Семинар Шесть думающих шляп
Тема: Шесть думающих шляп
Цель: показать элементы технологии Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»;
Задачи:
- учить выстраивать цепочки логических умозаключений с помощью методики Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»;
- научить управлять своим мышлением, отделяя эмоции от логики, творчество от информации;
- развивать творческое воображение
Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал, шесть фигурок шляп (белого, желтого, черного, красного, зеленого и синего цветов), презентация
Ход
1. Психологический настрой
Сегодня очень актуальной является проблема использования новых приемов, способов педагогической деятельности, ориентированных на развитие способностей и возможностей учащихся, потому что именно им жить в будущем, строить будущее страны, укреплять ее престиж
Давайте представим, что душа ученика – это полная чаша. Каким мы хотим видеть своего ученика? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить? У Вас есть сердечко, поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить нашего ученика?
Посмотрите, какая яркая, красивая душа ученика!
2. Деление на группы (метод “Классические тройки”)
Участники берут карточку, на которой написано слово и ищут еще двоих, чтобы получилась “классическая тройка”.
1. солнце – воздух – вода
1. мир – труд – май
2. красный – желтый – зеленый
2. ум – честь – совесть
3. ученик – родитель – учитель
3. детский сад – школа – университет
4. день – год – век
4. детство – отрочество – юность
5. мама – папа - я
5. тема – цель - ход
6. дом – улица - страна
6. осень – зима - весна
3. Эксперимент – отступление. Обоснование деления на группы
Предлагается одному человеку за 1 минуту назвать 20 известных педагогов. Затем эта работа делается в группе.
Вывод: что одному человеку не под силу, он играючи проделывает в коллективе. Для того чтобы наша работа сегодня была эффективной, мы объединились в группы.
4. Знакомство с технологией «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно
Чтение притчи о старом шляпнике и его сыновьях
Жил-был старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр. Но зато он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Но шли годы. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.
Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события. Он стал довольно важным чином, снискал уважение людей своей беспристрастностью. Факты, цифры и хроника событий были для него важнее всего на свете.
Второй брат, выбравший красную шляпу, жил во власти эмоций. Радость и грусть, тоска и удивление, страх и гнев, удовольствие и разочарование владели его душой. Как человек чувствующий, он страдал и радовался, любил и ненавидел, восхищался и сострадал.
Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. Все подвергал сомнению и критике, на солнце искал пятна, в человеке его тень, а в рассвете видел неминуемый закат.
Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным. Ничто не пугало его, не останавливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук.
А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества, всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше. Замечая, примечая многое, он выбирал лишь то, что важно в данный момент для достижения поставленной цели.
Долгие зимние вечера проводили они за удивительными рассказами о своих странствиях, встречах, разлуках и жизненных уроках. Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них. И только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил им Великий Мастер в наследство. И захотелось каждому примерить на себя.
(перевод с английского Т.Зинкевича– Евстигнеева)
Каждая из групп примерит на себя одну из шляп. А теперь внимание на цвет, который и определит, в каком русле вы будете рассуждать
Белая - Информация, факты, цифры.
Черная - Критика. Оценка.
Красная - чувства и интуиция
Желтая - Позитив.
Зеленая - Творчество. Различные идеи.
Синяя - Управление. Умение обобщить, делать выводы.
5. Полезная примерка
Белая шляпа. Надеть белую шляпу и изложить только факты, последовательность событий. Мы беспристрастные, безоценочные рассказчики, свидетели события.
Вова. Я пришел в школу. Поздоровался с друзьями, мы начали болтать, играть. Наша игра — носиться по коридору друг за другом. Потом Юра затеял новую игру, подошел ко мне взял мой портфель и кинул через весь класс. Я молча бросился собирать рассыпавшиеся вещи. На следующей перемене мне сказали, что я трус, потому что не смог отомстить за брошенные вещи. Я обиделся. А ребята что-то обсуждали, когда я к ним приблизился, то услышал слова: «Отвали отсюда, трус!» Я отошел. После уроков я один пошел домой, а мои одноклассники побежали на стадион.
Красная шляпа. «В красной шляпе говорят только о чувствах. Что чувствовал Вова, когда все происходило?» Расскажите о том, какие эмоции и чувства переполняли Вову в этот момент?
Черная шляпа. Пожалуйста, расскажите, что для Вовы самое плохое в этой ситуации, самое неприятное. Попробуй посмотреть в будущее и сказать, какие отрицательные последствия могут его ожидать. Что самое страшное может произойти? Поведайте нам о том, какой негативный опыт Вова вынес из этого происшествия?
Желтая шляпа. Но у любого события всегда есть положительные стороны. На вас желтая шляпа, она поможет посмотреть на эту ситуацию с положительной стороны. Итак, что хорошего в том, что произошло? Поведайте нам о том, какой позитивный опыт Вова вынес из этого происшествия?
Зеленая шляпа. Теперь полезно надеть зеленую шляпу творчества. Можно нарисовать ситуацию, сочинить про нее частушку или небольшой стишок, словом, творчески отразить ситуацию.
Синяя шляпа. Мы примерили почти все шляпы. Пока мы это делали, наше состояние изменилось. Мы рассмотрели ситуацию с разных сторон, увидели в ней и плохие и хорошие моменты. Трудные ситуации мудрые люди называют жизненными уроками? Да-да, каждая ситуация нас чему-то учит. Синяя шляпа поможет узнать, какой жизненный урок преподнесла эта ситуация и почему будет важен этот опыт.
6. Практическое освоение материала (работа в группах) Каждая группа должна проанализировать предложенный план с позиции способа мышления, характерного для цвета выбранной шляпы.
Белая шляпа - Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив только факты, цифры, без аргументации.
Красная шляпа - Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше различных прилагательных, как негативных, так и позитивных.
Черная шляпа - Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше негативных черт.
Желтая шляпа - солнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» - это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений (подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше позитивных черт)
Зеленая шляпа - Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше будущих инноваций.
Синяя шляпа - Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше интересных идей, представленных другими группами.
7. Рефлексия Посмотрите, какая яркая, красивая душа ученика! А какими должны быть учителя люди, которые воспитывают его, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче? Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других – жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость… Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнём его и бросим на “чашу избавления” Мы сожжем наши пороки в “огне очищения”! Чувствуйте, как неприятен запах наших сгорающих пороков, и как легче, и свободнее становится на душе.
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
Мизинец – для меня было недостаточно…