Педагогическая мастерская. Использование киноматериалов учителем — словесником

Педагогическая мастерская. Из практики использования киноматериалов учителем-словесником.
Перед учителем словесником стоит главная задача – научить ребенка понимать текст во всех его множественных смыслах. Но что делать, если текст, лежащий перед учеником, далёк от него? Что делать, если ученик не может представить описанную в книге ситуацию в силу своего возраста, знаний и опыта?
С приходом в педагогическую деятельность информационно – коммуникативных технологий, данная проблема находит своё решение. Вот уже несколько лет я в своей педагогической деятельности активно использую богатейший фонд советского и российского кинематографа. Тем самым я решаю несколько педагогических задач:
расширяю культурный уровень учащихся;
иллюстрирую связь литературного и музыкального произведений;
приближаю учащихся к эпохе произведения;
знакомлю с культурой других народов;
раскрываю смысл драматических произведений;
знакомлю с интересными фактами из жизни писателей и др.
Уроки с использованием киноматериалов стали моей изюминкой. Не только ученики, но и родители учеников, коллеги с удовольствием посещают мои занятия: уроки литературы, русского языка, внеклассные мероприятия. На сегодняшний день любую проблему, любую тему можно проиллюстрировать отрывками из фильмов. Это позволяет сделать урок ярким, динамичным, наглядным. Приведу некоторые примеры уроков, в которых мною были использованы отрывки из художественных и документальных фильмов.
На уроке внеклассного чтения «Эрнст Теодор Амадей Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король» в 5 классе мною были использованы отрывки из мультипликационного фильма «Щелкунчик» (1973 г.), снятого режиссёром Борисом Степанцевым. В основу мультфильма положено не только произведение Э. Гофмана, но и балет П.И.Чайковского. Тем самым учащиеся соприкасаются на уроке литературы с миром классической музыки. (Демонстрируется конкретный отрывок из мультфильма в течение 15 секунд).
Одна из главных задач при знакомстве шестиклассников с романом А.С.Пушкина «Дубровский» - помочь детям окунуться в пушкинский мир: не только рассказать, но и показать ужасающую картину помещичьих нравов. Справиться с данной задачей мне помог фильм «Дубровский» Александра Ивановского, снятый в 1936 году. Фильм снят на старой пленке, различные дефекты, плохое звучание только усиливают сопричастность учащихся к далёким от нас событиям романа. (Демонстрируется конкретный отрывок из мультфильма в течение 15 секунд).
Одно из главных произведений в программе русской литературы 7 класса, по моему мнению, является «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя. И здесь нельзя не вспомнить экранизацию повести в 2008 году Владимиром Бортко, где главную роль сыграл Богдан Ступка. Многие отмечают жестокость фильма, но разве времена, изображённые в фильме, были менее жестокими? И если мы стараемся пробудить в детях умение сочувствовать, сопереживать, а также умение радоваться жизни, дорожить тем, что мы имеем, то данный фильм им можно и нужно смотреть. Я на уроках использовала отрывки, которые демонстрировали нравы Запорожской Сечи, сцену гибели Тараса и его предсмертную пламенную речь. В итоге, во внеурочное время мы посмотрели фильм полностью, смогли не просто проанализировать произведение, но даже сравнить основные мысли Гоголя Н.В. и режиссера фильма Вл.Бортко. (Демонстрируется конкретный отрывок из мультфильма в течение 15 секунд).
В 8 классе учащиеся знакомятся с драматическими произведениями. Детям очень трудно уловить сюжетную линию пьесы, такая форма текста для них непривычна. Мне на помощь пришли фильмы-спектакли: фильм «Недоросль», снятый на основе спектакля Малого театра СССР в 1987 году режиссёром Виталием Ивановым, где главные роли сыграли Сергей Харченко, Игорь Лях, Элла Далматова и др., художественный фильм «Ревизор», снятый Сергеем Газаровым в 1996 году, в главных ролях Евгений Миронов, Никита Михалков, Марина Неёлова и др.
В 9 классе, помимо отрывков из художественных фильмов, мною используются документальные фильмы о писателях (например, «А.С. Грибоедов. Вся жизнь как единый миг!», «М.Цветаева. Ей имя - Марина!»). Кроме того, при изучении произведений программы 9 класса не обойтись без исторической характеристики эпохи. В этом нам также помогут киноматериалы: различные видеоролики, исторические программы, документальные фильмы. Так, в преддверии изучения поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души», мы обращаемся к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Говорить о поэте 14 века достаточно трудно, ещё труднее объяснить особенности той эпохи, в которой он жил и творил. Мне на помощь пришли отрывки из документальных фильмов об Италии: «Старая Флоренция», снятые каналом «Культура». (Демонстрируется конкретный отрывок из документального фильма в течение 15 секунд).
Список используемых мною фильмов, видеороликов, интервью можно продолжать до бесконечности. Использование подобных ресурсов предполагает владение некоторыми программами, которые помогут вам приготовить материал к уроку. Я использую редактор видео Free Video Editor и звуковой редактор Free Audio Editor, а также с удовольствием пользуюсь сайтом YouTube, где можно найти видеоролик на любую интересующую вас тему (видеоролик об орфоэпии). Скачать его можно легко: достаточно добавить в адресной строке буквы ss после точки, и любой файл скачается.
В рамках ФГОС нам не обойти стороной необходимости формирования метапредметных умений учащихся. Нужно посещать театры, следить за новинками в мире литературы, музыки, живописи. Для сельских школьников – это большая проблема. Поэтому использование киноматериалов в практике учителей - словесников - это не просто новый метод или способ, это необходимость, продиктованная реалиями времени.

15