Коучинг-сессия Метод Шесть думающих шляп
План коучинг- сессии
Дата
26.01.2015г.
Тема
Метод «Шесть думающих шляп»
Цель
Познакомить учителей с методом Де Боно «Шесть думающих шляп», показать возможность его применения в школьной практике с целью её преобразования.
Задачи
Изучить теоретический материал по теме;
Применить полученные знания в практическом занятии;
Определить достоинства и недостатки метода.
Критерии успеха
Создание коллаборативной среды
Учителя смогут на практике применить метод шесть шляп
Действия коуча
Действия учителей
Методы/приемы/
стратегии
ресурсы
1. Подготовительный этап.
Приветствие коуча
Круг радости «От сердца к сердцу»
(участники коучинга передают друг другу цветок с пожеланиями)
Целеполагание
Сегодня вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки работы с информацией необходимы. Как их сформировать? При этом необходимо помнить, что у человека нет прямого доступа к истине. Люди рассматривают происходящее с какого-то ракурса, с какой-то культурной, социальной или теоретической (если речь идет о науке) позиции. Наличие своих и чужих описаний событий, логики возникновения и развития вопроса или проблемы, наличие базовых убеждений и культурных предписаний часто не дает возможности понимания той информации, которую человек получает как от других людей, так и из книг или из средств массовой информации. Как правило, выявляется наличие определенных стереотипов, конструктов, которые не позволяют увидеть событие или осмыслить воспринимаемую информацию текст объективно, в «чистом виде», а приводит к созданию определенных, разной степени достоверности интерпретаций. Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» простой и практичный способ получить навыки практического мышления для более объективного восприятия информации, какой бы сферы это не касалось (научное познание, обучение, межличностное взаимодействие).
Руководство для учителя 1 уровня
Раздаточный материал 2 неделя
2. Проблемный вопрос:
- В чём заключается основная проблема мышления?
(Проблема мышления человека заключается в одновременности протекания мыслительных процессов и эмоциональных состояний: мы пытаемся сделать слишком многое сразу. Эмоции, информация, логика, воображение, интуиция и творчество все это говорит в нас одновременно.)
Метод работы по развитию нашего мышления «Шесть шляп» Эдварда де Боно позволяет мыслящему человеку концентрироваться на одном деле в определенное время. Она позволяет отделить эмоции от логики, творчество от информации и т.д. Каждая шляпа задает определенный образ мышления.
Высказывания учителей
беседа
Руководство для учителя 1 уровня
3. Работа с раздаточным материалом. (Приложение 1)
Работа с текстом «Метод «Шесть думающих шляп»
Чтение с пометами
Раздаточные материалы http://constructorus.ru/uspex/metod-shesti-shlyap-myshleniya-edvarda-de-bono.html
4. Основной этап
Презентация «Метод «Шесть думающих шляп»
Данная презентация позволит учителям определить, что представляет собой данный метод, и как его можно применить в школьной практике.
Учителя делают краткие записи
Презентация
Powerpoint
5. Обсуждение теоретической информации
Высказывания учителей
Диалог-беседа
Раздаточный материал
6. Музыкальная разминка. (Приложение 2)
Учителя под видео выполняют танцевальные движения
Здоровьесберегающ. технология
Самый позитивный клип mp4
7. Работа в группах (6 групп)
Изготовление шляп
Проигрывание ситуации с учётом цвета шляпы
Определение положительных и отрицательных сторон использования метода «Шесть шляп»
Делают краткие записи
Индивидуальная работа
ватман, цветные маркеры, цветная бумага
8. Рефлексия.
Выбрать шляпу и в соответствии с выбранным цветом написать своё отношение к использованию данного метода «Шесть думающих шляп».
Индивидуальная работа
9. Обратная связь. (Приложение 3)
Написать своё мнение и пожелания относительно проведенного коучинга.
Заполняют мини-анкеты
Индивидуальная работа
Мини-анкета
Приложение 1
Раздаточный материал
Шесть думающих шляп
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Изобретенный Эдвардом де Боно, этот инструмент особенно полезен для оценки инновационных, необычных и провокационных идей, предложений и ситуаций.
Метод «Шесть шляп мышления» это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на себя со стороны, смотрит на проблему с определенной точки зрения. Меняя шляпы, меняет роли, ракурс рассмотрения вопроса. Используя метод Эдварда де Боно, мы можем поменять автоматическое, реагирующее мышление на намеренное и сосредоточенное. Намеренное мышление позволяет работать с поступающей информацией и ситуацией намного лучше. Но не так просто послать себе сигнал о том, что мы желаем выйти из рутины и перейти от шаблонного, копирующего типа мышления к намеренному. Таким четким и ясным сигналом для себя и других может стать идиома шляпы мышления.
Белая шляпа объективные факты и цифры. Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации, подкрепляющей определенную точку зрения. Факты чаще приводятся с какой-то целью, чем сообщают о том, что действительно есть на самом деле. И здесь нам важно выяснить как то, что мы знаем по данному вопросу, так и то, что мы НЕ знаем. Мы должны задать себе и оппоненту следующие вопросы:
какая информация имеется;
какая информация необходима;
как и где получить недостающую информацию.
Ключевые моменты:
отметить конфликтующие/противоречащие точки зрения;
оценить уместность и точность информации;
отделить факты от предположений;
определить действия, необходимые для устранения пробелов;
узнать о настроениях и эмоциях.
Красная шляпа мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления (интуицией, предчувствиями). Мышление в красной шляпе является почти полной противоположностью мышлению в белой шляпе нейтрального, объективного, почти полностью лишенного эмоциональных оттенков. Но оно играет важную роль, если исключить эмоции и чувства как компоненты из процесса мышления, то они спрячутся на заднем плане и будут незаметно влиять на мышление, искажать видение и в итоге направлять фокус внимания в одну сторону, не давая широты восприятия всей картины в целом.
Мышление в красной шляпе позволяет прояснить:
что я сейчас чувствую;
что мне подсказывает моя интуиция;
что говорит мне мой «внутренний голос».
Кроме того, хорошее решение должно завершаться эмоциями. Эмоции являются очень надежным индикатором удовлетворенности ходом рассмотрения вопроса, решением и возможными последствиями. Если наша голова говорит нам, что решение, которое мы приняли правильное, а в душе тоска, то можем ли мы говорить, что это и есть именно то, что нам нужно, что наши потребности (на всех уровнях) удовлетворены.
Ключевые моменты использования красной шляпы:
ограничиться 30 секундами;
разрешено выражать чувства, подсказки интуиции и «внутреннего голоса»;
не нужно оправдываться и объяснять причины своих чувств;
использовать как часть мыслительного процесса, способствующего принятию решения;
применять после принятия решения.
Черная шляпа мышление в Черной шляпе должно быть логичным и правдивым, это не атака, не критические нападки, это критическое исследование. Мышление в Черной шляпе должно быть основано на логике соответствия и несоответствия. Это не «я тебе докажу, что ты не прав», это критический АНАЛИЗ проблемы. Под Черной шляпой мы выясняем последствия, факторы, влияние процесса или выполнения нашего решения на ценности, проводим проверку на соответствие и несоответствие, на недостатки.
Вопросы, которые мы задаем «под Черной шляпой»:
каковы возможные проблемы;
каковы вероятные сложности;
на что нужно обратить внимание;
в чем опасность.
Ключевые моменты. Мышление в Черной шляпе:
помогает в принятии правильного решения;
указывает на сложности;
исследует слабые моменты;
может совпадать с белой шляпой;
исключительно эффективный инструмент оценки при использовании после Желтой шляпы.
Желтая шляпа требует сознательного усилия. К сожалению, для отрицательного отношения существует больше естественных причин, чем для положительного. Позитивное мышление должно быть смесью любопытства, удовольствия и желания осуществлять задуманное.
Вопросы «под Желтой шляпой»:
каковы преимущества;
каковы положительные стороны;
в чем ценность;
привлекательна ли концепция данного предложения;
можно ли это воплотить в жизнь.
Эти противоположные, и в то же время взаимодополняющие Мышление в Черной шляпе и Мышление в Желтой шляпе могут быть использованы и для оценки проблемной ситуации и при оценке поведения другого человека. Не бывает так, чтобы в человеке были либо одни отрицательные, либо одни положительные черты. Это скорее уже наше эмоциональное к нему отношение. Не бывает, что в ситуации или в событии одни только отрицательные моменты. Хотя часто приходится делать сознательные усилия для того, чтобы найти положительные моменты в ситуациях, которые нам кажутся безысходными, безвыходными, тупиковым, критическими. Поиск положительных моментов в этом случае сводится к вопросу «Чему меня это научило или научит?» и т.п.
Зеленая шляпа мышления имеет непосредственное отношение к новым идеям и взглядам на вещи. Надевая Зеленую шляпу, человек выходит за рамки старых идей, чтобы найти что-то получше. Зеленая шляпа связана с изменениями. Мышление в Зеленой шляпе представляет собой намеренное и сконцентрированное усилие ума, направленное на поиск творческих идей и альтернатив.
Вопросы «под Зеленой шляпой»:
какие творческие идеи имеются;
каковы возможные альтернативы;
как преодолеть сложности, обнаруженные под Черной шляпой.
Творческий подход необходим, когда все остальные методы оказались безрезультатными. Творческое мышление может потребовать провокационных высказываний с заведомо иррациональными идеями. Оно включает в себя «мыслительный эксперимент», при подключении же Желтой и Черной шляпы мы можем провести оценку предложенных альтернатив и неординарных решений (каковы хорошие стороны?; в чем трудности и опасности?)
Синяя шляпа особая шляпа. Это рефлексивное мышление, мышление о мышлении. Под Синей шляпой мы управляем процессом восприятия и переработки поступающей информацией. Фокусирование одна из ключевых ролей Синей шляпы. Постановка вопроса самый простой способ фокусирования мышления. Здесь нужны определенные навыки и умения: умение задавать правильные вопросы, умение точно определить и сформулировать проблему, умение поставить задачу для мышления. Под Синей шляпой мы составляем программу: регламент в широком смысле слова; какие шляпы будем использовать и в каком порядке (простые и сложные последовательности). Под Синей шляпой мы делаем обобщения и выводы (наблюдение и обзор; комментарии; подведение итогов, выводы).
Вопросы «под Синей шляпой»:
с чего начать;
что на повестке дня;
каковы цели;
какие шляпы использовать;
как подвести итог;
что делать дальше.
Ключевые моменты. Под Синей шляпой мышление:
фокусирует и перенаправляет внимание;
фиксирует требования к мыслительному процессу;
запрашивает резюме;
принимает или запрашивает решения.
Приложение 2
13 EMBED Package 1415
Приложение 3
Обратная связь
Я узнал, что_______________________________________________________________________________
Новым для меня стало то, что________________________________________________________________
Я убедился в том, что______________________________________________________________________
Меня не смогли убедить в том, что ___________________________________________________________
В дальнейшем в своей педагогической практике метод «Шесть шляп» я___________________________
Мои пожелания и предложения______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Фоторепортаж
коучинга «Шесть думающих шляп»
Изучение теоретического материала Просмотр видеопозитива
«От сердца к сердцу»
Изготовление шляп
И их презентация
Обсуждение проблем с точки зрения шести шляп
Обратная связь