Доклад на тему: Женские и мужские образы в традиционной художественной росписи.
Кашина Олеся Николаевна,
преподаватель отделения
« Художественная роспись. Батик»
МОУДО ХШНП «Артель»
г. Железногорск Курская область
Женские и мужские образы в традиционной художественной росписи
Художественная роспись, как один из видов народного искусства, на протяжении нескольких столетий является неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа. Это богатейшая сокровищница красоты, неиссякаемый источник творческой фантазии. Роспись - как человек: у нее есть свой неповторимый внешний вид, характер и почерк. Художественная роспись обогащает мировоззрение людей через наиболее масштабные представления, отражает модель мира, в котором сохраняются и развиваются определенные композиционные и структурные построения мотивов, образов, сюжетов и форм. Мастера изображали самые разнообразные сюжеты из жизни с женскими и мужскими образами.
Городецкая роспись: прогулки кавалеров с дамами, всадники, чаепитие, охотники, беседы, свадебные катания.
Пермогорская роспись: посиделки, пряхи за работой, застолье, чаепитие.
Мезенская роспись: охота, всадники, поединок, катание на санях.
Художественная роспись является хранительницей традиций, опыта мастеров, способна заставлять восхищаться красотой, созвучием образов и орнаментальных композиций, а также влиять на нравственные ориентиры человека. Мастера, расписывая изделия, всегда сохраняли традиционные для местности изображения женских и мужских образов, умели построить композицию, прочувствовать колорит. Каждый женский и мужской образ своеобразен и интересен, содержит удивительные и неповторимые художественные особенности.
В постижении мастерства росписи ведущая роль отводилась мастеру, ему была свойственна забота о сохранении ценностей прошлого и передача их в будущее.
Городецкая, пермогорская и мезенская росписи первоначально изображались в основном на прялках. Прялка, как культовый предмет, была в каждом доме, а ее достаточно большая поверхность позволяла выполнить интересные и сложные композиции с женским и мужским образом. До сих пор старинные росписи на прялках дают вдохновение и неисчерпаемый источник для творчества и изучения женских и мужских образов. Прялка была воплощением труда.
Изображение женского образа связывалось с плодородием, землей. Изображение мужского образа - с охотой.
Женский и мужской образ в городецкой росписи.
Промысел представлял собой ряд небольших, чаще всего семейных мастерских, где старший по возрасту и опыту (глава семьи) был обычно и ведущим мастером, определявшим стиль росписи, учившим других мастеров.
Во второй половине 19 века в село Курцево приехал иконописец Огуречников обновить роспись церкви. Он и показал местным мастерам темперную технику, оживки белилами. Им же был написан первый мужской образ «всадник с конем». В Городце начали расписывать прялки, мосечники- лубяные коробки, в которые складывали мотки пряжи. Писали сюжеты с женскими и мужскими образами.
Образы создавались на основе впечатлений окружавшей реальной действительности, выражали мудрую жизненную философию народа, его понимание прекрасного, отражение размышления человека о мироустройстве, смысле жизни.
В отборе сюжетов росписи есть определенная закономерность: при всем их разнообразии наиболее часто повторяются и становятся каноничными сюжеты с женскими и мужскими образами, смысл которых общечеловечен и понятен любому народу и в любую эпоху - это мечта о счастье, о любви, о веселом празднике, о дружеском общении людей, это восхищение молодостью, удалью и красотой.Городецкая роспись - искусство радостное, светлое, призванное украшать окружающий мир. Образы городецких людей - крестьяне и горожане - красивые, нарядные и веселые люди. Затем стали изображать нарядных городских дам, офицеров, прекрасных прях, деревенских гармонистов.
Разные мастера, выполняя женские и мужские образы, придерживались разных канонов - у одних люди более приземистые, у других более стройные и высокие.
Лица людей народные мастера пишут в одной манере - в виде белого кружка, на котором тонкими черными линиями обозначают брови, глаза, нос, губы. Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти. Прически, как у мужчин, так и у женщин отличаются большой изысканностью, но в окраске их применяют только черный цвет. В изображении самих фигур используется плоскостное цветовое решение, при котором основные крупные пятна (юбки, жакеты, пиджаки, брюки) окрашиваются без контура, в виде однотонного красочного силуэта.
Старые мастера городецкой росписи.
Лебедев Игнатий Клеменьтьевич (1863-1943).
Четкость графического рисунка и богатство изящной штриховой оживки сочетались с тонким чувством колорита и высоким мастерством композиции.
Фигурам людей он придавал изящные удлиненные пропорции, очерчивая их силуэты мягким контуром и тонко прорисовывал белилами детали.
Лебедев сначала наносил цвет одежды людей. Затем с особой тщательностью писал лица и руки. Он считал это самым ответственным делом. Тоненькой кисточкой, обмакнув ее в краску, очень тонко и аккуратно выводил на лице брови, нос, рот, глаза. Проделав все это, приступал к разживке. Характерный рисунок белилами – своеобразное изысканное мастерство тонкой кисти.
1 2
1.Фрагмент прялочного донца (женский образ)
2. Фрагмент прялочного донца (женский и мужской образ)
Мазин Игнатий Андреевич (1876-1942).
Детали он тщательно не прорисовывал, но старался выявить характер каждого женского и мужского образа. Умел передать форму, изображая несколькими мазками платье девушки, подчеркнуть округлость коленок и стройность талии или лихо крутануть мазком, выполняя усы у мужчины.
Силуэт женской фигуры: узкая талия, полные бедра.
1524045085
1 2 3
1. Панно «Жители старого Городца», фрагмент (женский и мужскойобраз) 1930-е гг.
2. Мужской образ
3. Деталь росписи полочки, фрагмент «Письмо» (женский образ)
Краснояров Федор Семенович (1861-1943).
Держал в руках кисть всю свою сознательную жизнь. В 12 лет он уже трудился наравне со взрослыми. Часто изображал людей. В его работе «Чаепитие с хозяйством» можно увидеть женский и мужской образ.
Декоративное панно «Чаепитие с хозяйством»
В центре панно изображены хозяин и хозяйка, которые пьют чай, сидя в креслах. Рядом с хозяевами за тем же столом сидят их дети. Мастер выбрал для росписи яркий колорит, создавая впечатление того, что комната наполнена солнечным светом, передавая чувство радости жизни.
Остановив взгляд на образе хозяйки, можно заметить, с каким мастерством изображена ее поза, выражающая спокойствие, как торжественно держит она блюдечко с чаем. Изящно держит голову, великолепны полные покатые плечи. С поразительной свободой, легкими мазками белил мастер прорисовал складки ее одежды.
Основные цвета: красный, зеленый, голубой, синий, белый, черный.
Женский и мужской образ в пермогорской росписи.
Роспись прялки. Начало XIX века.
Слева за прялками сидят две пряхи. На одной из них женский головной убор, очень распространенный на русском Севере: гладкий налобник, над которым поднимаются, как хохолок, сборки круглой шапочки.
На второй - повойник, головной убор замужней женщины. Справа сидит девушка со швейкой. На голове у нее девичья повязка из яркого шелкового платка. Носили их только на Северной Двине и называли «кустушка». Мужской образ с тальянкой в руках.
Блюдо. 19 век. Архангельская область, Красноборский район, пристань Пермогорье, группа деревень Мокрая Едома. Диам. 23.(женский образ)
Блюдо расписано пермогорской росписью и по краям пропильной резьбой, напоминающей подзор северной избы. Композиция узора состоит из стилизованного куста, вьющегося двумя побегами по кругу. В центре изображена женщина в яркой одежде, с повойником на голове, со штофом и рюмкой в руках. Она словно приглашает гостя отведать напитка. Прямодушно и по-детски наивно излагает художник свое представление о почтении к гостю, о хлебосольстве и гостеприимстве.
Основные цвета пермогорской росписи: красный, зеленый, желтый, черный.
Мужской образ в мезенской росписи.
Среди мастеров искусством росписи выделялись Григорий Андреевич Новиков и Василий Дорофеевич Аксенов. Самым маститым мастером, который вкладывал в свои изделия не только мастерство, но и душу - Василий Климентьевич Федотов.
Мезенские мастера по росписи были обычные люди, скотоводы и охотники. Птицы и лошади, а не человек - главные герои на расписных изделиях. Поэтому мало изображали мужские фигурки. В основном мастера выполняли мужские образы всадников и охотников. Мужские образы в мезенской росписи выполнялись схематично, в основном черной цвет.
1 2 3
1.Роспись прялки. Начало XX века.
2.Роспись прялки. Фрагмент «Катание». Художник П. С. Новиков.
3.«Охотник». Роспись прялки.80-е годы XIX века.
Художественная роспись – это живая нить, уводящая нас в глубину веков. Изучение сюжетов, женских и мужских образов – захватывающее и увлекательное занятие, которое позволяет непосредственно прикоснуться к живой истории, познакомиться с мировым культурным наследием.
Список литературы
1.Бадаев В.С., Русская кистевая роспись: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» /В.С. Бадаев. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
2.Величко Н.К., Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2010.
3.Евсеев И.С., Роспись посуды и аксессуаров /И.С. Евсеев-Ростов н /Д.: Феникс, 2006.
4.Ростовцев Н.Н., Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов художественно-графического факультета педагогических институтов / Н.Н. Ростовцев. – 3-е изд., доп. и переработанное – М.: АГАР, 2000
5.Соколова М.С., Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.