Программа информатизации «Школа – единое информационное образовательное Пространство» (2012-2017)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 города Белово»
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №19 г.Белово
__________________ С.Г.Лобанова
Приказ от 13.09.2012г. № 297

Программа информатизации
«Школа – единое информационное образовательное Пространство»
(2012-2017)
Рассмотрена
на педагогическом совете
МБОУ СОШ №19 г.Белово
Протокол № 1 от «30» августа 2012г.

Согласована
с Управляющим советом
МБОУ СОШ №19 г.Белово
Протокол № 1 от «13» сентября 2012г.
Белово 2012
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u 1.Паспорт программы информатизации PAGEREF _Toc405117876 \h 22. Пояснительная записка PAGEREF _Toc405117877 \h 23.Концепция информатизации учреждения PAGEREF _Toc405117878 \h 24.Анализ состояния уровня информатизации PAGEREF _Toc405117879 \h 25.Цель и задачи программы PAGEREF _Toc405117880 \h 26.Направления деятельности участников образовательного процесса PAGEREF _Toc405117881 \h 26.1 Направления деятельности администрации школы по реализации программы. PAGEREF _Toc405117882 \h 26.2 Направления деятельности педагогов по реализации программы PAGEREF _Toc405117883 \h 26.3 Направления деятельности обучающихся по реализации программы PAGEREF _Toc405117884 \h 26.4 Направления деятельности родителей (законных представителей) по реализации программы PAGEREF _Toc405117885 \h 27.Механизм и этапы реализации программы PAGEREF _Toc405117886 \h 2I этап – Подготовительный: PAGEREF _Toc405117887 \h 2Создание нормативно-правовой базы, программы информатизации, развития материально - технической базы. PAGEREF _Toc405117888 \h 2II этап – Внедренческий: PAGEREF _Toc405117889 \h 2Создание единого информационно-образовательного пространства школы. PAGEREF _Toc405117890 \h 2III этап – Опытно-экспериментальный: PAGEREF _Toc405117891 \h 2Использование ЦОР и ЭОР в воспитательно-образовательном процессе. Создание базы ЦОР и ЭОР учителей ОУ. Создание методик по использованию ЦОР и ЭОР в воспитательно-образовательном процессе PAGEREF _Toc405117892 \h 2IV период – Обобщающе-аналитический: PAGEREF _Toc405117893 \h 2Оценка результирующих параметров, то есть проведение анализа между предпринятыми действиями и полученными результатами, планирование перспективного развития. PAGEREF _Toc405117894 \h 29. Эффективность реализации программы PAGEREF _Toc405117895 \h 210. Мониторинг программы информатизации PAGEREF _Toc405117896 \h 211. Источники финансирования PAGEREF _Toc405117897 \h 212. Список используемой литературы PAGEREF _Toc405117898 \h 2

1.Паспорт программы информатизацииНаименование Программы
Школа – единое информационное образовательное пространство
Разработчики программы Рузанкина Т.В., директор МБОУ СОШ №19 г.Белово
Кирпичёва И.В., зам. директора по УВР
Васяткина Т.Е., зам. директора по УВР
Нормативно-правовые основания для разработки Программы Закон Российской Федерации «Об образовании» и закон Кемеровской области «Об образовании»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». приказ №271, от 04.02.2010г
Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка".
Закон РФ «О персональных данных»
Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Закон Кемеровской области об областной целевой программе «Развитие системы образования в Кемеровской области.
Городская целевая Программа развития образования на 2010-2015 гг.
Цель и задачи программы Цель программы:
Повышение качества образования через обеспечение участников образовательного процесса знаниями, умениями и навыками необходимыми для профессиональной деятельности в информационном обществе посредством формирования единого информационно-образовательного пространства и интенсивного внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс.
Задачи программы:
создать, распространить и внедрить в учебный процесс современные электронные учебные материалы, интегрирование их с традиционными учебными пособиями, а также разработать средств поддержки и сопровождения;
создать и развить информационные системы и средства поддержки образовательного процесса;
развить информационную систем управления школой;
развить сетевую образовательную инфраструктуру;
обеспечить средствами информатизации системы образования;
оказывать консультативную помощь при подготовке педагогических и административных кадров в области информационно-компьютерных технологий;
обеспечить методическую поддержку процесса информатизации в образовательном учреждении
Основные направления реализации программы
направления деятельности администрации школы по реализации программы,
направления деятельности педагогов по реализации программы;
направления деятельности обучающихся по реализации программы;
направления деятельности родителей по реализации программы;

Исполнители основных мероприятий Педагогический коллектив, администрация школы,
обучающиеся школы, родители (законные представители)
Сроки и этапы реализации I этап – 2012-2013 гг. – Подготовительный:
Создание нормативно-правовой базы, развитие материально – технической базы, программы информатизации.
II этап – 2013-2016 гг. – Опытно-экспериментальный
Создание единого информационно-образовательного пространства школы. Внедрение и использование ЦОР и ЭОР в образовательный процесс. Создание базы ЦОР и ЭОР учителей ОУ.
III этап – 2016-2017 гг – Обобщающе-аналитический:
Анализ полученных результатов, планирование перспективного развития информатизации образовательного учреждения на следующий период.
Механизм реализации программы Программа реализуется через работу методических объединений учителей-предметников и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование учителей, через работу творческих групп учителей и обучающихся, взаимодействие всех участников образовательного процесса, которое обеспечивает сайт школы
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - Количественный рост ЭОР, внедренных в образовательный процесс.
-Увеличение количества методических материалов, подготовленных учителями школы и размещенных на школьном сервере, сайте школы.
- Увеличение доли обучающихся, получающих образовательные услуги дистанционно, с применением ИКТ.
- Увеличение доли педагогов, использующих ЭОР в учебном процессе от общего количества.
- Рост количества педагогов и обучающихся, принимающих участие в сетевых проектах.
- Увеличение доли педагогов, обучающихся, вовлеченных в конкурсно-проектную деятельность с применением ИКТ.
- Рост процентного соотношения педагогов, использующих ИКТ на учебных занятиях к общему количеству педагогов.
-Увеличение доли педагогических работников и руководителей, проходящих ежегодное повышение квалификации с использованием дистанционных форм обучения.
2. Пояснительная запискаОсновной проблемой МБОУ СОШ № 19 г.Белово является разрыв между высоким содержательным и организационным потенциалом школы и реальным использованием этого потенциала в интересах всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), сотрудников и партнеров). Именно в разрешении и своевременной корректировке данного противоречия и видится перспективное развитие системы образования в образовательном учреждении.
Обозначенное противоречие определило проблему Программы: как необходимо организовать процесс информатизации школы, чтобы внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс школы способствовало повышению качества обучения школьников, оптимальному личностному и профессиональному самоопределению школьников в условиях инновационной экономики?
Настоящая Программа определяет концепцию развития школы в области информатизации, основные направления деятельности по ее реализации на период до 2017 года.
Программа информатизации включает в себя 5 основных разделов:
создание единого информационного пространства школы;
автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы;
использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса;
обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся;
создание условий взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы.
Программа направлена на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования.
Реализация данной программы позволит эффективно организовать учебный процесс, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
Программа включает организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую подготовку учителей на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий.
Программа определяется как нормативный документ, предписывающий ограниченное во времени целенаправленное изменение школы как образовательного учреждения по достижению результатов его деятельности в данном направлении.
В Программе представлены:
анализ состояния уровня информатизации к началу разработки данной программы и тенденции развития информатизации образования школы;
цели, приоритетные направлении и задачи;
критерии эффективности реализации программы «Школа – современное информационное пространство»;
ожидаемые результаты.
3.Концепция информатизации учрежденияРеализация Концепции модернизации образования предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет-ресурсов для формирования информационной компетентности участников образовательного процесса, что предполагает наличие высокого уровня информационной культуры и соответствующее изменение образовательного пространства школы.
Для этого необходима реализация следующих положений:
Создание оптимальных условий для овладения и внедрения в образовательный процесс информационных технологий.
Организация деятельности по теоретической и практической подготовке учителей с целью повышения информационной культуры.
Реализация проблемного обучения через Метод проектов с применением компьютерных технологий для создания условий самореализации обучающихся.
Создание единого информационно-образовательного пространства школы.
Реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе на информационном уровне.
Оптимизация условий для подготовки учителя к уроку через использование информационных ресурсов и технологий.
Оптимизация взаимодействия школы с информационным пространством города, страны, мира.
Единое информационно-образовательное пространство школы (далее ЕИОП) – это основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей (законных представителей), администрации учебного заведения и общественности, которая:
включает в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации;
обеспечивает оперативный доступ пользователей к педагогически значимой информации;
создает возможность для общения педагогов и обучаемых.
Информационно-образовательное пространство должно строиться как интегрированная многокомпонентная система, компоненты которой соответствуют учебной, внеурочной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения, деятельности по управлению учебным заведением. Подобная среда должна обладать максимальной вариативностью, обеспечивающей дифференциацию всех возможных пользователей (Рисунок 1).

Формирование ЕИОП повлечет за собой возможность практического использования ее в качестве:
средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников, организующего оперативную консультационную помощь, реализующего возможности программно-методического обеспечения компьютерной и телекоммуникационной техники в целях формирования культуры учебной деятельности в учебных заведениях;
инструмента познания за счет формирования навыков исследовательской деятельности путем моделирования работы научных лабораторий, организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки результатов экспериментальной деятельности;
средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников, начиная от коллеги по совместному проекту, путем оперативного обмена информацией, идеями, планами по совместным проектам, темам и т.д., и кончая использованием удаленных баз данных;
средства развития личности за счет реализации возможностей повышения гуманитарного развития обучающихся и формирования навыков культуры общения;
средства индивидуализации обучения (использованием возможностей информационной образовательной среды темп усвоения знаний зависит от индивидуальных особенностей обучаемого и увеличивается за счет организации связи между пользователем и информационными ресурсами среды в реальном масштабе времени.)
средство специализированного единообразного интерактивного диалога за счет визуализации учебной информации, хранения больших объемов информации с возможностью ее передачи, легкого доступа пользователя к данным, информационно-поисковой деятельности, автоматизации обработки результатов экспериментальной деятельности, контроля за результатами усвоения учебной информации;
эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.

Информатизация образовательного процесса в МБОУ СОШ № 19 г.Белово представляется как комплекс мероприятий, связанных с компьютеризацией обучения, с насыщением образовательной системы информационными технологиями и информационной продукцией следующих ее компонентов:
Техническая среда (компьютер, принтер, сканер, МФУ, проектор, интерактивная доска, интерактивный планшет, модем, теле - и видеоаппаратура, устройства для преобразования информации из одной формы в другую и так далее).
Программная среда (обучающие программы, обучающие системы, определяющие процесс и технологию компьютерного обучения, управляющие и обслуживающие работу на компьютере);
Предметная среда (содержание конкретной предметной области);
Методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности).
Создание единого информационно-образовательного пространства необходимо для обеспечения согласованного доступа к информации и эффективной работы с ней всеми участниками образовательного процесса (администрацией, педагогами, обучающимися, родителями (законными представителями).
Таким образом, единое информационно-образовательное пространство школы - это совокупность информационных образовательных ресурсов, средств их хранения и передачи, которая обеспечивает любому пользователю возможность полного информационного обеспечения своей деятельности, получения любых образовательных услуг, а также возможность обмена между пользователями информацией на различных носителях и различных знаковых системах, среди которых интегрируются традиционные и инновационные технологии (Рисунок 2).
Информационно-образовательное пространство

Рисунок 2
Компьютеризация обучения предполагает многоцелевое использование компьютера как средства обучения. Выделим основные направления внедрения компьютерной техники в школьное образование:
использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
использование новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
организация коммуникаций на основе ИКТ с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе ИКТ, автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам школы качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей обучающихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы (Рисунок 3).
Информационно – технологические компоненты ЕИОП
Рисунок 3

В концептуальную основу Программы положены принципы:
значимости информатизации образования и общеобразовательное значение курса информатики, интегрированного курса: «Основы информационной культуры»;
ИКТ-всеобуч;
накопление учителями-предметниками опыта по применению компьютеров на уроках, для подготовки учебно-методических материалов, ведения школьной документации, создания авторских сайтов.
Модель создания единого информационно-образовательного пространства в рамках Программы информатизации

4.Анализ состояния уровня информатизациик началу разработки Программы
Работа в области информатизации образовательного пространства начата в 2011 году. Данная Программа является отправной точкой в реализации информатизации школы.
В школе 1679 учащихся, это 64 класса. Реализуется профильное обучение в 10-11 классах. Занятия по учебному предмету «Информатика и ИКТ» проводятся во 2-4 , 8-11 классах. В 5-7 классах предмет "Информатика" представлен курсами по выбору, а в 8-11 классах проводятся элективные курсы по выбору обучающихся.
Техническое обеспечение
местонахождение назначение количество ос Windows XP ос Windows 7 ос Windows Vista ос Linux MS Office WinRar год интернет интерактивная доска
1 корпус, \\\\гражданская, 16
  компьютерный класс 14 ПК   14   14 14 1 2011 14  
1 ноутбук   1         2011 1 пр
1 ноутбук     1       2006 1  
мобильный компьютерный класс 14 ноутбук   14     14   2011 14  
директор 1 ноутбук       1 1 1 2010 1  
секретарь 1 ПК 1       1 1 2006 1  
бухгалтерия 4 ПК   1         2011 1  
3       3 3 2006 3  
методкабинет 1 ноутбук   1         2012 1  
2 ПК   1         2012 1  
1     2 2 2006 1  
библиотека 1 ПК 1       1 1 2006 1  
юрист 1 ноутбук   1         2010 1  
психолог 1 ПК 1       1 1 1999    
отдел кадров 2 ПК   1     1 1 2006 1  
1       1 1 2011 1  
зам. По ОБЖ 1 ПК   1     1 1 2012 1  
зам. По ВР 1 ПК 1       1 1 1999 1  
кабинет физики 2 ноутбук   2     1 1 2012 2  
кабинет ИЗО 1 ноутбук   1     1 1 2013    
кабинет химии 1 ноутбук   1     1 1 2013 1  
кабинет русского яз 1 ноутбук   1     1 1 2013 1  
кабинет обж 1 пк 1       1 1 1999 1  
спортзал 1 ноутбук   1     1 1 2013    
кабинет ИТ 1 ПК   1         2012 1 1
кабинет истории 1 ноутбук 1     1 1 2013    
Итого по корпусу 55   10 43 1 15 48 21   51  
местонахождение назначение количество ос Windows XP ос Windows 7 ос Windows Vista ос Linux MS Office WinRar год интернет интерактивная доска
2 корпус,, Киевская, 23 компьютерный класс 10 ПК 10     10     2007    
Библиотека 1 ПК 1       1 1 1999    
методкабинет 1 ПК 1       1 1 1999 1  
1 ПК 1       1 1 1999 1  
1 ноутбук 1       1 1 2008 1  
Зам. по ВР 1 ПК 1       1 1 1999    
Завхоз 1 ПК 1       1 1 1999    
кабинет ОБЖ 1 ПК 1       1 1 2006   1
кабинет истории 1 ПК 1       1 1 2006    
итого по корпусу 18   18 0 0 10 8 8   3  
3 корпус, Гастелло, 10 компьютерный класс 1 ПК 1       1 1 2007 1 1
9 ПК 9     9     2006    
5 ПК 5     5     1999    
библиотека 1 ПК 1       1 1 1999    
методкабинет 2 ПК 2       2 2 1999 1  
1 ноутбук     1   1 1 2009 1  
Зам по БЖ 1 ПК   1     1 1 2007    
нач.кл ( ФГОС) 1 ноутбук   1         2013   1
кабинет нач/классов 9 ПК   2         2012 8  
 ПК   4         2011    
ПК 2           1999 1  
ПК 1     1     2007    
Итого по корпусу 30   21 8 1 15 6 6   12  
Итого по школе 103   49   2 40 62 35   66  
Итого компьютерные классы 54                    
Итого библиотека 3                    
Итого методкабинет 8                    
Итого административные 15                    
Итого учебные кабинеты 15                    
В настоящее время 69% учителей уверенно и регулярно используют компьютер в своей профессиональной деятельности.
В повседневной практике регулярно используют:
текстовый редактор 86 % учителей,
электронные таблицы – 12 %,
программы для создания презентаций – 16%,
электронные тесты – 8 %.
Использование учителями ИКТ в профессиональной деятельности

5.Цель и задачи программыЦелью школьной программы информатизации является обеспечение участников образовательного процесса знаниями, умениями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности в информационном обществе за счет повышения качества образования посредством формирования единой информационно - образовательной среды и интенсивного внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс.
Таким образом, мы создаем единое, открытое, доступное педагогам, ученикам и их родителям (законным представителям) информационное пространство, комплексно отражающую деятельность школы.
Участниками, непосредственно вовлекаемыми в процесс создания и функционирования единого информационного пространства школы, являются следующие группы:
Администрация
Преподаватели
Обучающиеся
Родители (законные представители)



Приоритетными направлениями деятельности школы по реализации программы на последующие годы являются:
совершенствование информационного пространства школы;
совершенствование содержания и технологий образования;
развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы с внедрением новых сетевых технологий, повышение эффективности управления;
использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса;
обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся;
создание условий для взаимодействия школы с семьей через единое информационное пространство.
Предполагается, что основными задачами информатизации образования на 2012-2017 годы будут:
создать, распространить и внедрить в учебный процесс современные электронные учебные материалы, интегрирование их с традиционными учебными пособиями, а также разработать средств поддержки и сопровождения;
создать и развить информационные системы и средства поддержки образовательного процесса;
развить информационную систем управления школой;
развить сетевую образовательную инфраструктуру;
обеспечить средствами информатизации системы образования;
оказывать консультативную помощь при подготовке педагогических и административных кадров в области информационно-компьютерных технологий;
обеспечить методическую поддержку процесса информатизации в образовательном учреждении
5.1. Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, а также разработка средств поддержки и сопровождения будет проводиться с целью повышения качества обучения на всех уровнях образования.
При этом акценты будут сделаны на:
повышение качества обучения – создание и совершенствование электронных образовательных ресурсов для начального, общего и общнго среднего образования;
использование электронных образовательных ресурсов при преподавании учебных дисциплин – разработка и апробация методик использования ЭОР;
повышение эффективности работы с электронными образовательными ресурсами – внедрение инструментальных средств.
Прогнозируемыми целевыми индикаторами при решении данной задачи являются следующие:
количественный рост ЭОР, внедренных в учебный процесс (штук);
рост количества методических материалов, подготовленных учителями школы и размещенными на школьном сервере (штук);
процентный рост обучающихся, получивших образовательные услуги дистанционно, с применением ИКТ;
доля педагогов школы от общего количества, использующих ЭОР в учебном процессе(%);
процентное соотношение количества школьников, принимающих участие в сетевых проектах, к общему числу школьников, обучающихся в образовательном учреждении.
5.2. При решении задачи по "Созданию и развитию информационных систем и средств поддержки образовательного процесса" предполагается внедрение виртуальных образовательных сред, разработанных на федеральном и областном уровне.
Необходимо проведение следующих мероприятий:
организация доступа обучающихся к качественному образованию (образовательные интернет- ресурсы, современные методики обучения);
реализация коллективных и индивидуальных траекторий обучения;
поддержка междисциплинарных связей (элективные курсы, предпрофильная подготовка и профильное обучение) поддержка проектной деятельности обучающихся;
проведение занятий в режимах интерактивного и дистанционного обучения (интернет-обучение);
поддержка различных форм сетевого взаимодействия;
предоставление инструментальных средств, для работы с электронными образовательными ресурсами (создание, просмотр и воспроизведение ЭОР, конструирование и редактирование электронных курсов).
Целевыми индикаторами решения данной задачи выступают следующие:
количество ежедневных посетителей, из числа работников, обучающихся и родителей школьного порталов (чел.);
количество пользователей, из числа работников и обучающихся, пополняющие контент (чел);
доля педагогов/обучающихся вовлеченных в конкурсно-проектную деятельность с применением ИКТ (%);
систематически обновляемый сайт школы.
5.3. . При решении задачи по "развитию информационных систем управления школой" предполагается развитие следующих информационных систем:
актуализация баз данных образовательного учреждения;
создание комплекса организационно-методических и нормативно-правовых документов, обеспечивающих согласованное и взаимоувязанное развитие информационной системы управления;
использование систем, поддерживающих безопасность информационных ресурсов;
оценка и корректировка основных процессов информатизации образования;
проведение актуальных исследований по вопросам использования информационных технологий в образовательном процессе.
развитие информационной системы мониторинга и оценки качества образования, сопровождения аттестации выпускников школы, педагогических работников.
В качестве индикаторов, позволяющих оценить степень развития информационных систем управления образованием являются:
количество педагогов образовательного учреждений, использующих программный комплекс «1С:ХроноГраф Школа 3.0» в дальнейшем «1С:Образовательное учреждение»(%)
5.4. В рамках развития сетевой образовательной инфраструктуры предполагается:
создать распределенную систему эффективного доступа к ресурсам (локализация трафика, кэширование, технологии доставки контента и предоставления интеллектуальных сетевых услуг;
продолжить увеличение пропускной способности канала доступа к ресурсам Интернет.
Целевыми индикаторами, позволяющими оценить степень достижения успеха в данном направлении являются:
эффективность использования серверов школы (%);
загруженность пропускной способности канала доступа к ресурсам Интернет;
работоспособность системы контентной фильтрации.
5.5. Подготовка педагогических и административных кадров в области информационно-компьютерных технологий направлена на формирование у современного преподавателя знаний и умений, позволяющих:
пользоваться программными средствами, необходимыми для эффективного применения электронных образовательных ресурсов и информационно-компьютерных технологий в учебном процессе;
владеть методиками преподавания школьных предметов с использованием современных электронных образовательных ресурсов и информационно-компьютерных технологий;
знать основные организационные схемы и механизмы взаимодействия участников образовательного процесса при использовании Интернет в обучении;
уметь организовать сетевое взаимодействие между участниками образовательного процесса с учетом профессиональных интересов;
использовать современные технологии обучения на основе международных стандартов и спецификаций.
В качестве основных целевых индикаторов, с помощью которых можно определить степень решения задачи подготовки кадров в области ИКТ выступают следующие:
процентное соотношение педагогов, использующих ИКТ на учебных занятиях к общему количеству педагогов работающих в школе;
доля педагогических работников и руководителей, проходящих ежегодное повышение квалификации с использованием дистанционных форм обучения (%).

6.Направления деятельности участников образовательного процессаПод участниками образовательного процесса следует понимать следующие устойчивые группы: администрация (директор, его заместители), педагоги, обучающиеся (независимо от параллели, класса и возраста), родители или законные представители.
6.1 Направления деятельности администрации школы по реализации программы.
1. Автоматизация организационно-распорядительной деятельности.
2. Ведение электронного документооборота.
3. Проведение семинаров-практикумов, консультаций в рамках школы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс.
4. Компьютеризация школьной библиотеки.
5. Создание единой информационной базы данных образовательного учреждения, включающей в себя сведения об участниках образовательного процесса.
6. Поддержание сайта школы.
7. Размещение на сайте школы локальных документов образовательного учреждения.
8. Активное участие в планировании и организации деятельности по информатизации ОУ.
9. Координация работы педагогических работников по внедрению ИКТ в образовательный процесс.
10. Оказание методической помощи по вопросам внедрения ИКТ в образовательный процесс.
11. Обеспечение участия школьников в сетевых проектах и конкурсах.
12. Обеспечение использования образовательных ресурсов сети Интернет для удовлетворения информационных потребностей субъектов образовательного процесса.
13. Формирование отчетной документации об использовании ИКТ в образовательном процессе.
14. Сбор и обработка данных о состоянии педагогического процесса в образовательном учреждении.
15. Организация и развитие системы дистанционного образования школьников и педагогов.
16. Создание возможности для проведения занятий с использованием дистанционных технологий.
6.2 Направления деятельности педагогов по реализации программы
1. Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке, а также при проведении контроля.
2. Использование Интернет–ресурсов в предметных областях.
3. Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного урока в школе.
4. Создание Интернет–уроков, интегрированных уроков.
5. Проведение уроков на основе готовых программных продуктов.
6. Разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование медиатеки.
7. Использование Интернет-технологий в организации дополнительного образования детей.
8. Создание банка данных развития школьников (электронное портфолио обучающегося).
9. Ведение электронного журнала.
10. Использование цифровых лабораторий.
12. Методические разработки по использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.
13. Поддержание сайта школы.
14. Создание собственных сайтов.
15. Участие в дистанционных проектах.
16. Дистанционное повышение квалификации.
17. Проведение занятий с использованием дистанционных технологий.
18. Создание банка данных своего развития (электронное портфолио учителя).
6.3 Направления деятельности обучающихся по реализации программы
1. Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования.
2. Использование компьютерных технологий при выполнении домашнего задания.
3. Внеклассная деятельность: участие в кружковой и факультативной деятельности с использованием компьютерных технологий.
4. Тренировочное тестирование в формате ЕГЭ.
5. Участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах и др.
6.Учебные и внеурочные занятия с использованием дистанционных технологий.
7. Обсуждение актуальных проблем на Интернет - форуме школьного сайта.
8. Получение информации об успеваемости через электронный дневник.
9. Электронное портфолио обучающегося.
10. Создание собственных сайтов.
6.4 Направления деятельности родителей (законных представителей) по реализации программы
1. Получение информации о расписании учебных занятий; о проводимых школьных мероприятиях и их результатах посредством электронных сервисов.
2. Ознакомление с нормативно-правовым документами образовательного процесса на сайте образовательного учреждения.
3. Интернет - общение с руководством школы и учителями на форуме сайта
4. Получение информации об успеваемости через электронный дневник.
5. Обсуждение актуальных проблем на Интернет -форуме школьного сайта.
7.Механизм и этапы реализации программыАдминистрация школы:
приобретает лицензионное программное обеспечение;
формирует электронные базы данных в делопроизводстве, управлении, методической работе.
Педагогический коллектив школы:
в соответствии с целями и задачами программы выделяет основные направления её реализации определяет ответственных за их выполнение;
разрабатывает годовой план мероприятий с определением конкретных работ, затрат, необходимых на проведение каждого мероприятия, и источников их финансирования;
организует и проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации отбор исполнителей конкретных работ, входящих в состав плана мероприятий.
Контроль за выполнением программы осуществляет директор школы. Ход выполнения программы и ее отдельных мероприятий рассматривается на заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре. Промежуточные и окончательные итоги работы по проектам рассматриваются с привлечением общественности.

I этап – Подготовительный:
Создание нормативно-правовой базы, программы информатизации, развития материально - технической базы.
Период: 2012-2013 учебный год
Задачи:
1. Создать нормативно-правовой базы.
2. Организовать коммуникации на основе использования средств информационных технологий.
6. Организовать образовательный процесс на основе новых технологий обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.
8. Включить педагогов в работу в сетевых сообществах.
Основные направления:
1. Освоение материально-технической базы школы.
2. Организация по повышению квалификации и методической поддержке учителей в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.
3. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс.
4. Создание школьной медиатеки.
5. Координация информационного взаимодействия (электронная почта, сайты учреждений) с другими образовательными учреждениями, органами местного самоуправления, общественностью и так далее.
6. Организация работы с электронным журналом.
7. Формирование информационно-управленческой системы общеобразовательного учреждения (1С:ХроноГраф Школа 3.0).
8. Координация работ по обслуживанию и ремонту технических средств, пополнению расходных материалов.
9. Организация доступа к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении обучающимся и сотрудникам общеобразовательного учреждения (познавательная и развивающая деятельность учащихся, разработка методик уроков, подготовка методических материалов, научных разработок, отчетной и диагностической документации, материалов для учебных и общественных мероприятий и так далее).
Показатели:
доля педагогов от общего количества, использующих ЭОР в учебном процессе (%);
процентное соотношение педагогов, использующих ИКТ на учебных занятиях к общему количеству педагогов работающих в школе;
доля педагогических работников и руководителей, проходящих ежегодное повышение квалификации с использованием дистанционных форм обучения.
II этап – Внедренческий:
Создание единого информационно-образовательного пространства школы.
Внедрение ЦОР и ЭОР в воспитательно-образовательный процесс. Методика использования ЦОР и ЭОР в воспитательно-образовательный процесс.
Период: 2013-2014 учебный год

Задачи:
1. Организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы.
2. Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями.
3. Создание и развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса.
4. Развитие сетевой образовательной инфраструктуры.
5. Привлечение учителей к использованию дистанционных технологий.
6. Привлечение обучающихся к участию в творческих конкурсах, олимпиадах, проектной деятельности.
7. Формирование информационной культуры обучающихся и педагогов.
8. Использование в творческой деятельности обучающихся домашнего компьютера.
Основные направления:
1. Использование новых информационных технологий в учебной деятельности.
2. Внедрение ИКТ, методов проектно – исследовательской деятельности в поле каждого учебного предмета учебно – воспитательного процесса, организация сетевого доступа в Интернет, организация элективных курсов в профильных классах с использованием ИКТ.
3. Пополнение и развитие школьной Медиатеки
4. Создание методической базы школы.
5. Создание Информационного центра школы.
6. Доступ к образовательным ресурсам в Интернете, электронным каталогам библиотек и учебных книгоизданий.
7. Создание и активное использование сайта образовательного учреждения.
8. Поддержание функционирования информационно-управленческой системы
общеобразовательного учреждения.
9. Координация работ по обслуживанию и ремонту технических средств, пополнению расходных материалов.
10. Организация работы школьных средств массовой информации с применением ИКТ (обновляемая школьная страничка в Интернете, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов).
11. Организация внеурочной деятельности с применением ИКТ (кружки, предметные лаборатории, организация конкурсов и олимпиад, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности подростков и так далее).
12. Создание условий и организация работы обучающихся с использованием дистанционных технологий. Разработка модели дистанционного образования.
13. Разработка личных страниц преподавателей на сайте ОУ, персональных сайтов учителей-новаторов.
Показатели:
количественный рост ЭОР, внедренных в учебный процесс (штук);
доля педагогов от общего количества, использующих ЭОР в учебном процессе (%);
процентное соотношение количества школьников, принимающих участие в сетевых проектах, к общему числу школьников, обучающихся в образовательном учреждении;
доля педагогов / обучающихся вовлеченных в конкурсно-проектную деятельность с применением ИКТ (%);
систематически обновляемый сайт ОУ;
процентное соотношение педагогов, использующих ИКТ на учебных занятиях к общему количеству педагогов работающих в школе;
доля педагогических работников и руководителей, проходящих ежегодное повышение квалификации с использованием дистанционных форм обучения.

III этап – Опытно-экспериментальный:
Использование ЦОР и ЭОР в воспитательно-образовательном процессе. Создание базы ЦОР и ЭОР учителей ОУ. Создание методик по использованию ЦОР и ЭОР в воспитательно-образовательном процессе
Период: 2014-2016 учебный год
Задачи:
1. Развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса.
2. Развитие информационной системы управления школой.
3. Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями.
4. Создание методик использования информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Основные направления:
1. Расширение методической базы школы к урокам и внеклассным мероприятиям.
2. Организация активного использования сайта образовательного учреждения.
3. Поддержание функционирования информационно-управленческой системы общеобразовательного учреждения.
4. Отслеживание результативности работы Информационного центра школы.
5. Активное использование ИКТ, методов проектно-исследовательской деятельности в поле каждого учебного предмета, воспитательно-образовательного процесса, организация сетевого доступа в Интернет, организация элективных курсов в профильных классах с использованием ИКТ.
6. Самостоятельная работа учащихся с использованием ресурсов Интернет.
7. Активное использование педагогами информационно-коммуникационных ресурсов в поле учебного предмета.
8. Реализация моделей дистанционного образования.
9. Участие в телекоммуникационных проектах.
10. Создание собственных средств информации (создание видеоматериалов, газет, журналов и прочее).
11. Наращивание информационного фонда и каталогизация имеющихся информационных ресурсов.
12. Представление, тиражирование передового опыта работы школы по внедрению ИКТ.
Показатели:
количественный рост ЭОР, внедренных в учебный процесс (штук);
рост количества методических материалов, подготовленных учителями школы и размещенными на школьном сервере, сайте школы (штук);
процентный рост обучающихся, получивших образовательные услуги дистанционно, с применением ИКТ;
доля педагогов от общего количества, использующих ЭОР в учебном процессе (%);
процентное соотношение количества школьников, принимающих участие в сетевых проектах, к общему числу школьников, обучающихся в образовательном учреждении;
доля педагогов/обучающихся вовлеченных в конкурсно-проектную деятельность с применением ИКТ (%);
систематически обновляемый сайт ОУ;
процентное соотношение педагогов, использующих ИКТ на учебных занятиях к общему количеству педагогов работающих в школе;
доля педагогических работников и руководителей, проходящих ежегодное повышение квалификации с использованием дистанционных форм обучения.

IV период – Обобщающе-аналитический:
Оценка результирующих параметров, то есть проведение анализа между предпринятыми действиями и полученными результатами, планирование перспективного развития.
Период: 2015-2017 учебный год
Задачи:
1. Отслеживание результативности работы Информационного центра школы.
2. Сформированность Единого информационно-образовательного пространства школы.
3. Автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы с внедрением новых сетевых технологий.
4. Отслеживание эффективности выбранной модели дистанционного образования.
5. Использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса.
6. Наличие условий для формирования информационной культуры обучающихся.
7. Отслеживание передового опыта работы школы по внедрению ИКТ.
Основные направления – Мониторинг работы по направлениям:
Компьютерная грамотность выпускников.
Сформированность информационной культуры личности обучающихся.
Компьютерная грамотность педагогов.
Автоматизация процесса управления образовательным процессом школы.
Охват дистанционным обучением педагогов и обучающихся школы.
Наличие системы повышения квалификации в области ИКТ педагогов школы.
Уровень самостоятельности учащихся в образовательной деятельности на основе использования цифровых, Интернет-образовательных ресурсов.
Уровень регулярного использования педагогами ИКТ в образовательном процессе школы.

9. Эффективность реализации программыВ результате выполнения программы получит дальнейшее развитие единое образовательно-информационное пространство школы, которое позволит:
сформировать единую систему информационного и научно-методического обеспечения развития образования;
повысить эффективность, доступность и качество образования в школе;
обеспечить доступ педагогов и обучающихся к федеральным и региональным образовательным ресурсам;
внедрить в учебный процесс современные электронные средства обучения и осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения;
внедрить сетевое тестирование обучающихся;
внедрить элементы открытого образования, включая интерактивные дистанционные технологии обучения, что позволит реализовать принцип персонализации образования;
создать условия для переподготовки педагогических и административных кадров в области новых информационных технологий;
внедрить информационные и коммуникационные технологии в практику управления системой образования;
обеспечить информационную безопасность образовательной среды.
.


10. Мониторинг программы информатизацииНаправление мониторинга Диагностика Сроки Ответственный
Компьютерная грамотность педагогов
Мониторинг ИКТ-компетентности педагогов ежегодно Васяткина Т.Е., заместитель директора по УВР
Автоматизация процесса управления образовательным процессом школы Анализ внедрения программных продуктов в управление ОУ
ежегодно
Рузанкина Т.В., директор школы
Охват дистанционным обучением педагогов и обучающихся школы Анализ участия в дистанционных мероприятиях, проектах
Ежегодно Васяткина Т.Е., заместитель директора по УВР
Уровень самостоятельности учащихся в образовательной деятельности на основе использования цифровых, Интернет-образовательных ресурсов Наблюдения, анализ участия в интернет-конкурсах, олимпиадах, проектах
Ежегодно Васяткина Т.Е., заместитель директора по УВР
Уровень регулярного использования педагогами ИКТ в образовательном процессе школы Факт использования педагогами ИКТ
Анализ педагогической деятельности учителей Постоянно
Ежегодно
Рузанкина Т.В., директор школы
Васяткина Т.Е., заместитель директора по УВР
Сформированность информационной культуры личности обучающихся Анкетирование
Ежегодно Васяткина Т.Е., заместитель директора по УВР
11. Источники финансированияРеализация программы будет осуществляться за счет средств областного, городского бюджета и внебюджетных средств.


12. Список используемой литературы1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы// Учебник для студнтов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов.Томск: ТМЛ-Пресс, 2008.
2.Гриншкун В.В. Особенности подготовки в области информатизации образования//Информатика и образование.2011.№5
3. Гусакова Т.М., Комелина Е.В., Гусаков М.Н. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику управления образованием// Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета.2011.№1(17). http://scientificnotes.ru4.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.http://school-collection.edu.ru
5..Комелина Е.В. Реализация компетентностного подхода в процессе повышения квалификации, организованном для педагогов в области информатики, в условиях информационной образовательной среды образовательной школы//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования».2012.№2
6.Концепция федеральной целевой программы развития на 2011-2015 годы. http://mon.gov.ru/press/news/8286
7.Цветкова М.С. Модели комплексной информатизации общего образования. – М.:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2007.



.