Изучение темы Реализация системно — деятельности подхода к изучению основных понятий кинематики
Муниципальное образование Новокубанский район п. Прикубанский
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 8 им. А.Я.Тимова п.Прикубанского
муниципального образования Новокубанский район
Реализация системно - деятельности подхода к изучению основных понятий кинематики.
Подготовила
учитель физики и информатики
МОБУСОШ №8 им. А.Я.Тимова
Теклюк В.А.
Реализация системно - деятельности подхода к изучению основных понятий кинематики.
Для реализации системно – деятельного подхода к изучению механических движений нами было предложено:
использовать единый метод записи прямолинейного и криволинейного движения:
единый подход к изучению любого механического движения:
3.одновременное изучение каждого существенного признака для всех видов движения:
В экспериментальном обучении нами был выбран капельный метод записи движения , который позволяет единым способом записать прямолинейные движение, движения по окружности Его использование показано на фотографиях установок ( рис. 1, 2, 3) для записи равномерно прямолинейного и равномерного движения выделенной нитки по окружности, а дома учащимся изготовить модели записи различных движений, нанося с помощью пипетки или фломастера капли на бумажную ленту или круг.
Если вращающийся диск привести в движение подобранным грузом 1 (рис.4), то можно записать равноускоренное движение выделенной точки по окружности.
Если на записях равномерного и равноускоренного движений по окружности наложить радиусы- векторы из цветной бумаги, то получают записи равномерного и равноускоренного вращения, м.т вокруг неподвижной оси.
Более совершенным методом записи движений является стробоскопический по реализовать его в школьных условиях труднее, поэтому его принцип следует продемонстрировать с помощью стробоскопа, а затем выдавать учащимся готовые фотографии для анализа характера движения и составления уравнений движений.
При разработке содержания единого подхода к изучению механических движений мы руководствовались положениями В.В. Давыдова ( . . .) о том, что 1) каждое новое понятие необходимо вводить путём рассмотрения предметно – материальных условий его происхождения, благодаря которым оно становится необходимым, 2) для этого сначала нужно использовать предметно-материальные действия самого учителя, 3)в качестве предметных действий могут выступать как сами объекты (явления), чувственно воспринимаемые, как и модели ( в нашем случае: записи движения, таблицы и графики зависимости величин, характеризующих движение от времени и, наконец, формулы и уравнения).
Осуществление экспериментальной записи всех изучаемых механических движений позволяет предложить единый подход к их изучению, состоящий в следующем:
1) производится экспериментальная запись движения;
2) по записи выбирается (целесообразно) параметр положения тела (перемещение, путь, координата, угол поворота);
3)экспериментальная запись движения используется для выявления всех признаков этого движения:
а) формируется определение изучаемого вида движения на основе выбранного параметра положения, приводится математическая запись определения.
б) составляется таблица зависимости параметра положения тела или его изменение от времени в обобщенном виде.
в) по таблице строится график зависимости параметра положения тела от времени.
г) график используется для определения скорости движения.
д) строится график зависимости скорости от времени, вводится понятие ускорения, строится график ах(t).
е) график скорости используется для нахождения уравнений движения: Vx(t) и Sx(t).
ж) записываются уравнения движения в векторной и скалярной форме: V(t), S(t) и Vx(t), Sx(t), x(t).
з) строится график зависимости координаты от времени.
и)выделяются постоянные и переменные параметры рассматриваемого движения.
4) одновременное изучение сходных признаков движения осуществляется следующим образом:
а) записав равномерное, неравномерное и равноускоренное прямолинейное движение на движущихся поролоновых лентах, предлагаем учащимся сформировать определения указанных движений (формулировку каждого определения учащиеся предварительно обсуждают в группах по 3-4 человека), выслушиваем представителей нескольких групп, уточняем каждое определение. В тетрадях учащиеся изображают в таблице 2 (заранее изготовленный учителем, лаборантом) модель записи каждого движения, записывают под ней определение.
Во второй строке таблицы указывают параметры, характеризующие положения движущегося тела или его изменение.
В третьей строке приводим математическую запись определения соответствующего движения. Такая запись полезна, она помогает учащимся понять разницу между перемещением, например, за 5с и пятую секунду.
Рис. 2
Запись равноускоренного движения
Рис. 1
Запись равномерного прямолинейного движения
Рис. 3
Запись равномерного движения по окружности
Рис.1
Рис.5
Рисунок 1Рисунок 215