Рабочая программа по физкультуре 10 кл по ляху
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физической культуре (базовый уровень) , «Комплексной программы физического воспитания учащихся 10-11 классов», В.И. Лях 2011г
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно - правовых документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
3.САНПиН 2.4.22821-10, зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011года, регистрационный №19993
4.Учебного плана МБОУ Куячинская СОШ на 2014-2015 учебный год
5.«Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и кандидат педагогических наук А.А. Зданевича. 2011 г
Рабочая программа рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю),резерв 3 часов.
Тема и содержание урока, во время учебного процесса может варьироваться по усмотрению учителя, ориентируясь на уровень физической подготовленности класса; на материально-техническую базу школы; на климатические условия и места проведения урока. Учитель физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы, сокращать или упрощать предлагаемый в программах учебный материал, при этом учителю необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику распределения программного содержания, не выходить за рамки Требований Государственного стандарта.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта.
Рабочая программа по физической культуре вносит изменения и дополнения в содержание физического воспитания, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
В программе приведено примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала. Выделенный объем времени в базовой части на различные разделы программы увеличен за счет исключения некоторых видов (плавание) и за счет часов вариативной части.
При трехразовых занятиях в неделю время на освоение отдельных видов программного материала пропорционально увеличивается.
Программа рассчитана на 35 учебные недели в год.
Содержание данной программы предназначено для обучающихся основной и подготовительной медицинских групп. Программный материал включает разделы: спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка. Каждый из разделов программы имеет свои задачи, которые решаются в результате учебной деятельности. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Теоретические основы знаний о физической культуре отрабатываются в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.
В разделе «Спортивные игры» обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. Начинается обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, волейбол.
Раздел «Гимнастика» Гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках, варьируя сочетания, последовательность и число упражнений, включенных в несложные комбинации. В подростковом возрасте усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, дозировке гимнастических упражнений.
В разделе «Легкая атлетика».обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.
В разделе «Лыжная подготовка» для всех классов предусмотрены основные способы передвижения на лыжах – попеременный двухшажный ход и одновременные хода, подъемы, спуск в основной стойке торможения, повороты на месте и в движении.
На уроках физической культуры целесообразно опираться на межпредметные связи. При передаче знаний в подростковом возрасте актуальны методы активной учебно-познавательной деятельности.
Два раза в год во всех классах проводится диагностика физической подготовленности обучающихся для определения текущего (рубежного) уровня физической подготовленности. Итоговый контроль осуществляется в ходе экзаменационной аттестации обучающихся.
По окончании каждой ступени, обучающиеся должны показывать уровень результатов физической подготовленности не ниже, чем средний, соответствующий обязательному минимуму содержания образования.
ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Изучение физической культуры на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки
( в процессе уроков)
10класс
Естественные основы. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
Социально-психологические основы. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию.
Культурно-исторические основы.Олимпийское движение в России, выдающиеся успехи отечественных спортсменов. Общие представления об оздоровительных системах физического воспитания.
Способы самоконтроля. Релаксация (общие представления).
Тематическое планирование
№
п/п Вид программного материала Количество часов (уроков) по программе Количество часов (уроков) по плану
1 Базовая часть 87 87
1.1 Основы знаний о физической культуре В процессе урока В процессе урока
1.2 Легкая атлетика 21 21
1.3 Спортивные игры 21 21
1.4 Гимнастика с элементами акробатики 18 18
1.5 Лыжная подготовка 18 18
1.6 Элементы единоборств 9 9
2 Вариативная часть 18 18
2.1 Спортивные игры 9 9
2.2 Лыжная подготовка 6 6
2.3 Резерв 3 3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧАСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/№ Кол-во часов Тема урока Требования к уровню подготовки учащихся Дата проведения
27 I ЧЕТВЕРТЬ 10 ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА 1 1 Техника безопасности на уроках л/а. Повторить низкий старт и стартовый разгон. Совершенствовать передачи мяча. Бег 3 мин Знать требования инструкцийУстный опрос
2 2 Содержание программы на первую четверть. Бег 30 м. Совершенствовать передачи мяча в волейболе. Бег 3 мин. Уметь демонстрировать финальное усилие в эстафетном беге 3 3 Прыжковые упражнения. Совершенствовать технику игровых приёмов. Бег на выносливость до 5 мин. Уметь выполнять прыжок в длину с разбега. 4 4 Беговые и прыжковые упражнения. КДП – прыжок в длину с места. Совершенствовать элементы спортигр. Бег до 7 мин. Уметь выполнять прыжок в длину с разбега.
5 5 Учёт бега на 100 м. Совершенствовать технику прыжка в длину с разбега. Бег в медленном темпе до 9 мин. Уметь демонстрировать финальное усилие в эстафетном беге 6 6 Учить метанию гранаты с 4 – 5 шагов разбега. Совершенствовать прыжок в длину с разбега. Бег 9 мин в медленном темпе. Уметь демонстрировать отведение руки для замаха. 7 7 Учёт прыжка в длину с разбега.преодоление полосы препятствий. Медленный бег до 11мин. Уметь выполнять прыжок в длину с разбега. 8 8 Полоса препятствий. Метание гранаты с разбега на дальность. Бег в медленном темпе 11 мин. Уметь демонстрировать отведение руки для замаха. 9 9 Полоса препятствий. Учёт техники в метании гранаты с разбега на дальность. Бег в медленном темпе 13 мин. Уметь демонстрировать отведение руки для замаха. 10 10 Полоса препятствий. Учёт в беге на 800 м. ОРУ в парах на сопротивление. Уметь демонстрировать финальное усилие в эстафетном беге
17 СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ 11 1 Техника безопасности во время занятий спортивными играми. Фронтальный опрос
12 2 Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника Уметь выполнять различные варианты передачи мяча 13 3 Варианты ведения без сопротивления и с сопротивлением защитника Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка
индивидуальная 14 4 Варианты бросков без сопротивления и с сопротивлением защитника Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка
индивидуальная 15 5 Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват)
Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка
индивидуальная
16 6 Комбинации из изученных элементов техники перемещений и владений мячом
Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка
индивидуальная 17 7 Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка
индивидуальная 18 8 Учебная игра в баскетбол
Игра в баскетбол по правилам Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка
индивидуальная
19 9 Верхняя и нижняя передачи мяча в парах через сетку Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка
индивидуальная
20 10 Прием мяча отраженного от сетки
Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка
индивидуальная 21 11 Варианты техники приема и передач мяча Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка
индивидуальная 22 12 Варианты подач мяча
Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка
индивидуальная 23 13 Варианты нападающего удара через сетку
Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка
индивидуальная 24 14 Варианты блокирования (одиночное и вдвоем) страховка Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка
индивидуальная 25 15 Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите
Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка
индивидуальная 26 16 Учебная игра в волейбол
Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка
индивидуальная 27 17 Игра в волейбол по правилам
Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка
индивидуальная 21 II ЧЕТВЕРТЬ 18/3 ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ И ЕДИНОБОРСТВ 28 1 Техника безопасности во время занятий гимнастикой. Фронтальный опрос 29 2 Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90см (ю); сед углом (д) Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход 30 3 Лазанье по канату на скорость.
Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход 31 4 Подъем в упор силой, вис согнувшись, угол в упоре (ю); Толчком ног подъем в упор на в/ж (д). Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход 31 5 Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м). Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход 33 6 Стойка на руках с помощью, кувырок назад через стойку на руках (ю); элементы акробатики изученные в предыдущих классах (д). Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход 34 7 Стойка на плечах из седа ноги врозь (ю); Равновесие на в/ж, упор присев на одной ноге, махом соскок (д)Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход 35 8 Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м) Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход 36 9 Лазанье по двум канатам
Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход 37 10 Упражнения на брусьях
Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход 38 11 Акробатическая комбинация
Уметь демонстрировать комплекс акробатических упражнений. 39 12 Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м) Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход 40 13 Упражнения на брусьях
Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход 41 14 Опорный прыжок: ноги врозь через коня в длину (ю); Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (д) Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход 42 15 Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м)
Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход 43 16 Акробатическая комбинация - учет
Уметь демонстрировать комплекс акробатических упражнений. 44 17 Опорный прыжок
Уметь демонстрировать комплекс акробатических упражнений. 45 18 Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м) Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход 46 19 Опорный прыжок
Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход 47 20 Комбинация из ранее изучен-
ных элементов Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход 48 21 Комбинация из ранее изучен-
ных элементов на гимнастиче-
ком бревнеКорректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход
30 III ЧЕТВЕРТЬ 24/6 ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА И
49 1 Техника безопасности во время занятий лыжной подготовкой
Фронтальный опрос 50 2 Скользящий шаг без палок и с палками
Уметь правильно передвигаться на лыжах 51 3 Попеременный двухшажный ход
Уметь правильно передвигаться на лыжах 52 4 Подъем в гору скользящим шагом
Уметь правильно передвигаться на лыжах 53 5 Одновременные ходы. Эстафеты
Уметь правильно передвигаться на лыжах 54 6 Повороты переступанием в движении
Уметь правильно передвигаться на лыжах 55 7 Передвижение коньковым ходом.
Уметь правильно передвигаться на лыжах 56 8 Попеременные ходы. Эстафеты
Уметь правильно передвигаться на лыжах 57 9 Торможение и поворот упором
Уметь правильно передвигаться на лыжах 58 10 Переход с одновременных ходов на попеременныеУметь правильно передвигаться на лыжах 59 11 Преодоление подъемов и препятствий
Уметь правильно передвигаться на лыжах 60 12 Переход с одновременных ходов на попеременныеУметь правильно передвигаться на лыжах 61 13 Преодоление подъемов и препятствий
Уметь правильно передвигаться на лыжах 62 14 Прохождение дистанции до 5км (д); 6км (ю) Уметь правильно передвигаться на лыжах 63 15 Передвижение коньковым ходом.
Уметь правильно передвигаться на лыжах 64 16 Повороты переступанием в движении.
Уметь правильно передвигаться на лыжах 65 17 Переход с одновременных ходов на попеременные ходы Уметь правильно передвигаться на лыжах 66 18 Преодоление подъемов и препятствий
Уметь правильно передвигаться на лыжах 67 19 Переход с попеременных ходов на одновременные ходы Уметь правильно передвигаться на лыжах 68 20 Прохождение дистанции до 5км (д); 6км (ю) Уметь правильно передвигаться на лыжах 69 21 Передвижение коньковым ходом.
Уметь правильно передвигаться на лыжах 70 22 Переход с одновременных ходов на попеременные ходы Уметь правильно передвигаться на лыжах 71 23 Передвижение коньковым ходом.
Уметь правильно передвигаться на лыжах 72 24 Преодоление контруклонов. Эстафеты
Уметь правильно передвигаться на лыжах 73 25 Переход с одновременных ходов на попеременныеУметь правильно передвигаться на лыжах 74 26 Преодоление подъемов и препятствий Уметь правильно передвигаться на лыжах 75 27 Прохождение дистанции до 5км (д); 6км (ю)
Уметь правильно передвигаться на лыжах 76 28 Преодоление подъемов и препятствий
Уметь правильно передвигаться на лыжах 77 29 Прохождение дистанции до 5км (д); 6км (ю)
Уметь правильно передвигаться на лыжах 78 30 Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий
Уметь правильно передвигаться на лыжах 24 IV ЧЕТВЕРТЬ 13 СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ 79 1 Варианты ловли и передач с сопротивлением защитника. Корректировка движений при ловле и передаче мяча 80 2 Варианты ведения мяча с сопротивлением защитника Уметь выполнять ведение мяча на месте в низкой и высокой стойке. 81 3 Варианты бросков мяча с сопротивлением защитника. Корректировка движений при ловле и передаче мяча. 82 4 Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Корректировка движений при ловле и передаче мяча. 83 5 Учебная игра в баскетбол
Корректировка движений при ловле и передаче мяча. 84 6 Игра в баскетбол по правилам
Корректировка движений при ловле и передаче мяча. 85 7 Верхняя и нижняя передачи через сетку в парах
Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка индивидуальная 86 8 Варианты техники приема и передач мяча
Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка индивидуальная 87 9 Варианты подач в волейболе.
Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка индивидуальная 88 10 Варианты нападающего удара через сетку. Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка индивидуальная 89 11 Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка индивидуальная 90 12 Игра по упрощенным правилам
Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка индивидуальная 91 13 Учебная игра в волейбол
Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка индивидуальная 11 ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА 92 1 Упражнения в парах на гибкость и сопротивление. Беговые упражнения. Корректировка техники бега 93 2 Бег с ускорениями по 20-30 м 2-3 раза.
Бег 60 м. Корректировка техники бега 94 3 Беговые упражнения, прыжковые упражнения. Корректировка техники бега 95 4 Бег 100м – учёт. Бег с переменной скоростью 2 мин. Корректировка техники бега 96 5 Беговые и прыжковые упражнения. Совершенствование и учёт разбега и техники прыжка в длину. Корректировка техники бега 97 6 Совершенствование техники метания гранаты на дальность с разбега в 5-7 шагов. Бег до 8-9 мин. Уметь демонстрировать отведение руки для замаха. 98 7 Учёт техники метания гранаты на дальность с разбега в 5-7 шагов. Бег до 8-9 мин. Уметь демонстрировать отведение руки для замаха. 99 8 Беговые и прыжковые упражнения.Метание гранаты 500 гр (д), 700 гр (м) на дальность. Уметь демонстрировать отведение руки для замаха. 100 9 Медленный бег до 25 мин.
Уметь демонстрировать физические кондиции
101 10 Бег 2000 м (ю); 1500м (д)
Уметь демонстрировать физические кондиции 102 11 Игры – эстафеты. Итоги за год. Уметь демонстрировать физические кондиции Резерв 3 часа
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ
СРЕДНЮЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
особенности развития избранного вида спорта;
педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
психофункциональныеособенности собственного организма;
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
способы закаливания организма и основные приемы массажа;
уметь:
технически правильно осуществлять и выполнять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимов физической нагрузки;
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов; оказывать первую доврачебную помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности и самостоятельных форм занятий физической культурой.
осуществлять судейство школьных соревнований по одному из базовых видов спорта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Двигательные умения, навыки и способности.
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9-13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9-13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание».
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10-12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10-12 м.
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырех элементов на перекладине (мальчики) ; опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящую из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).Специальная подготовка: Баскетбол – передача мяча, ведение мяча, броски в кольцо, действия нападающего против нескольких защитников. Волейбол – передача мяча через сетку, нижняя прямая подача, прием мяча после подачи.
В единоборствах:осуществлять подводящие упражнения по овладению приемами техники и борьбы в партере и в стойке.
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание
Уровень физической подготовленности учащихся 16-17 лет
№ п/п Физические способности Контрольное упражнение(тест) Возраст уровень
мальчики девочки
низкий средний высокий низкий средний высокий
1 Скоростные Бег 30м 16
17 5.2
5.1 5.1-4.8
5.0-4.7 4.4
4.3 6.1
6.1 5.9-5.3
5.9-5.3 4.8
4.8
2 Координац-ыеЧелночный бег 3х10 16
17 8.2
8.1 8.0-7.7
7.9-7.5 7.3
7.2 9.7
9.6 9.3-8.7
9.3-8.7 8.4
8.4
3 Скоростно-силовые Прыжок в длину с места 16
17 180
190 195-210
205-220 230
240 160
160 170-190
170-190 210
210
4 Выносливость Прыжок в длину с места 16
17 1100
1100 1300-1400
1300-1400 1500
1500 900
900 1050-1200
1050-1200 130
130
5 Гибкость Наклон вперед из положения стоя 16
17 5
5 9-12
9-12 15
15 7
7 12-14
12-14
20
20
6 Силовые Подтягивание на высокой перекладине (мальчики) на низкой перекладине (девочки) 16
17 4
5 8-9
9-10 11
12 6
6 13-15
13-15 18
18
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности.
По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позволяет осуществлять опрос фронтально.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы учащиеся сопровождают выполнением конкретного комплекса и т.п.
По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками).
Оценка «5» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в том, что учащимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий.
Вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных учащихся в усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия.
Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.
Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий.
Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда одновременно оценивается большая группа или класс в целом.
По уровню физической подготовленности.
Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физической подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях развития определенных физических качеств учитель должен принимать во внимание особенности развития двигательных способностей, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся. При прогнозировании прироста скоростных способностей, являющихся наиболее консервативными в развитии, не следует планировать больших сдвигов. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, а также силовой выносливости темпы прироста могут быть довольно высокими.
При оценке темпов прироста на отметку «5», «4», «3» учитель должен исходить из вышеприведенных аргументов, поскольку в каждом конкретном случае прогнозирование этих темпов осуществить невозможно. Задания учителя по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять для учащихся определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления учащимся высокой оценки.
Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы баллов, полученных учащимся за все составляющие: знания, двигательные умения и навыки, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, сдвиги в показателях физической подготовленности. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.
Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются по овладению ими разделом «Основы знаний», умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и доступные им двигательные действия.
Литература:
- Учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11
классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2011г).Учебник: Лях, В. И. Физкультура: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2011 г.
Лист коррекции
№ Тема урока Кол час Причина коррекции Дата по программе Дата по факту