Родительское собрание «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Вид: родительское собрание (с привлечением учащихся класса)
Форма проведения: круглый стол, с элементами игры; практикум
Тип: интеллектуальная игра (2 команды родителей и 2 команды учащихся)
Цель: формирование у родителей и учащихся класса представления о семейных ценностях в современных семьях
Задачи:
Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей;
«Обмен» семейными традициями с последующим применением последних во всестороннем развитии и воспитании детей;
Показать важную роль ценностей в каждой семье;
Создать ситуацию успеха каждой семье;
Сплочение родительского и детского коллектива.
Участники: классный руководитель, родители и учащиеся класса
Оборудование:
Проектор, мультимедийная презентация
Подбор песен и клипов на начало мероприятия и на паузы-заставки («Родительский дом», «Моя семья», «Погода в доме»)
Необходимое оборудование для демонстрации притчи (кувшин или прозрачная чаша, камни, песок, гальки, вода и соль)
Для работы в группах: ручки, фломастеры, листы бумаги, бумага с липким краем
Ожидаемый результат:
создание условий для:
более тесных взаимоотношений родителей классного коллектива и учащихся класса;
оказания позитивного влияния на воспитание не только своих детей, но и других в данном классном коллективе;
формирование адекватного восприятия детьми и их родителями мнения «чужого» взрослого;
Самостоятельное обоснование учащимися ценностной основы семьи, необходимости хранить и беречь семейные традиции,
Формирование навыков работы в группах.
Предварительная работа
Творческая группа детей совместно с классным руководителем готовит приглашения на родительское собрание.
Дети и родители получают предварительное задание (за 2 недели) приготовить фильм, клип, презентацию или рассказ о традициях, праздниках и обычаях своей семьи.
Разработка плана-конспекта родительского собрания.
Изготовление наглядного материала (карточки, высказывания), украшение класса надувными шарами.
Выставка «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (приложение 1)
Ход собрания
Собрание проходит в классе. Дети и родители рассаживаются по группам (всего 4 группы – 2 группы родителей и 2 группы учащихся) – столы и стулья расставлены по кругу), определение группы идет путём вытягивания жетона. Во время рассаживания участников собрания звучит песня Л.Лещенко «Родительский дом».
1.Вступительная часть
1) Знакомство с притчей и обсуждение
Здравствуйте, уважаемые родители и ученики! Сегодняшнюю нашу с вами встречу я хочу начать с небольшой притчи, которая называется «Кувшин» (все действия, происходящие в притче демонстрируются)
«Знаменитый китайский профессор из известного китайского университета сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин, полупрозрачный, легкого зеленоватого оттенка.
Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он наклонился вправо. У его правой ноги лежала кучка камней, каждый из которых мог поместиться в кулак. Он взял один из камешков и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил эту процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин.
Он повернулся к группе и сказал:
- Скажите мне, этот кувшин полон?
Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен.
(В это время учащиеся первой группы заполняют чашу – камнями. Классный руководитель задаёт этот же вопрос всем собравшимся)
Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Около его левой ноги была насыпана горка мелкой гальки. Он набрал полную горсть и стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина. Горсть за горстью, он сыпал гальку в кувшин, а она просыпалась сквозь щелки между камнями, пока не дошла до самого верха, и уже невозможно было насыпать даже малую толику.
- Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?
Группа пробормотала, что все выглядит так, как если бы на этот раз кувшин действительно был полон; возможно, полон, наверное.
(Учащиеся второй группы заполняют чашу галькой)
Профессор ничего не сказал и снова повернулся к правой стороне. Около его ноги была насыпана горка крупного сухого песка. Он набрал горсть песка и начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Песок просыпался сквозь камни и гальку, а профессор горсть за горстью сыпал его в кувшин, пока песок не достиг горлышка и стало ясно, что больше насыпать невозможно.
Он повернулся к группе студентов и спросил:
- Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?
Ответом была тишина.
(Первая группа родителей заполняет чашу песком)
Профессор снова ничего не сказал и обернулся влево. Около его левой ноги стоял графин с водой. Он взял его в руки и начал осторожно лить воду через горлышко кувшина. Вода стекала на дно, минуя камни, гальку и песок, заполняя свободное пространство, пока не поднялась до самого горлышка.
Он повернулся к группе и спросил:
- Скажите мне, полон ли сейчас кувшин?
(Вторая группа родителей заполняет чашу водой)
В аудитории было тихо, даже тише, чем раньше. Это был тот тип тишины, когда все склоняют свои головы и старательно рассматривают свои ногти или оценивают чистоту своих ботинок.
Профессор снова обернулся вправо. На небольшом кусочке голубой бумаги была насыпана небольшая горочка великолепной мелкой соли. Он взял щепотку соли и бережно всыпал ее через узкое горлышко кувшина, и она растворилась в воде. Щепотку за щепоткой он всыпал соль в воду, она растворялась, проникая через камни, гальку и песок, пока не стало ясно, что соль больше не может растворяться в воде, так как та перенасыщена ею.
И снова профессор повернулся к группе и спросил:
- Скажите мне, а сейчас кувшин полон?
(Классный руководитель демонстрирует заполнение чаши солью)
Один очень милый студент встал и сказал:
- Нет, профессор, он еще не полон.
- А-аа! – протянул профессор. – Но он полон.
Затем профессор предложил всем присутствующим обсудить значение этой ситуации. Как мы можем ее интерпретировать? И несколько минут спустя профессор уже выслушивал их предложения.
(Идет обсуждение значения данной ситуации. Выслушиваются мнения родителей и учащихся)
Интерпретаций было столько же, сколько студентов в этой аудитории.
Каждый из присутствующих является уникальным человеком, который живет и смотрит на жизнь через призму собственного, уникального опыта, не схожего ни с чьим другим. Их интерпретации просто отражали их жизненный опыт, особый уникальный взгляд, через который они понимают мир.
И поэтому ни одна интерпретация не была лучшей или худшей, чем остальные. И он поинтересовался, интересна ли группе его собственная интерпретация?
Конечно, всем было очень интересно.
- Что ж, - сказал он, - моя интерпретация проста. Что бы вы ни делали в своей жизни, в каком бы то ни было контексте, будьте, уверены, что сначала вы положили камни».
Думаю, то, что вы будете говорить сегодня, в течении нашей с Вами встречи – это и есть ваша собственная интерпретация, которая не хуже, чем все остальные, и которая может послужить кому-то примером
2.Основная часть
1) Разминка
1) Изобразите членов своей семьи кругом или овалом на листе бумаги (выполняют дети, и взрослые)
- Теперь вы можете сами расшифровать свои работы.
Тот, кого вы считаете в доме главным, важным изображен выше остальных или в центре. Обратите внимание, где вы сами. Попробуйте ответить сами, что это значит.
- Кто находится ниже остальных, почему, как думаете?
2) Работа со словом «Семья»
- Я называю слово, а ваша задача подобрать 10 существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом.
Для разминки предлагается слово «СЕМЬЯ» ( группы учащихся и родителей приводят свои слова-ассоциации с этим словом)
Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.
Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей работа с определением понятия – ценности. А что Вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?
(Идет работа в группах, родители и учащиеся записывают на листочках бумаги свои мысли, что они подразумевают под словом ценности. Затем идет зачитывание определений и прикрепление этих листочков к дереву, на доске.)
2) Обобщение
Обобщение всего полученного. Даётся определение, что такое ценности, взятое в БСЭ и словаре Ожегова
1. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей.
2. Объединение людей, сплоченных общими интересами (высок.). Дружная школьная с. Студенческая с.
3. Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей, а также обособленная группа нек-рых животных, растений или грибов одного вида. С. медведей. С. бобров. Пчелиная с. (группа из рабочих пчел, матки и трутней). С. берез. С. груздей. * Семья языков - в языкознании: группа родственных языков.
- Сегодня остановимся на семейных традициях
- Что мы можем назвать семейными традициями? (работа в группах, обсуждение, выслушивание результатов каждой группы)
- С большей долей правды можно предположить, что при упоминании словосочетания семейные традиции у большинства людей возникают ассоциации со словами «дом», «родственники», «родители», «дети». И действительно, если закрыть глаза, и мысленно произнести слово «детство», так вместе с близкими и родными людьми и домашним уютом родительского дома в мыслях возникают и другие ассоциации, что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать «семейной традицией». Эти воспоминания находятся глубоко в человеческом сознании, поскольку действия, которые мы подразумеваем под понятием «семейные традиции» неоднократно повторялись с раннего детства. Если в вашей семье не было устоявшихся традиций, в памяти вырисовываются другие воспоминания из детских лет – обычно яркие и красочные, но они не имеют отношения к семье.
Накануне родительского собрания дети получили задание, точно так же как и родители, написать, рассказать или составить презентацию о своих семейных традициях, праздниках.

3) Презентация семей на тему «Семейные традиции»
- Сегодня вы увидели, что каждая семья воспитывает своего ребенка своим личным примером, своей поддержкой и пониманием, взаимопомощью, каждая семья имеет свое увлечение, которое имеет немаловажное значение и которое уже стало традицией семьи: прогулки в лес, на природу, поездки на рыбалку, на речку, на дачу, всей семьей поход в кино, декоративно-прикладное творчество, занятие спортом.
Из семьи складываются представления ребенка о справедливости, вежливости, внимательности, доброте, о честности, о сострадании, о правилах поведения в обществе.
4) Строительство дома из основных понятий на доске ( на стене вывешены основные семейные ценности)
-Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях. Выходит по одному представителю от группы, объясняя почему группа выбрала именно то или иное понятие
Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, бездель .
( Родители и учащиеся выбирают «правильные» понятия – в идеале, отрицательные остаются. Если идет выбор отрицательного понятия детьми – необходима помощь родителей, идет беседа-рассуждение).
5) Подведение мини-итога, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье. И во всех ли семьях на сегодняшний день можно встретить все эти ценности.
- Семья – для ребёнка, это место его рождения и становления, это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к ценностям (и материальным, и духовным, и семейным. Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
- Семья является – ведущим фактором развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Семейное воспитание по своей силе и действенности несравнимо ни с каким другим, даже очень квалифицированным воспитанием. В основе новой философии взаимодействия семьи и школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность, но не более. (За несколько дней до родительской встречи, классным руководителем было проведено мини-анкетирование, среди учащихся класса, педагогов школы. Нужно было ответить на один вопрос – что такое семья? Полученные ответы были зачитаны в ходе родительской встречи, и вывешены на доску в виде зелёной травы – в это время идет музыкальное сопровождение – песня «Погода в доме» Л.Долиной)
6) Итоги анкетирования
Полученные ответы (были зачитаны и размещены на доске в виде зелёной травы):
Семья – это, где тебя любят
Семья – это близкие люди
Семья – это вера, надежда и любовь
Семья – это любящие люди, поддерживающие в трудную минуту
Семья – это те люди, которые помогут и поддержат, те, кто дарит тепло и заботу, ничего не требуя взамен
Семья – это счастье, крепость, забота, терпение
Семья – это гармония защищенности от «ударов» внешнего мира, это обеспеченная старость, это продолжение всего, что есть лучшего в нас, в наших детях и внуках
Семья – это место где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где мы отдыхаем душой
Семья – это самое ценное, что есть у нас
Семья – это совместные праздники, походы, беседы за кружкой чая.
- Дорогие ребята, уважаемые родители! Дом мы с вами построили и травка уже выросла, чего же не хватает для комфорта и тепла? (солнышка)
8) «Собираем солнышко»
- Я попрошу детей собрать солнышко. (Даны пазлы –части солнца, дети собирают и вывешивают на доску)
(обращение к родителям)
- Все мы люди, с разным образованием, разными характерами, разными взглядами на жизнь, с разными судьбами, но есть одно, что объединяет всех вас, - это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью. Дети - это наши зеркала. Все плохие привычки, которые есть у нас, со временем будут и в наших детях.
3. Подведение итога
1) Беседа-итог
Вспомните, с чего началась наша встреча – притча о кувшине
- Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет  это все на втором плане. Главное  что она у вас есть. Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой  приспособить к жизни в обществе.
Семья была и в будущем будет основой воспитания подрастающего поколения. Семья развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а так же служит мостиком в будущее. Семья характеризуется нравственно-психологическим климатом, для которого характерны забота и стремление прийти на помощь друг другу, честно и до конца при любых обстоятельствах выполнять свою миссию Матери, Отца, Дочери, Сына, Бабушки, Дедушки и т.д . Ещё раз обратите внимание на доску – на эту замечательную композицию – дерево, дом, солнце и трава. Я хочу, чтоб в Ваших семьях было также мило и тепло, как на этой композиции
2) Решение родительского собрания
Классный руководитель предлагает, а родители утверждают или дополняют, корректируют.
Продолжать работу по пропаганде опыта успешного семейного воспитания;
Каждой семье укреплять семейные традиции конкретными делами: походами на природу, чтением книг, просмотром передач, занятиями спортом, рыбалкой, творчеством.
Пополнять свои презентации фотографиями новых интересных событий.












Приложение 1




15