Доклад Бесконфликтное сотрудничество школы и семьи по преодолению трудностей в общении и воспитании детей с ОВЗ
Бесконфликтное сотрудничество школы и семьи по преодолению трудности в общении и воспитании детей с ОВЗ
Выполнила: Шелякина А.В.
Конфликт ( от лат. – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов. Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений, вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворённость своей работой.
В.А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Умение избежать конфликт – одно из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создаёт воспитательную силу коллектива».
Рассмотрим причины возникновения конфликтов между учителем и родителями. Многие родители видят причины конфликтов с учителями в следующем: «учителя делят детей на любимчиков и остальных», «несправедливо занижают оценки», «часто унижают детей, детей, оскорбляют», «плохо высказываются о родителях при детях». А вот какие причины в свою очередь называют педагоги: родители «слишком высокого мнения о своём ребёнке», «совершенно не контролируют ребёнка, а приходят с претензиями к педагогу», «опираются на свои случайные наблюдения за школой, поверхностно судят об учителях», «часто вмешиваются в учебный процесс».
Каждая из сторон объясняет возникновение трудностей в общении по-своему. Собственно и усилия, предпринимаемые учителями и родителями в конфликтной ситуации, часто напоминают тактику героев известной басни Крылова.
А что же говорят специалисты об истинных причинах конфликта между родителями и учителями:
1. Обоюдная психологическая неподготовленность, неумение упреждать конфликт и выходить из него достойным образом.
2.Разные уровни общей и педагогической культуры.
3. Несогласованность в стратегии и тактике воспитания ребёнка.
4. Непонимание родителями сложностей воспитательного процесса.
5. Разное отношение к ребёнку как личности.
6. Отрицательное отношение родителей к школе. «Старые счёты», неприязнь к учителю, взгляды высокооплачиваемых родителей на «бедного» учителя как сферу обслуживания.
7. Столкновение двух лидеров - учителя и родителя, претендующих на принятие своей точки зрения.
8.Некомпентентность педагога.
Во многом всё зависит от изначального объективного отношения друг к другу. Иногда родитель видит учителя глазами своего ребёнка, ибо судит о нём заочно по домашним рассказам. Учитель в свою очередь может услышать от коллег нелестное высказывание о ком-нибудь из родителей и позже вынуть его из контейнеров памяти: «Ах, это та самая скандалистка Иванова!» Поэтому нужно постараться сделать заслон негативной психологической установке, которую дают вам другие. Подчас учитель знакомится с папой и мамой только тогда, когда ребёнок получит двойку или натворит что-нибудь. Не ждите этого. Спешите познакомиться с родителями до того, установите хорошие отношения, и вам потом легче будет вместе справиться с неприятностями.
Что можно и нельзя педагогу при общении с родителями?
Педагогу необходимо знаки превосходства – запрещённые приёмы общения, которые нельзя демонстрировать ни прямо, ни косвенно. К ним относится снисходительное похлопывание по плечу, такие высказывания, как «Да бросьте вы!», «Вы умный человек, а говорите», «Разве вы не понимаете, что»
Нельзя проявлять чрезмерную уверенность в себе. Любое предложение делайте в порядке обсуждения. Резкая подача даже правильной мысли действует отрицательно. Употребляйте слова «мне кажется», «не ошибаюсь ли я, думая», «мне близка другая точка зрения»
Не проявляйте категорического несогласия с родителями. Лучше сказать «это непонятно для меня», чем «я с вами категорически не согласен»
Критикуя, избегайте жёсткости в высказываниях. Используйте критику рикошетом, т.е. направьте её как бы на абстрактное лицо. Расскажите о похожем случае в вашей практике или придумайте его. Не помешает также аргументированная самокритика, признание своих ошибок. Есть ещё один приём критики: оценивай конкретные поступки человека, а не личность в целом.
Будьте осторожны с чувством юмора.
Существуют слова, которые действуют, как красная тряпка на быка: «вы должны», и «почему». Помните также, что в состоянии возбуждения человек не воспринимает частицу «не». Поэтому ваш призыв не волноваться и не беспокоиться будет для него прямым указанием нервничать. Старайтесь использовать только утвердительные выражения.
Соблюдайте гласность. Расскажите родителям, что вы собираетесь дальше делать, что хотите предпринять.
Помните о законе, сформулированным ещё К.Ушинским, - ни в коем случае не сравнивать ребёнка с другим: «посмотрите, как грамотно пишет его сосед по парте». В родителях - это может вызвать раздражение, а если вам нужно привести пример, сравните ученика с ним же самим: «Вчера он не допустил ни одной ошибки. Ведь может же!»
Конфликт можно блокировать так: на время уведите родителя от разговора, попросив чем-нибудь вам помочь: «как хорошо, что вы зашли! Столько дел, мне тут одному не справиться».
Призыв учителя «Да я 25 лет проработала в школе!» - не всегда действует, если он не подкреплён авторитетом, нравственными качествами и деловыми способностями.
Карбышев назвал три слагаемых авторитета: доверие, которое достигается профессионализмом, уважение, которого можно добиться добросовестным и честным отношением к делу и любовь, которую дарят человеку за чуткое, внимательное отношение к людям.
Важно помнить и рекомендации, позволяющие установить с ребёнком ровные доброжелательные отношения, снять напряжение, нервозность и непонимание,
Основные принципы общения с детьми и подростками
Выражение лица и тон голоса в разговоре – максимально доброжелательный, приветливый, тёплый.
В лексике, по возможности, избегайте употребления:
частицы не,
приказных фраз,
повелительного наклонения
словосочетаний «ты должен», «ты обязан».
Желательно чаще использовать местоимение мы и глаголы в форме сослагательного наклонения.
Особенностями педагогических конфликтов являются:
Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации.
Участники конфликтов имеют различный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте.
Разница возраста и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.
Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами педагога» и « глазами ученика» видятся по-разному), поэтому учителю или воспитателю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику – справиться со своими эмоциями
Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при решении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники – ученики, педагоги, администрация, родители.
Разрешение конфликтной ситуации во многом зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации.
К.У. Томасом и Р.Х. Киллменом были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения в конфликте: соперничества, сотрудничества, компромисса, уклонения, приспособления. Ни один из этих стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Эффективность каждого стиля зависит от конкретных обстоятельств и условий.
Стиль конкуренции или соперничества. Его может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.
Стиль сотрудничества. Отстаивая собственные интересы, человек принимает во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, т.к. требует более продолжительной работы. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции.
Стиль компромисса. Стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Акцент делается не на решение, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте – « мы не можем выполнить свои желания, значит необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться».
Стиль уклонения, избегания. Он реализуется, когда затрагиваемая проблема не столь важна для человека, он не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки решения и не хочет тратить время и силы на её решение.
Стиль приспособления. Человек действует совместно с другой стороной. Но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной рабочей атмосферы.
Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благородными целями ни руководствовались, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали. Конфликт – тот же порох. Он может вспыхнуть или от слова, или от поступка. Поэтому лучший способ предупредить или разрешить любой конфликт – обеспечить высокую культуру общения.
Принципы взаимодействия педагога и воспитанника
Человек должен искренне интересоваться другими людьми.
Человек, которому дети неинтересны, не имеет права быть учителем.
Важно понимать, что хочет собеседник. Для этого необходимо как можно лучше знать своих воспитанников.
Проявляйте уважение к мнению собеседника. Даже если воспитанник совершил нечто предосудительное – мотивы его поступка могли быть благими.
Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника. Терпение, эмпатия, способность поставить себя на место ребёнка – необходимые умения в профессии учителя. Если их нет, ему придётся смириться с тем, что профессиональная жизнь его будет полна конфликтов.
Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей. Даже в том случае, если они покажутся вам незначительными, мелкими. Для ребёнка же они, возможно, имеют значение трагедии.
Задавайте собеседнику вопросы, тем самым добиваясь, чтобы воспитанник сам оценил собственный поступок или поведение.
Школьник, прямо и честно давший оценку своему поведению, назвавший вещи своими именами – «я поступил плохо»- уже сделал первый, очень трудный, но необходимый шаг к исправлению, к осмыслению своего поступка.
Чаще выражайте детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Гуманистическая педагогика и психология призывает учителей фиксировать успехи, удачи и положительные поступки, а мелкие промахи, ошибки детей не замечать, игнорировать
Создайте детям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать. Эта мысль прекрасно перекликается с законом Л. Выготского: человек поступает так, как он к себе относится. Если человек убеждён, что он – честный, то и в жизни он будет поступать честно.
Драматизируйте свои идеи, задевайте за живое, подавайте это эффектно.
С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона. К беседе необходимо тщательно готовиться. Цель беседы – найти выход из ситуации, помочь справиться с проблемой, вызвать нравственные переживания.
Единственный способ одержать верх в споре – это уклониться от него.
Если вы неправы, признайте это быстро и решительно.
Начинайте беседу с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.
Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.
Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
Это принципы, на которых целесообразно строить взаимодействие с детьми, будь то класс или отдельный ребёнок, будь это классный час, урок, поход в кино или сокровенный разговор. Они позволяют учителю не делить людей на плохих и хороших, злых и добрых, а строить бесконфликтные отношения с ними.
Литература:
1. В.А. Лапшин Б. П. Пузанов. Основы дефектологии.
М. Просвещение 1990г
2. Т.А. Власова, М. С. Певзнер. О детях с отклонениями в развитии.
М., 1973.
3. Журнал «Воспитательная работа в школе» №6. 2005год
4. Журнал «Классный руководитель» №3 2006 год
5. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением
развития» №7 2007 год
6. Учительская газета №246 2001год