Урок слушания 1 класс Лесной Колобок — Колючий бок В. Бианки.


Урок литературного слушания 1класс. УМК «Начальная школа 21 века».
Автор: Поромова Ирина Владимировна,
учитель начальных классов МБОУ СШ № 95 город Архангельск
Тема урока: «Леной Колобок – Колючий бок» В. Бианки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: создать условия для усвоения для восприятия литературного произведения. 
Задачи урока:
Предметные: способствовать формированию читательских умений, учить отличать народную сказку от авторской, выделять особенности народной и авторской сказки, сравнивать сказки по темам, правильно называть произведение.
Метапредметные: формировать
- регулятивные универсальные действия: постановка учебной задачи, контроль, самоконтроль, самооценка;
- коммуникативные универсальные действия: умение работать в паре;
- познавательные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия, моделирование, сравнение, построение логической цепи рассуждений.
- личностные универсальные действия: нравственная – эстетическая ориентация, оценивание усвояемого содержания.
Оборудование: учебник Л.А.Ефросинина, «Литературное чтение: уроки слушания»: 1 класс; Л.А.Ефросинина, Рабочая тетрадь: 1 класс. Магнитная доска, Листы самооценки, обложки детских книг.
Этапы урока Оборудование Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Орг. момент. На столах учащихся листы самооценки
Фамилия имя ученика

Оцените свою готовность к уроку. Если у вас все готово, вы настроились на урок, нарисуйте желтый огонек, если чего – то не хватает, синий, если вы не готовы нарисуете коричневый огонек. Проверяют и оценивают готовность к уроку. Регулятивные действия: саморегуляция как способность к преодолению препятствий, самооценка.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Объявление темы урока.
Постановка учебной задачи.
Открытие новых знаний.
Беседа по первичному восприятию.
Моделирование.
Самостоятельная работа.
Физкультминутка.
Моделирование.
Составление плана произведения.
Парная работа.
Дифферецированная работа.
Итог урока.
Рефлексия.



Портрет.

Рабочая тетрадь Л.А. Ефросинина. Литературное чтение (уроки слушания)
Магнитная доска.



Лист самооценки.
.
Лист самооценки.
Учебная хрестоматия.
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение (уроки слушания)
Рабочая тетрадь Л.А. Ефросинина. Литературное чтение (уроки слушанияЛисты самооценки.
Лист самооценки.
Послушайте отрывок из произведения, вспомните название.
- Я и морковку дёргал, и грибы собирал, и орехи рвал, и кур таскал…
- Кур таскал? Это не хорошо, - пискнул мышонок
- Всё делал, а вот с пустыми лапами остался.
Слушайте второй отрывок.
- Кукареку, Петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку, Дам и зёрнышек.
- А солнышко всё ниже, ниже. Трава всё выше, выше, потерялась тропка в траве, стало тихо. Затянула водицу зелёная ряска, потом появился и мокрый мох.
-Буль, сказал ……и заглох.
-Кто, кто в Теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Я Мышка - Норушка, я Лягушка - Квакушка, я Зайчик – Попрыгайчик. Иди к нам жить.
Ко всем этим произведениям на доске обложки.
Что заметили?
Какой жанр.
На какие две группы можно разделить эти сказки?
Кто написал народные сказки?
Авторские?
Как по другому называют авторские сказки?
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
А именно с авторской сказкой.
Это и будет учебная задача.
А написал эту сказку замечательный писатель Виталий Валентинович Бианки.
Он писал произведения о природе, умел замечать удивительное в самом простом и обыкновенном. И всё своё свободное время проводил в лесу: слушал голоса птиц, разгадывал следы зверей. В.Бианки побывал в экспедициях по всей России.
Сказка, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Лесной Колобок - Колючий бок».
Кто такой Колобок знаете?
А почему лесной?
А как это у колобка может быть колючий бок? Может быть, кто-то догадался, о каком колобке может пойти речь?
Послушаем произведение и тогда узнаем, правильно ли мы предположили?
Что скажете?
Правильно мы предположили, о ком пойдёт речь?
Что за история приключилась с ёжиком?
Кто из героев больше понравился? Почему?
Какой был ёж?
Вы волновались за ёжика?
Когда особенно вам было волнительно?
А был такой момент, когда вам хотелось улыбнуться?
Когда?
А что мы про лису можем сказать? Какая она?
Что скажете про волка и медведя?
По заслугам получили?
Почему ёж колол зверей?
Для чего В. Бианки написал эту сказку?
В начале урока я вам говорила, В.Бианки наблюдал за природой. В этой сказке есть правдивая информация о жизни животных. Ёж, на самом деле, умеет плавать, а лиса так и охотится на ежей. Сталкивает их в воду. Речки большие для маленьких ежей и они возвращаются обратно к берегу, с которого его столкнули.
Значит, автор не хотел нам сказать, что нельзя обижать слабых, но и поделиться с нами интересной информацией о жизни животных.
Я предлагают выполнить задания в рабочих тетрадях, откройте с.41,найдите задание № 1.
Рассмотрите модели обложек. Отметьте модель, которая соответствует сказке В.В.Бианки. Заполни её. В этом задании стоит условное обозначение.
Что это значит?
Проверяем.
Почему выбрали фигуру круг?
Почему коричневым цветом закрасили?
Что обозначили рамкой вверху?
Вспомним имя автора.
Что обозначили рамкой внизу?
Прочитайте модель обложки.
Оцените свою работу.
Правильно заполнили модель – жёлтый, что- забыли или ошиблись синий, было трудно не смогли – коричневый.
Тетради не закрываем, положили их высоко.
Сейчас мы будем работать в парах. Составим цепочку событий. Вспомните, с чего всё началось, с кем ёж встретился с начала, с кем потом. Будем пользоваться заместителями. Достаньте заместителей из конвертов. С - старик и старуха, Ё - ёж, В-волк, Л-лиса, М-медведь.
Проверяем.
Оцените свою работу в парах. Сообща вы работали, выслушивали своего напарника. Не перебивали. Если у вас получилась работа в парах, поставьте – жёлтый сигнал. Если вы в чём – то не могли договориться – синий. Если вам было не просто работать в парах – коричневый.
Давайте по модельному плану, по цепочке событий расскажем сказку. Один начинает, другой продолжает.
Эта сказка, на какую похожа?
Давайте их сравним.
Что значит сравнить?
Чем отличаются эти сказки?
В чём сходство этих сказок?
Как начинаются обе сказки?
В сказках, обычно, что есть?
В этих сказках, что повторяется?
Почему много общего у народной сказки и у авторской?
Мы сказали, что песенка повторялась.
В учебнике рубрика « Прочитай». с.47 здесь Песенка Лесного Колобка. Прочитайте её про себя, а потом я попрошу кого – ни будь прочитать вслух выразительно.
( те, ребята, которые ещё учатся читать, могут рассмотреть иллюстрации)
Вернёмся к рабочей тетради. с.41 задание № 2 (под звёздочкой), т.е. по выбору.
Надо прочитать ещё раз песенку колобка и подчеркнуть те слова, которые говорят, что Колобок не такой, как в р.н.с.
с.42 задание № 3(под звёздочкой), т.е. по выбору. Творческого характера. Нарисуй, каким ты представляешь Колобка.
Выберите, то задание, которое вам больше нравится.
Может, кто-то два сделает.
Заканчиваем.
Оцените свою работу.
Кто успел 2 задания выполнить, зажигают два огонька.
Приготовьтесь к концу урока. Закройте учебники и тетради.
Какая учебная задача стояла перед нами?
Познакомились?
Скажите ещё раз название.
Помните, для чего В. Бианки написал эту сказку?
А бывало, что вы
Делали что-то плохое? А это хорошо?
Сделайте вывод для себя.
Посмотрите на свои оценочные листы.
У кого всё жёлтые сигнальные огоньки? Молодцы. У кого были синие, поняли свои ошибки? У кого коричневые? Не расстраивайтесь, у вас обязательно всё получится.
Спасибо, урок окончен. В. Сутеев. Дядя Миша.
Кот, Петух и Лиса.
Василий Белов Родничок.
Теремок.

Это сказки.
Народные и авторские.
Народ.
Писатель.
Литературные
Знакомиться с новой сказкой.
Да.
Живёт в лесу.
О ёжике.
(слушают произведение)
Да.
(высказывания жетей)
Смекалистый, быстрый.
Да.
Когда звери хотели съесть колобка.
Да.
Когда лиса ёжика столкнула в канаву и все увидели, что это не Колобок, а настоящий ёж.
Хитрая, сообразительная.
Злые.
Да.
Защищался.
Никому не делать плохого, нельзя обижать слабых.
Можем воспользоваться подсказкой, памяткой в конце страницы.
(самостоятельная работа)
(3 учеников у доски)
Это сказка.
Тема Сказки о животных.
Имя автора.
В. В. Бианки.
Заголовок.
В. Бианки. «Лесной Колобок – Колючий бок». Сказка о животных
(работают в парах)
Две пары работают у доски.
С - Ё - В - М - Л
(рассказывают сказку несколько детей)
Колобок.
Найти общее и найти отличие.
Заголовками, авторами, одна авторская, другая народная, в одной сказке лиса съела Колобка, а в другой в речку сбросила, Лесной Колобок колол всех.
Герои, события также развивались, обхитрил животных, песенка.
Жили – были.
Повторы.
Песенка.
Автор взял сюжет у народной сказки.
Познакомиться с новой авторской сказкой.
Да.
В. Бианки. Лесной Колобок – Колючий бок.
Да.
(ответы детей) Познавательные действия:
осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные действия: постановка учебной задачи, прогнозирование.
Регулятивные действия: прогнозировании, целеполагание.
Познавательные действия: осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные действия: анализ с целью выделения существенного и несущественного, моделирование.
Регулятивные действия: самооценка.
Познавательные действия: моделирование.
Регулятивные действия: умение работать по плану.
Регулятивные действия: самооценка.
Познавательные действия: выбор оснований для сравнения.
Регулятивные действия: самооценка.
Познавательные действия: рефлексия.
Регулятивные действия: самооценка.