«Ничтожные наследники Великого Исполина» Эпоха дворцовых переворотов.


Тема урока «Ничтожные наследники Великого исполина». Эпоха дворцовых переворотов.
Цели урока:
1.Познавательная:
Создание условий для:
- усвоения учащимися основных понятий, дат, правителей эпохи дворцовых переворотов, общих черт эпохи (участие гвардии, сохранение абсолютизма, фаворитизм);
- формирования системы знаний о причинах и последствиях дворцовых переворотов и умений их объяснять;
- формирования умения характеризовать внутреннюю и внешнюю политику, личности приемников Петра 1.
2. Развивающая:
Развитие психических процессов:
- внимания и памяти через просмотр видео, работу с опережающим заданием, работу с глоссарием;
- мышления через проблемные ситуации, работу с ДМК (документально-историческим комплексом);
- развитие речи через включение в дискуссию;
- формирование умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);
- формирование ОУУН (формулирование понятий, обобщения, анализа, сравнения).
Воспитательная:
- формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Мотивационный этап
Лейтмотив урока Мотивация деятельности учащихся через цитату из речи Ф.Прокоповича на похоронах Петра 1
«До чего же мы дожили, Россияне! Что же сие есть? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем! Учащиеся слушают учителя
2. Актуализация знаний учащихся
3. Сообщение темы урока
4. Постановка учебной задачи урока 1. Рассказ учителя: Пётр оставил после себя тяжёлое наследие. Крах финансовой системы, массовое бегство крестьян и посадских людей из-за усиления крепостного гнёта, недовольство дворянства. Самым тяжёлым последствием петровского наследия оказалось создание в стране системы абсолютизма. Сподвижники Петра, и гвардия и дворянство стали огромной силой, уверовали в своё всемогущество. Абсолютизм породил вседозволенность фаворитов и гвардии. Всё это выявилось в первые же минуты смерти Петра 1. Его тело ещё не успело остыть, как в соседней комнате произошёл первый в XVIII веке дворцовый переворот, смысл которого заключался в том, что гвардия, опираясь на силу штыков, совершила свой выбор правителя.
2. Использование видеоряда – фрагмент из кинофильма С.Дружининой «Тайны дворцовых переворотов».
«Тему нашего сегодняшнего урока я предлагаю назвать словами А.С.Пушкина «Ничтожные наследники великого исполина»
Учебная задача: Согласны ли вы с мнением А.С.Пушкина, высказанном о преемниках Петра 1?
Сегодня на уроке мы и попытаемся сформировать собственное мнение по данной проблеме, изучив и проанализировав эпоху, получившую в истории название дворцовые перевороты.
Слушают учителя, осмысливают учебную информацию
Осмысление учащимися увиденного видеофрагмента
Прослушивание темы урока и учебной задачи, их осмысление
Этап создания новой образовательной среды – усвоение учащимися новых знаний и умений 1.Отработка понятия дворцовые перевороты – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и руками гвардейцев.
2. Постановка проблемного вопроса:
Почему возникла ситуация, которую вы увидели в видеофрагменте, в чём вы видите причины дворцовых переворотов?
1.Динстический кризис (дело царевича Алексея)
2. Отсутствие легитимного наследника.
3. Указ 1722 г. «О престолонаследии» (не успел назначить преемника, сказал «Отдаёте всё…Учитель: Предлагаю вам сейчас обратиться к истории дворцовых переворотов, рассмотрев деятельность основных представителей рассматриваемой нами эпохи. Для этого поработайте с документально-историческими комплексами, выполнив познавательные задания к ним. Результаты свой исследовательской деятельности заносите в историко-сравнительные таблицы.
3. Организация групповой деятельности учащихся для решения учебной задачи урока с использованием ДМК – документально-исторических комплексов
1 группа – изучение личности и направлений деятельности Екатерины 1
Группа 2 – изучение личности и направлений деятельности Петра 2
Группа 3 – изучение личности и направлений деятельности Анны ИоановныГруппа 4 – изучение личности и направлений деятельности Елизаветы Петровны
Группа 5 – изучение личности и направлений деятельности Петра 3 Запись термина в тетрадь
Ответы учащихся для решения проблемного вопроса
Организация групповой работы учащихся по выполнению заданий ДМК
Этап обобщения, анализа и синтеза полученной учебной информации Учитель: Предлагаю представить результаты своей работы. При представлении результатов группой, оставшиеся группы обобщают их деятельность в таблицу.
1.Организация защиты групповой деятельности учащихся – образная реконструкция эпохи дворцовых переворотов – создание галереи образов
2. По ходу защиты деятельности групп учитель дополняет рассказ
А) о правлении Ивана Антоновича и Анны Леопольдовны
3. Обобщение деятельности групп – постановка проблемного вопроса: какие общие черты характеризуют эпоху дворцовых переворотов?
- расширение и укрепление привилегий дворянства
- усиление крепостного права
- незыблемость абсолютизма По ходу защиты деятельности групп учащиеся заполняют сравнительную таблицу
Подбор учащимися фактов для решения проблемы – работа по составленной таблице
Решение учебной задачи урока Мы рассмотрели с вами деятельность и личностные характеристики правителей эпохи дворцовых переворотов. Предлагаю определиться с собственной позицией по проблеме нашего урока. Выскажите свою точку зрения. Согласны ли вы со словами А.С.Пушкина?
Организация деятельности учащихся по решению учебной задачи в форме «Аукциона мнений» Высказывание собственной позиции по решению учебной задачи урока
Рефлексия - этап осуществление взаимосвязи темы урока и реалий современной жизни – интеллектуальная пятиминутка Сегодня мы познакомились с правителями России эпохи дворцовых переворотов. По-разному можно оценивать их вклад в историю нашей страны. Каким же должен быть образ идеального правителя? Предлагаю вашему вниманию образ, который выделен философом Макиавелли. Подумайте, а какими качествами должны обладать те, кто стоит на вершине власти, те, от кого зависит судьба государства и каждого человека. Предлагаю составить образный портрет личности главы страны. Учащиеся совместно с учителем составляют портрет идеального правителя
Итог урока Видеоролик «Тайны дворцовых переворотов», по ходу слова учителя.
Учитель: Как бы сложилась судьба нашего государства, если бы не данные события. Каким бы путём пошла Россия, кто бы стоял у власти? История не знает сослагательного наклонения. На эти вопросы уже не найти ответа.
Смотрят видеофрагмент, слушают учителя