Программа деятельности школьной- организации Растим патриотов России


МБОУ «Кадетская школа- интернат пгт Куйбышевский Затон»
Утверждаю: Согласовано:
Директор МБОУ «Кадетская школа Зам.дир. по В.Р. МБОУ»Кадетская школа
-интернат пгт Куйбышевский Затон» -интернат пгт Куйбышевский Затон»
______________________ ___________________
«____» _________________________г. «_____»_________________________г.
Программа деятельности
школьной организации

Автор-составитель: Компаненко Т.А.
Педагог- организатор МБОУ «Кадетская
школа- интернат пгт Куйбышевский Затон»
Содержание
Пояснительная записка .......................................................................3
Планируемые результаты освоения обучающимися .......................5
Содержание программы………………………………………….......8
Формы подведения итогов…………………………………………...9
Список литературы..............................................................................10
Формы подведения итогов работы …………………………………
Пояснительная записка.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит Кадетской школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.
Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, любовь к родине, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. "Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм. Поэтому перед нами стоят задачи: формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России; охранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью; воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства; воспитание коллективизма и ответственности.
Правовой базой для составления программы являются:
• Конвенция ООН о правах ребенка
• Устав школы
• Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)

Цель работы по патриотическому воспитанию:
формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”. Содействие развитию кадетского движения в школе. Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Содержание программы рассчитано на учащихся 5-11 классов МБОУ «Кадетская школа- интернат п.г.т. Куйбышевский Затон».
Связь содержания программы с учебными предметами.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, биологией, военной и стрелковой подготовкой, ОБЖ, ИЗО, музыкой, технологией и т.д.)
Для реализации программы « Растим патриотов России» необходима материально-техническая база:
Учебные наглядные пособия: плакаты, портреты русских полководцев, репродукции о войне, записи с фильмами, для оказание помощи ветеранам, карта Р.Т. ,города и страны, символы Р.Т., фотографии городских улиц, а также улиц Камско- Устьинского района.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций. Расходы на транспорт, посещение театров, музеев, филармоний, выставок , участие в Республиканский и Всероссийских военно –патриотических соревнований по военно- прикладным видам спорта и.т.д.

Содержание программы
Программа «Растим патриотов России» состоит из 4 направлений:
«Связь поколений»
«Растим патриотов России»
« Мой край родной»
« Я и семья»
№ Название направления Формы занятий
1. « Связь поколений» Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. «Растим патриота России» Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины встречи с ветеранами ВОВ, воинами интернационалистами, акции « 100 добрых дел», «Поздравь ветерана», встречи, диспуты, соревнования по военно –прикладным видам спорта (школьный, муниципальный, республиканский уровень)
3. «Мой край родной» Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. « Я и семья» Беседы , родительские собрания, родительский всеобуч, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.( совместно с педагогом- психологом)
«Я и семья» основные мероприятия данного направления - родительские собрания, совместные мероприятия, игры, семейные часы общения.
«Связь поколений» Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни, , спортивные соревнования «А ну-ка, парни!», «Виват кадет» музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», конкурс –смотр строя и песни, посвященный Дню Победы, Уроки мужества, встречи с ветеранами, воинами – интернационалистами, операция «Поздравь ветерана», конкурс детского рисунка
« Служить Отчизне », выпуск боевого листка и тематических газет.
«Растим патриота России». задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии). Военно-патриотическая работа со школьниками –это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России.
В рамках работы блока «Мой край родной» проходит воспитание ответственности человека в решении экологических проблем страны и своего города. Экологическая ответственность – ключевая характеристика человека. Она означает, что его связи и отношения являются отражением природных связей и взаимоотношений.
Таким образом, реализация основных блоков программы позволяет нам решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.
Основные направления программы в духовно-нравственном развитии и воспитания обучающихся: Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.
Национальные ценности: патриотизм, гражданственность
Знать права и обязанности кадета;
Понимать необходимость соблюдения правил;
Уметь контролировать свои поступки ;
Знать историю Кадетской школы;
Понимать необходимость изучения своих истоков;
Уметь рассказать о традициях классного коллектива;
Знать историю государственного флага и герба Р.Ф., Р.Т., Камско- Устьинского района.
Основные государственные праздники;
Уметь рассказать некоторые праздники;
Основные направления в воспитании нравственного, чувственного и этического сознания .
Национальные ценности: личность, наука, солидарность
Знать правила вежливого поведения в школе и общественных местах;
Понимать различие хороших и плохих поступков;
Уметь признавать собственные плохие поступки;
Осуществлять что – то полезное для себя и своих родных
Знать как вести себя в обществе с другими детьми, подростками;
Понимать значимость правильного поведения в обществе;
Уметь сказать «нет»;
Защищать честь и достоинство своих друзей и близких.
Знать правила поведения в знакомом и незнакомом обществе;
Понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;
Уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;
Основные направления в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Национальные ценности : труд и творчество, наука
Знать , что лениться – это плохо;
Понимать необходимость трудиться;
Уметь мыть полы, протирать пыль, поливать цветы;
Соблюдать порядок у себя в комнате (казарме), на рабочем месте, дежурство в классе.
Знать о роли труда в жизни человека;
Понимать, что каждую работу нужно доводить до конца;
Уметь работать в коллективе;
Участвовать в трудовых акциях.
Шефство над обелиском.
Знать различные профессии;
Понимать, что выполняя работу нужно стремиться к творчеству, нестандартному ее выполнению;
Уметь работать над проектами;
Выражать свою личность в различных видах творчества, стараюсь быть полезным людям.
Основные направления в воспитании ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Национальные ценности: природа, личность, искусство и литература:
Знать какие деревья, кустарники и цветы растут возле школы;
Понимать для чего они;
Ухаживать за цветами;
Рисовать плакаты о сохранности природы.
Знать растения, которые надо охранять;
Понимать необходимость сохранности красоты природы;
Ухаживать за цветником (или клумбой) у школы.
Знать лекарственные растения;
Понимать, что загрязнение природы вредно для здоровья;
уметь с помощью слова убедить заботиться о природе;
Добровольно участвовать в экологических акциях
Основные направления в формировании ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Национальные ценности: семья, личность, наука
Знать правила личной гигиены, основы правил дорожного движения, безопасный путь до школы;
Понимать важность занятия физкультурой для здоровья;
Уметь делать утреннюю зарядку;
Соблюдать режим дня и правила личной гигиены .
Знать основы правильного питания,
Перечислить факторы, которые вредят моему здоровью и здоровью моих близких;
Могу сказать «нет»;
Вести подвижный образ жизни.
Знать значение слов «физическое состояние», «настроение человека»;
Понимать, зачем нужно человеку правильно питаться;
Уметь приготовить завтрак для себя и своих родных;
Участвовать в агитбригадах
Основные направления в воспитании ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Национальные ценности : искусство и литература, человечество
Знать правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее, кино);
Понимать значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «книга – лучший друг».
Знать сказки, стихи, песни;
Уметь самостоятельно читать книги, участвовать в концерте;
Самостоятельно украсить класс, дом на праздник
Знать памятники культуры в районе, городе;
Понимать, что надо их беречь;
Уметь рассказать о некоторых из них;
Проводить заочное путешествие.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Нравственный портрет идеально воспитанного кадета
Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Для реализации программы предлагаются следующие методы : наглядный, словесный, практический. Наглядный метод • просмотр фильмов, слайдов, презентаций;• экскурсии в музей; наблюдения; • экскурсий по городу, целевые прогулки; Словесный метод • чтение стихотворений; • беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; • ответы на вопросы педагога, детей; • сообщение дополнительного материала; • загадывание загадок; • рассматривание наглядного материала; • разбор житейских ситуаций; • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; Практический метод • проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); • постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; • проведение экскурсии различной направленности; • волонтёрская работа ( помощь ветеранам ВОВ, шефство над обелиском);
Занятия проводятся во второй половине дня.
Формы подведения итогов
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
Участие в акциях;
Создание и реализация проектов.
Список литературы
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www . ipkps . bsu . edu . ru
Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
6. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
7. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
8. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
9. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
10. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.
11. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
12. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
13. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
14.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
МБОУ «Кадетская школа- интернат п.г.т. Куйбышевский Затон»
План работы школьной организации
«Растим патриотов России»
на ____________ учебный год.
№ Название мероприятия Ответственный Класс Дата
1 Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.
Классные часы
Беседы Педагог- организатор
Воспитатели 5-11 В течении года
Выбор песенного репертуара для кадетского хора Педагог- организатор 5-11 сентябрь
2 Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания .
Тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины Педагог- организатор
Воспитатели
Педагог- психолог 5-11 В течении года
Марш -бросок Воспитатели
Педагог- организатор 5-11 октябрь
3 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (беседы, классные часы, трудовые десанты)
Тематические классные часы, трудовые десанты, акции «Чистый школьный двор» конкурсы, шефство над обелиском. Педагог- организатор
Воспитатели 5-11 В течении года
Работа над проектом «Книга- памяти» Педагог- организатор 6 ноябрь
Участие в проекте «Твори добро» Педагог- организатор
Воспитатели 5-11 ноябрь
Принятие торжественной клятвы кадета Администрация школы
Воспитатели
Педагог- организатор
5-11 ноябрь
4 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины Педагог- организатор
Воспитатели 5-11 В течении года
Соревнования по военно- прикладным видам спорта» Воспитатели
Учитель физической культуры
Педагог- организатор» 5-11 В течении года»
5 Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины Педагог- организатор
Воспитатели 5-11 В течении года
Концерт посвященный Дню Защитника Отечества Педагог- организатор 5-11 февраль
Соревнования по военно прикладным видам спорта
(команды ПУ-72,ЗСОШ, КШИ) Воспитатели
Учитель физической культуры
Педагог- организатор 9-11 февраль
Встреча с воинами- интернационалистами
в честь празднования Дня вывода войск из Афганистана
Возложение венков. Педагог- организатор
Воспитатели 5-11 февраль
Конкурс рисунков
«Моё Отечество» Педагог- организатор
Педагог дополнительного образования 5-7 март
6 Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
7 Тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины Педагог- организатор
Воспитатели 5-11 В течении года
Подготовка к концертной программе посвященная Дню Победы Педагог- организатор
Педагог дополнительного образования 5-11 апрель
Участие в проекте
«Твори добро» Педагог- организатор 5-11 апрель
Участие в акции «Зажигай» Педагог- организатор 5-11 апрель
Концерт посвященный Дню Победы
Встреча с ветеранами ВОВ.
Педагог- организатор 5-11 май
Экскурсия по Казани
(посещение театров, музеев) Педагог- организатор 5-11 май