Доклад на тему: Преемственность детского сада и начальной школы


По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее профессиональное призвание – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно", не травмируя психику ребенка, необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
ДОУ «Калинонька» существует не сам по себе, он живёт и функционирует по нескольким основным направлениям во взаимодействии с социумом - социальными учреждениями, как в рамках посёлка, так и района, и всей Республики. И, конечно же, в направлении образования самым тесным образом наш детский сад взаимодействует со школой, вернее с двумя школами – Первомайской СОШ №1 и Первомайской ООШ №2. Данное сотрудничество позволяет нам решать проблемы преемственности в системе "детский сад – школа". Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования программы, по которой работает наш детский сад, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитателям детского сада лучше познакомиться с "программами" для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе, для  дальнейшего поиска оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности.
В современной приднестровской школе большой упор делается на патриотическое воспитание детей, более того, сегодняшняя школа просто обязана воспитывать патриотов своей страны, поэтому закладка патриотических чувств должна начинаться ещё с дошкольной ступени образования, с детского сада. Дети подготовительной группы в нашем детском саду знают, что существуют символы государства – Гимн, герб, флаг. Доступным для детского восприятия языком мы доносим до них понимание Гимна как самой главной и важной музыки страны, использующейся в особо торжественных случаях. Герба Приднестровья – как знака, символа, отражающего основные проявления жизни Республики – единства рабочих и колхозников, роль Днестра, как водной артерии государства, стратегически важных видах сельхозпродукции, выращиваемых на приднестровской земле. Флага страны – как самого первого и характерного отличительного знака любого государства, присутствующего во всех внешних и внутренних проявлениях его жизни. Так, параллельно с развитием познавательно-речевых навыков дошкольника, будущего ученика начального звена школы, наряду с обогащением словаря ребёнка, идёт активное патриотическое воспитание его личности, как юного гражданина Приднестровья. Дети разучивают стихи о своей Родине, написанные нашими приднестровскими поэтами – Гурковским, Вырвичем и другими авторами. Кроме того, дети учатся выражать свои патриотические чувства не только в слове, но и посредством изобразительного искусства – в рисунке, аппликации.
В этом году к юбилею Республики наши ребята, будущие первоклассники, подготовили праздничную программу, с которой 2 сентября выступили в Республиканском Доме ветеранов п. Первомайск. Затем устроили праздник и порадовали своими песнями и танцами детей и в своём детском саду «Калинонька».
1 октября ребята детского сада «Калинонька» вместе с учениками наших обеих школ снова были в гостях в Доме ветеранов, они от всей души поздравили бабушек и дедушек с Днём пожилых людей. О посещении с шефскими концертами Дома ветеранов нашими детьми хочется сказать отдельно. Каждый такой поход, без сомнения, оставляет след в сердце ребёнка. Встречаясь с пожилыми людьми, видя их, таких больных, беспомощных, ведь многие из них передвигаются только с помощью инвалидных колясок, дети учатся состраданию, сочувствию, они начинают понимать, что в жизни есть люди, которым очень тяжело, которые нуждаются в помощи других, в тёплом слове, улыбке. Привыкнув к этому ещё с детского сада, ребята и потом, в школе, с удовольствием будут принимать участие в мероприятиях, посвящённых Дням пожилых людей, их душа будет стремиться к выражению внимания, тепла и ласки к людям, которые в силу своего возраста достойны этого. Здесь нужно отметить, что ученики двух наших Первомайских школ регулярно выступают в Доме ветеранов, поздравляя пожилых людей и с Новым годом, Днём Защитника Отечества, с Женским днём, дарят одиноким людям поделки, изготовленные своими руками, подавая тем самым замечательный пример дошкольникам.
С ребятами из нашей подготовительной группы в начале этого учебного года была проведена экскурсия в клуб «Чудо» Первомайской СОШ №1. Клуб «Чудо» является музеем культуры, обычаев и традиций трёх братских народов Приднестровья – молдавского, русского и украинского. Экскурсоводы клуба, ученики 9-го класса школы, на трёх государственных языках рассказали детям об экспонатах, которые представлены в музее. Ребятам очень интересно было услышать свободно звучащую молдавскую и украинскую речь из уст школьников. Ребята с интересом рассматривали образцы народных ремёсел, они в этот день они узнали много интересного и много новых слов, обогатив свой словарь названиями старинных предметов быта. Детям, впервые переступившим порог школы, было интересно всё – и как звучит звонок, и как просторны коридоры школы, их внимание сначала привлёк большой стенд с символикой Приднестровья – гербом, флагом и Гимном ПМР - как раз то, с чем они недавно познакомились. Такие экскурсии очень необходимы для будущих учеников. Здесь нужно сказать, что посещения школы снижают состояние тревожности у детей, которые уже начинают осознавать, что в детском саду они находятся последний год, и учёба в этом большом и пугающем своей неизвестностью здании уже не за горами. Ребят подготовительной группы пригласили также посетить музей школы и посёлка школы №1.
Очень активно взаимодействует наш детсад с Первомайской школой №2. Недавно к нам в гости с экскурсией приходили ученики 2-го класса школы №2. Встреча наших «подготовишек» и второклассников прошла очень интересно и познавательно. В самом начале с ребятами была проведена игра – знакомство, в ходе которой они на удивление быстро и хорошо успели запомнить имена друг друга по именам. Ребята вместе понаблюдали за признаками наступившей осени, прошли с экскурсией вокруг всего детского сада, дружно поприветствовав гуляющих на площадках малышей, при этом дети были построены попарно ученик – дошкольник, что им очень понравилось. Затем ребята вместе с удовольствием поиграли в знакомые и тем, и другим детям весёлые подвижные игры. При прощании дети из подготовительной группы пообещали второклассникам, что обязательно придут к ним в школу с ответным визитом. Нашим ребятам было интересно и приятно увидеть своих товарищей по детскому саду такими повзрослевшими и серьёзными.
Посетили и наши дети с ответным визитом Первомайскою школу №2. Ребята побывали во всех основных помещениях школы – сразу при входе в школу им очень понравилось фойе с государственной символикой; нарядный и уютный актовый зал, они с удовольствием побегали и поиграли в спортивном зале школы; посмотрели, как идёт подготовка к обеду школьной столовой; посетили библиотеку, где были удивлены таким количеством книг; и, конечно же, посидели за настоящими школьными партами, да ещё вместе со старшеклассниками. В ходе экскурсии ребята с большим интересом знакомились со школьным пространством, узнали много нового, их поразило такое количество разных кабинетов, они пополнили свой словарный запас новыми словами, связанными со школьной жизнью. Если они раньше только по рассказам знали, что когда в школе прозвенит звонок, то у всех учеников начинается урок, то теперь сами услышали и своими глазами увидели, как ученики спешат по классным комнатам, узнали, что такое переменка. Именно посещение дошкольниками школы помогает наиболее успешно начать им свое обучение и сделать более плавным и безболезненным переход в «новую жизнь». Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, и существует такое понятие, как преемственность. Знания, которые дети получают на экскурсии, расширяются и закрепляются после проведения экскурсии уже непосредственно в группе в образовательной деятельности, в играх. Через 2—3 дня после экскурсии педагоги проводят различные формы организованной деятельности с дошкольниками с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры, читают художественную литературу, слушают рассказы, отзывы, впечатления детей о том, где были и что видели. Проводится обобщающая беседа. Беседуя с детьми после экскурсии, педагоги ставят вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, вспоминают, какие новые впечатления они получили и какие узнали новые слова. Экскурсии в школу помогают педагогам более образно, ярко познакомить детей с той обстановкой и атмосферой в которую попадут будущие первоклассники уже совсем скоро. А народная мудрость не зря гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Конечно же, экскурсии – это лишь одна из форм взаимодействия ДОУ со школой в рамках преемственности. Учителя начальных классов посещают родительские собрания в подготовительных группах детского сада, на которых рассказывают как педагогам, так и родителям будущих первоклассников, чего ждёт от них школа, что нужно развивать, чему учить детей, а что заранее лучше не делать; например, Надежда Николаевна Дёмина на недавнем собрании в подготовительной группе объясняла родителям, что не нужно специально учить детей читать, потому что это не помогает учителю, а наоборот, осложняет его работу, делая невозможным правильное обучение детей чтению, так как методика воспитателя и учителя чаще всего не совпадает, да и разных методик обучения чтению есть более тридцати. Тоже самое по словам Надежды Николаевны, относится и к обучению письму. Задача детского сада - только подготовка руки ребёнка к письму, всё остальное уже грамотно сделает учитель. А вот заняться постановкой звуков, произносимых ребёнком – самое время, причём не терпящее никаких отлагательств. Если ребёнок не будет правильно выговаривать звуки речи – как же он их правильно напишет? В самое ближайшее время мы у нас в ДОУ организуем круглый стол с участием учителей, которые будут в следующем учебном году набирать первые классы и воспитателями нашей подготовительной группы, а может, целесообразно на него будет пригласить и воспитателей старших групп, чтобы заранее всё послушали и знали, чего ждёт от нас школа. В практике нашей работы – также проведение совместных досугов, спортивных развлечений для детей детского сада и начальной школы, где в жюри выступают и воспитатели, и учителя.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за  собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Установлена сильная зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешностью детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.
В завершение хочется добавить, что наш детский сад надеется, что наше взаимодействие с обеими нашими школами будет расширяться, углубляться и совершенствоваться, обогащаться новыми, современными формами работы и сотрудничества, чтобы мы были уверены, что наши дети смело будут вступать в новую для них школьную жизнь. В наших планах также стоит наладить более тесное сотрудничество с нашей Первомайской школой искусств, которое, мы уверены, тоже будет на пользу нашим воспитанникам, так как многие дети параллельно с поступлением в общеобразовательные школы начинают обучение и в этом учебном заведении.