Выступление на НПК по теме Единое образовательное пространство при реализации ФГОС


Роль единого образовательного пространства при реализации внеурочной деятельности.

Таланты создавать нельзя, но создавать культуру,то есть почву, на которой растут и процветаютталанты - можно. Иногда наш труд оправдан.Генрих Нейгауз
Цель: построение целостного образовательного и развивающего пространства- как условия развития личности ребёнка, ориентированного на гармонизацию личности ребёнка, её культурологическое, духовно-нравственное, креативное, социальное развитие.
Модернизация российской системы образования предполагает интегра-цию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей муниципального и регионального уровней в единое образовательное пространство, где каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности.
Необходимость  обоих видов образования обусловлена также тем, что на фоне кризисных явлений российского общества в детской, подростковой и молодежной среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Ощущается острая необходимость снижения напряженности, нетерпимости, агрессивности среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. Главным условием создания единого образовательного пространства является сотрудничество всех учреждений, которые заинтересованы в развитии творческой личности. Выстраивается цепочка ДОУ – СОШ – ВУЗ. На территории нашего посёлка мы стараемся объединять все эти звенья. Широкой многолетней практикой стало сотрудничество школы с ДЮСШа, музыкальной школой, сельским клубом, клубом волонтёров, ЦДТ ,музеем «Прометей». Данные ресурсы значительно обогащают образовательные программы и досуговую деятельность учащихся.
С целью раскрытия в детях задатков, склонностей, формирования в них интересов определенной направленности были организованы занятия по интересам – кружки: «Музей в школе», «Волейбол», «Здоровье», «Русская лапта», «Техническое моделирование», «Талант, успех, творчество», «Художественное творчество в дизайне». На территории нашей школы находится музей «Прометей» , руководителем его является учитель истории и обществознания Чванина Татьяна Леонтьевна. Материалы, которые собраны в этом музее , являются хорошим подспорьем для проведения уроков и внеурочных мероприятий. Накануне 9-го мая вся школа отправляется на интересные экскурсии, которые проводят ученицы старших классов. Второй раз музей проводит День дарения. Учащиеся каждого класса приносят предметы старины и с удовольствием пополняют экспонаты музея.
Сельский клуб – это то место, где чаще всего собираются все жители посёлка на праздники. Наши ученики в сотрудничестве с работниками клуба устраивают им эти праздники. Дети охотно посещают кружки в клубе. Учатся петь, танцевать и играть на гитаре.
Обучает детей играть на музыкальных инструментах очень добрый, чуткий педагог – Маркина Ирина Анатольевна. Её ученики являются украшением наших школьных вечеров.
Волонтёрский клуб « Экстрим», руководителем которого является Кальва ,вовлёк в свою деятельность многих учеников нашей школы. Помощь волонтёров в жизни посёлка огромная. В этом году волонтёры проводили новогоднюю ёлку для учеников начального звена, устроив для них новогоднее представление и проведя весёлые игры.
Заниматься спортом наши ученики не только очень любят, но и показывают очень хорошие результаты. Я думаю, что команды школ знают таких достойных противников, как учащиеся москаленской школы.
Панишенко Татьяна Михайловна является педагогом ЦДТ и сотрудничает с нашей школой. Её кружок «Безопасное колесо» учит детей начальных классов правилам дорожного движения, а занятия в кружке « Лидер» помогают детям правильно выбрать свою жизненную позицию.
Вестибюль нашей школы всегда украшен творческими работами учеников. Здесь руководит Малетич Ольга Владимировна. Она учит детей создавать красоту. Работы детей мы видим на выставках.
Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество), с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга – тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе.
Возможна и обратная связь, когда педагог-организатор, к примеру, сможет найти помощников в организации социально-значимых дел, праздников, соревнований и других общешкольных мероприятий, активными участниками которых являются, прежде всего, члены творческих объединений. С помощью педагога дополнительного образования легче обнаружить ребят, обладающих инициативой, самостоятельностью, лидерскими качествами.
Дополнительное образование охватывает детей от 7 до 17 лет.
Формы занятий: групповые.
Кружки и секции в школе работают 5 дней в неделю – с понедельника по пятницу с 15.00 до 18.00.
Дополнительное образование играет существенную роль в образовательном процессе школы, осуществляя межпредметные связи и поддержку профильного обучения.
 Приоритетными направлениями в дополнительном образовании являются следующие:
-          Спортивно-оздоровительное(Гр. «Здоровье» - Маркель Н.С.) , « Русская лапта»- Шенкнехт А.К
-          Экологическое (« Начальное техническое моделирование» - Алексеева Н.В.)
-          Духовно-нравственное « Лидер»- Панишенко Татьяна Михайловна
-          Общекультурное – « Декоративно-прикладное искусство»-Панишенко Татьяна Михайловна
- Общеинтеллектуальное « Я –исследователь» - Хомич Елена Викторовна
- Краеведение « Музей в школе» Чванина Татьяна Леонтьевна.
Занятия ведутся по типовым и адаптированным программам, созданным на основе закона РФ «Об образовании» . Такое разнообразие направлений способствует развитию у детей эстетического вкуса, умению ценить и любить традиции русского народа, укреплению и совершенствованию физического здоровья, овладению  современными информационными технологиями, позволяющими лучше адаптироваться в современном мире, воспитывает в детях трудолюбие и самостоятельность. Дети получают возможность на практике реализовать свой творческий потенциал, повысить культурный и духовный уровень, а также укрепить физическое здоровье. Занятия  ведут квалифицированные педагоги, в основном учителя нашей школы. 
 Ожидаемые результаты
Итог работы дополнительного образования в школе -  это участие в различных конкурсах, фестивалях, концертах, районных, окружных и городских мероприятиях, которые дают возможность учащимся в самовыражении, самореализации.
Результаты работы подтверждаются многочисленными наградами за участие в мероприятиях всех уровней:
Грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма( на слайде).
 
Педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ знакомятся с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы. Это хорошая основа для совместной творческой работы с учителями-предметниками.
Результат интеграции общего и дополнительного образования .Развитие образованности учащихся:
Мотивация учащихся на участие в интеграции учреждений дополнительного и основного общего образования;
Обогащение учащихся знаниями и опытом практической деятельности за счёт участия в совместной деятельности образовательных учреждений;
Использование знаний и опыта, приобретённого в совместной деятельности образовательных учреждений в процессе участия учащихся в учебной;Умение учащихся выстраивать индивидуальный образовательный маршрут в рамках образовательного пространства учреждения, района.
г)Развитие профессионализма педагогов:
Мотивация педагогов на участие в интеграции учреждений дополнительного и основного общего образования;
Обогащение педагога знаниями и опытом практической деятельности за счёт участия в совместной деятельности образовательных учреждений;
Использование знаний и опыта, приобретённого в совместной деятельности образовательных учреждений в процессе организации педагогом учебной и внеучебной работы;

Возможности школы и учреждений дополнительного образования детей в реализации новых образовательных целей.
ШКОЛА УДОД
Обязательное обучение детей в соответствии с государственным образовательным стандартом Добровольный выбор детьми развиваю-щей и созидательной деятельности
Подготовка к поступлению в ВУЗ Предоставление среды для активной самореализации, творчества, профессио-нальной ориентации
Взаимодействие с внешней средой
ШКОЛА УДОД
На основе гарантированного заказа государства (право на общедоступное и бесплатное основное общее образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ) На основе спроса потребителей (самостоятельный выбор детьми инте-ресующего их вида деятельности, опре-деляющий необходимость изучения их интересов и постоянное обновление до-полнительных образовательных услуг)
Организация взаимодействия с детьми
ШКОЛА УДОД
На основе субъектно-объектных отношений (ребёнок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных учителем) На основе субъектно-субъектных от-
ношений(неформальное содружество де-тей и взрослых, объединённых общими интересами и добровольным характером совместной деятельности, с учётом индивидуальных особенностей ребёнка)
Заключение
Из всего вышесказанного следует сделать вывод. Если, имеются плюсы от интеграции дополнительного и общего образования, а одним из важнейших плюсов это развитие личной мотивации и удовлетворение интересов учащихся, то развитие интегрированного дополнительного образования позволит самореализоваться в полной мере не только учащимся, но и непосредственно педагогам. Если такой подход сохранить и развивать, то повысится педагогический потенциал дополнительного образования, которое способно не только влиять на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка. Это связано с тем, что во внешкольном дополнительном образовании удовлетворяются не только образовательные, но и иные социальные потребности детей