Проект коррекционно-развивающей программы по преодолению ФФНР в условиях логопедического пункта ДОУ


Проект
коррекционно-развивающей программы
по преодолению ФФНР в условиях логопедического пункта ДОУ

Выполнила: Воробьева
Ирина Викторовна,
Учитель-логопед МДОБУ №4 «Солнышко»
п. Энергетик


проект
коррекционно-развивающей программы
по преодолению ФФНР
в условиях логопедического пункта ДОУ
Муниципального дошкольного образовательного
бюджетного учреждения детский сад№4 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников
Автор: Воробьева
Ирина Викторовна-учитель-логопед МБДОУ
Детский сад №4 п.Энергетик «Солнышко»
СОДЕРЖАНИЕ
№ Раздел Стр.
I Целевой раздел Пояснительная записка 1.1. Актуальность коррекционно-развивающей программы 1.2. Цель и задачи коррекционно-развивающей программы 1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы 1.4 Возрастные характеристики развития детей 1.5 Планируемые результаты и способы их проверки 1.6 Формы подведения итогов реализации коррекционно-развивающей программы II. Планирование 2.1 Тематическое планирование коррекцонно -развивающей программы 2.2 Содержание коррекционно – развивающей программы 2.3. Результаты III. Содержание 3.1 Краткое содержание в соответствии с планированием IV. Методическое обеспечение 4.1 Технологии 4.2 Методы коррекционно-развивающей программы 4.3 Организационные формы 4.4 Методические рекомендации, список литературы (для детей, родителей, педагогов) 4.5 Ресурсное обеспечение (кадровое, организационное) 4.6 Время и место диагностики в реализации программы 4.7 Методы, критерии диагностики, оценки результатов 4.8 Перечень методик V. Список литературы IV. Приложение I. Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность коррекционно-развивающей программы
В настоящее время в дошкольном образовательном учреждении реализуется программа «от рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.:2012.
В связи с появлением в дошкольном образовательном учреждении большого количества детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, на логопедическом пункте при МБДОУ необходимо ввести программу на устранение речевых дефектов.
С целью осуществления коррекционной работы на базе нашего детского сада работает логопедический пункт, который реализует индивидуальный и системный подход к коррекции речевых нарушений.
Анализ сложившийся в настоящее время показал, что количество детей нашего сада имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Основная причина - недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Процесс овладения звуковым составом слова, выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Теоретической и методологической основой программы являются: исследования закономерностей развития детской речи в условиях её нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Данная программа направлена на устранение фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР).
1.2. Цель и задачи коррекционно-развивающей программы.
Цель: коррекция речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи:
- формирование правильного произношения и уточнение артикуляции уже имеющихся звуков;
-развитие фонематического восприятия;
-развитие анализа и синтеза звукового состава речи;
-развивать способность дифференцировать слоги и фонемы;
-расширение и активизация словаря;
-развитие связной, грамматически правильно оформленной речи.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы:
В основу коррекционно-развивающей программы заложены следующие принципы:
-принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей (речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением).
-принцип обогащения мотивации речевой деятельности (положительная мотивация речи повышает результативность: ответы на вопросы, пересказать сказку, что-то повторить).
- принцип индивидуальных особенностей ребенка (учитывается индивидуальный подход к ребенку в соответствии с его психологическими особенностями).
-принцип системности (часто родители акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не подозревая о том, что речь недоразвита в целом).
-принцип взаимодействия (сотрудничество с родителями. Роль родителей в устранении речевой проблемы-одна из ведущих.)В основу коррекционно-развивающей программы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающие разные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе – задачу развития связной речи.
1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст. У детей с ФФНР в возрасте 5-6 лет отмечаются отклонения, как произносительной стороны речи, так и ее восприятия.
1)Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков.
2)Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции.
3) Пропуски в словах, что значительно снижает внятность речи, ее смазанность и неотчетливость.
4)Смешение звуков.
5) В одних словах ребенок употребляет правильно звук, в других заменяет на более легкий по звучанию. ( звук йот вместо ЛЬ, Л, Р, звук Ф произносится вместо С,Ш )
6) Недиффиринцированое произнесение пар:
замена 2-х или 3-х фонем ( мягких согласных : ть говорит вместо
звуков С, Ш, Ч) ( тябака - собака)
1.5. Планируемые результаты освоения детьми старшего дошкольного возраста коррекционно-развивающей программы
Реализация коррекционно-развивающей программы будет способствовать достижению следующих результатов.
Ребенок должен уметь:
-правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
-четко дифференцировать все звуки;
-называть последовательность в предложении, слогов и звуков в словах;
-производить элементарный анализ и синтез;
-свободно составлять рассказы и пересказы;
-владеть навыками творческого рассказывания;
-понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
-овладеть навыками словообразования разных частей речи.
Речевое обследование проводится два раза в год (в начале учебного года, для выявления навыков звукопроизношения и в конце учебного года для подведения итогов логопедической работы).
1.6. Обоснование выбора содержания коррекционно-развивающей программы
Коррекционно-развивающая программа МБДОУ « Детский сад» №4 п.Энергетик разработана на основе примерной коррекционно-развивающей программы « Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР» Т.Б. Чивилева, Г.В. Чиркина. В примерной программе уделено большое внимание элементарному осознанию фонетических особенностей ребенка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
Программа рассчитана на 1 год. Дети поступающие в группы с ФФНР должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. Преодоление ФФНР достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
На наш взгляд создание данной коррекционно-развивающей программы позволит не только устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.
1.7. Формы подведения итогов реализации коррекционно-развивающей программы
Формой подведения итогов реализации данной коррекцинно-развивающей программы является проведение итогового занятия с последующим вручением дипломов каждому ребенку. Показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей о повышении интереса к обучению.
II. Планирование2.1 Календарное планирование (старшая группа)
МесяцНеделя Звуки,
буквы №
ЗанятияОсновные виды заданий по развитию фонематического слуха и звукового анализа Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности
1 Обследование речи Игровая деятельность: дидактическая игра «На полянке » развитие зрительного внимание, памяти.
Коммуникативная деятельность: рассматривание фотоальбома « Насекомые в нашем поселке .»
Познавательно – исследовательская деятельность экскурсия в парк.
Чтение художественной литературы:
Разучивание потешки «На полянке у реки жили майские жуки»
Дизайнерская деятельность: в семье различными способами рисования на выбор «Дерзайте – вы талантливы»
Эмоционально восприятие литературного текста: просмотр на видео сказки
«Божья коровка и муравей» краткий пересказ сказки.
Игровая деятельность: Словесная игра
«Кто где живет?» расширение и обогащение словарного запаса.
сентябрь
2 Обследование речи
Заполнение речевых карт 3 О 1 Выделение звука из слова - подчеркнутое его произнесение; определение наличия звука в слове; определение первого звука в слове; знакомство со схемой «место звука в слове» знакомство с понятием «звук». 4 А -У2 Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение; определение наличия звука в слове; определение первого звука в слове; знакомство с понятием «гласный звук»;
анализ, синтез, октябрь 1 М 3 Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение; знакомство с понятием и обозначением «согласный звук», «согласный твердый», «согласный мягкий»; определение наличия звука в слове; определение первого и последнего звука в слове; анализ, синтез. Познавательно - исследовательская деятельность: рассматривание энциклопедии «Части тела стрекозы».
Чтение художественной литературы: «О пользе стрекозы»
Коммуникативная деятельность в семье: подготовить рассказ «Для чего нужны насекомые.»Эмоциональное восприятие литературного текста: обыгрывание драматизации сказки «Подготовка насекомых к зиме»
2
Х 4 Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение; повторение понятий: «согласный звук», «согласный твердый», «согласный мягкий»; определение наличия звука в слове; определение первого и последнего звука в слове; анализ, синтез. Познавательно - исследовательская деятельность: рассматривание энциклопедии «Части тела пчелы».
Коммуникативная деятельность: рассказ о пчеле.
Игровая деятельность: «Назови насекомое по картинке»
3
П5 Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение; повторение понятий: «согласный звук», «согласный твердый», «согласный мягкий»; определение наличия звука в слове; определение первого и последнего звука в слове; анализ, синтез. 4 Т 6 Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение; повторение понятий:
«согласный звук», «согласный твердый», «согласный мягкий»; определение наличия звука в слове; определение первого, в середине, последнего звука в слове; анализ, синтез. Коммуникативная деятельность:
Беседа о цветах «Какую пользу приносят людям?» «Как ухаживают люди за цветами?»
Продуктивная деятельность: подготовка материалов к занятиям (листы альбомные, трубочки из под сока)
Коммуникативная деятельность: в группе игры настольные «Сложи картинку по схеме»
Художественно- творческая деятельность: детей и родителей рисунки цветов..
ноябрь 1 К 7 Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение; определение наличия звука в слове; определение первого, в середине, последнего звука в слове; анализ, синтез. Игровая деятельность: дидактическая игры « Собери по образцу»
Коммуникативная деятельность: беседа о рыбах.
Познавательно – исследовательская: просмотр фильма о рыбах.
Продуктивная деятельность: подготовка фотоматериалов создание альбома «Мой домашний питомец»
Коммуникативная деятельность в семье создание семейной странички в группе: рассказ о членах семьи.
Эмоциональное восприятие: проведение праздника «Берегите природу»
Художественная творческая деятельность: прослушивание аудиозаписей « Если с другом вышел в путь»
2 С 8 Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение; определение наличия звука в слове; определение первого, в середине, последнего звука в слове; анализ, синтез преобразование обратных слогов в прямые воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги). 3 Н 9 Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение; знакомство с понятием «слог» - деление слова на слоги; определение наличия звука в слове; определение первого, в середине, последнего звука в слове; анализ, синтез слогов; преобразование обратных слогов в прямые воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги).4 Ы10 Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение; повторение понятия «слог» -деление слова на слоги; определение наличия звука в слове; определение звука в середине, последнего звука в слове; анализ, синтез, слоговой и звуковой анализ, преобразование обратных слогов в прямые, воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги). Игровая деятельность: дидактическая игра « Кто где живет?»
Коммуникативная деятельность: беседа «Как мы помогаем животным в лесу»
Чтение художественной литературы: произведение « Как мы помогаем жителям леса»»
Коммуникативная деятельность: в группе драматизация сказки «Как ежик обхитрил зайца»
Художественно- творческая деятельность рисование различными способами : Отпечатки листьев на листе.(гуашь, альбом, листья деревьев)
Художественная творческая деятельность: родителей и детей учимся печатать и рисовать ладошками «Я, ты, он, она вместе дружная семья»
декабрь 1 Л 11 Выделение звука из слова; деление слова на слоги; определение наличия звука в слове; определение звука в начале, в середине, последнего звука в слове; анализ, синтез, преобразование обратных слогов в прямые воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги). 2 Ш12 Выделение звука из слова; деление слова на слоги; определение наличия звука в слове; определение места звука в начале, в середине, последнего звука в слове; анализ, синтез, 3 Б 13 Выделение звука из слова; деление слова на слоги; определение наличия звука в слове; определение места звука в слове; анализ, синтез, преобразование обратных слогов в прямые воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги). Игровая деятельность: Д/и: «Домашние и дикие животные»
Коммуникативная деятельность: рассказ детей «Во дворе у бабушке»
Продуктивная деятельность: рисование домашних птиц.
Познавательно-исследовательская деятельность: прослушивание аудиозаписи «Узнай по голосу».
4 Р14 Выделение звука из слова; деление слова на слоги; определение наличия звука в слове; определение места звука в слове; анализ, синтез, слоговой и звуковой анализ, согласного; преобразование обратных слогов в прямые воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги). январь 1
Новогодние каникулы Игровая деятельность: « Море волнуется раз»
Коммуникативная деятельность: Беседа о море Какое бывает море? (спокойное, бурное, тихое) « Кто купался в море?
Чтение художественной литературы:
« Буря» осуждение темы.
Познавательно – исследовательская:
Рассмотрение энциклопедий моря на планете
Игровая деятельность: сюжетная игра «Путешествие по морю»
Художественная деятельность:
Работа с родителями и детьми создание рисунка морские жители.
2 В 15 Выделение звука из слова; деление слова на слоги; определение наличия звука в слове; определение места звука в слове; знакомство с понятием и обозначением «предложение»; анализ, синтез, преобразование обратных слогов в прямые воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги). 3 З16 Выделение звука из слова; деление слова на слоги; определение наличия звука в слове; определение места звука в слове; повторение понятия «предложение»; анализ, синтез, преобразование обратных слогов в прямые, воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги).4 И 17 Выделение звука из слова; деление слова на слоги; определение наличия звука в слове; определение места звука в слове; повторение понятия «предложение»; анализ, синтез,; преобразование обратных слогов в прямые воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги). февраль 1 Д 18 Выделение звука из слова; деление слова на слоги; определение наличия звука в слове; знакомство с понятием «звонкие и глухие звуки»; определение места звука в слове; слоговой, звуковой анализ, синтез, преобразование обратных слогов в прямые, воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги).Игровая деятельность» Пальчиковая игра «Волшебные волны», словесные игры: «Плавает не плавает»
Коммуникативная деятельность: общение детей с друг другом
Чтение литературы художественной:
« Белеет парус одинокий» Лермонтов.
Художественная деятельность: рисование разными способами ( граттаж, монотипии, опечатывание) на свободную тему.
Эмоциональное восприятие: просмотр фильма « Жила была рыбка»
2 Ж 19 Выделение звука из слова; деление слова на слоги; определение наличия звука в слове; повторение понятий «звонкие и глухие звуки»; определение места звука в слове; слоговой, звуковой анализ, синтез, преобразование обратных слогов в прямые, воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги).3 Г 20 Выделение звука из слова; деление слова на слоги; определение наличия звука в слове; повторение понятий «звонкие и глухие звуки»; определение места звука в слове; слоговой, звуковой анализ, синтез, преобразование обратных слогов в прямые воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги).4 Э 21 Выделение звука из слова; деление слова на слоги; определение наличия звука в слове; повторение понятий «гласные звуки»; определение места звука в слове; слоговой, звуковой анализ, синтез. март 1 Я-Е22 Выделение звука из слова; деление слова на слоги; определение наличия звука в слове; повторение понятий «гласные звуки»; определение места звука в слове; слоговой, звуковой анализ, синтез. Коммуникативная деятельность: беседа о море.
Игровая деятельность: сюжетная игра «Моряк» обогащение словаря о профессиях в море. (кок, матрос, капитан,)Чтение художественной литературы:
«На палубе» осуждение рассказа.
Игровая деятельность» Пальчиковая игра «Волшебные волны»
2 Ю-Ё 23 Выделение звука из слова; деление слова на слоги; определение наличия звука в слове; повторение понятий «гласные звуки»; определение места звука в слове; слоговой, звуковой анализ, синтез. 3 Ь-Ъ 24 Слоговой, звуковой анализ, синтез. 4 Й .25 Выделение звука из слова; деление слова на слоги; определение наличия звука в слове; определение места звука в слове; слоговой, звуковой анализ. Коммуникативная деятельность: беседа о рыбах, которые живут в аквариуме, как за ними ухаживать?
Художественная деятельность: рисование аквариума используя технику монотипия.
Апрель 1 Ч 26 Выделение звука из слова; деление слова на слоги; определение наличия звука в слове; определение места звука в слове; слоговой, звуковой анализ, Чтение художественной литературы: «Черемуха» З.Александрова.
Коммуникативная деятельность: рассказ воспитателя о черемухе.
Художественная деятельность:
Работа с родителями и детьми создание рисунка «Черемуха» пальчиками.
2 Ц27 Выделение звука из слова; деление слова на слоги; определение наличия звука в слове; определение места звука в слове; слоговой, звуковой анализ, 3 Щ28 Выделение звука из слова; деление слова на слоги; определение наличия звука в слове; слоговой, звуковой анализ, синтез, закрепление понятия «глухие, мягкие согласные», выделение звука из слова, преобразование слогов ЩА-АЩ 4 Ф .29 Выделение звука из слова; деление слова на слоги; определение наличия звука в слове; определение места звука в слове; слоговой, звуковой анализ. Коммуникативная деятельность: беседа «Ягода, которую я люблю».
Игровая деятельность :Д/и: «Что это» (угадать по картинке название дерева)
май 1 Согласные и гласные звуки 30 Закрепление знаний об основных характеристиках согласных звуков, навыков звукового анализа и синтеза слов. Игровая деятельность»:Д/и: «Кто где живет?»
Коммуникативная деятельность: описать животное.
Дизайнерская деятельность детей и родителей - оформление страничек для выставки «Моё любимое животное».
2 Согласные и гласные звуки 31 Проведение итогового занятия. 3 32 Обследование речи 4 33 Обследование речи Подводя итоги, спрашиваем: « Что мы сегодня узнали нового на занятии? Что понравилось больше всего?» Отметить работу каждого ребёнка в отдельности только с положительной стороны.
Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда. Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2 - 3 раза в неделю с каждым ребёнком. На каждого ребенка составляется индивидуальный план коррекционной работы.
( приложение №1)
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, занятия проводятся продолжительностью 20 - 30 минут.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка (приложение№2)
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
3.Содержание работы учителя – логопеда
При ФФНР (фонетико-фонематическом недоразвитии речи) коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:
I. Подготовительный;
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков;
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Работа на подготовительном этапе направлена на:
- выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков;
- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи.
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:
1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.
2. Автоматизация поставленных звуков:
1) изолированного произношения;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
3. Дифференциация:
1) изолированных звуков;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.
При ФФНР (фонетико-фонематическом недоразвитии речи) одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.
Коррекционная работа включает следующие этапы:
I. Развитие слухового восприятия, внимания;
II. Развитие фонематического слуха;
III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова.
На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:
1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности;
2) воспроизведение ритмического рисунка на слух.
Этап развития фонематического слуха включает:
1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях;
2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам
Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:
1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры;
2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры;
3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов;
На этом этапе обучения ребенка учат определять первый и последний звук в слове, находить место звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова). Далее ребенок осваивает последовательный анализ слова. Именно этот процесс лежит в основе формирования навыков письма и чтения. В первом полугодии основным является знакомство с гласными и согласными звуками, а также различение звуков по мягкости – твердости, во втором полугодии происходит дифференциация согласных звуков по различным характеристикам: твердые - мягкие, звонкие – глухие.
Совместная работа с родителями включает в себя:
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);
- помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,
систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
I.V.Методическое обеспечение
4.1. Методы коррекционно-развивающей программы:
-концентрический метод: обучение произношению предполагает определенное расположение звукового материала (слоги, слова, предложения, стихотворения, загадки, пословицы, прозаические тексты);-полисенсорный метод: предлагает возможность максимально использовать слух, зрение, тактильно-вибрационные ощущения ребенка;
-словесные: рассказ, объяснение, беседа, преднамеренное и многократное повторение, тестовые задания, использование художественного слова;
-практические: дидактические игры и упражнения, шнуровки, мозайки, практическая работа в тетрадях;
-наглядные: иллюстрации, предметные картинки, сюжетные картинки и игрушки.
Согласно нормативам “Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03”, утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта функционирования дошкольных логопедических пунктов, показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу.
Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п.2.12.7)
В соответствии СанПинами продолжительность занятий 5-го года жизни 25 минут.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе
и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корректировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях в группе.
Фронтальные занятия обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики детей, закрепление правильного произношения изучаемого звука, дифференциацию звуков на слух и в произношении. В эти занятия необходимо включать упражнения на употребление детьми лексико-грамматических категорий, а также упражнения направленные на развитие связной речи.
4.2. Условия реализации программы.
Предметная среда логопедического кабинета проектируется в соответствии с
программой, которая реализуется в образовательном учреждении. При отборе предметного содержания развивающей среды нужно ориентироваться
на «зону ближайшего развития», то есть на завтрашние возможности детей.
Предметно-пространственная развивающая среда насыщается содержанием, рассчитанным на разные уровни речевого развития ребенка.
Речевой материал регулярно обновляется. Игры, игрушки и пособия систематически меняются в течение года. Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий и эмоционального благополучия.
Предметно - развивающая среда включает в себя следующие зоны:
Зона фонетико – фонематического восприятия:
Смирнова А.Н, Логопедический альбом для развития ФФНР.
Д./И. «Фонематические часы», «Волшебные кубики».
Сигнальные карточки, обозначающие согласный, гласный звук; твердость, мягкость звука.
Зона звукопроизношения
О. П. Саморокова, Т. Н. Кругликова Дидактический материал по исправлению недостатков произношения (свистящие, шипящие, сонорные).
Н. М. Миронова Дидактический материал для закрепления произношения звуков речи.
Новоторцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи на звуки.
Л.П. Воронина, Н. А. Червякова «Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики, массаж и самомассаж».
М.А.Поваляева «Настольная книга логопеда»
Ю.Б.Жихарева-Норкина «Домашняя тетрадь для произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков.
В.В.Коноваленко «Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей».
Зона связной речи
Картотека предметных картинок.
Картотека сюжетных картинок.
Картотека серий сюжетных картинок.
Наглядно – дидактические пособия по лексическим темам.
Зона лексико-грамматического строя речи
Д./И. «Собери картинку – предметы», «Собери картинку – растения, животные, продукты», «Развиваем речь», «Сладкое, горькое, кислое, соленое», «Найди друзей».Картотека «Развитие словарного запаса.
Зона неречевых психических функций
Д.И. «Сложи картинку», «Умные кубики».
Комплект шнуров
Деревянные кубики «Овощи», «Сказки», «Животные жарких стран».
Деревянные матрешки герои «Сказки « Курочка ряба»
Сухой бассейн с манкой и мелкими игрушками.
Зона моторики
Комплекс упражнений для развития артикуляционной моторики.
Комплекс упражнений для развития пальчиковой моторики.
Д.И. «Театр настроения».
Комплекс шнуровок.
Картотека «Упражнения для развития пальчиковой моторики».
Набор картинок для проведения артикуляционной гимнастики.
Набор спичек для Д.И. «Выложи из спичек».
Трафареты «Машины, фрукты, овощи, одежда, посуда».
Массажные мячики.
Зона дыхания
Трубочки;
Ватные шарики;
Свистульки;
Дудочки.

5. Список литературы.
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. « Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» ( старшая группа детского сада). М.1993г.
2. Поваляева М.А. « Полный справочник. Настольная книга логопеда » М.:Астрель,2010г.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. « Фронтальные логопедические занятия » М.2007г.
4.Курдвановская Н.В. « Формирование слоговой структуры слова» М.2009г.
5.Агранович З.Е. « Сборник для заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников » СПб.2007г.
6.Епифанова О.В. «Автоматизация и дифференциация звуков »В.2013г.
Приложение №1
План индивидуальной логокоррекционной работы за 2014/15 уч. год
Фамилия, имя ребенка - Иванов Иван
Логопедическое заключение: ФФНР (функциональная дислалия)
№ п/п Основные направления логокоррекционной
работы Виды занятий Примечание
1
Развитие артикуляционной моторики:
артикуляционные упражнения;
логопедический массаж;
самомассаж языка и губ Индивидуальные
2 Формирование правильного звукопроизношения:
Ш-Ж-Щ
Л-ЛЬР- РЬ Индивидуальные
3 Развитие фонематических процессов Индивидуальные,
подгрупповые 4 Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов Индивидуальные
5 Совершенствование грамматического строя речи:
образование относительных и притяжательных прилагательных прилагательных;
согласование имен числительных с именами существительными.
Индивидуальные,
подгрупповые 6 Развитие связной речи:
пересказ;
составление рассказов.
Индивидуальные
7 Развитие мелкой моторики Индивидуальные
8 Совершенствование психологической базы речи:
развитие вербального мышления;
развитие устойчивого внимания. Индивидуальные,
подгрупповые Приложение №2РЕЧЕВАЯ КАРТА
АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________________
Номер группы________________________________________________________ _
Дата зачисления на логопункт_________________________________________________________
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
Мать (Ф.И.О., возраст, место работы)_________________________________________________________
_________________________________________________________________
Отец (Ф.И.О., возраст, место работы)_________________________________________________________
_________________________________________________________________
ОБЩИЙ АНАМНЕЗ
Протекание беременности и родов (резус – конфликт, токсикоз, инф. заболевания)__________________
_______________________________________________________________
Вскармливание (естественное, искусственное, до какого возраста)______________________________________________________
Перенесенные ребёнком заболевания до 3 лет_____________________________________________________________
Речевое развитие ребёнка (медленно, постепенно, быстро) _______________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Губы: нормальное строение, толстые, тонкие, хейлоскиз (расщелина), прохейлия (увеличение в. губы)Зубы: нормальное строение, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда Прикус: ортогнатический (норма), прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперёд), прогения (нижний зубной ряд выступает вперёд), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга), перекрёстный (смещение челюстей относительно друг друга), открытый (отсутствие смыкания между зубными рядами), сужение челюстей, микрогения (малые размеры нижней челюсти)
Твёрдое нёбо: нормальное строение, палатосхиз (расщелины нёба), послеоперационные рубцы, высокое (готическое, куполообразное, глубокое), узкое Мягкое нёбо: нормальное строение, длинное, короткое, с послеоперационными рубцами, субмукозная щель, раздвоенное
Язык: нормальное строение, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связкаПримечания: __________________________________________________________________
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА : соответствует возрасту, в пределах возрастной нормы, не соответствует возрасту.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
1 год обучения 2 год обучения
Свистящие звуки Шипящие звуки Сонорные звуки Другие звуки Диагноз:
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
1 год обучения 2 год обучения
Воспроизведение слоговых рядов
па – та - на
та – та – тя_
па – ба-па_
га – ка – га
да – та – да_ ________________
________________
________________
________________ ________________
________________
________________
________________
Воспроизведение слов - паронимов
кости – гости
крыша – крыса
уточка – удочка
суп – зуб
бочка - почка ________________
________________
________________________________ ________________
________________
________________
________________
ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ СЛОЖНОГО СЛОГОВОГО СОСТАВА
Аквариум Водопроводчик Милиционер
Сковорода
Велосипед ________________________________________________________________
________________________________________________________________
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
1. Словоизменение
преобразование ед.ч. во мн.ч. ухо -
стул - дерево -
рот -
гнездо – ________________________________________________________________
________________________________________________________________
изменение по падежам ( род. п. мн.ч.)
Книги (много чего?)
Рты -
Стулья - Яйца –
Карандаши – ________________________________________________________________
________________________________________________________________
согласование числительных 2 и 5 с существительными:
яблоко
гнездо
тетрадь
апельсин
карандаш ________________________________________________________________
________________________________________________________________
2.Словообразование.
уменьшительно-ласкательной формы ухо - ковёр -
гнездо -
белый - мягкий – ________________________________________________________________
________________________________________________________________
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
1. Рассказ по сюжетной картинке 2. Рассказ по серии сюжетных картинок. 3. Пересказ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1 год обучения 2 год обучения
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
________________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
ДАТА ВЫПУСКА _________________________________________________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Фамилия, имя ребенка:__________________________________________________
Состав семьи:
Мать: Ф. И. О. ________________________________________________________________
Место и характер работы:________________________________________________________
Отец: Ф. И. О.____________________________________________________________
Место и характер работы:_________________________________________________________
Другие члены семьи, проживающие отдельно или совместно, принимающие участие в воспитании:________________________________________________________
В каком возрасте у ребёнка появились первые слова, фразы?________________________________
В какие игры любит играть Ваш ребёнок?________________________________________________
Каких игрушек больше у Вашего ребёнка?________________________________________________
Знает ли Ваш ребёнок о своих проблемах с речью?_________________________________________
Как он на это реагирует?______________________________________________________
С кем предпочитает заниматься ваш ребенок дома? ________________________________________
Какие черты доминируют в характере ребёнка?___________________________________________
Обращались ли Вы к специалистам: психоневрологу, логопеду, ЛОРу?_____________________
Какая помощь была оказана ребёнку?____________________________________________________
Что беспокоит Вас в речи ребёнка? (нужное подчеркнуть).
неправильное произношение звуков,
грамматическое оформление речи,
невнятность речи,
темп, в котором говорит ребёнок?
Ваши пожелания:
-логопеду_________________________________________________
-воспитателям_______________________________________________
13.Собираетесь ли Вы оказывать систематическую помощь своему ребёнку, логопеду, воспитателям в подготовке Вашего ребёнка к обучению в школе?________________________________________
Благодарим Вас за искренний ответ!
\s
\s