Статья по патриотическому воспитанию Растим патриотов России


Содержательная часть
Патриотизм – это не значит
только одна любовь к своей Родине.
Это гораздо больше… Это сознание
своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание с ней
ее счастливых и несчастных дней.
А.Н. Толстой
Я, Гаврилова Наталья Николаевна, имею первую квалификационную категорию. Стаж моей педагогической деятельности равен 25 годам. И все это время являюсь классным руководителем. Уже в первые годы работы в школе я убедилась в том, что только искренность и неподдельная любовь - основа моих взаимоотношений с детьми. Уважение личности ребёнка, принятие его таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками – залог успеха в воспитательной деятельности. Помочь каждому найти свой путь, создать условия для творчества – моя задача, а дальше каждый пусть выберет себе дело по плечу. Человек – вот что должно стать главной ценностью и для учителя, и для его воспитанников.
Как трудно бывает найти те ручейки и тропинки, которые приведут детей к осознанию этих истин. Чем дольше я работаю в школе, тем чаще убеждаюсь в том, что любовь к своей малой родине, дому, где вырос, способна сформировать личность. Привязанность к традициям, уважение обычаев и знание культуры своего родного края, гостеприимство, жизнерадостность – всё это присуще настоящему гражданину.
Началом построения моей воспитательной модели стали слова Л.А. Никитиной: «Человек обязательно должен быть чьим – то любимым, самым близким, незаменимым. Вот основа устойчивости человека в трудном и пока холодном нашем мире. Люди ничьи страшны, потому что предательство для них - норма существования, безответственность – норма совести. Для них и в самом деле ничего святого нет, даже собственное «Я» не дорого, грош цена себе и жизни тоже. Главное – спасти человека, сохранить в нём человеческое, тогда сохраним всё».
Переступая порог школы, ребёнок надеется, что в трудную минуту рядом с ним окажутся люди, которые смогут утешить, успокоить, развеселить, помогут стать смелее, умнее, добрее и терпеливее. «Дети – цветы нашей жизни», но цветок живой – когда ребёнок «растёт» в жизни: среди дел, занятий, забот, отношений людей. Важно превратить школьные часы, дни и годы в радостные и счастливые мгновения, чтобы детям запомнилось не серое существование, а живая, полная смысла, переживаний, труда, увлечений, поисков и находок жизнь.
Я – классный руководитель, а значит друг, советчик и защитник для детей своего класса.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине.
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время заметно возрос интерес  к проблеме патриотического воспитания. Это видно по многочисленным публикациям в прессе и появлению документов на государственном уровне. В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на ее защиту, в том числе с оружием в руках. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к Родине, к своему Отечеству.
К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, — писал он, — так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.
Подрастая, ребенок с особым пониманием начинает относится к чувству героизма. Добрые и благородные герои и их поступки оставляют свой след в детских душах, а российская история всегда была богата на героев. Поэтому рассказы «о доблести, о подвигах, о славе» всегда находят отклик в сердцах ребят, волнуя их воображение, что, несомненно, посеет первые семена любви к родной земле.
Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма – он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями.
Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.
В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.
Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию.
Поведенческий – выполняет диагностическую функцию.
Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте.
Показателями успешности моей воспитательной деятельности является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего «Я» как гражданина, патриота, Человека.
Исходя из всего вышеперечисленного, я поставила перед собой цель: воспитание настоящих патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Моя цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
Решая задачи патриотического воспитания, я строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.
Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче школьная деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.
При построении системы воспитания по патриотическому воспитанию учитываю все указанные принципы. У меня с ребятами должна быть общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим моим принципом является: «хоть ты ещё и ребенок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело».
Предполагаемые конечные результаты:
продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе;
сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
отвлечь учащихся от противоправной деятельности;
заполнить свободное время школьника социально значимыми, интересными делами, остановив тем самым нарастающую бездуховность;
оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;
создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.
Соответственно патриотизм как качественное образование личности должен пройти через воспитание убеждений, утвердившись в сознании школьника, и реализоваться в деятельности. Поэтому моя структура патриотического воспитания выглядит следующим образом:
1034416180340Структура патриотического воспитания
00Структура патриотического воспитания

3168015186055045777151860551510665186055
186690191135Патриотическое убеждение
(знание)
00Патриотическое убеждение
(знание)
2158365191135Патриотическое сознание
(отношение)
00Патриотическое сознание
(отношение)
4063365191134Патриотическая деятельность
(готовность поступать)
00Патриотическая деятельность
(готовность поступать)


Моя программа включает в себя следующие направления:
Связь поколений.
Я и Отечество.
Мой край родной.
Я и семья.
Результаты моей работы подтвердили, что среди многообразия внешних и внутренних факторов наиболее большое значение для повышения эффективности процесса патриотического воспитания имеют:
методически выверенное использование регионального компонента в содержании воспитания учащихся;
соблюдение педагогического такта, меры в установлении взаимодействия личности и коллектива;
применение достаточного разнообразия видов и организационных форм, позволяющих учащимся занять положение субъекта социальной деятельности;
разработка технологии формирования опыта, направленного на достижение жизненного успеха;
применение новых подходов к подготовке учителя;
взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
создание в школьном сообществе демократической микрополитики, проводниками которой являются учителя, учащиеся и их родители.
Основными формами организации являются исторические устные журналы, общешкольные линейки, тематические уроки Мужества, благотворительные акции («Открытка ветерану», «Цветы на граните») и т.д.
Одним из приоритетных направлений по патриотическому воспитанию является посещение музеев, памятных исторических мест.
Работа, проводимая по патриотическому воспитанию:
Проведение уроков и классных часов по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Знакомство с историей и традициями народов России, Донского края, формирование духовности, милосердия, этнической толерантности через деятельность объединений дополнительного образования.
Изучение истории и этнографии родного края на классных часах, посвященных станице, школе, на кружках по краеведению, на уроках по литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии.
Взаимодействие семьи, школы и общества в развитии патриотизма, как стержневой духовной составляющей ценности личности ученика.
Проведение общешкольных праздников, в том числе православных.
Организация поисковой работы школьников по направлениям.
В последнее время набирает силу новая форма патриотического воспитания: социальное проектирование («Посылка в армию земляку»).
Одним из наиболее убедительных приемов патриотического воспитания, используемых мною, является ознакомление учащихся с бесценными документами – письмами, дневниками, воспоминаниями участников тех или иных событий. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на школьников. Поэтому при проведении воспитательного часа, например, круглого стола «Фронтовое письмо», можно использовать краеведческий материал – письма с фронта, из партизанских отрядов, написанные в годы Великой Отечественной войны.
Также для воспитания патриотизма в работе я использую народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т. е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в младшем школьном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных данному возрасту.
Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, младшие школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.
Но символами России являются не только белая береза да могучий дуб. Для нашей страны характерными считаются еще немало чудесных черт – от русских богатырей и красавиц до блюд национальной кухни и художественных промыслов.
Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно.
И, если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.
Воспитательная работа даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей, если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.
Благодаря моей воспитательной модели по патриотическому воспитанию и четкой работы, психолога и родительского комитета среди моих воспитанников нет ни одного правонарушителя.
Все, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты.
Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого педагога к делу воспитания молодежи.
Быть учителем и классным руководителем – это не простая работа, так как доверено главное – воспитание будущего гражданина нашей Родины. И от того, каким Человеком станет ученик, зависит вся его дальнейшая жизнь.
Главное в моей профессии научиться жить со своими воспитанниками одной дружной семьей, ведь так важно просыпаться и идти туда, где тебя ждут и любят, где тебе тепло и уютно, и тогда все у тебя получится!