Статья Основные виды трудностей адаптации к учебной деятельности у первоклассников
Основные виды трудностей адаптации к учебной деятельности у первоклассников
Выполнила: учитель начальных классов
г. Мегион МАОУ «СОШ № 9»
Карташова Светлана Александровна
Мегион 2016
Основные виды трудностей адаптации к учебной деятельности у первоклассников
Все трудности и проблемы адаптации к ученой деятельности можно условно разделить на три группы:
1. Первая связана со школьным режимом (надо вовремя проснуться, нельзя пропускать занятия, на всех уроках требуется сидеть спокойно, домашние задания необходимо выполнять своевременно). Без сформировавшейся привычки у первоклассника начинается переутомление, чрезмерная усталость, срывы в учебной работе, пропуски режимных моментов. Большинство детей семи лет с психофизиологической стороны подготовлены к формированию соответствующих привычек. Первое время нужно четко объяснять режимные моменты и контролировать выполнение учителем и родителями, принимать меры поощрения и наказания.
2. Вторая группа, это проблема во взаимоотношениях с учителем, с товарищами по классу, в семье в связи с учебой в школе тоже начинаются свои характерные изменения. Позиция учителя такова, что ребенок не может не испытывать некоторой робости перед ним. Вследствие этого одни дети становятся чрезмерно скованными, а другие – развинченными. Первоклассник в новом окружении стесняется, смущается, испытывает сложность при знакомстве с другими детьми, чувствует себя в одиночестве. С учебой в первом классе меняется положение ребенка в семье. У него появляется новые обязанности и новые права, что приводит его в волнение, а иногда приводит и к бунтарству.
3. И еще одна группа трудностей, это те которые испытывают многие первоклассники в середине учебного года. В начале они с радостью бегали в школу задолго до занятий, с удовольствием принимались за любые упражнения, гордились оценками учителя. В этом сказывалась их общая готовность к овладению знанием.
Но в процессе обучения в первом классе он получал те или иные готовые знания и определения, которые нужно было запомнить и применять в нужных ситуациях. Как правило, не рассматривалась потребность в этом знании. Естественно, в таких условиях поле интеллектуального поиска ребенка невелико, познавательная самостоятельность существенно ограничена. На таких занятиях слабо формируются интересы к самому содержанию учебного материала. Поскольку же по мере привыкания к внешним атрибутам школы у ребенка гаснет первоначальная тяга к учению, то в результате нередко наступает апатия и безразличие. Наиболее верный способ предупредить «насыщение» учением состоит в том, чтобы дети получали на уроках достаточно сложные учебно-познавательные задачи, сталкивались с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями.
Их происхождение помогает, формировать у детей познавательный интерес к собственно математическим способам решения жизненных задач, к занятиям этим учебным предметом. Постановка перед детьми системы заданий, требующая активного выяснения путей и средств их решения, с самого начала вводит первоклассников в область интеллектуальных поисков, открывает перед ними необходимость обоснования найденных способов действия на основе развернутых рассуждений и умозаключений.
Благодаря такой активной мыслительной деятельности дети могут сознательно усвоить нужные знания и умения. Эта работа привлекает к себе детей и при правильном руководстве со стороны учителя вполне им посильна.
Поэтому в первые месяцы обучения опасно требовать от учеников первого класса простого запоминания тех или иных сведений без понимания их необходимости и условий применения. Конечно, первоклассники могут много и прочно запомнить. Внешнего эффекта учения при этом можно достигнуть, но начало формирования у школьников познавательных интересов к учебному материалу будет упущено. Отсутствие же таких интересов отрицательно сказывается на всей последующей учебной работе.
Основные причины затрудненной адаптации:
1. Низкий уровень формирования элементов и навыков учебной деятельности. Они являются важными новообразованиями у старших дошкольников. Следствие – снижение успеваемости. Именно это снижение и является поводом запроса родителей.
Причины несформированности навыков УД – могут быть:
- особенности интеллектуального развития ребенка;
- педагогическая запущенность;
- невнимательное отношение родителей и учителя к тому, как дети овладевают приемами учебной деятельности
2. Низкая школьная мотивация.
Исходной причиной может быть, например, стремление родителей «инфантилизировать» ребенка, считать его «маленьким». Необходимо различать первичную и вторичную несформированность учебной деятельности, так как вторичная происходит в результате разрушения мотивации учения под воздействием неблагоприятных факторов.
Внешние симптомы отсутствия учебной мотивации сходны с симптомами несформированности навыков учебной деятельности: недисциплинированность, отставание в учебе, безответственность, но, как правило, на фоне достаточно высокого уровня познавательных способностей.
3. Неспособность к произвольной регуляции поведения.
Эта причина проявляется в неорганизованности, невнимательности, зависимости от взрослых, ведомости. Причину недостаточного уровня произвольности поведения ребенка при отсутствии первичных нарушений чаще всего ищут в особенностях семейного воспитания, это либо потворствующая гиперпротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм), либо доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка со стороны взрослого.Список литературы:
1. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. Хрипковой А. Г. – М., 2002.
2. Алябьева, .А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
3. Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.М. Божович. – М., 200.
4. Истратова, .Н. Справочник психолога начальной школы. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
5. Коломенский Я.Л., Панько Е.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 2003.
6. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2000.
7. Особенности психического развития детей 6-7 лет [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, А.А. Венгера. – М., 2008.