Формирование у младших школьников навыков работы с информацией.
Тема: Формирование у младших школьников навыков работы с информацией.
Автор: Напольских Елена Васильевна,
Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 24».
В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Это диктует необходимость формирования у детей умений по работе с информацией.
Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения». При этом многие годы при оценке навыка уделялось первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «правильность чтения», «темп чтения».
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы новых умений.
Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска и анализа информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Но реальная жизнь показывает снижение уровня мотивации к обучению, а также читательской компетенции и снижении интереса к чтению.
У меня возникли вопросы:
Как сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению?
Чем привлечь детей к чтению без принуждения, осуществляя развитие ребенка, формируя при этом стремления детей к размышлению и поиску?
В своей работе я начала использовать исследовательскую работу детей, эта работа учит работать с текстом и информацией:
найти информацию;
проанализировать
выбрать нужную информацию из различных источников;
структурировать в логической последовательности;
сделать выводы.
Получение, поиск и понимание информации; преобразование и интерпретация информации; оценка получаемой информации – всё это есть в исследовательской работе. Но исследовательская работа это огромный труд, и достичь цели повышения интереса к чтению мне удалось не у всех детей.
Нужен был другой «инструмент», который бы заинтересовал всех детей и одновременно мне бы помог сформировать умения работать с информацией. Такой «инструмент» подсказали мне сами дети. На переменах я видела, что дети пролистывают журналы, но в этих журналах в основном были комиксы. У меня возник вопрос: «Какое детское издание могло бы мне решить мою проблему?»
Я нашла курс внеурочной деятельности по формированию навыков осознанного чтения «Первоклассная газета».
«Первоклассная газета» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальной школы и их родителей.
При работе с газетой дети приобретают первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией, читая соответствующие возрасту литературные, учебные, научно-познавательные тексты и инструкции.
Дети учатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.
Овладевают элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретают опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
Развиваются такие читательские действия, как:
- поиск информации,
- выделение нужной информации для решения практической или учебной задачи,
- систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющейся в тексте информации,
- интерпретация и преобразование.
Учащиеся используют полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Дети приобретают первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
В основе курса «Первоклассная газета» лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Развитие личностных УУД учащихся реализуется через рубрики «Первоклассной газеты».
Рубрики:
«Общество», «краеведение», «современная наука» - воспитывают основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие.
«Здоровье и спорт» - установка на здоровый образ жизни.
«Бизнес» - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности и др.
По моим наблюдениям, дети полюбили работать с газетой. Они с интересом знакомятся с её содержанием. Язык издания понятен и доступна форма подачи материала. Хорошо подобран наглядный материал, учитывающий особенности возраста. Разнообразные задания вселяют веру в собственные силы. Ученики работают с разными видами информации: текстом, графиком, иллюстрацией, диаграммой, таблицей. Считаю газету педагогической находкой, позволяющей осуществлять развитие маленького читателя без принуждения, легко и интересно.
Итоговое мероприятие по пособию «Первоклассная газета» предлагается провести в игровой форме.
Слайд 10
Сюжет: Кволлята потеряли свою маму – Матушку Кволл. Чтобы найти её, предстоит проделать нелёгкий путь. В современном мире нас повсюду окружает информация: на дорожных указателях, вывесках, плакатах, в газетах и журналах, на информационных стендах, на радио и телевидении, в сети Интернет. Вы уже умеете хорошо читать. Вам в этом помогла «Первоклассная газета». Она может помочь отыскать маму кволлят. Давайте вместе поможем им!
Озвучьте обращение героя: «Привет! Мы – кволлята. Мы потеряли маму. Найти её не так-то просто! Вокруг столько информации, а мы совсем не умеем читать. Помогите нам!
11слайд
Задание №1. На каком континенте искать Матушку Кволл?
Учитель раздаёт детям текст с краткой характеристикой всех континентов Земли. Ученики должны правильно ответить на вопрос задания, учитывая слова кволлёнка: «Я знаю, что моя мама сейчас находится там, где тепло и сухо. А ещё она всегда мечтала побывать рядом с экватором!»
Характеристика континентов
-42545102235Евразия – самый большой материк на Земле. Он лежит сразу во всех климатических зонах. -49530102235Северная Америка богата реками, и озёрами. Там расположена самая длинная река в мире – Миссисипи.
-42545135890Южная Америка по форме напоминает гроздь винограда. Это самый влажный материк Земли. -49530144780Африка — очень жаркий и засушливый континент. Это материк, пересекающий экватор.
-51435130810Австралия считается самым пустынным континентом планеты из-за частых засух и сухих ветров. -49530130810Антарктида расположена на самом юге Земли. Этот континент покрыт толстым слоем льда.
Дети учатся находить конкретные сведения, факты заданные в явном виде.
Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака.
Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.
12 слайд
Задание №2.
Сюжет: Чтобы добраться до нужного континента, необходимо какое-то судно. На пляже дают в прокат плавсредства и снаряжение. К каждому предмету прилагается руководство. Что выбрать кволлятам, чтобы поскорее переплыть океан?
Учитель раздаёт детям текст с краткой характеристикой плавсредств. Ученики должны правильно ответить на вопрос задания, выбрав нужную картинку на слайде.
Руководство к плавсредствамПлот – конструкция из связанных брёвен. Средняя скорость плота при сплаве по реке – 30-50 км в день. Спасательный круг – средство для оказания помощи утопающим. В нём можно долго держаться на плаву.
Байдарка – лёгкое судно, приводимое в движение с помощью грёбли вёслами. Борд – это доска для занятия сёрфингом, т.е. катания на волне.
Рафт – надувное однокорпусное судно. Он предназначен для спуска по быстрым горным рекам. Катамаран – двухкорпусное судно, состоящее из двух баллонов, соединённых мостом.
В этом раунде команды работают на время. На выполнение даётся 5 минут.
Поиск информации и понимание прочитанного.
Преобразование и интерпритация информации:
-соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую.
-формулировать несложные выводы, основываясь натексте; находить аргументы подтверждающие вывод
-сопоставлять и обобщать несложные выводы, основываясь на тексте.
13 слайд
Задание №3
Сюжет: Судно причалило к небольшому острову. Кволлятам нужно спросить дорогу до материка. Местные обитатели сказали им, как выглядит лучший гид на острове. Прочитайте описание и помогите кволлятам понять, к кому нужно обратиться.
Учитель раздаёт детям текст. Ученики должны правильно выбрать букву ответа. Предлагается озвучить и обсудить все возможные варианты.
Это животное имеет тонкое тело. Его хвост очень длинный, на спине и хвосте есть гребень, а на горле – сжатый с боков мешок. Колючий гребень защищает от врагов. Лапы зверя короткие, с помощью острых костей он легко лазает по деревьям. Пальцы длинные, без перепонок. Голова животного покрыта щитками, а тело – чешуйками. С помощью гибкого хвоста животное не только хорошо плавает, но и наносит удары.
Понимать информацию в неявном виде ( характеризовать явление по его описанию)
Формулировать несложные выводы, основываясь на текст, находить аргументы, подтверждающие вывод.
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание.
Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного текста.
14 слайд,
Задание №4
Сюжет: Продолжая путь по континенту, кволлята увидели, что тут совсем не так красиво, как он представлял: деревья вырублены, повсюду разбросан мусор, воздух пыльный и грязный. Но даже такие проблемы не остановили кволлят на пути к любимой маме!
Учитель раздаёт детям текст о социальной рекламе. Ученики должны прочитать его. Если останутся непонятные моменты в том, что такое социальная реклама, учитель объясняет это детям. Детям предлагается составить плакаты с социальной рекламой и презентовать её. Учитель обсуждает с детьми, что они обозначают:
- Что изображено?
- О чём этот плакат?
- Как можно помочь природе справиться с этой проблемой?
нужна ли такая социальная реклама?
Социальная реклама
Социальная реклама создана не для того, чтобы продать какой-то продукт, а для того, чтобы повлиять на поведение людей. Существует социальная реклама по борьбе с вредными привычками, соблюдению правил дорожного движения, здорового образа жизни, охране окружающей среды и т.д.
После обсуждения плакатов с социальной рекламой учитель задаёт детям вопрос: «А что Вы делаете для того, чтобы помочь природе?» Отвечают все желающие.
Определять главную мысль текста.
Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного.