Рабочая программа Развитие познавательных процессов для детей 4 — 5 лет
ПРОГРАММА
«Развитие познавательных процессов»
у детей 4-5 лет
Составила:
учитель – логопед
Кузнецова Оксана Александровна
Содержание
Пояснительная записка3
Тематическое планирование групповых занятий.5
Методическое оснащение программы7
Пояснительная записка
Программа является модифицированной. Она составлена на основе программы воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. 2010 год.
Программа направлена на помощь детям с нарушениями в познавательнойдеятельности во владении необходимыми навыками и умениями.
Цель программы:
Программа направлена на коррекцию отклонений в психическомразвитии детей дошкольного возраста, на повышение возможностей ребенка в обучении, в усвоении основной общей программы дошкольного образования.
Задачи программы:
развитие сенсорного восприятия;
развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование и обогащение общих представлений детей об окружающем;
развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
обогащение речевой и коммуникативной функции;
развитие мелкой моторики;
формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и различия, классифицировать, делать выводы и обобщения.
Формы работы
Групповая: групповая работа дошкольников (4-6 человек) может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил: отсутствие принуждения; продуманная система поощрений и порицаний; организационная и содержательная поддержка со стороны логопеда; четкий инструктаж; владение логопедом приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности.
Структура занятия
Занятия проходят в форме совместной деятельности ребенка и педагога. Педагог показывает, объясняет и трудится вместе с детьми, постепенно добиваясь самостоятельности детей в работе.
Занятие предполагает деление на несколько частей:
-разминка-игра для пальцев («Птичка», «Домик», «Надуваем шарик» и т.п.);
-постановка задачи;
-основная часть (работа по теме занятия);
-выводы, обсуждение, подведение итогов работы.
В дошкольных группах и индивидуальной работе с дошкольниками применяются следующие виды организации занятий:
-работа по образцу;
-работа по карточкам;
-работа по инструкции (схеме);
-работа по иллюстрациям, рисункам;
-работа с игровым материалом.
3
Оборудование, необходимое для реализации программы:
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
Кабинет, оборудованный детскими столами, стульями, ковром. Площадь кабинета не менее 10 кв.м.
Методические пособия (муляжи, игровые пособия, пр.)
Образцы работ (фото, видео, наглядные пособия, реальные образцы).
Демонстрационный наглядный материал.
Предполагаемый результат
Результат работы определяется по итогам сравнительного анализа данныхдефектологического обследования (первичная диагностика) и состояния познавательного развития на заключительном тестировании (итоговая диагностика).Ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка всякое положительноеизменение в развитие познавательной деятельности, замеченное логопедом и родителями, фиксируется как успешность в обучении.
Успешным в обучении можно считать и умение использовать полученные знания.
К концу учебного года дети могут:
1. Называть разные предметы, которые окружают их в помещениях, на улице, знать их название;
2. Называть признаки и количество предметов;
3. Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку;
4. Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения;
5. Называть времена года;
6. Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение)
7. Считать до 5; отвечать на вопрос «Сколько всего?»
8. Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также составлением пар; больше - меньше - равно;
9. Сравнивать по величине (приложение или наложение); различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знать их отличия; определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху внизу, впереди сзади);
10. Определять части суток;
11. Составлять узоры из геометрических форм, использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
4
Тематическое планирование групповых занятий по коррекции познавательных процессов у детей 4-5 лет
Режим работы: 1 раз/неделю
Количество участников: 4-6 человек
Продолжительность занятия: 30 мин (25 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза)
Форма оценки эффективности коррекционного процесса: дефектологическое обследование (первичная, итоговая диагностика)
Методическое оснащение: методические пособия, программа.
Блоки
Темы
На полгода
На один год
Кол-во занятий
Кол-во часов
Кол-во занятий
Кол-во часов
Первичная диагностика
1
30 мин
2
1 час
I. Свойства предметов.
Цвет предметов (красный,желтый, зеленый, синий;коричневый, оранжевый,
светло-зеленый)
Форма предметов.Соотношение формы спредметами. Сравнивать,группировать по цвету, форме, размеру.
Знакомство с понятиемВеличина (высота, длина,ширина). Сопоставлениеупорядочного ряда (чередование и сериация).Материал. Подбиратьпредметы но 1-2 качествам.
1
1
1
1
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
2
2
2
2
1 час
1 час
1 час
1 час
II. Развитие пространственных представлений.
Определять положениепредметов в пространстве поотношению к себе.Понятия: назад - вперед,направо - налево,вверх - вниз.
далеко -близко (дом далеко, а дерево близко)
1
30 мин
2
1 час
III. Развитие временных представлений.
Знакомство с названиямивремен года, их отличительными признакамиПонятия: части суток (утро-день-вечер-ночь).
1
1
30 мин
30 мин
2
2
1 час
1 час
5
Промежуточная диагностика
1
30 мин
2
1 час
IV. Ознакомление с природой.
Животные (какую пользуприносят человеку)Насекомые и птицыРастения (фрукты, овощи,ягоды, грибы, деревья)
1
1
1
30 мин
30 мин30 мин
2
22
1 час
1 час1 час
V. Знакомство с ближайшим окружением.
Транспорт (2-3 вида)Посуда и мебельОдежда
Называть разные предметы,знать их назначение.
1
1
1
30 мин
30 мин30 мин
2
22
1 час
1 час1 час
VI. Развитие элементарных математических представлений.
Понятия: много – один;Уметь пользоватьсяпонятиями: одни красные,другие синие.Пересчет предметов до 5, наоснове наглядности.Отсчитывать предметы избольшего количества.Сравнивать количествопредметов на основе счета впределах 5.
Понятия: больше - меньше - равно.
1
1
30 мин
30 мин
2
2
1 час
1 час
Развитие мелкой моторики на протяжении всего периода занятий
Итого
18 занятий
9 часов
36 занятий
18 часов
6
Методическое оснащение программы
Темы занятий
Упражнения
Источник
Цвет предметов.Сравнивать, группироватьпо цвету.
«Сложи все шарики по цвету»Игра «Сильный ветер»«Найди кой же»
«Раскрась в той жепоследовательности»
Игра «Посади цветочки на лужок»
Забрамная С. Д.
Исаева Т.Н. «Изучаем обучая»
Э. Павленко «Игры иупражнения для развитияпамяти, логики и внимания»Под ред. Е.А.Стребелевой.Г. Л. Мишиной «Игры и задания с детьми с психофизическиминарушениями»
Форма предметовСоотношение формы спредметами.
Сравнивать, группироватьпо цвету, форме, размеру.
« Силуэты фигур».«Поможем художнику».«Сложи картинку из фигур»,«Цвет и форма»«Угадай, что спрятали?»«Найди предмет такой же формы»
Игра «Отгадай»,«Чудесный мешочек»
Ильина М.В. Развитиеневербального воображения
Т.И.Тарабарина,
Е.И.Соколова
«И учеба, и игра: математика»
Забрамная С. Д.
Исаева Т.Н. «Изучаем обучая»
Знакомство с понятиемвеличина
(высота, длина, ширина).Сопоставлениеупорядочного ряда(чередование и сериация).
«Что бывает высокое, длинное?»Игра с двумя наборами.
«Длинная, короткая»«Дощечки»
Т. И. Тарабарина,
Е.И.Соколова
«И учеба, и игра: математика»
И. В. ЧумаковаФормирование дочисловыхколичественныхпредставлений удошкольников с нарушениеминтеллекта.
Материал. Подбиратьпредметы по 1 -2 качествам
«Два признака»«Чудесный мешочек»
Ильина М.В. Развитиеневербального воображения
Понятия: вправо-влево,направо-налево,вверх-вниз, далеко-близко
«Мастерская форм»
"Где, кто расположен?»Простые лабиринты
Ильина М.В. Развитиеневербального воображения
Т.И.Тарабарина,
Е.И.Соколова
«И учеба, и игра: математика»
Знакомство с названиями;времен года, ихотличительнымипризнаками.
«Какая сегодня погода?»
«Когда это бывает?»
Ильина М.В. Развитиеневербального воображения
Т. И. Тарабарина,
Е.И.Соколова
«И учеба, и игра: математика»
Понятия: части суток(утро-день - вечер-ночь).
«Кто работает рано утром?»
Т. И. Тарабарина,
Е.И.Соколова
«И учеба, и игра: математика»
7
Животные(польза для человека)
Игра «Живое - неживое»Загадки
Разрезные картинкиИгра «Найди пару»
Т.И.Тарабарина,
Е.И.Соколова
«И учеба, и игра: математика»
Э. Павленко «Игры иупражнения для развитияпамяти, логики и внимания»
Насекомые и птицы
Загадки
Предметные картинкиРазрезные картинки
«1000 загадок»Сост. Н.В. Елкина,Т. И. Тарабарина
Растения (фрукты,овощи, ягоды,грибы, деревья)
Загадки
Предметные картинкиРазрезные картинки
«1000 загадок»Сост. Н.В. Елкина,Т. И. Тарабарина
Транспорт (2-3 вида)
Посуда
Одежда
Мебель
Загадки
Предметные картинки«Незаконченные рисунки»
«1000 загадок»Сост. Н.В. Елкина,Т. И. Тарабарина
Ильина М.В. Развитиеневербального воображения
Понятия: много - один;Уметь пользоватьсяпонятиями: одни красные, другие синие.
Практические упражненияИгра «Угадай»
И. В. ЧумаковаФормирование дочисловыхколичественныхпредставлений удошкольников с нарушениеминтеллекта.
Забрамная С. Д.
Исаева Т.Н. «Изучаем обучая»
Пересчет предметов до 5, на основе наглядности.Отсчитывать предметы избольшего количества.Понятия: «больше меньше равно».
«Сколько здесь нарисовано?»
«Положи столько же»
«Поровну»
Т.И.Тарабарина.Е.И.Соколова
«И учеба, и игра: математика»И.В.ЧумаковаФормирование дочисловыхколичественныхпредставлений удошкольников с нарушениеминтеллекта.
8
15