Цикл методических разработок по патриотическому воспитанию «Мы вместе!»


Цикл методических разработок по патриотическому воспитанию
«Мы вместе!»
Цель: воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье.
Задачи:
Способствовать формированию у детей любви и привязанности к своей семье, дому.
Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению семейных традиций.
Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением.
Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.
Ход:
Начинаем знакомство знакомство с семейным фотоархивов именно с бабушкиного альбома. Бабушка в этот день словно экскурсовод, ведет нас на экскурсию по своей жизни.
Вечер первый: «Я тоже была маленькой»
Героиня вечера рассказывает о годах своего детства. Внукам интересно:
• какими игрушками раньше играла бабушка
• с кем бабушка дружила
• была ли бабушка активной
• как бабушка отдыхала
• в какие игры играла в детстве
• какие песни любила петь
Бабушка может научить веселой игре из своего детства, спеть детскую песню.
Листая страницы семейного альбома, бабушка рассказывает о своей юности:
• о школьных и студенческих годах
• о свадьбе – бабушка невеста: рассказ о знакомстве с дедушкой, о том как он ухаживал за невестой.
Следующая страница семейного альбома, рассказывает о той радости которая доставила им с дедушкой дочурка (сынок),появившись на свет. Теперь дочь (сын)уже взрослая (ый) она(он ) тоже мама (папа) и тоже имеет очаровательного ребенка- бабушкину внучку(ка). Вечер может завершиться новой фотосъемкой.
Вечер второй: «День моей фамилии»
В жизни каждого ребенка наступает такой момент, когда ему хочется узнать обо всем на свете. Вот тут – то на мам и пап сыпятся бесконечные «Почему», «отчего», «что» и «зачем». Что означает мое имя и откуда появились фамилии.
Посвятим этому вопросу хотя бы один день и устроим праздник «День моей фамилии».
Люди имели имена в течении многих тысяч лет,, а примерно в 1066 году стали употреблять и фамилии, чтобы лучше различать людей. Одного только имени не достаточно, чтобы различать людей. Например, в городе могло быть два Петра, один из них был ленив, поэтому люди стали бы называть его Петр Лежебока.
Другим способом различать людей стало упоминание местности, где они родились или проживали. Человек, живший или работающий на мельнице стал назваться Мельников и т.д.
Ну и, конечно, исполняемая человеком работа позволила отличить его от другого. Так появились Кожемякины, Токаревы и др.
Можно поиграть в игру «Фамильное лото» предоставляя каждому игроку, право рассказать о происхождении своей фамилии.
«Веселые сочинители» ребенок показывает карточку, на которой изображены либо люди различных профессий, природа и тут же придумывает фамилию соответствующую данному рисунку.
«Угадай — ка» смысл заключается в том, что нужно изобразить жестами, мимикой, действием определенное слово, не произнося при этом ни звука (задумывают слово, в данном случае – фамилию и начинают изображать его, другие отгадывают).
Вечер третий: «Веселая игротека»
Игра «бабушкин сундук» сундучок наполняется бабушкиными вещами и ставится в центр комнаты под музыку игроки бегают вокруг сундука. Музыка внезапно обрывается, а участники должны успеть сесть на сундучок. Кто успел, достает вещь, лежащую сверху и отходит в сторону. Игра продолжается до тех пор пока каждый участник не достанет наряд из сундучка. Игроки надевают вещи на себя и устраиваю настоящий парад ретро моды.
Игра «Отыщите внуков» по голосу, по прическе, по рукам.
Игра «Сказочный аукцион» игроки называют сказку, в которых одной из героинь бывает бабушка.
Кукольный театр «Чья бабушка лучше?»
Предложенный материал вечеров, можно использовать для рассказа о любом из членов семьи.
В продолжение данной темы в ДОУ, с детьми можно предложить следующее:
• Чтение художественной литературы, потешек, пословиц и поговорок о семье
• Рассказы детей о членах семьи
• Рисование на темы «Моя семья», «Один день из жизни моей семьи», «Отдых все семьей» и т.д.
• Обсуждение ситуаций из жизни семьи
• Сюжетно – ролевая игра «Семья»
• Проведение тематических развлечений, спортивных соревнований
В работе с родителями можно использовать:
• Проведение тематических выставок, фотоколлажей, поделок
• Проведение совместных вечеров, посиделок родителей и детей, которые направлены на сближение членов семьи друг с другом
• Психологические гостиные по теме «Семейная игротека», «Я люблю свою семью» целью, которых будут являться создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях• Создание памяток, буклетов для родителей• Родительские собрания по данной тематике
Предлагаем вашему вниманию сценарий одного из родительских собраний.
Родительское собрание на тему: «Семейный калейдоскоп»
Задачи:
Раскрыть перед родителями важность и ценность семьи, родственных отношений в ней.
Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Подготовка к собранию
1.Провести анкетирование детей.
2.Анкета «Семья глазами ребенка».
3.Написать приглашение на собрание каждой семье.
4.Изготовить в виде аппликации совместно с детьми.
5.Подготовить выставку детских рисунков на тему: «Смотрясь в семью, как в зеркало….».
6.Написание плакатов по теме собрания:
«С единым телом я сравню семью: 
Отец – глава, а руки – сыновья. 
И в теле – мать, она, как сердце, 
И от нее зависит вся семья».
«Семья дает ребенку главное, то что не может дать другой социальный институт: интимно – личностная связь, и единство с родными ».
«Семья – это среда в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувства внимания, восхищения и преданности со стороны близких людей».
В. Матейчик 7.Магнитофонная запись с высказываниями детей: «С кем я сяду за стол из членов семьи?».
8.Оформление памятки «Только раз в году: день рождение в кругу семьи».
9. Подготовить цветик – семицветик с заданиями для игры.
10. Оформить памятки «Как знакомить с историей моей семьи..».11. Предложить родителям поучаствовать в выставке на тему: «История моей семьи».
12. Подготовить консультацию на тему: «Как знакомить ребенка с историей семьи».
В зале где проходит встреча оформлена выставка детских рисунков
«Смотрясь в семью, как в зеркало….», подобрана подборка книг о семье, консультация «Как знакомить ребенка с историей семьи» ,плакаты с высказываниями, выставка домашнего задания родителей: «История моей семьи».
Ход собрания.
I Вед: добрый вечер, уважаемые родители ! 
Мы рады встрече с вами, спасибо, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Думаю, что вам есть чем поделиться друг с другом.
Это интересно знать: поразмышляйте.
Вопросы: 
— помните ли вы свое детство?
— чем оно характерно?
— что интересует, волнует вашего ребенка?
— чему он радуется?
— чему огорчается?
— какова в вашем понимании цель воспитания ребенка?
— каким бы вы хотели его видеть?
К.Д. Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, — ложится прочно, становится второй натурой человека. Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».
— Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка семье или детскому саду?
— Конечно, приоритетное воспитание ребенка принадлежит семье, а детский сад является помощником семье.
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебниками и веселыми гномами, теплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности.
Сегодня же семья стремительно меняется. Одни говорят об отмирании семьи как государственного института, другие – об усилении ее значения в нашем тревожном и динамичном мире. В любом случае современная семья – это разные формы совместного проживания людей: папа, мама и ребенок (дети); мама, бабушка и ребенок; папа и ребенок; мама и ребенок (таких семей становится, увы , все больше); семьи с дедушкой, бабушкой или с кем- нибудь одним из них, семьи с приемными детьми, — всех не перечислишь. Отличаются семьи и по количеству детей.
Но, на наш взгляд сплочение семьи, сближение взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух равноправных и равновеликих сторон.
II Поэтому, предлагаем вам сегодня, поговорить о ваших семьях (об историях ваших семей, традициях и праздниках и т.д.). 
Игра – тренинг 
— Что обозначает слово семья? (ответы)
С давних пор о доме о семье всегда говорили с улыбкой и любовью. И из далекого прошлого до нас дошли легенды, сказания, пословицы и поговорки.
Давайте поиграем, я начинаю, а вы продолжаете пословицу.
В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ. 
НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, А КРАСНА ПИРОГАМИ. 
КОГДА СЕМЬЯ ВМЕСТЕ И СЕРДЦЕ НА МЕСТЕ. 
ДЕТИ НЕ ВТЯГОСТЬ, А В РАДОСТЬ. 
СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО У СЕБЯ ДОМА. 
ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО, ПРИ МАТЕРИ ДОБРО. 
III На столах у родителей лежит анкета «Семья глазами ребенка».
Предлагаю ознакомиться с вопросами и послушать результаты анкетирования.
Предложить вниманию родителей магнитофонную запись с ответами детей на вопрос:  «С кем я сяду за стол из членов семьи?»
Цель: проверить отношение ребенка к членам семьи.
Вы услышали ответы детей и мы думаем, что они вам подсказали о чем стоит задуматься.
 IV Игра «Какой он мой ребенок»
На каждую букву имени ребенка – подобрать слова определяющие характер вашего ребенка или выражение вашей любви к нему.
Музыкальная пауза«Поющая семья»
Поднимите пожалуйста руки кто любит петь. Спасибо. Давайте покажем свои таланты (определяется 4 семьи желающие продемонстрировать свой талант; семьям выдают карточки с текстами песен, включаются фонограммы)
1 карточка 
Важней всего погода в доме 
А все другое суета 
Есть я и ты 
А все, что кроме – 
Легко исправить 
С помощью зонта. 
2 карточка
Папа может (2р) 
Все что угодно 
Плавать брасом, 
Спорить басом, 
Дрова рубить. 
Папа может(2р) 
Быть кем угодно 
Только мамой (2р) не может быть. 
3 карточка
Родительский дом – 
Начало начал 
Ты в жизни моей 
Надежный причал 
Родительский дом 
Пускай много лет 
Горит в твоих окнах добрый свет.
4 карточка
 У меня братишки нет 
У меня сестренки нет 
Говорят с детьми хлопот 
Не в проворот 
Что же будет на земле 
Через 100 ближайших лет, 
Если мода на детей 
Совсем пройдет. 
V. 
— Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (ответы)
Да, ребенку для полноценного развития, праздники необходимы как воздух, праздник для ребенка не то что для нас взрослых, праздник – это события в детской жизни и он считает свои дни от праздника до праздника.
В прошлые времена детство не было изолировано от мира взрослых. И в будни, и в праздники дети и взрослые находились вместе. Дети четко знали свое место и свои роли в любом праздничном действии. Подготовка к празднику и была обучением : учили и шить, и готовить, и ремонтировать, и петь, и плясать, и играть.
День рождение дети считают вторым праздником после Нового года по той радости, которую ощущают от ожидания события, от подарков и поздравлений.
— Как вы устраиваете праздники в семье?
Раздать родителям памятки «Только раз в году : день рождение в кругу семьи».
VI Игра «Цветик — семицветик»
Под музыку родители передают цветок друг другу, на ком музыка остановится, тот срывает лепесток и отвечает на вопрос.
Вспомните смешные высказывания ваших детей
Вспомните интересный случай из вашего детства
Напойте любимую песню вашего ребенка
Скороговорка
Чтобы вы сделали, если бы у вас в руках оказалась волшебная палочка
Расскажите, каким вы представляете своего ребенка в будущем.
Покажите пантомиму:
— как я радуюсь своему ребенку
— выражение лица, когда вас огорчает ваш ребенок
— покажите как ребенок радуется встречи с вами.
VII.
«Раз, два, три, четыре, 
Кто живет у нас в квартире 
Мама, папа, брат, сестренка, 
Кошка Мурка, два котенка 
Мой щенок, сверчок и я 
Вот и все мои семья. »— А вы, уважаемые родители, знаете откуда родом ваши родители, дедушки, бабушки?
— Кто придумал имя которое вы носите?
— Кто придумал имя вашему ребенку?
— Знает ли он об этом?
Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это станет самой драгоценной частицей того наследства, которое мы можем и должны оставить после себя.
А сейчас я предлагаю вам пройти к нашей выставке «История моей семьи» и посмотреть на те материалы, которые предоставили нам участники выставки, они уже «посадили» дерево своей семьи (тематика: Генеалогическое древо своей семьи; герб семьи; семейные традиции и др.).Для родителей оформлена консультация: «Как знакомить ребенка с историей семьи».
 Раздать родителям памятки на эту тему.
Закончить собрание можно вручением поощрительных призов за активное участие в подготовке к собранию и участие в нем.
Поблагодарить родителей за интересную беседу.
Результатами работы послужили положительные отзывы родителей, детей, узнавших много интересного о своей родословной, о том, что наладились более тесные отношения членов семьи друг с другом и детским садом. Родители стали более активно принимать участие в воспитании своих детей, делиться с ними своими ценностями.
Литература:
Ребенок и окружающий мир: явления общественной жизни. Разработки занятий./ Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». — 96
Дом, в котором живет малыш. М.С. Аромштам- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001г. – 192 с.: ил. – (Серия: «семейная педагогика»).