бывает победителей, когда собеседники охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает. 
Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро потухнет, если в него не подбрасывать дров. Чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать.
Педагог: мне хочется верить, что наш сегодняшний разговор заставит вас задуматься об отношении к близким, о том, что мир в семье и «погоду» в доме мы создаем сами, своими словами и поступками. Берегите тех, кого вы любите!
 
Заключительная часть. Рефлексивный блок. ПРОЕКТ «ДОМ».
Педагог: от чего же будет зависеть прочность отношений?
Ответы детей: от умения решать конфликты, уступать…
Слайд 14. Педагог: Спасибо. Правильно. Умение решать конфликты поможет создать более прочную семью, которая будет счастлива в своём доме. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? «Мой дом — моя крепость», — гласит английская пословица. Как же построить такой Дом? Предлагаю вам поиграть в «строителей». На ватмане нарисован макет дома. У вас на столах лежат кирпичики, ими нужно будет выложить дом,  но сначала вы должны написать на них то, что я скажу, а потом построить дом. Слайд 15
1 группа:   добрые слова о доме.
2 группа:   качества супругов.
3 группа:   как избежать ссоры и конфликты.
4 группа:   основные ценности семьи (напр., взаимопонимание, уважение, ответственность, традиции, честность, гибкость).Из полученных кирпичей сложите дом. Учащиеся работают под песню Юрия Антонова «Под крышей дома твоего». 
Слайд 16, ч.1 (картинка) Педагог: Дом построен, но он может и разрушиться. Послушайте, пожалуйста, притчу:
«В древнем городе жил один мудрец. Слава о нём прошла по всему городу. Но в этом городе жил злой человек, который завидовал его славе.  И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог ответить на него. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: спрошу - ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка- живая или мёртвая? Если он скажет, что мёртвая, я раскрою ладони -бабочка улетит, а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт. Тогда станем ясно, кто из нас мудрее. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её между ладоней и отправился к мудрецу. Какая у меня  бабочка, живая или мёртвая? А мудрец ответил: всё в твоих руках»
 Почему так ответил мудрец? Ответы учащихся.
Слайд 16, ч.2 (картинка+надпись) Педагог: действительно, всё в ваших руках. И дом, который мы сегодня построили, может разрушиться, а может процветать и согревать своим теплом. Наши классы дружны и мы можем говорить о нас, как о школьной семье. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в вашем доме будет тепло, солнечно и уютно. На память о нашем мероприятии мне бы хотелось подарить всем небольшие буклеты. Раздаются буклеты.
Педагог: вот и подошло к концу наше мероприятие. С каким вы настроением уходите? Я попрошу вас с помощью листьев выразить своё настроение, которое у вас было на занятии. Вывешивайте на крону дерева листья с выбором цвета: Слайд 17
красный лист - принесло восторг;
желтый - приятно;
коричневый - грустно.
Слайд 18. Благодарю за участие и активность. Мне было приятно с вами общаться.