Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.

Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.
Г.В. Лисевич, О.К. Черепанова
Развитие вокально-хоровых навыков
у учащихся эстетического отделения
детской школы искусств
На современном этапе развития общества педагогическая установка «на развитие психики детей и подростков, заключающаяся в становлении его деятельности, сознания» (1, с. 9), необходимая при построении любого изучаемого предмета, в системе массового эстетического воспитания приобретает особую актуальность. Занятия с ребенком в художественных и музыкальных школах, театральных и танцевальных студиях, фольклорных ансамблях должны ориентироваться педагогом не на его сегодняшние знания, умения и навыки, еще недостаточно развитые, а строить работу в расчете на его завтрашний день, очерчивая для себя «зону его ближайшего развития» (2, с. 9). Поэтому развитие личности детей и подростков в художественно-эстетическом воспитании становится специальной целью.
Анализ программ эстетического профиля показывает, что учебные и факультативные курсы этого направления традиционно ориентированны на искусствоведческий материал и предназначены для работы, в основном, с учащимися среднего и старшего возраста («Основы эстетики и искусствознания», «Мировая художественная культура», «Основы эстетической культуры», «основы художественной культуры», «История искусств», факультативы по литературе и др.). Их ценность в эстетическом образовании школьников несомненна. Однако формирование жизненных, этических и эстетических ценностей, творческой активности начинается уже в младшем школьном возрасте. Подобных программ эстетического развития учащихся в системе дополнительного образования, ориентированных на младший школьный возраст явно не достаточно.
Одним из способов повышения качества и содержательности духовно-эстетической среды в школе ожжет стать курс «Общее эстетическое развитие учащихся», разработанный в детской школе искусств (ДШИ) с. Локосово, Сургутского района. Данная программа содействует: 1) развитию у школьников эстетических эмоций, способности чувственно воспринимать окружающий мир, природу, состояние людей; 2) обогащению знаний, ценностных ориентаций как классического, традиционного, так и современного характера; 3) активизации у формирующейся личности способностей не только к анализу, но и к творческому созиданию.
Программа построена на основе следующих принципов:
интегративность
обращение к «живой эстетике» (активизация естественной человеческой реакции на эстетический объект);
историчность (постижение развития эстетической мысли в разные эпохи);
использование регионального компонента (дает возможность приобщить учащихся к культуре ХМАО, осознать духовные и эстетические ценности народов, населяющих этот край);
творческая инициатива, самостоятельность в развитии эстетической культуры личности. Этот принцип учитывает способности, стремление, потребности каждого школьника;
открытость курса для освоения новых эстетических, этических, культурологических, художественных ценностей, установление новых связей между его составными частями со сферой культуры, а также с другими предметами.
Таким образом, одна из ведущих идей данной программы, ее принципиальное отличие от других программ, заключается в соединении этических, эстетических, культурологических начал, в движении от изучения частной родословной к истокам человеческого рода, в использовании регионального компонента, в интеграции с музыкальным, художественным, хореографическим образованием. Музыка, искусство в целом – вот необходимая сфера жизнедеятельности ребенка в начальной школе. Музыкальное искусство становится для него как бы продолжением его жизненного смысла.
В современной практике проявляется тенденция создания широкого музыкально-эстетического пространства, охватывающего школу, семью, микрорайон, где одновременно существуют самые различные формы бытования музыки, развиваются старые и складываются новые тенденции музыкального общения. Ведущим фактором духовного развития человека должен быть не результат, а процесс общения с искусством, особенно это важно детям, живущим в условиях Крайнего Севера, редко видящим солнце, зачастую лишенным любимых развлечений и игр на свежем воздухе из-за низкой температуры.
Важную роль в эстетическом развитии детей в детской школе искусств играет вокально-хоровая деятельность. В своей работе в хоровом классе мы придерживаемся основополагающего принципа хорового исполнительства – способствовать самореализации младших школьников. Одна из важнейших задач при этом – развитие музыкальных способностей на основе «интереса к хоровому пению детей как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию» (4, с. 232).
Программа эстетического воспитания учащихся ДШИ предполагает обучение вокально-хоровому искусству всех учащихся, часто это группа детей со слабо развитыми голосовыми, интонационными данными, невысокой учебной мотивацией.
Здесь в нашей работе незаменимым помощником являются «Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова (далее ФМРГ), помогающий нам в создании певческого голоса у детей и взрослых на минимальной базе – обыкновенном разговорном голосе, который есть у каждого. Этой базы достаточно для того, чтобы начать учиться петь.
При воздействии на голосовой аппарат фонопедического метода, уместно провести аналогично с инструментами: прежде чем играть на инструменте, его предстоит настроить. Это есть координационно-тренировочный этап работы фонопедического метода развития голоса, а потом лишь наступает эстетический и исполнительский (собственно музыкальный) этапы в развитии вокально-хоровых навыков. Соотношение времени и трудовых затрат на каждый их этапов будет зависеть от уровня азартности и подготовки певцов. Без координационно-тренировочного этапа можно обойтись только в профессиональных взрослых хорах, состоящих из квалифицированных вокалистов. Это – теоретически. А практически – всем известно высказывание В.Н. Минина о том, что он восемьдесят процентов рабочего времени занимается настройкой инструмента, то есть знаменитого Московского камерного хора, и только двадцать – играет, то есть занимается музыкой.
Координационно-тренировочный этап содержит в себе: осознание действий мышц участвующих в голосообразовании (прямое осознание скелетной и лицевой мускулатуры, косвенное – внутренней дыхательной, гортанной); осознание ощущений вибрации, давления, действия мышц, отдельно от восприятия звука своего голоса; осознание работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах) через разные ощущения; осознание связи этих разных режимов с разными тембрами и разной силой голоса; осознание связи действия разных режимов работы голосового аппарата с разными участками диапазона; осознание связи действия разных режимов работы голосового аппарата, разных тембров и разной силы голоса с разными энергетическими затратами; формирование связи представлений о разных режимах работы голосового аппарата с разными объемно-пространственными и эмоционально-образными представлениями; формирование связи всего предыдущего со слуховыми представлениями о высоте отдельных тонов и об интервалах; формирование навыков выбора режима работы гортани, оптимального для реализации слухового представления о высоте тона; формирование навыков выбора энергетических затрат, оптимальных для слухового представления о высоте тона; формирование навыков выбора режимов гортани или последовательности, оптимальных для реализации слухового представления об интервале; дозированную тренировочную нагрузку на разрывные группы мышц, участвующих в голосообразовании, имеющую целью устранение неравномерности развития и подготовку к решению звуковысотных, динамических и тембровых задач, которые могут возникнуть в музыкальных произведениях.
Развитие, формирование, выработка или просто проявление у обучаемых полного комплекса показателей академического певческого голосообразования является целью координационно-тренировочного этапа фонопедического метода развития голоса.
Назовем некоторый комплекс признаков, отличающих голосообразование от обычного, применяемого в бытовой разговорной речи. Необходимым и достаточным условием первого приближения к академическому певческому тону является наличие четырех показателей: 1) целесообразное использование режимов работы гортани и регистров; 2) голосообразующий (фонационный) выдох, многократно превышающий по длительности и интенсивности речевой и жизнеобеспечивающий; 3) певческое вибрато и произвольное управление его параметрами: частотой и амплитудой; 4) специфическая певческая акустика ротоглочных полостей, специфическая артикуляция, существенно отличающаяся от речевой.
В.В. Емельянов в своих теоретических трудах дает такое напутствие: «Настройте детей при помощи ФМРГ, а потом изобретайте свою систему» В вокально-хоровой работе по составленной нами системе ФМРГ В.В. Емельянова является пусковым моментом «настройки инструмента» (голоса).
Сами по себе, в «голом виде», упражнения ФМРГ были бы мало эффективны; здесь просто необходим основной принцип методики развивающего обучения: обучение через игру, что считаем обязательным для детей младшего школьного возраста.
В дальнейшей работе певческие навыки совершенствуются – выработка нижнереберно-диафрагматического дыхания; работа над правильностью звука, расширением диапазона, красотой тембра, гибкостью, подвижностью голоса, тонкой и разнообразной нюансировкой. Далее мы строим вокальное обучение по методике М. Глинки и А. Варламова – от примарных тонов среднего регистра, на звуках, не требующих усилия.
Специальные упражнения и попевки подбираются соответственно уровню певческого развития учащихся и усложняются постепенно в процессе обучения. Например, предлагая упражнения на кантилену, мы сознательно упрощаем прочие элементы музыкальной выразительности, подбираем небольшую попевку с несложным ритмом, плавным мелодическим рисунком. Или подбор упражнений для работы над дикцией в упражнениях подвижного темпа. Почти отсутствие мелодического рисунка. Текст в упражнениях выбирается с применением слогов, состоящих из различных сочетаний гласных и согласных, ибо согласный звук придает большую ясность, четкость артикуляционной оформленности гласного. Первым условием в работе над вокально-хоровыми упражнениями является воспитание сознательного отношения учащихся к тем учебным задачам, которые ставятся в процессе занятий. Вторым условием системы упражнений является принцип: «от простого – к более сложному». Процесс этот идет от восприятия и усвоения правила к умению и к постепенному приобретению навыка. Новая песня, новое упражнение, новая задача при повторении известного материала – это содействует поддерживанию активности, интереса в процессе работы. Четвертое условие – охват целого комплекса заданий, их разнообразие. Пятое условие системы вокально-хоровых упражнений заключается в необходимости регулярной и последовательной работы. Нерегулярность занятий, большой временной разрыв между ними ведут к потере навыков. Хороший результат дает специальный подбор упражнений в виде попевок из народных песен, из произведений классиков, песен современных композиторов.
Весь музыкальный материал, используемый в качестве упражнений, можно разделить на два вида:
1. Специальные упражнения. Они строятся в соответствии с уровнем певческого развития детей и степенью их овладения вокально-хоровыми навыками по принципу: от простого – к сложному.
2. Упражнения на разучиваемом репертуаре, которые помогают преодолеть конкретные трудности в той или иной песне.
Формирование вокально-хоровых навыков, призванных обеспечить художественный образ – систематизирующий стержень музыкального восприятия.
Палитра вокально-хоровых умений и навыков вобрала в себя бесценный опыт отечественной вокально-хоровой школы. Его преломление на современном этапе музыкального образования связано с трансформацией отдельных приемов, способов и методов вокально-хоровой работы с позиций интонационно-образного, художественного начала, интонационной теории музыки Б.В. Асафьева.
Мы пришли к выводу, что, учитывая психолого-педагогические условия развития личности младших школьников, обучающихся на эстетических отделениях ДШИ, при соответствующей организации учебной деятельности можно достичь успешного развития их вокально-хоровых навыков и умений. Необходимым условием развития вокально-хоровых навыков младших школьников эстетического отделения ДШИ является использование основных элементов методик В. Емельянова, М. Глинки и А. Варламова, В. Морозова, наиболее эффективно влияющих на становление вокально-хоровых навыков у детей с изначально слабыми музыкальными, вокальными данными.
Литература
1. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М., 1947. – 325 с.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. – 423 с.
3. Школяр Л., Школяр В. Музыкальное образование в школе. – М., 2001. – 336 с.
4. Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М., 1999. – 242 с.




15