План — конспект занятия Применение росписи народных промыслов в швейных изделиях


План-конспект занятия
9 класс
Тема: Применение росписи народных промыслов в швейных изделиях
Цель: Приобретение знаний о народных промыслах и применение росписи народных промыслов в швейных изделиях.
Задачи:
Формировать знания о росписи народных промыслов.
Воспитывать творческую активность к традициям народного промысла.
Развивать навыки применения росписи «Хохломы» и «Гжели» в швейных изделиях.
Использование ИКТ и цель использовании: Демонстрационная презентация проекта «Зимняя сказка», для повышения наглядности, мотивации в усвоении нового материала.
Материально-техническое оснащение и наглядные пособия:
Раздаточные образцы с выполненными фрагментами узора из меха, набор ручных инструментов.
Набор ниток различных номеров, игл, ножниц.
Фрагмент слайдов презентации «Приемы владения ручными инструментами», заправка нити в иглу, выполнение прямых стежков.
Для учащихся:
15 наборов инструментов для ручных работ;
15 катушек ниток № 10—60, 80;
15 наборов различных номеров игл;
детали из меха для фрагмента узора «Гжель» и «Хохлома»
Описание хода занятия
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Доска
(экран) Использование ЦОР Прогнозируемый
результат
Организационный момент
Приветствует учащихся.
Проверяет присутствующих, внешний вид учащихся, организацию рабочих мест. Приветствуют учителя.
Проверяют рабочее место учащегося. Запись темы урока. Изучение нового материала.
Приобретение знаний о традициях прикладного творчества и применении их в швейных изделиях
1.Сообщает тему и цели урока.
2. Рассказывает о народном прикладном творчестве и взаимосвязи со швейным производством.

Рассказывает сколько времени отводится на изучение темы. Записывают тему урока
в дневнике: представляют домашнее задание в виде реферата - доклад
Рассказывают о истории возникновения художественной росписи «Хохлома», «Гжель». Демонстрируется фрагмент презентации (слайды с росписью «Хохломы», «Гжели»). диск «Технология» (ЗАО «Инфостудия Экон»)- При подготовке к уроку: для поиска новых интересных материалов, для поиска рисунков, иллюстраций;
Объяснения 1.Расказывает, какими методами можно выполнить художественную роспись в швейных изделиях
2. Показывает на образцах фрагменты росписи.
3.Показывает применение росписи в швейных изделиях
Смотрят презентацию. Записывают месторождения время появления росписи «Хохломы» и «Гжели».
Зарисовывают
Демонстрируется презентации. Усвоение учащимися первоначальных знаний о традициях народного творчества
Практическое выполнение задания Овладение приемами работы ручными штуковочными стежками и инструментами при работе с мехом. Определении номеров ниток, ручных игл, ножниц; в овладении иглой и наперстком; в соединении деталей штуковочным стежком. Рассказывает о виде применяемого материала (мех), о основных свойствах и методе работы с мехом.
Рассказывает о правилах подбора швейных ручных игл в соответствии с тканями и нитками.
Объясняет и показывает приемы соединения деталей.
Показывает соединение деталей из меха штуковочным стежком.
Раздает учащимся инструкционные карты. Упражняются в подборе ниток к иглам и к меху. Упражняются в выполнении фрагмента орнамента росписи из меха в соответствии с инструкционной карой.
Демонстрируется фрагмент презентации. Слайды с росписью «Хохлома», «Гжель». дать фрагмент учебного фильма.
Проверить знания и первоначальные умения учащихся по применению художественной росписи в швейных изделиях..Проверить знания и первоначальные умения учащихся по выполнению ручных штуковочных стежков.
Закрепление нового материала 1.Анализирует деятельность группы в целом и отдельных учащихся
2. Задает вопросы учащимся:
- Расскажите, с какими традициями народного промысла вы познакомились.
-Назовите место и время их появления
--Назовите методы применения художественной росписи в швейных изделиях.
-Назовите и покажите инструменты для выполнения работ из меха.
3. Подведение итогов работы (сообщение оценок)
Анализируют и производят взаимно контроль.
Отвечают на вопросы по теме урока.
Показывают и рассказывают наименование художественной росписи.
называют методы применения в швейных изделиях
Называют виды ручных стежков применяемый при соединении деталей из меха. Усвоение учащимися новой темы урока.
Выполнение образцов ручными стежками на лабораторно- практической работе.
Рекомендации по проведению урока
Организация рабочего места при выполнении ручных операций.
Упражнения по выполнению петельного стежка в выполнении фрагментов художественной росписи в меховых изделиях.
С первого урока учитель показал учащимся рациональную организацию рабочих мест. Для правильной рабочей позы сидя и установки кратчайшего расстояния от глаза работающего до швейного изделия (25—30 см) необходимо отрегулировать подвижное сиденье винтового стула, так как всю часть ручных работ учащиеся выполняют сидя, и учитель обязательно должен показать и обратить внимание учащихся, как правильно сидеть за ручным рабочим столом.
Затем учитель знакомит учащихся с инструментами и приспособлениями для ручных работ, которые применяются для выполнения работ из меха: наперстками, ножницами, ручными иглами, специальным мелом, колышком и т. п., показывает, как ими пользоваться, напоминает назначение каждого инструмента, закрепляет знания и умения при выполнении упражнений учащимися.
Назвать и показать номера ножниц применяемых для раскроя меха, объяснить правила их использования: № 1—2—для раскроя пальтовой группы тканей (сукно, драп и др.), № 3—для раскроя тканей костюмной группы и подрезания деталей, № 8—для обрезки концов ниток. Показать, как следует держать ножницы, разрезать и обрезать ими мех.
Обратить внимание на правила подбора швейных ручных игл, нужно показать, какие номера игл применяются для работы с мехом: № 4—7—для тканей средней толщины, легких гребенных, одежных хлопчатобумажных; № 8—10—для тканей пальтовой группы;
Объясняя, какими нитками, и при каких работах обрабатывают мех, нужно показать, что произойдет, если иглы и нитки подобраны неправильно.
Учитель проверяет, как учащиеся усвоили его объяснение. Для этого он дает учащимся образцы ниток без обозначенного номера на катушках и иглы без упаковки и просит определить их.
Затем можно перейти к объяснению и показу приемов выполнения работ. Учитель показывает, как надо держать наперсток и иглу, как иглой прокалывать мех. Иглу берут указательным и большим пальцами перпендикулярно наперстку, отступая от острия иглы на расстояние, равное '/4 ее длины, наперстком, надетым на средний палец, иглу проталкивают в мех и выводят на поверхность около пальцев левой руки. Для выполнения обметочных стежков деталь располагают обрабатываемым срезом от работающего.
Иглу вводят снизу меха и выводят сверху.
Строчку прокладывают справа налево, стежки не затягивают. Частота строчки 3-4 стежка в 1 см.
Длина стежка 0,5-0,7 см.
Расстояние прокола от среза детали 0,3-0,5 см.
Обметывание выполняют хлопчатобумажными или шелковыми нитками в цвет основного материала.
Учащиеся приступают к выполнению упражнений. Учитель обходит все рабочие места и проверяет правильность выполнения упражнения.
Цель работы—научиться делать стежки в строчке одинакового размера, по прямой и на одинаковом расстоянии, выработать правильные приемы работы с мехом иглой и наперстком.Убедившись в правильном выполнении приемов, нужно объяснить соединение двух деталей без посадки петельными стежками, фиксируя внимание учащихся на приемах работы и принятой ширине шва по ГОСТу в зависимости от меха и обязательном закреплении строчки в концах строчки.
Далее по плану, объяснив одну -две операции, дать упражнения и внимательно наблюдать за правильностью выполнения приемов и соблюдением технологических требований, по мере необходимости поправляя и дополнительно инструктируя учащихся. Если некоторые учащиеся выполнят работу раньше положенного времени, нужно дать им более сложные задания. На заключительный инструктаж отводится 10—20 мин. Учитель в течение всего урока должен отмечать ошибки учащихся, положительные стороны их работы. Такие записи помогают ему выявить типичные ошибки учащихся и подвести итог работы всей группы и каждого учащегося.
Выставляя оценки учащимся, нужно отметить положительные и отрицательные моменты в выполнении заданий, обратить особое внимание на ошибки в работе, на нарушения технологических требований, подчеркнуть обязательность выполнения правил безопасности труда.
В конце урока учитель принимает инструменты от учащихся или от дежурных по группе, а затем после окончания урока проверяет, в каком состоянии находятся рабочие места учащихся.
Лекция учителя
Сегодня заключительный урок по изучению темы «Технология ручных работ» а также закрепления навыков в выполнении ручных стежков.
Для того чтобы наше занятие было интересным и творческим, мы с вами вспомним, для чего применяются ручные стежки. Ведь ручные стежки можно применять не только для соединения деталей одежды, но и для декоративного оформления и отделки швейных изделий.
Декоративным оформлением одежды является выразительность, видоизменяемость, создание более эффектной нарядной модели.
Всякий стиль есть выражение духовного состояния народа своего времени .Народ не останавливается в своем развитии [...] он постоянно меняется [...] и с этими переменами неизбежно связаны изменения художественного стиля». А.Б. Салтыков.
133350132715Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их гениями и талантами. Громадно, обширно наследство русского народа. Веками копилось оно, и вкладывали русские люди в него не только свой труд, но свою душу, свои мечты, надежды, радости, горести.
Чем глубже познаешь, тем больше находишь в них ценностей, и они становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства, основанные на традициях.
Традиция глубоко содержательна, это глубоко внутреннее явление. Основа традиции — правильное отношение к национальному наследию. Наследие — все искусство прошлого. В традицию же переходит все то, что имеет непреходящую ценность. Это опыт народа, то, что способно по-новому жить в современности.
Но сколько бы мы ни говорили о традициях и их особенностях, источником традиций, их носителями являются люди.
4457700528955Во все времена художественные промыслы жили в ногу со временем, постоянно испытывали внешние воздействия: влияния моды, вкусов заказчиков, по-своему воспринимали и интерпретировали элементы больших стилей искусства — барокко, рококо, классицизма. Все это требовало мобильности, оперативности, творческой активности и высокой культуры.
Традиции народных промыслов — явление глубинного порядка. Они не лежат на поверхности и не могут быть механически использованы как отдельные технические приемы.
Только глубоко постигнув весь художественный опыт местного искусства, можно обратиться к любой странице истории промысла и, творчески осмыслив ее, создать новое.
Формальное следование приемам искусства народных промыслов неминуемо ведет к стилизации, внешнему подражанию.
На данном занятии мы с вами познакомимся с таким видом искусства, как художественная роспись. С древних времен люди старались украсить не только свой быт, но и свою одежду. Для украшения одежды использовались различные виды народных промыслов, которые просматриваются на этапах развития не только общества но и регионов. Для вашего внимания мы представляем историческую справку о развитии художественной росписи «Гжели», «Хохломы».
Доклады учащихся Лили и Ирины.
Почему мы взяли эти росписи; во первых они оригинальны своим решением, во вторых подбор цветовой гаммы. Показ слайдов. Для изготовление изделий с использованием художественной росписи можно применить разные методы, такие как аппликация, вышивка, гильоширование, вштуковывание. Для закрепления полученных знаний и навыков по теме «Ручные стежки» мы выполним метод вштуковывание элементов орнамента применяя петельный обметочный стежек.
Приёмы выполнения стежка:
Петельные стежки
Петельные стежки - это стежки постоянного назначения, их применяют для обметывания вручную срезов и прорезных петель.
Штуковочные стежки.
Обметочные стежки применяют для предохранения срезов деталей от осыпания и соединения деталей.
Для выполнения обметочных стежков деталь располагают обрабатываемым срезом от работающего.
Иглу вводят снизу ткани и выводят сверху.
Строчку прокладывают справа налево, стежки не затягивают. Частота строчки 3-4 стежка в 1 см.
Длина стежка 0,5-0,7 см.
Расстояние прокола от среза детали 0,3-0,5 см.
Обметывание выполняют хлопчатобумажными или шелковыми нитками в цвет основного материала.
Знакомство с искусственным мехом.
Искусственный мех выпускается с самым различным ворсом, разнообразных расцветок — в том числе с окраской, напоминающей шкуры животных. Существует мех с коротким ворсом и с длинным; иногда он поразительно похож на натуральный. Искусственный мех легче натурального, имеет хорошие гигиенические свойства, прочный, недорогой, но обладает повышенной воздухопроницаемостью и меньшими теплозащитными свойствами, чем натуральный.
на специальных машинах через ткань или трикотажное полотно продергивается ворсовая нить, обычно состоящая из полиакрилонитрильных волокон, в результате чего на одной стороне ткани образуются петли, а на другой — стежки из ворсовой нити. Петли разрезают и расчесывают.
Искусственный мех раскраивается по направлению ворса, параллельно кромке. Направление ворса определяют, проводя кончиками пальцев вдоль отреза. Если ворсинки укладываются в этом направлении, не сопротивляясь, то это и будет «направление ворса». Оно в искусственном мехе напоминает направление волоса у натурального меха. В готовом изделии ворс должен быть направлен сверху вниз. В этом случае он выглядит лучше и, кроме того, дольше носится.
Раскладка и раскрой деталей выкройки на мехе.
Раскладка: Детали, которые раскраиваются со сгибом, лучше всего скопировать еще раз в зеркальном отражении и склеить по линии сгиба. Припуски на швы и подгибку низа размечают портновским мелком, а контуры деталей (линии швов и низа) — мягким карандашом. Каждую деталь нужно вырезать отдельно дисковым ножом, скальпелем, лезвием бритвы или ножницами, разрезая только тканую основу, но не ворсинки меха. Затем следует раздвинуть края. Так ворс останется неповрежденным, а рабочее место не будет усыпано ворсинками.
Детали кроя из искусственного меха с длинным ворсом дублировать клеевыми прокладками нельзя. В данном случае следует использовать прошивные и приметывать их к соответствующим деталям кроя из меха с изнаночной стороны. Стачивать изделие лучше по направлению ворса.
Раскрой:
Искусственный мех кроится в один слой, изнанкой вверх; все детали бумажной выкройки необходимо укладывать в одном направлении.
1. Раскроить детали изделия по линиям припусков на швы.
2. Убрать детали выкроек, сколоть край.
3. Проверить:
количество деталей кроя,
нанесены ли контрольные точки по линии талии, проймы
равномерность ширины припусков, срезы ровные.
Рекомендации по работе с искусственным мехом
Чтобы детали кроя не смещались во время шитья, их нужно сколоть булавками перпендикулярно линии шва. После стачивания следует осторожно вытянуть попавшие в шов ворсинки меха вязальной спицей или булавкой. Если припуски получились слишком толстые, можно срезать на них длинный ворс. Но это следует делать только в том случае, если есть уверенность в безукоризненности шва, так как после этого уже невозможно будет исправить огрехи.
Утюжат искусственный мех только с изнаночной стороны, с легким нажимом. В качестве подстилки рекомендуется использовать искусственный мех ворсом вверх или толстое махровое полотенце. Нельзя утюжить мех утюгом с увлажнителем: попавшая на мех влага может оставить неисчезающие следы. Перед утюжкой нужно сделать пробу на ненужном кусочке меха, чтобы выбрать правильную температуру утюга.
Стирать короткий искусственный мех можно ворсом внутрь и в прохладной воде. Искусственный мех с длинным ворсом лучше отдавать в чистку.
Технические условия на выполнение ручных работ.
Намелку вспомогательных линий (линии обтачивания углов, бортов и воротника, отделочных строчек и т. п.) производить по подсобным лекалам или линейкам. Толщина меловых линий не должна превышать 1 мм.
При проверке кроя по лекалам внутренняя сторона меловой линии должна совпадать с контурами лекала.
Концы надсечек и линий разрезов деталей не должны доходить до линии строчек на 1 ... 1,5 мм.
При соединении деталей фрагментов орнамента и изделия следует применять хлопчатобумажную крученую пряжу, а также цветные или белые нитки соответствующих номеров.
Чтобы облегчить и ускорить сметывание и улучшить качество выполняемой операции срезы предварительно скалывают булавками. Скалывают и сметывают детали точно по намеченным линиям или проложенным ниткам.
Все сметочные работы выполняют на расстоянии 1 ... 1,5 мм от намеченной меловой линии в сторону среза детали так, чтобы сметочные строчки при дальнейшей обработке не попадали под машинные строчки.
При выполнении ручных стежков и строчек постоянного назначения применяют нитки, совпадающие по цвету с материалом. Отделку пришивают нитками в цвет отделки. Номера игл должны соответствовать толщине ткани и характеру выполняемых операций.
Показ трудовых приемов при соединении деталей фрагмента орнамента.
Показ учителем.
Целевые обходы с целью;
Соблюдение правил техники безопасности.
Правильность выполнения трудовых приемов.
Соблюдение технических условий на при выполнении петельного обметочного стежка.
Подведение итогов
Выставляя оценки учащимся, нужно отметить положительные и отрицательные моменты в выполнении заданий, обратить особое внимание на ошибки в работе, на нарушения технологических требований, подчеркнуть обязательность выполнения правил безопасности труда.