Использование здоровье-сберегающих технологий на уроках физической культуры
МКОУ Труслейская СШ
Инзенский район, Ульяновская область.
Обобщение опыта работы по теме
«Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках физической культуры»
Выполнила: Труничкина Е.А.
Учитель физической культуры –высшая категория.
2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
Основные характеристики опыта..
Сущность опыта..
Актуальность опыта.
Условия становления опыта
Новизна опыта..
Трудоёмкость опыта.
Теоретическая база опыта
Технология опыта.
3.1 Цели и задачи
3.2 Средства и методы
3.3 Проведение мониторинга состояния здоровья и
физической подготовленности учащихся...
4. Результативность опыта..
5. Список литературы...
Приложения..
1. Основные характеристики опыта
Сущность опыта
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучения физической культуре.
Актуальность опыта
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.
Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.
Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, - это предмет “Физическая культура”.
Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников? Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию. При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение требований к его валеологической направленности; с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса к урокам физической культуры.
Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников? Ответить на него можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
Актуальность опыта состоит в решении данной проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников, оно может быть достигнуто путем реализации следующих задач:
Создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью.
Обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.
Предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни.
1.3 Условия становления опыта
Опыт работы над темой «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры» сложился постепенно. Опыт формировался в обычной средней сельской школе. В Труслейской общеобразовательной школе я работаю 12 лет. Над данной проблемой работаю четыре года. Выбранная мной тема созвучна проблеме, над которой работает педагогический коллектив нашей школы: «Гуманизация процесса обучения – важное условие формирования гармонически развитой личности».
1.4 Новизна опыта
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры:
- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;
- использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
1.5 Трудоёмкость опыта
Главная проблема, которая стояла передо мной – это создание условий для физического развития, укрепления и сохранения здоровья детей. Под условиями я понимаю повышение мотивации учащихся к урокам физкультуры, создание материальной базы для занятий.
Учащиеся школы, особенно девушки старших классов, без особого желания посещали уроки физической культуры, часто под любым предлогом пропускали занятия. В школе не было условий для проведения более полноценных уроков физической культуры, практически не было спортивного инвентаря.
Совместными усилиями с администрацией школы создали свою спортивную базу школы:
отремонтировали имеющийся спортивный зал;
приобрели спортивный инвентарь;
изготовили нестандартное оборудование;
оборудовали тренажерный зал.
Наличие хорошей спортивной базы школы позволило работать по комплексной программе по физическому воспитанию в школе.
Систему работы по реализации комплексной программы можно представить в виде схемы (см. Схема 1).
2 . Теоретическая база опыта
Теоретическое обоснование представленного опыта можно найти в трудах В.И. Ковалько. В пособии известного педагога содержится теоретическая и практическая информация о современном состоянии педагогики здоровьесбережения, приводится конкретная программа здорового образа. Также в основе предложенного опыта использую работу Н.К.Смирнова, основное содержание понятия «здоровьесберегающая образовательная технология». В основе опыта лежит комплексная программа физического воспитания 1-11 класс авторов доктора педагогических наук В.И. Лях, и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич.
2.1 Здоровьесберегающие технологии в школе
Одной из серьезных, пока до конца не решенных задач, является подготовка педагогов к работе по внедрению здоровьесберегающих технологий в школе. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью (Смирнов Н.К.). Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей школьного возраста.
Причины, приводящие к нарушению здоровья детей (см. Схему 2).
Схема 2. Причины, приводящие к нарушению здоровья.
В.И. Ковалько пишет, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:
-активного участия в этом процессе самих учащихся;
-создание здоровьесберегающей среды;
-высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
-планомерной работы с родителями;
-тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.
Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
Первый. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель – сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Основные задачи:
Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.
Второй. Этап углубленного изучения.
Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Основные задачи:
Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Третий. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.
Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Основные задачи:
Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
3. Технология опыта
Цели и задачи учебной деятельности
Основной целью педагогической деятельности считаю создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьников.
Основной задачей учебной деятельности является:
Комплексная реализация базовых компонентов программы.
Решение основных задач физического воспитания на каждом этапе обучения.
При отборе содержания руководствуюсь комплексной программой по физическому воспитанию.
Моя задача как учителя заключается в реализации базовых компонентов программы. Планируя учебный материал, руководствуюсь следующим:
- учебный материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям
программы, целям и задачам урока и ориентирован на конечный результат;
- беру за основу базовый уровень содержания образования, но в тоже время
каждому ученику предоставляется возможность выбора содержания деятельности
на уроке, исходя из уровня физической подготовленности его двигательных
способностей и состояния здоровья.
- обязательно планирую материал
Именно в этом вижу создание здоровьесберегающего пространства на уроках физической культуры
Для реализации здоровьесберегающего пространства рассмотрим Схему 4
Схема 4. Воздействие уроков физической культуры на школьников
3.2 Средства и методы
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:
гигиенические факторы;
оздоровительные силы природы;
средства двигательной направленности.
Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. Для наглядности используем схему 3. В мои обязанности входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону – самому, с помощью администрации, медиков.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Схема 3. Гигиенические средства достижения здоровьесбережения
Второе использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.
Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.
Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления.
Прекрасно понимаю, что нельзя насильно заставить всех школьников заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.
Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой использую:
валеологическое просвещение учащихся и их родителей;
нетрадиционные уроки;
современные средства физической культуры;
комбинирование методов, приемов физического воспитания.
внеклассные формы физического воспитания
1. Валеологическое просвещение учащихся и их родителей.
На родительских собраниях широко освещаю вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления. Включаю родителей в процесс обсуждение проблем, привожу статистические данные.
На уроках практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняю детям значение каждого из них.
С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни. Презентация одной темы (см. Приложение 1).
В процессе всех уроков прививаю гигиенические навыки ребенка, предусматриваю участие его в регулировании общего режима дня, в частности, режима движений в течение дня. Воспитываю правильное отношение детей к закаливанию организма. С этой целью практикую занятия в шортах и майках, ходьбу на лыжах, игры на свежем воздухе, ходьбу босиком, обтирание после уроков и. др. Учу детей правильному дыханию, приемам массажа (самомассажа).
2. Основными видами нетрадиционных уроков является сюжетно-ролевые уроки, уроки здоровья (см. Приложение 2). На уроках здоровья детей делю на группы, в группах ослабленных детей следую принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки. Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения. Например, ходьба по лестнице для стоп, шишкам, канату укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Комплексы упражнений (см. Приложении 3).
Регулярно применяю специальные комплексы формирующие изящность, грациозность, пластичность. Обязательно включаю в каждый урок упражнения на психорегуляцию и релаксацию (см. Приложения 4). Включаю в уроки сюжетные игры и игровые задания.
3. Использую современные средства физического воспитания. Применяю такие средства в работе с девушками старших классов.
Работа с девушками занимает особое место в моей педагогической деятельности. Как создать условия, способствующие мотивации старшеклассниц к занятиям физической культурой и осознанному отношению к своему здоровью? Решение проблемы я нашла в выборе средств физического воспитания:
ритмическая гимнастика;
аэробика;
занятия шейпингом;
занятия в тренажерном зале.
Для повышения интереса и эмоционального настроя на своих уроках применяю технические средства: магнитофон, видиомагнитофон, компьютер.
4. Удачно комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или иной метод, учитываю возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку.
С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Убеждена, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.
Учу сознательно оценивать физическое развитие собственного тела и составлять комплексы упражнений. Ученики сами следят за собственным состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы упражнений. Объясняю учащимся, что систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты достигнутые в процессе занятий. Это вызывает интерес к занятиям, к активности и желание работать над собой самостоятельно.
При выборе методов и приемов учитываю общепедагогические и методические требования. Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, я обращаю внимание детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений, учу анализировать и оценивать их.
Много внимания уделяю домашнему заданию, мной разработаны и собраны комплексы домашних заданий. Благодаря ним учащиеся приучаются к самостоятельности, активно участвуют в процессе самосовершенствования.
Именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. На своих уроках стараюсь создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.
Внеклассная работа по предмету
Школьникам необходимо овладеть основами личной физической культуры, под которой понимаются единство знаний, потребностей, мотивов достичь оптимального уровня здоровья, физического развития, разностороннего развития двигательных способностей, умения осуществлять собственную двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. И здесь большую роль играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объем двигательной активности и способствуют более полной реализации их индивидуальных способностей и двигательного потенциала.
С целью повышения двигательной активности учащихся внеклассную работу строю в определенной последовательности. Направлена она на закрепление умений и навыков, полученных на уроках. Все мероприятия, как правило, проводятся по разделам учебной программы. Основными формами физического воспитания являются (см. Схему 5).
Схема 5. Формы физического воспитания
В школе организуются и проводятся спортивные праздники, Дни здоровья, товарищеские встречи, туристические слеты, организуется подготовка команд к школьным, районным, областным соревнованиям. В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях стараемся задействовать как можно больше детей. Принятие участие в соревнованиях школьного и районного уровня во многом способствует привлечению школьников к секционным занятиям.
Я веду секцию по лёгкой атлетике. Работа в этом направлении оказывает действенное влияние на физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья школьников. Мои воспитанники, как правило, не болеют и показывают высокий уровень физической подготовленности, выполняют все нормы сдачи тестирования и зачетов,участвуют и побеждают в районных соревнованиях и областных.
Вместе с учащимися ведем активную агитационную работу по пропаганде занятий физической культурой и спортом, оформляем спортивные уголки: «Спортивный клуб «ОЛИМП»», «Спортивная жизнь школы», выпускаем информационные газеты. Нами разработано, а администрацией школы утверждено «Положение о лучшем спортивном классе». По окончании учебного года лучшему спортивному классу вручается грамота и подарки.
Вопрос о сохранении и укреплении здоровья является главным при планировании летнего оздоровительного отдыха. Одной из форм организации летнего отдыха является организация туристических слетов и походов. Участие в туристических походах способствует укреплению здоровья, пребывание на свежем воздухе воздействие солнца и физическая нагрузка все это повышает выносливость, работоспособность, создает заряд бодрости на весь год.
3.4 Проведение мониторинга состояния физической подготовленности
учащихся
Задачи мониторинга:
Выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников.
Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности учащихся.
Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе.
Технология проведения мониторинга состояния физической подготовленности (см. Схема 6).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Схема 6. Модель проведения мониторинга состояния физической подготовленности
Для осуществления контроля и выявления уровня физической подготовленности, провожу тестирование учащихся. Контрольное выполнение тестов позволяет более эффективно управлять учебным процессом, вовремя делать выводы и вносить коррективы. К общепринятым контрольным тестам, предлагаемым программой, добавляю тесты президентских состязаний, провожу их не два раза в год, а каждую четверть. Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств: гибкость, выносливость, сила, скорость, координационные способности.
По данным тестирования выделяются группы учащихся, нуждающиеся в корректировке, с ними провожу коррекционную работу. Для этого разрабатываю комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств.
Результаты тестирования каждого класса заношу в «Паспорт здоровья». Уровень физической подготовленности учащихся выводится по результатам тестирования по программе президентских тестов и определяется в целом по школе в конце учебного года.
4. Результативность опыта
Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:
1. Повысить успеваемость по предмету.
Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.
Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
Повысить динамику состояния здоровья учащихся
Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.
Литература
1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва
«ВАКО», 2004.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО»,
2004.
3. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры.
ООО «Дрофа», 2003.
4. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. АСТ Арстель
Москва 2003.
5. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания
учащихся 1-11 классов Москва «Просвещение» 2007.
6. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе», Москва, 2002 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект урока по физической культуре в 2 классе
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний»
Цели: Ознакомить учащихся с понятием «режим дня»; приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях физического развития и здорового образа жизни.
Задачи урока:
закрепить упражнения в равновесии;
совершенствовать умения и навыки упражнений в лазанье ;
воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, коллективизм.
Метод организации: индивидуальный, фронтальный, поточный.
Место проведения: спортивный зал
.
Инвентарь и оборудование: мультипроектор, магнитофон, аудиокассета, гимнастические маты, лестницы для стоп 2, гимнастические скамейки 4, влажное полотенце 18, надувные шары 18.
№
Содержание
Дозировка
ОМУ
I
Подготовительная часть
15 мин
1.
2.
Построение, сообщение задач урока
Просмотр слайдов. Беседа с детьми.
Что такое режим дня?
С чего вы начинаете свой режим дня?
Проснувшись, выполнив утреннюю зарядку, мы (дети продолжают)
Позавтракали, а затем (дети продолжают)
Вернувшись со школы, мы(дети продолжают)
Чем вы занимаетесь в свободное время?
А во сколько, мы ребята ужинаем и ложимся спать?
Что нужно запомнить, соблюдая режим дня?
Почему важен режим дня для человека?
30 сек
6 мин
Посадить детей на скамейки
Слайд 2
Слайд 3,4
Слайд 5,6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9, 10
Слайд 11, 12
Слайд 13
Слайд 14
3.
Стихотворные упражнения утренней зарядки
-А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли, (руки через стороны вверх)
В стороны, вперед 2р
1-2, 1-2, 1-2.
Повернулись вправо, влево, (повороты туловища, руки поочередно вперед)
Вправо, влево
1-2 Молодцы
И на право и еще через левое плечо
Топай правою ногой, (приставной шаг в стороны, руки вперед в стороны)
Топай левою ногой.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой
После – левою ногой,
1-2, 1-2, 1-2
Наклонились влево, вправо (наклоны туловища в стороны, руки над головой)
Влево, вправо
Получается на славу
Влево, вправо, влево, вправо
Молодцы!
Наклонились от души (наклон вперед)
Раз - нагнулся, два – прогнулся, (наклон вперед, назад, руки на пояс)
Руки в стороны развел,
1-2, 1-2, 1-2
Чтобы до солнышко достать,
Нужно на носочки встать. (потянуться вверх на носках, руки через стороны вверх)
1-2, 1-2, 1-2
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте, руки на пояс)
Мы хотим сильнее стать (выпады в стороны, руками сжимать кулаки)
1-2, 1-2, 1-2
Хорошо! Молодцы
Потянулись от души (наклон вперед, обняв колени)
Перестроение в колонну
5 мин
5-6 р
5-6 р
5-6 р
5-6 р
5-6 р
Музыкальное сопровождение.
Потянуться на носках.
Ладони на себя.
Голову поднять.
Пританцовывая.
Потянуться за рукой
Следить за осанкой
Потянуться вверх.
Руки прямые
4.
5.
6.
Ходьба
На носках, руки вверх
На пятках, руки за голову
Бег с игровыми заданиями
Земля (приседать)
Воздух (взобраться на гимнастическую стенку)
Вода (вращение руками вперед)
Упражнение на дыхание
1-2 вдох
3-4 выдох
1 мин
2 мин
30 с
Спина прямая
Локти развести
Вдох через нос, выдох через рот
II
Основная часть
25 мин
1.
2.
3.
4.
Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки.
а) Ходьба навстречу друг другу, при встрече разойтись, не сходя со скамейки.
б) Во время ходьбы принимать по внезапному сигналу учителя определенную позу.
Упражнения для стопы
а) Захват малого мяча ступнями.
б) Ходьба по лестницы для стоп.
Лазанье по наклонной скамейке
а) Упор присев
б) Упор стоя на коленях
Игра «Режим дня»
Учащиеся становятся в круг, изображающий циферблат часов. Учитель называет вид деятельности «подъем», дети говорят «7часов» и хлопают в ладоши 7 раз. Учащиеся, которые стоят на цифрах «7» и «12», поднимают руки вверх, показывая, что они готовы бежать и, дождавшись сигнала учителя, число «12» догоняет число «7» и т.д.
5 мин
4мин
5мин
4 мин
Следить за осанкой
Следить за положением спины
Следить за техникой выполнения
5.
Игра «Правила гигиены»
Дети образуют круг. Учитель дает каждому задание:
- Что мы делаем утром, когда просыпаемся?
Игрок, выделенный учителем, отвечает и показывает.
- делаем зарядку, умываемся, чистим зубы. (выполняет в движении и все повторяют его движения)
Следующий игрок выполняет следующее задание и т.д.
4 мин
6
Игра на психорегуляцию и релаксацию
с надувными шарами.
«Прогулка на лугу»
(Музыка спокойная)
Мы гуляем на лугу
Слышен шелест листьев, пение птиц
Движения плавные, замедленные
Создается радостное настроение
Мы улыбаемся друг другу
(Музыка веселее)
Под веселую музыку выполняются различные движения с шарами.
3мин
Музыкальное сопровождение песня «Улыбка»
Все поют припев песни «Улыбка»
III
Заключительная часть
5 мин
1. Домашнее задание.
2. Итог урока.
3. Обтирание влажным полотенцем до пояса.
1 мин
1 мин
3 мин
Составить каждому свой режим дня.
Обтирание в раздевалках
Конспект урока
Тема: Ритмическая гимнастика, шейпинг.
Задачи:
Формирование осанки и её коррекция.
Совершенствование координационных способностей.
Обучение элементам самомассажа и психорегуляции.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь и оборудование: дорожки, видеозапись, магнитофон, стулья – 9шт.
Продолжительность: 45 мин.
Части урока
Содержание занятий
дозировки
Методические указания
Iч.
IIч.
III
Построение класса.
Задачи урока.
Беседа о формировании осанки и ее коррекции.
Что такое осанка?
Как улучшить осанку?
Какие упражнения для улучшения осанки вы знаете?
Переход к месту занятий, построение в шахматном порядке
Ритмическая гимнастика:
а) Разновидности ходьбы на носках, острый шаг, высокий, приставной, скрестный.
б) Разновидности бега и прыжков: простой, на носках, высокий, с прямыми в стороны, вперёд, назад, захлестыванием голени назад.
в) Упражнение на дыхание, расслабление.
Шейпинг (видеозапись).
I часть
а) Упражнение стоя для верхней, нижней части туловища.
б) Упражнение со стулом.
в) Упражнение на расслабление, дыхание.
II часть
Подготовка дорожек.
Упражнения для мышц живота.
Самомассаж ног (голени, бедра) поглаживание ребром ладони, одна рука на другую, похлопывание, потряхивание.
I.Упражнения на дыхание
а) Дыхание через одну «ноздрю».
б) «Быстрое дыхание».
в) «Очистительное дыхание».
Аутогенная тренировка (психоэнергетический вариант)
а) Мысленно увидеть световые пятна: красный, зелёный, синий, чёрный выделить один из них и удержать в поле зрения
красный – тепло
чёрный – грусть
синий – холод
зелёный – покой
б) Видеть себя со стороны, представить себя на берегу моря, в лесу.
Итог урока:
Д/з
1)Продолжать самостоятельные занятия ритмической гимнастикой.
2) Подготовиться к тесту по подниманию туловища
Организованный уход.
30с
30с
5-7мин.
30с
4мин.
4мин.
1мин.
каждое упражнение повторяется 10 раз
3мин.
4мин.
2раза
2раза
1-2мин.
Обратить внимание на форму.
Приложение № 1
Музыкальное сопровождение
Голову поднять, спина прямая, плечи развести, живот втянуть.
Начало движений вправо.
Следить за осанкой.
Носок тянуть.
Дышать через нос.
Следить за осанкой, дыханием.
Упражнение выполнять плавно.
Следить за правильностью выполнения. Массаж выполняется снизу вверх. Приложение №2
Приложение № 3.
Следить за спиной, головой.
Следить за дыханием животом.
Вначале выполнять упражнение с закрытыми глазами, а затем с открытыми.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Упражнения на осанку
Упражнения при плоской спине
1.Наклоны назад, прогнувшись из положения стоя на коленях.
2.Лежа на животе, захватив руками ступни, пытаться подтянуть их к голове («корзиночка»); то же поочередно правой, левой ногой.
3.Стоя на правой, левую захватить за ступню и, сгибая ее в колене, пытаться
оттянуть назад-вверх; то же другой ногой.
4.Мост из положения лежа.
5.Висы прогнувшись на гимнастической стенке.
6.Смешанные висы прогнувшись.
Упразднения при увеличенном поясничном изгибе
1.Наклоны назад, стоя на коленях. Сохранять прямую линию от колен до головы; то же, последовательно касаясь руками пяток, затем пола.
2.Сед на пятки, руки вперед, плечами коснуться колен.
3.В положении сидя и стоя, захватив ступню ноги, притянуть колено к плечу; то же другой ногой.
4.Сесть ноги скрестно, наклониться вперед, поочередно касаясь головой колен.
5.Из упора присев разгибание ног в коленях, руки у носков.
6.Висы согнув ноги с поворотами их вправо, влево, с разгибанием ног в угол.
7.Лежа на полу касаться пола как можно большей площадью тела.
8.Поднимание ног в упоре сидя.
9.Выравнивание туловища у стены (подтянуть живот).
Упражнения при увеличенном грудном изгибе
1.Стоя на коленях, руки вдоль туловища, наклониться назад, прогибаясь, достать
руками пятки.
2.Стоя на коленях наклонить туловище вправо, доставая правой рукой пятку левой ноги;
то же в левую сторону.
3.Лежа на животе прогнувшись кружение вытянутыми в стороны руками.
Комплекс общеразвивающих упражнений с короткими скакалками «Солнышко»
I. И.п. основная стойка, сложенная вчетверо скакалка в опушенных руках. Натягивая скакалку, подняли руки вверх и опустили.
2.И.п. - стоя ноги врозь, сложенная вдвое скакалка в согнутых руках за головой. Натягивая скакалку, повороты туловища влево и вправо.
3.И.п. - стоя на скакалке ноги врозь, держим скакалку за концы. Наклон туловища влево, натягивая скакалку правой рукой. То же в другую сторону.
4. И.п. стоя, сложенная вчетверо скакалка перед собой. Не опираясь руками о пол и не опуская их, сели на пол, выпрямили ноги. Встали без помощи рук.
5. И.п. стоя, сложенная вчетверо скакалка за спиной в опущенных руках. Наклон туловища вперед, руки назад до предела. Вернулись в и.п.
6.Прыжки через вращающуюся скакалку с ноги на ногу.
Комплекс специальных упражнений «Ровная спина».
1.Разошлись по залу.
И.п. стать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями.
Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем шаг назад; повторить несколько
раз.
2. И.п. –то же.
Ходьба по залу в различных направлениях; возвращение в и.п.
Стать на свои места в две шеренги.
3.И.п. - основная стойка. Согнуть правую ногу вперед, руки в стороны, хлопок в ладоши
за спиной, хлопок под ногой; вернуться в и.п.; то же, сгибая левую вперед.
4.И.п. основная стойка.
Присесть на носках, колени развести, спина прямая, руки вперед - в стороны - положение
приземления при прыжках; вернуться в и.п.
5. И.п. - основная стойка.
Полуприсед, руки назад, махом рук вперед небольшой прыжок вверх, мягкий присед с сохранением равновесия; вернуться в и.п.
6.То же упражнение, но прыжок вверх и на полшага вперед.Перестроение в одну шеренгу - вторая шеренга делает два шага вперед.
7.Бег в чередовании с ходьбой.
Комплекс специальных упражнений «Красивая осанка».
1.Разойтись по залу.
И.п. - стать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Скользя
руками по стене, руки через стороны вверх, затем через стороны вниз. Сохраняя правильную
осанку, стать на свои места.
2.И.п. тоже. Касаясь стены затылком и спиной, поднять руки перед и полуприсесть;
вернуться в и.п.
3.И.п.- стоя руки на пояс. Стоя на левой ноге, поднять правую вперед, в сторону, назад и
вернуться в и.п.; то же, стоя на правой ноге.
4.Прыжки вверх.
5.Прыжки вперед.
6.Прыжки с поворотами налево и направо.
Все прыжки заканчиваются мягким приземлением с сохранением равновесия.
Комплекс специальных упражнений на осанку «Мы лучше всех!»
1.Размещение по залу врассыпную.
И.п. - стать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями.
Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем шаг назад; повторить несколько
раз.
2.И.п. - упор стоя на коленях, спина слегка прогнута. Наклоняя голову вперед, согнуть спину, вернуться в и.п.
3.И.п. - стоя, ноги врозь. Наклон туловища влево, левая рука скользит вниз, правая
вверх, вернуться в и.п.; то же вправо.
4. И.п. - стоя, ноги врозь, руки в стороны.Повороты туловища влево и вправо.
5. И.п. - сидя, ноги прямые, руки вверх. Наклоняясь и опуская руки вперед, поднять
правую ногу и коснуться пальцев рук носком; вернуться в и.п.; то же левой ногой.
6.И.п. - стоя на носках, левая нога перед правой, руки на пояс.Прыжки, меняя положения ног,
Ходьба на месте.
Упражнения для профилактики плоскостопия (выполняются без обуви)
И.п.: сидя на гимнастической скамейке, пятка правой ноги на носке левой стопы. Пяткой
оказывать сопротивление подъему стопы. То же - левой ногой. Выполнять 2 раза по 20-30
сек.
И.п.: сидя на гимнастической скамейке. Сгибание и разгибание пальцев ног с
продвижением стоп вперед. Выполнять 6-8 раз каждой ногой.
И.п.: сидя на гимнастической скамейке. Скользящим движением переместить правую стопу
к себе, вернуться в и.п. То же - левой ногой. Выполнять 2-4 раза каждой ногой.
И.п.: стоя, руки на поясе, левая нога на носке, правая - на пятке. Смена положения
ног. Выполнять 6-8 раз каждой ногой.
Ходьба «по одной линейке» с приставлением пятки к носку (1 мин.).
Ходьба на наружном своде стопы (до 1-1,5 мин.).
Ходьба на пятках, переступая через кубики на полу (30 сек.).
Игра «Исправить осанку»
Цель: формирование правильной осанки.
Играющие становятся в две колонны по одному на расстоянии вытянутых рук. Головные игроки получают по волейбольному мячу и по сигналу начинают передавать мячи над головой игрокам, стоящим сзади. Когда мяч доходит до последнего по команде, все поворачиваются кругом и мяч передается тем же способом в обратном направлении. Головной игрок, получив мяч, подает команду «Кругом, исправить осанку!». Команда, быстрее других закончившая передачу мяча и имеющая лучшую осанку, побеждает.
При передаче мяча учащиеся вынуждены прогибаться назад. Это укрепляет мышцы спины, способствуя улучшению осанки. При седлообразной спине и увеличении поясничного лордоза мяч передается не над головой, а между ног с наклоном туловища вперед.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Психорегуляция и релаксация
Упражнения на релаксацию (мышечное расслабление)
Расслабление мышц плечевого пояса:
роняем руки,
трясем кистями,
стряхиваем воду с пальцев,
поднимаем и опускаем плечи,
твердые и мягкие руки, мельница
«Восковая скульптура». Дети свободно бегают по площадке, выполняют разные движения головой, туловищем, ногами. По команде водящего - «скульптора» каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил «скульптор». Тот, кто пошевелился, - выбывает из игры.
«Снежинки кружатся». Плавно кружатся «снежинки», им весело, они радуются всему миру, своим товарищам. Движения плавные, замедленные. Дети подражают движениям снежинок, создается радостное настроение, формируется положительное восприятие окружающего мира. Время выполнения -2-3 минут
«Факиры». Дети сидят на коврике, скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, спина и шея расслаблены, глаза закрыты. Звучит спокойная музыка, факиры отдыхают. Время выполнения -3-4 мин.
«Танец зверюшек». Каждый ученик выбирает себе образ маленького зверька, который ему больше всего приходится по душе. Каждый зверек выбирает свой танец, он радуется хорошему настроению, ощущению силы и легкости в своем теле. Время выполнения - 3-5 мин. Эффект
упражнения: обретение чувства спокойствия, умения видеть мир глазами другого.
«Сова и звери».
Выбирается водящий, он будет совой. Все остальные изображают разных зверюшек: мышей, птичек, лягушат, бабочек, зайчиков и т.д. Ведущий дает команду: «День!» Все звери бегают и прыгают. По второй команде: «Ночь!» все должны замереть и не шевелиться. Сова вылетает на охоту. Любой шелохнувшийся, засмеявшийся или сменивший позу игрок, замеченный совой, становится ее добычей.
Растирание рук.
Встать в основную стойку, руки перед грудью. Сильно потереть ладони одна о другую 10-12 сек. После этого теплой ладонью одной руки активно растереть предплечье другой руки, от пальцев к запястью (10-15 сек.). Поменять руки и выполнить растирание другой руки (10-15 сек.).
Игра «Прогулка на луг».
Учащиеся выстраиваются парами. Педагог говорит: «Дети, сегодня мы будем отдыхать - мы пойдем гулять на луг». Звучит спокойная музыка, слышен шелест листьев, пение птиц. Учащиеся хором декламируют: «Мы шагаем друг за другом лесом и зеленым лугом. Мы походим на носках, Мы идем на пятках. Вот проверили осанку и свели лопатки». Одновременно с речитативом выполняется ходьба на носках, на пятках, сведение лопаток. Время выполнения упражнения - 3-5 мин.
Резкие, наклоны вперед.
Из основной стойки: одновременно с плавным вдохом поднять руки вверх, задержать позу и резко наклониться вперед, руки «бросить» вниз одновременно с выдохом - «Ха». Выпрямиться, повторить упражнение 2-3 раза. Танец. Под музыку энергично выполняются танцевальные движения - ритмичные движения руками, ногами, туловищем, головой. Движения вначале выполняются медленно, а затем темп увеличивается. Время выполнения - 3-5 мин. Заканчивается упражнение медленной ходьбой 1-2 мин.
Отдых в положении лежа.
Лечь на спину. Руки положить вдоль туловища. Закрыть глаза и расслабиться. Оставаться в этом положении 3-5 мин. Эффект упражнения: мышцы всего тела получают прекрасный отдых, улучшается самочувствие, формируется уверенность в своих силах. Этим упражнением рекомендуется заканчивать третий оздоровительный урок физической культуры.
«Белое облако».
Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красоты. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы - маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе.
«Улыбка».
Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно
Медицинский осмотр
Анкетирование
Реализация комплексной программы
Внеклассные формы работы
Урок физической культуры
Мониторинг
Результат
Здоровье учащихся
Причины
Малоподвижный образ жизни
Неправильная привычка. Незнание средств, форм.
Недостаточная освещенность. Перегрузка учебными занятиями.
Накапливание отрицательных. эмоций
Проблемы
Заболевание опорно-двигательного аппарата.
Нарушения осанки, плоскостопие.
Снижение зрения.
Нервно-психические расстройства.
Урок физической культуры
Оздоровительные воздействия
Педагогические воздействия
Средства оздоровительной направленности
Знания и умения
Консультационно-контрольные
Мотивация
Внеклассные формы работы
Физкультурно
массовые и спортивные
мероприятия
Внеклассная
работа
Физкультурно
оздоровительные
мероприятия
Гимнастика до занятий.
Подвижные игры на переменах.
Физкультминутки.
Спорт час в группах продленного дня
Дни здоровья и спорта
Туристические слеты и
походы
Физкультурные праздники
Внутришкольные соревнования
Обще - физическая подготовка.
Спортивные секции.
Тестирование учащихся в начале учебного года
Создание банка данных о физической подготовленности учащихся
Отслеживание динамики изменения показателей физической подготовленности
Ежемесячное тестирование учащихся
Составление списков с уровнем физического развития
Анализ результатов
Разработка рекомендаций на отстающие физические качества
Тестирование учащихся в конце учебного года
Root Entry