Конспект урока по математике Письменный прием сложения и вычитания


Дата: 6.02.17
Тема: Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100. Сложение и вычитание вида : 32+ 45, 77-32.
Предметные результаты: учащиеся научаться выполнять письменные приемы сложения и вычитания без перехода через разряд.
Цели: образовательные - ознакомление с алгоритмом выполнения письменных приемов сложения и вычитания без перехода через разряд;
закрепить умение самостоятельного решения задач;
развивающие- развивать логическое мышление, память, внимание, умение анализировать; умение выполнять алгоритм по известным шагам;
воспитательные- воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность.
Ход урока
I.Организационный момент:( приветствие учащихся, проверка готовности к уроку).
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы?   Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
- А с каким настроением каждый из вас пришел на урок ?( дети показывают карточки: синяя карточка – хорошее, красная – тревожное)
II. Повторение изученного материала и подведение к восприятию новых знаний
а) На доске записаны числа: 11, 14, 40, 44, 19, 90, 99.
- Назовите все числа. Что вы заметили ?- Что обозначает каждая цифра в записи чисел?
б) Назовите число, в котором: 2дес.и 7 ед.
7 дес. и 2 ед.
4 дес. и 5 ед.
5 дес. и 4 ед.
III.Изучение нового материала.
а) На доске записаны примеры: 32 + 45, 77 – 32.
- Ребята, объясните, как можно вычислить эти примеры устно.
/ дети объясняют алгоритм сложения и вычитания/
единицы с единицами, десятки с десятками; также вычитаем.
-  При сложении числа удобно записывать и решать столбиком: одно под другим (десятки под десятками, а единицы под единицами). Такой способ называют «записью столбиком».
- Рассмотрим образец сложения двузначных чисел столбиком в учебнике, стр.131.
Запоминаем алгоритм сложения в столбик.
1. Записываем первое слагаемое.
2. Записываем второе слагаемое: единицы под единицами; десятки под десятками.
3. Складываем единицы.
4. Складываем десятки.
5. Читаем ответ.
- При вычитании также числа удобно записывать одно под другим (десятки под десятками, а единицы под единицами) т.е. «столбиком».
Рассмотрим запись в учебнике, стр.131.
+32 -77
45 32
77 45
Запоминаем алгоритм вычитания в столбик.
1. Записываем уменьшаемое.
2. Записываем вычитаемое: единицы под единицами; десятки под десятками.
3. Складываем единицы.
4. Складываем десятки.
5. Читаем ответ.
б) Задание: № 2 стр.132.
Работа в парах у доски: учитель-ученик. Ученики выходят к доске и с помощью алгоритма выполняют сложение и вычитание столбиком проговаривая каждый шаг.
( дети на столе учителя берут карточку и читают на ней запись:-Запиши первое число
- Запиши второе число под этим числом, так чтобы получился столбик)- Почему ты записал именно так, а не по–другому?
( ответ: чтобы разряд находился под соответствующим разрядом)
- С какого разряда будем начинать считать? (с разряда единиц)
- Затем?
36 + 23 59-23 89 – 28 51 +23
43 + 25 63-21 57 + 22 72 – 21
в) Чтение правила в учебнике стр.132.
«При сложении и вычитании величин, выраженных в разных единицах измерения, удобно выразить их в одинаковых более мелких единицах и выполнить действие»
Выполнение задания на стр.132 с именованными числами.
/учащиеся выполняют сложение и вычитание двузначных чисел с объяснением, проговаривая каждый шаг/
+ 5дм 3см + 53см 3дм 2см + 5дм 6см
3дм 2см 32см 7дм 8см – 2дм 5см
-7дм 9см -79см 3дм 3см + 1дм 6см
2дм 6см 26см 87дм 2 см – 6дм 3см
ФИЗМИНУТКА«Веселая зарядка»
IV. Первичное закрепление новых знаний.
а) Работа в печатной тетради №2 стр. 9. Самостоятельная работа.
- 47 + 54 - 89 + 76см
21 33 35 13см
- Сделайте проверку.
- Проверьте работу друг друга.
V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Работа по учебнику.
- Посмотрите на краткие записи задачи № 3 стр.132.
- Как вы думаете, связаны ли задачи между собой?
- Каким образом? ( искомое число второй задачи является данным числом первой задачи и т.д.)
-Как называются такие задачи? ( взаимообратные)
а) Задание: составить и решить задачу по краткой записи.
Было- 85 тенге
Истратил- 40 тенге и 25 тенге
Осталось - ?тенге
- Что известно? Что требуется узнать?
- Все ли данные понадобятся для решения этой задачи?
б) Составление и решение обратной задачи по кратким записям.
Было - ? тенге Было -85 тенге
Истратил – 4о тенге и 25 тенге Истратил- ?тенге и 25 тенге
Осталось - тенге Осталось - тенге
VI. Контроль и оценка результатов деятельности.
- Какова была тема нашего урока?- Мы с ней справились?- Чему мы научились?
( Алгоритму сложения и вычитания столбиком)
- Все ли было легко и понятно всем мы узнаем по вашим карточкам настроения.
Рефлексия:  «Смайлики».
VII. Домашнее задание.
- Какое домашнее задание вы бы себе дали?
( продолжить учиться складывать числа в столбик)
№  стр.133