Использование здоровье сберегающих технологий на уроках информатики
Введение
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Конечно, многое зависит от состояния здоровья ученика на этапе начального школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Важным условием организации и использования современных педагогических технологий является охрана здоровья детей. Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повсеместное, прогрессирующее ухудшение показателей здоровья детского контингента населения страны.
Эта проблема ставит перед органами управления образованием, администрациями школ, научными учреждениями проблему поиска новых, более совершенных, доступных и эффективных форм и методов работы, при которых образование будет способствовать формированию здоровья, а не его потере. В настоящее время основной причиной снижения уровня здоровья населения и в особенности детей являются утрата многих общечеловеческих культурных ценностей и приоритетов (в частности, ценности и уникальности человеческой жизни). Кроме того, проблема здоровья подрастающего поколения связана с социально – экономической нестабильностью, разрушением межнациональных, межкультурных связей, хроническим стрессом и переутомлением. Как же решить данную проблему?...Следуя принципам здоровье сбережения, решаю на уроках информатики следующие задачи:
Как снизить учебные перегрузки школьников, приводящие их к состоянию переутомления;
Как сохранить и укрепить психическое здоровье учащихся.
Современные здоровье сберегающие технологии.
Упражнение для мобилизации внимания
По кабинету размещаются понятия, задача выстроить «волну - понятий», которые могут иметь логическую связь, тем самым задание усложняется, так как ученики должны принять правильное решение, какое понятие выбрать следующим, или понятия никак не связанные друг с другом, учащиеся находят и помещают их на доску. Для такой работы лучше использовать плавные, гибкие линии, так как они зрительно воспринимаются лучше, меньше способствуют усталости глаз и, выполняя эти упражнения, ученики получают возможность, в период наибольшего снижения работоспособности, перейти к двигательной активности, т. е. таким образом, происходит смена видов деятельности.
Например, при изучении темы «Алгоритм и его свойства» составляется список следующих понятий: алгоритм, исполнитель алгоритма. Задание: выбрать понятия по данной теме и дать определение. Карточка с термином крепится на доску, таким образом, выстраивается «волна - понятий».
Цветовое сопровождение урока.
Цвет в воздействии на взрослых играет важную роль, оказывая на них психологическое, а иногда и физиологическое влияние, то позволительно думать, что его роль еще больше важна в воздействии на детей, чей ум более восприимчив, а воображение более импульсивно. Ведь правильно и четко организованное пространство не только влияет на настроение ребенка, но и на его физическое состояние, воспитывает самостоятельность и уверенность в своих действиях. Влияние света и цвета не случайны, а подчиняются вселенским гармоническим законам, законам человеческого бытия. Цвета влияют на организм человека, на его нервную система и сферу эмоций. Они делятся на биологически активные, оказывающие возбуждающее действие на организм,- красный, оранжевый, желтый; и биологически пассивные, угнетающе действующие на нервную систему,- синий, голубой, фиолетовый. Физиологическое воздействие цветов можно свести к следующему:
Красный - проникающий тепловой, увеличивает мускульное напряжение, а следовательно, кровяное давление и ритм дыхания.
Желтый - тонизирующий, стимулирует зрение, успокаивает слишком возбужденное состояние, стимулирует мозг, активизирует умственную работу.
Зеленый - успокаивает, дает некоторый отдых уму, пробуждает терпение.
Фиолетовый - действует угнетающе влияет на нервную систему, на сердце, легкие и кровеносные сосуды.
Коричневый - успокаивает, вызывает депрессию и печаль, усыпляет, притупляет эмоции.
Голубой цвет снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и снижает ритм дыхания.
При помощи цвета можно доносить до детей необходимую информацию. Какое место может занимать цвет на уроке информатики? Это использование цветовой гаммы, для определения настроения в начале и в конце урока.
Упражнение со зрительными метками.
В классе заранее подвешиваются картинки, чтобы они имели определённую логическую связь. Например, размещаем волны под кораблик. Можно использовать при изучении и закреплении темы «Модели и моделирование».Методика проведения.
Проводится сидя.
По команде преподавателя, не поворачивая головы, одним взглядом глаз прослеживать движение волн под кораблик. Чередовать четные и не четные номера.
Преподаватель рекомендует переводить взор с одной метки на другую под счет 1-4.
Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взор ребенка последовательно, а можно в случайном порядке.
Скорость перевода взора не должна быть очень большой. Переводить взор надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз.
Преподаватель должен следить за тем, чтобы дети не поворачивали голову, во время выполнения упражнения.
Упражнение со зрительными метками и поворотами головы.
Выполняется, так же как и предыдущее, но с поворотом головы. Игровым объектом может служить, например, компьютер, на котором надо различить составные части компьютера.
Методика выполнения упражнения.
Выполняется сидя.
Объясняется задача: вот компьютер, на котором необходимо различить его составные части.
Соблюдается следующее условия: сидеть прямо, не сдвигая с мест ног, поворачивая одну голову, найти составную часть и назвать её.
Темп выполнения произвольный.
Продолжительность 1 минута.
Музыка на уроках информатики.
Среди вспомогательных средств общения, самым действенным и организующим является использование музыки. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы, умерить слишком возбужденные темпераменты и раскрепостить других детей.
Задания, сопровождаемые музыкой, помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. С помощью музыки возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, воспитание навыков адекватного поведения, войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка дает общее настроение успокоения, тихой радости и грусти, ровное внешнее поведение, а драматическая музыка создает настроение возбуждения, подвижное и неспокойное поведение. Интересные выводы сделали канадские ученые: «Человеческий организм зависит от биологических ритмов природы. Классическая музыка совпадает с ними. Произведения Баха, Вивальди, Моцарта, имея идеальный ритм-60 ударов в минуту, резонируют с биением сердца. Такая музыка раскрепощает и исцеляет человека».
мелодия Оздоровительный эффект
Музыка Чайковского, Пахмутовой. Снимает нервозность, раздражительность
«Полонез» Огинского Снимает головную боль и невроз
Музыка Грига Нормализует сон и работу мозга
«Утро» Грига, «Времена года» Чайковского Профилактика утомляемости.
Музыка Моцарта Способствует развитию умственных способностей у детей.
2.Использование здоровье сберегающих технологий на уроках.
Связь информатики с другими науками позволяет сделать пропаганду здорового образа жизни понятной для детей, доступной, наглядной и аргументированной (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей).
Мной проводятся уроки по информатики, в которые включены элементы здоровье сбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью. Например, в таблице представлены некоторые темы уроков курса информатики 8 класса с включением элементов здоровье сбережения. Включение в уроки элементов здоровье сберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.
Тема урока Вопросы здоровье сбережения
Назначение и устройство компьютера Воздействие компьютера на здоровье человека. Меры безопасности.
Принципы кодирования изображения..Меры безопасности для сохранения зрения.
При подготовке к урокам учитываю следующие критерии:
обстановку и гигиенические условия в классе;
количество видов учебной деятельности, их средняя продолжительность и частота чередования;
количество видов преподавания и их чередование;
наличие методов, способствующих активизации;
место и длительность применения ТСО;
поза учащегося, чередование позы;
наличие оздоровительных моментов на уроке;
наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;
психологический климат на уроке;
наличие эмоциональных разрядок на уроке
С первых минут урока, с приветствия стремлюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
Заключение
Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. В уроке информатики взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели и содержание, средства, методы и формы организации обучения. От, того насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависит качество обучения, успешность достижения конечных результатов. Из всего многообразия педагогических технологий необходимо использовать те методы, которые соответствуют изучаемому содержанию, позволяют так организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты обучения будут успешно усвоены в классе и ни в коем случае активная работа учащихся не должна приводить к перегрузкам на уроке. Необходимо стремиться создавать доброжелательную деловую атмосферу, обеспечивая сотрудничество, на уровне учитель-ученик, ученик-учитель, предупреждать утомляемость учащихся на уроке.
Считаю, что все используемые мною здоровье сберегающие технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья учащихся, развитию их творческого потенциала.
Список литературы.
1. Ефименко Н.Н, Ефименко Т.Г. Цветовое сопровождение.
2. Концепция формирования здоровье сберегающей деятельности. М.Л. Лазарев. Образование и общество.
3. Чистякова М.И. Психогимнастика. Просвещение, 1990