Сотрудничество семьи и детского сада.
Сотрудничество детского сада и семьи.
Е.В. КучуковаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кояновская основная школа»
Структурное подразделение – детский сад «Кояшкай»
с. Кояново, Пермский район
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения : семья и детский сад. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно [2, с. 12].
Семья и детский сад – это две ветви, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Кроме того, наш детский сад функционирует первый год и родителям необходимо показать ценность дошкольного периода жизни ребёнка [5, с. 45]. Поэтому в своей работе использую разнообразные виды деятельности, которые создают возможность для сотрудничества с родителями.
Цель работы, которую я поставила для себя в этом учебном году:
– Создать условия для благоприятного взаимодействия с родителями.
Задачи: – установление доверительных и партнерских отношений с родителями посредством вовлечения семьи в единое образовательное пространство;
– создание системы работы с родителями по педагогическому просвещению;
– разработка и реализация совместных проектов.
Педагог и родители – партнёры в общем важном и нелёгком деле – воспитании детей. Успешным партнёрство может быть только при наличии взаимоуважения, доброжелательности. Сотрудничество и сотворчество, в основе которых – вера в ребёнка, его возможности, - станут основными формами взаимодействия педагога с семьями воспитанников.
В работе с семьёй я использую индивидуальный подход - сотрудничество. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Для себя я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей:
Родители – лидеры, имеющие идеи и план действий на все случаи жизни.
Родители – исполнители, надёжные люди, к которым всегда можно обратиться за помощью.
Родители – «недовольные» наблюдатели.
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. В нашем новом саду «Кояшкай» планируется реализация программы «Школа активного родителя».
Цель этой программы:
– Повышение педагогической культуры родителей.
Для решения поставленных задач составляется перспективный план работы с родителями, в котором прописывается работа в нескольких направлениях:
– в рамках реализации программы воспитания и обучения ребёнка в детском саду;
– в рамках реализации программы сохранения и укрепления здоровья детей;
– в рамках реализации целевой программы работы с семьей .Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены «Уголки для родителей». Информационное направление включает в себя рубрики: «Чем мы занимались? Закрепите дома! Выучите вместе с детьми! Практикум для родителей», фотомонтажи «Из жизни группы», «Спрашивали – отвечаем», «Это интересно», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду; конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю интригующее, яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников.Вот, например, в нашем детском саду реализуется проект по благоустройству территории. Рядом с зданием детского сада есть небольшая площадка, которую мы предложили родителям озеленить, создать «уголки здоровья» для летнего оздоровления детей. Родители совместно с воспитателями активно включились в проект и работают над его реализацией.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится. Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример взрослого порождает в детях искрению заинтересованность [6, с. 31].
На сегодняшний день можно сказать, что наша работа с родителями только началась. Будем надеяться, что разнообразие форм работы даст определенные результаты. Работа продолжается.
Библиографический список
Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. - 1998. - №6.
Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. - 224 с.
Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. - 2003. №1.
Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 672 с.