Диагностическая метапредметная контрольная работа по истории 5 класс.

Диагностическая метапредметная контрольная работа по истории 5 класс.
Вариант 1.
Инструкция по выполнению работы.
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Прочитав текст, выполните задания, которые идут после него.
3. Запишите ответы так, как это требуется (см. задания).

В ходе своего формирования человечество прошло три этапа.
Первый этап развития ископаемых предков человека представлен австралопитеками, ископаемые остатки которых впервые были найдены в Южной Америке, почему они и получили название южных обезьян (от лат. australis - южный и греч. pitekos - обезьяна). Ростом австралопитеки были примерно с современного шимпанзе, передвигались на двух ногах, причем их походка уже полностью сбалансирована. От человекообразных обезьян австралопитеки отличались и строением кисти руки: у них большой палец был развит сильнее и противопоставлялся, как у человека, остальным пальцам. И, наконец, главное отличие австралопитеков заключалось в их трудовой деятельности и изготовлении орудий труда. В качестве материала они использовали кости животных, дерево и камень. Дошедшие до нас древнейшие орудия из камня - грубые желваки с режущим краем.
Второй этап становления человечества - эпоха питекантропов (от греч. pitekos - обезьяна и anthropos - человек). Объем мозга у них достигает до 1000 см3 (у австралопитеков он равен 600-650 см3). С увеличением объема мозга и развитием его лобных долей уменьшилась покатость лба и надбровных дуг. Орудия труда питекантропов отличались большим разнообразием. Они научились делать ручное рубило, разнообразные скребки, грубые рубящие орудия с одним рабочим краем. С такими орудиями питекантропы могли загонять крупных животных. Они уже могли пользоваться огнем.
Третий этап связан с неандертальцами (от названия долины Неандерталь в Германии). Первые неандертальцы появились, по-видимому, 250-300 тыс. лет назад, и по своему строению они уже напоминали современного человека. Набор каменных орудий неандертальцев стал еще более разнообразным. Появились остроконечники, проколки, острия. Материалом служили дерево, кости крупных животных и шкуры. Шкуры употреблялись и в качестве примитивной одежды для защиты от холода.
Рассмотренные три стадии становления человечества предшествовали появлению людей современного типа (кроманьонцев), с которыми заканчивается процесс становления человечества и начинается подлинная человеческая история.
Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 386-387.
1) Определите главную мысль текста. Выпишите цифру правильного ответа рядом с номером задания.
1. описание жизни предков современного человека.
2. описание процесса становления человечества.
3. австралопитек – главный предок человека.
4. питекантропы имели большую разницу с австралопитеками.
2) Вам предложен план, составленный по тексту, но один из пунктов плана не соответствует тексту и является ошибочным. Ваша задача определить данный неправильный пункт и выписать цифру под которым он записан в бланк ответов рядом с цифрой задания.
1. Австралопитек как первый предок человека.
2. Питекантропы как более развитый этап развития человека.
3. Неантертальцы по уровню развития были менее всего похожи на современного человека.
4. На кроманьонце начинается подлинная человеческая история.
3) Внимательно рассмотрите предложенную сравнительную таблицу. Ваша задача проверить правильность сведений о каждом из видов человеческих предков. Все характеристики пронумерованы и если вы обнаружили ошибку, которая не соответствует тексту, то необходимо рядом с номером задания поставить цифру под которой данная ошибка помещена в тексте.
Вопросы для сравнения
Австралопитек
Питекантроп
Неандерталец

Происхождение названия
1. от лат. australis - южный и греч. pitekos - обезьяна
2. от греч. pitekos - обезьяна и anthropos - человек
3.от названия долины Неандерталь в Германии


Отличительные черты
4.Передвигались на двух ногах, полностью сбалансированная походка. Строение кисти как у человека.
5. Объем мозга у них достигает до 1000 см3, уменьшилась покатость лба и надбровных дуг.
6. По современному строению уже напоминали современного человека.

Орудия
7. каменные топоры, кинжалы из кости и рога животных, ручные рубила, иголки из кости.
8. ручное рубило, разнообразные скребки, грубые рубящие орудия с одним рабочим краем

9.остроконечники, проколки, острия из дерева, костей крупных животных.

4. Вам предложены названия предметов, которые использовались нашими далекими предками. Ваша задача внимательно прочитать их названия, а затем разделить их на две группы, объяснив принцип разделения по примеру:
1 список терминов – объяснение
2 список терминов – объяснение
Термины:
Сребок, дубина, копье, палка-копалка, проколка, лук.
5. Ответьте на вопрос в развернутом виде, наиболее полно. Подтвердите свое мнение примерами, аргументами.
В чем значение сведений о древнейших предках человека?
Что было бы если информация о австралопитеках, питекантропах и неандертальцах была недоступна исследователям.


































Диагностическая метапредметная контрольная работа по истории 5 класс.
Вариант2.
Инструкция по выполнению работы.
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Прочитав текст, выполните задания, которые идут после него.
3. Запишите ответы так, как это требуется (см. задания).

По современным данным, время возникновения нашего биологического вида Homo sapiens (Человека разумного) относится к периоду от 40 000 до 100 000 лет назад. На основании имеющихся сейчас материалов предполагается, что местом возникновения человека были районы северо-восточной Африки. И оттуда человек постепенно распространился по всей земле
·, постепенно развиваясь и создавая свою неповторимую культуру, т.е. багаж знаний и опыта. Весь доцивилизационный период развития Homo sapiens называют каменным веком, в нем выделяются три основных периода, но все даты достаточно условны, и споры по этому поводу продолжаются среди ученых и в настоящее время.
Первым этапом считают палеолит. Произошло это название от двух слов: палео (древний) и лит (камень), а означает древний каменный век. Временные рамки периода определяются от возникновения человека и примерно до XIIX тыс. до н.э. Уже в эпоху палеолита появляется членораздельная речь, человек овладевает огнем, строит первые жилища, в период позднего палеолита появляется изобразительное искусство скульптура и живопись.
Второй этап – это мезолит, название которого означает средний каменный век. Его хронологические рамки от XIIX до VIII тыс. до н.э. В эпоху мезолита человек приручает собаку, изобретает лук и стрелы, лодку, осваивает плетение и изготавливает корзины и рыболовные сети.
Важнейшим рубежом в развитии культуры стал переход к неолиту, связанный с так называемой «неолитической революцией». Суть ее состоит в том, что от хозяйства присваивающего типа (собирательство, охота) человек переходит к хозяйству производящего типа, т.е. он не только берет у природы готовые продукты, но и сам их производит: появляется земледелие и скотоводство, прядение, ткачество, гончарное производство и т.п. В IVIII тыс. до н.э. появляются первые поселения городского типа и начинается развитие цивилизации. Само слово неолит означает новый каменный век ( от VIII и до IVIII тыс. до н.э.)

1) Определите главную мысль текста. Выпишите цифру правильного ответа рядом с номером задания.
1. развитие культуры первобытного общества.
2. описание основных орудий труда и занятий первобытного человека.
3. палеолит самый главный период в развитии первобытной культуры.
4. развитие человеческой культуры было стремительным.
2) Вам предложен план, составленный по тексту, но один из пунктов плана не соответствует тексту и является ошибочным. Ваша задача определить данный неправильный пункт и выписать цифру, под которым он записан в бланк ответов рядом с цифрой задания.
1. Бронзовый век – период доцивилизационного развития человечества.
2. Палеолит – от возникновения человека и до XIIX тыс. до н.э.
3. Мезолит и освоение новых знаний и умений.
4. Роль неолитической революции.
3) Внимательно рассмотрите предложенную сравнительную таблицу. Ваша задача проверить правильность сведений о каждом из этапов каменного века. Все характеристики пронумерованы и если вы обнаружили ошибку, которая не соответствует тексту, то необходимо рядом с номером задания поставить цифру под которой данная ошибка помещена в тексте.
Вопросы для сравнения
Палеолит
Мезолит
Неолит

Хронологические рамки
1. от возникновения человека и примерно до XIIX тыс. до н.э.

2. от XIIX до VIII тыс. до н.э.
3.от VIII и до IVIII тыс. до н.э.

Название
4.древний каменный век.

5.средний каменный век
6.новый каменный век

Основные достижения человека в данный период.
7.появляется членораздельная речь, человек овладевает огнем, строит первые жилища, в период позднего палеолита появляется изобразительное искусство скульптура и живопись.

8. человек приручает собаку, изобретает лук и стрелы, лодку, осваивает плетение и изготавливает орудия труда и оружие из бронзы

9. появляется земледелие и скотоводство, прядение, ткачество, гончарное производство

4. Вам предложены названия предметов, которые использовались нашими далекими предками. Ваша задача внимательно прочитать их названия, а затем разделить их на две группы, объяснив принцип разделения по примеру:
1 список терминов – основание классификации
2 список терминов – основание классификации
Термины: ловушка, гарпун, мамонт, лодка, сеть, копье.
5. Ответьте на вопрос в развернутом виде, наиболее полно. Подтвердите свое мнение примерами, аргументами.
В чем значение сведений о этапах развития человека?
Что было бы если информация о палеолите, мезолите, неолите была недоступна исследователям.







































Кодификатор.

В данной контрольной работе проверяются умения
-учебно-организационные (правильное оформление бланка ответов)
- учебно-информационные (работа с текстом)
-учебно-логические (выделять главное, сравнивать факты, классифицировать их).


Система оценивания:
Задание 1. – 1 балл
Задание 2- 1 балл
Задание 3 – 1 балл
Задание 4 – 2 балла
1 балл – правильно разделены термины на группы
1 балл – приведено основание для классификации.
Задание 5. 3 балла
По 1 баллу за раскрытие каждого вопроса.
1 балл за правильно приведенные аргументы.

Ответы:
Задания
Вариант 1
Вариант 2

1
2
1

2
3
1

3
7
8

4
Дубина, копье, лук – оружие
Скребок, палка-копалка, проколка – орудия труда
Ловушка, мамонт, копье – занятия охотой
Гарпун, лодка, сеть – занятие рыболовством






























Бланк ответов.

Вариант ____
Дата _______
Класс_______
Фамилия ученика_______________________
Ответы на задания:
Задание 1 –
Задание 2-
Задание 3-
Задание 4-
1 список терминов:__________________________________________________________________
Основание для классификации________________________________________________________

2 список терминов:__________________________________________________________________
Основание для классификации________________________________________________________

Задание 5.
15