Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куокуйская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Преемственность детского сада и начальной школы
в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Работу выполнила 2016 с.АргасУчитель начальных классов:
Гуляева Светлана Николаевна
Актуальность.
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Цели:
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться Задачи:
-Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
-Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
-Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Ожидаемые результаты
Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения
Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению
Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей
Мотивационная готовность детей к обучению в школе
Новизна воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:
•увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей
•изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей
•изменение объема и содержания образовательной деятельности.
Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства— дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. (Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008)
В ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.
Дошкольное образование Начальное образование
1 Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности. Предметные результаты
(знания, умения, навыки).
2 Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и дрМетапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др3 Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).
Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу). Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…
Федеральный государственный образовательный стандарт – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования.
Одна из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.
Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности),который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.
Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.•ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
•ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
•ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.
•у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
•ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам.
•ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования
Формы осуществления преемственности:
Работа с детьми:
экскурсии в школу;
посещение школьного музея;
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
выставки рисунков и поделок;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
участие в театрализованной деятельности;
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
Работа с педагогами:
совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
семинары, мастер- классы;
круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
педагогические и психологические наблюдения.
Работа с родителями:
совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей;
анкетирование, тестирование родителей;
образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
визуальные средства общения;
заседания родительских клубов
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Портрет выпускника
Выпускник ДОУ Выпускник начальной школы
Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиени-ческими навыками.
Любознательный, активный
Эмоционально отзывчивый
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Способный управлять своим поведением, планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения
Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватно возрасту
Овладевший необходимыми умениями и навыками Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни
Любознательный, активно познающий мир
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Любящий свой народ, свой край, свою Родину
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Литература:
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования //http: //do.isiorao.ruСлепцова И.Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер, А.Л.Венгер–М: Знание, 1994 г. – 192 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //План преемственности д/с и школы на 2015-2016 учебный год.
№ Мероприятия Сроки Ответственный
Методическая работа
1 - День знаний;
-Обсуждение плана совместной работы Сентябрь Завуч. Рук. МО начальных классов
2 Знакомство воспитателей подготовительной группы с программой обучения и воспитания начальной школы. Сентябрь Рук. МО начальных классов
3 - Обновление информации в уголке для родителей будущего первоклассника;
- Организация предметной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа». Октябрь
ноябрь учитель
воспитатели
4 - Подведение итогов адаптации первоклассников;
- Анализ успеваемости первоклассников за учебный год; январь-
май зам. директора по УВР,
психолог, учителя
5 - Составление списков будущих первоклассников Апрель-май Воспитатель
6 Взаимопосещение занятий учителями начальных классов в детском саду и воспитателями подготовительной группы группы в школе:
- во второй половине года:
цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений, навыков и творческих способностей детей. Апрель МО нач. классов
Учителя нач. классов
Воспитателили
7 Педагогические совещания.
Вопросы для обсуждения:
- актуальные задачи по формированию интереса к процессу обучения и его мотивации. Январь Зам. по УВР Психолог
8 Вопросы преемственности физического воспитания в ДОУ и школе. Декабрь Инструктор по физ. воспитанию
9 Посещение педагогического совещания в школе по итогам работы за 2015 – 2016 г. Май Зам. УВР
Работа с родителями
1 Круглый стол «Ребенок на пороге школы. Что это значит?»
- Родительское собрание для будущих первоклассников
- Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником» январь Зам. по УВР
Психолог
Зам. по УВР
2 Консультации к школьному обучению в подготовительной группе Январь Воспитатели
3 Готовность детей к школьному обучению. Апрель Психолог
4 Родительские собрания в подготовительных к школе группах с приглашением учителей начальных классов.
Родительские собрания «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе»; «Итоги усвоения программы детьми подготовительной к школе группы» М ай Воспитатели
Работа с детьми
1 Экскурсия в школу на праздничную линейку. Сентябрь Зам. по УВР Воспит.
2 Экскурсии в школу:
Знакомство со спортивным залом;
Знакомство со зданием школы;
Знакомство с классами (кабинетами);
Знакомство с библиотекой. В течение года Зам. по УВР Воспитатели
3 Взаимопосещение Новогодних утренников Декабрь Зам. по УВР
4 Тематические выставки «Что должен уметь первоклассник»; «Поступление в школу важное событие в жизни детей» Февраль воспитатели
психолог
5 Выставка-обмен детских рисунков детских рисунков детей подготовительной группы и учеников 1 класса «Дети и правила дорожного движения»
Выставка работ будущих первоклассников «Я рисую школу» ноябрь
апрель Воспитатели,
учителя нач.классов6 Участие первоклассников в празднике
«До свидания, детский сад» май воспитатели,
муз .руководители