Коррекционная программа Развитие познавательных процессов(4 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новосёловская средняя образовательная школа»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Родители ребенка Замистителем Директор
(мать) Директора по УВР МБОУ «Новосёловская
_____ Гладуш О.О. МБОУ «Новосёловская школа»
ФИО школа» _________Перегудова Н.П
«___»_________2015г. ______Калицинская Л.Н. ФИО
ФИО «___»________2015г
«__»______2015г

Рабочая коррекционно – развивающая программа
по теме: «Развитие позновательных процессов»
Педагога - психолога Погибловой Кристины Юрьевны
Для учащейся 4-Б класса
(2015 - 2016г.)

«2015-2016» учебный год
Пояснительная записка
Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды неуспевающих школьников. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специально организованной коррекционно-развивающей работы выйти не может.
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы ребенка, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.
Цель программы: развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления).
Задачи программы: формирование положительной учебной мотивации, снятие эмоционального напряжения, развитие памяти, развитие внимания, развитие восприятия, развитие мышления.
Предмет психокоррекции: познавательные процессы.
Объём программы рассчитан на 34 часа один час в неделю. Продолжительность одного занятия - 35 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫКоррекционно-развивающая программа «Развитие познавательных процессов» включает в себя три основных блока: диагностический; коррекционный, блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Цель данного блока - диагностика развития познавательных процессов у ребёнка (логической памяти, механической памяти, оперативной памяти, устойчивости, объёма и концентрации внимания, мышления).
Диагностика развития внимания:
- Методика «Корректурная проба»
Диагностика развития памяти- Методика «Оперативная память».
- Методика «Запомни пару».
Диагностика развития мышления Для определения уровня умственного развития младших школьников используется тест, предложенный Э.Ф. Замбацявичене. Тест состоит из четырёх субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учётом программного материала начальных классов.
На основании анализа результатов диагностического исследования познавательных процессов составляется «Психологическая карта развития ребёнка».
КОРРЕКЦИОННЫЙ БЛОК
Цель данного блока - гармонизация и оптимизация развития ребёнка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, овладение определёнными способами деятельности, такими, как: воспроизводящие способы мышления, которые являются основой для усвоения знаний, аналитическая обработка информации, рациональные способы деятельности.
Структура коррекционно-развивающего занятия:Психологический настрой, который проводится с использованием арт-терапии, позволяет предупредить и частично устранить состояние эмоционального дискомфорта и напряжения у детей, создаёт у них чувство уверенности в собственных силах.
Правила поведения на занятии - разрабатываются вместе с ребенком в ходе беседы на первых занятиях, а на последующих кратко повторяются. Сообщение цели занятия - этот этап создаёт положительную мотивацию, «готовит» ребёнка к предстоящей работе.
Разминка «Суджокотерапия» по развитию мелкой моторики рук.
Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, - этот этап является «ядром» коррекционного занятия. Сложность заданий постепенно возрастает в ходе коррекционной работы, однако, переход к более трудным заданиям возможен лишь при достаточном усвоении текущего уровня упражнений.
Психогимнастика используется на коррекционных занятиях вместо традиционных физкультминуток, так как именно психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, задержками в развитии. Такие «психогимнастические паузы» проводятся в середине занятия, что позволяет снять психоэмоционое напряжение у ребенка, нормализовать мышечный тонус, настроить ребенка на активную работу.
Релакс-пауза - этот этап проводится в зоне отдыха, включает в себя слушание релакс-музыки («Антистресс», «Утренние луга» и др.), инсценированных сказок.
В ходе реализации программы педагог-психолог заполняет карту развития учащегося.
Ожидаемые результаты: Повышение уровня познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Освоение программного материала.
Рабочая коррекционно – развивающая программа
«Развитие позновательных процессов»
№ Дата Тема занятия Содержание материала
1 «Развитие внимания, мышления, воображения» Упражнения по развитию внимания, мышления, воображения.
2 «Развитие памяти, внимания» Упражнения, направленные на развитие памяти, внимания.
3 «Развитие мышления и слухового восприятия» Упражнения, направленные на развитие мышления, восприятия.
4 «Развитие мышления, самоконтроля и произвольности внимания»
Упражнения, направленные на развитие самоконтроля, произвольного внимания
5 «Развитие внимания, мышления» Упражнения, направленные на развитие внимания, мышления
6 «Развитие памяти, мышления» Упражнения, направленные на развитие памяти, мышления
7 «Развитие пространственных представлений» Упражнения, направленные на развитие пространственных представлений
8 «Развитие действия моделирования, гибкости мышления, воображения» Упражнения, направленные на развитие действия моделирования, гибкости мышления, воображения
9 «Развитие внимания, мышления» Упражнения, направленные на развитие внимания, мышления
10 «Развитие мышления, внимания» Упражнения, направленные на развитие мышления, внимания
11 «Развитие внимания, мышления» Упражнения, направленные на развитие внимания, мышления
12 «Развитие памяти, мышления» Упражнения, направленные на развитие памяти, мышления
13 «Развитие мышления, внимания» Упражнения, направленные на развитие мышления, внимания
14 «Развитие мышления (процессы синтеза)» Упражнения, направленные на развитие мышления
15 «Развитие зрительного воображения» Упражнения, направленные на развитие зрительного воображения

16 «Развитие слухового восприятия, внимания, мышления» Упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, внимания, мышления
17 «Развитие мышления (установление закономерностей).
Упражнения, направленные на развитие мышления (установление закономерностей).
18 «Развитие мышления, внимания» Упражнения, направленные на развитие мышления, внимания
19 «Развитие внимания» Упражнения, направленные на развитие внимания
20 «Развитие памяти, мышления, внимания» Упражнения, направленные на развитие памяти, внимания
21 «Развитие памяти» Упражнения, направленные на развитие памяти
22 «Развитие восприятия» Упражнения, направленные на развитие восприятия
23 «Развитие воображения» Упражнения, направленные на развитие воображения
24 «Развитие логического мышления» Упражнения, направленные на развитие логического мышления
25 «Развитие воображения» Упражнения, направленные на развитие воображения
26 «Развитие вербального мышления» (обобщение) Упражнения, направленные на развитие вербального мышления (обобщения)
27 «Развитие наглядно – образного мышления» Упражнения, направленные на развитие наглядно – образного мышления
28 «Развитие вербального мышления» Упражнения, направленные на развитие вербального мышления
29 «Развитие памяти» Упражнения, направленные на развитие памяти
30 «Развитие интеллектуальных способностей»
Упражнения, направленные на развитие интеллектуальных способностей
31 «Развитие внимания» Упражнения, направленные на развитие внимания
32 «Развитие вербального мышления» Упражнения, направленные на развитие вербального мышления
33 «Развития умения работать по алгоритму» Упражнения, направленные на развитие умения работать по алгоритму
34 «Развитие логического мышления» Упражнения, направленные на развитие логического мышления
Занятие №1
Тема: «Развитие внимания, мышления, воображения»
Цель:
- развитие внимания;
- развитие мышления;
- развитие воображения.
1. Отыщи спрятавшееся слово.
Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
2. Отыщи все треугольники
3. Нарисуй картинку из геометрических фигур.
4. Продолжи ряд:

Занятие № 2
Тема: «Развитие памяти, внимания»
Цель:
- развитие памяти;
- развитие внимания.
1. Запомни и повтори только вторые слова:
Девочка-кукла;
Ёлка-Дед Мороз;
Стол-пирог;
Молоко-каша;
Бабушка-скамейка.
2. Найди спрятанные слова:
СОЛНЦЕРАМАРНМАМАОГЕКАТЯДПЕАРБУЗ
РЕКАГКТКА МЫШЬНОКОТ
3.
А) Месяц зимы.
Сентябрь, ноябрь, март, январь, июль
Б) В году…
36, 12, 24, 3, 7 месяцев
В) У дерева всегда есть:
Листья, цветы, плоды, корень, тень.
Г) пассажирский транспорт:
Самолёт, комбайн, самосвал, метро, трамвай.
Занятие №3
Тема: «Развитие мышления и слухового восприятия»
Цель:
- развитие мышления (синтеза);
- развитие слухового восприятия.
Какое слово длиннее?
Карандаш – карандашик;
Удав – удавчик;
Хвост – хвостик.
Расшифруй и реши пример:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Ч Кр. Ор. Ж З Г С Ф Б Кор.
Ф. - З. =
Кр.Ч. - Ж. =
Кр.Ч. + Г. =
С. + Ф. =
3. Расшифруй ребус
ША ЖДА
ТА ДЕ
4.Составь из букв слова:
А, К, С, О, И, М, Р, Т, Ш, Н, Ы, Г
Занятие №4.
Тема: «Развитие мышления, самоконтроля и произвольности»
Цель:
- развитие мышления;
- развитие самоконтроля и произвольности.
1. Соедини половинки слов:
Само лярБук вертФут варьБал вар
Кап кон
Кон нал
Ва каКА гон
Гон ка2. Каждой руке – своё дело
Левой рукой медленно перелистывай книгу в течении 1 минуты с иллюстрациями, запоминая их, а правой черти геометрические фигуры.
3.Нарисовать 5 бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя была жёлтая, а последняя – самая маленькая.
Собери слово:
ШИАМНА
ТЕЕВР
ФЕКРИ
ЕЗЕЖОЛ
АКША
СЫУБ
Занятие №5
Тема: «Развитие внимания, мышления»
Цель:
- развитие внимания;
- развитие мышления.
1.Перепиши без ошибок
ЛАЙОНОСАНДЕРАГРАСЕМБЛАДОВУНТ
2. Вычёркиваем «А» и подчёркиваем «М»
Говорила мышка мышке –
Не хочу читать я книжки.
3. Расшифруй слова
С И Р У Л Т З А Б
1 2 3 4 5 6 7 8 9
83947
1645
749
18586
98783
95478
5216
687
4. Нарисуй также.
Занятие №6
Тема: «Развитие памяти, мышления»
Цель:
- развитие памяти;
- развитие мышления.
1. Нарисуй и повтори слова:
Свет, лес, труд, сад, ученье, дом.
2. Вставь цифры
3<X<8 4<X<6
3. Соедини пример с ответом:
15-3 16
6+8 10
9+7 8
16-6 11
11-3 12
6+5 14
Соедини геометрические фигуры


Занятие №7
Тема: «Развитие пространственных представлений, мышления»
Цель:
- развитие пространственных представлений;
- развитие мышления
1. Нарисуй, не отрывая руки

2. Какая пара чисел пропущена?
0 и 7, 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4, 4 и 3,…….и……., 6 и 1, 7 и 0.
3. Дорисуй фигуры





4.
4. Продолжи дорожку

Занятие №8.
Тема: «Развитие действия моделирования,
гибкости мышления, воображения»
Цель:
- развитие у детей действия моделирования, гибкости мышления;
- развитие воображения.
1. Что лишнее и почему?
Яблоко, слива, огурец, груша.
Молоко, творог, сметана, хлеб.
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
Платье, свитер, шапка, рубашка.
Берёза, дуб, сосна, земляника.
Красный, синий, маленький, зелёный.
Стол, стул, ковёр, кровать.
Утка, курица, поросёнок, индюк.
Жаркий, холодный, сладкий, тёплый.
2. На что похоже?

3. Постройте из счётных палочек такой домик, который изображён на рисунке. Переложите 1 палочку так, чтобы домик стал повёрнутым в другую сторону.

Занятие №9.
Тема: «Развитие внимания, мышления»
Цель:
- развитие внимания;
- развитие мышления.
1. Отгадай стихотворение
НОКРОВОЖА (Жаворонок)
На солнце тёмный С,Е,Л зардел,
В долине А, Р, П белеет тонкий,
И песню раннюю П, Е, З, Л, А
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Ё, Т, П, О на солнышке сверкая:
С, А, Н, В, Е пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход Е, С, Ы, В, Н.
2. Зачеркни числа так, чтобы среди оставшихся чисел каждое следующее было на 2 меньше предыдущего:
9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0
3. Вставь пропущенные знаки
7 3 3 = 1 4 0 4 = 0
5 2 2 = 5 1 9 1 = 9
Занятие №10.
Тема: «Развитие мышления, внимания»
Цель:
- развитие мышления;
- развитие внимания.
1. Продолжи:
16, 17, 18,………
4, 6, 8,…………..
12, 9, 6,…………
2. Какое слово спряталось?
Л О И О С О А О
(пропускаем каждую вторую букву)
3. Найди спрятавшиеся слова:
КУТАРИРАЗВЕДКАМОН
ПОДВИШПИОНСЕВОЯН
СТАШИФРОВКАВИНБО
УРОСЕНДОНЕСЕНИЕТИ
4. Продолжи ряд

Занятие №11.
Тема: «Развитие внимания, мышления»
Цель:
- развитие внимания;
- развитие мышления.
1. Раскрась все треугольники

2. Спиши без ошибок
МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАМТЕЛИНГРАНТАЛИАДЗЕ
МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАОКОСТИМАРНЕТДАВЫХМОЦ
3. Слова – невидимки
к ша г
и в зо
рж о рк о ра

(кора, роза, гора, крик)
Занятие №12.
Тема: «Развитие памяти, мышления»
Цель:
- развитие памяти;
- развитие мышления.
1. Запомни, зашифруй и повтори
Умная кошка, тёмный лес, день, весёлая игра, мороз, капризный ребёнок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка, сильный ветер.
2. Вставь буквы
К

нт е
е
Ч
е
а х
д
П р к
А в

О
м
л и б о

Занятие №13.
Тема: «Развитие мышления, внимания»
Цель:
- развитие мышления;
- развитие внимания.
1. Замени символы цифрами и реши примеры

1 2 3 4 5 6 7 8 9

2. Продолжи ряд


3. Слова – невидимки
а к и рк
м о л о т
т ррл рм у с и о
с с зк т
(сурок, ролик, торт, молот, рот, крик)
Занятие №14.
Тема: «Развитие мышления»
Цель:
- развитие мышления;
- формирование умения решать комбинаторные задачи.
1. Расставьте в остальных квадратах такие числа, чтобы в сумме во всех клетках по всем направлениям было 9.
2 6 3 4
2. Продолжи ряд

3. Решите задачу.
В новую квартиру семья привезла 6 стульев и 2 табурета. Из них 3 предмета поставили на кухню. Стоит ли на кухне стул?
Решение:
3 предмета из 6 стульев и 2 табуретов можно выбрать так:
1-й способ: 3 стула,
2-й способ: 2 стула и 1 табурет,
3-й способ: 1 стул и 2 табурета.
Других вариантов нет. В любом из возможных случаев стул стоит на кухне, так как предметов 3, а табуретов только два.
Занятие №15.
Тема: «Развитие зрительного воображения»
Цель:
- развитие зрительного воображения;
- развитие умения сравнивать и анализировать;
- развивать гибкость мыслительных процессов.
1. На что похоже? Дорисуй

2. Реши задачи:
А) Если Таня сидит правее Кати, то как сидит Катя по отношению к Тане?
(Катя сидит левее Тани).
Б) У Светы одна сестра и два брата. У Тани – две сестры и один брат, а у Саши три брата. Сколько детей в каждой семье?
(по 4)
3. Заполни пустые квадратики таким образом, чтобы сумма чисел в каждой строке, столбце и по диагоналям равнялась одному и тому же числу.
4
5 6 8 Занятие №16.
Тема: « Развитие слухового восприятия, внимания, мышления»
Цель:
- развивать слуховое восприятие, необходимый темп деятельности;
- развитие внимания;
- развитие мышления и сообразительности.
1. Рисование домика лесника.
Нарисуй домик лесника на лесной опушке. Нарисовать можно как хочешь, но нужно обязательно чтобы:
Крыша у домика была красная;
Домик – жёлтый;
Дверь в домик – синяя;
Около дома скамейка – тоже синяя;
Перед домиком две маленькие ёлочки;
За домиком – одна ёлочка.
Вокруг домика можете нарисовать зелёную траву или что хотите.
(Инструкция повторяется 2 раза)
2. Игра «Как это можно использовать?»
- Придумайте, как можно использовать этот предмет?
Карандаш.
3. Придумайте четыре слова с буквой «г» и запиши их в таблицу.
г г г г
Занятие № 17.
Тема: «Развитие мышления»
Цель:
- формировать пространственные представления;
- закреплять навыки счёта;
- развитие мышления.
1.Составим разноцветный поясок
Посередине красный круг, справа от него зелёный треугольник, слева – жёлтый, справа от зелёного треугольника – синий квадрат, слева от жёлтого треугольника – красный круг. Продолжите до конца.
2. Что лишнее?
Оса, пчела, муравей, жук, паук.
Соловей, стрекоза, жаворонок, грач, сорока.
Белка, бабочка, кузнечик, сверчок, муха.
3. Какая цифра лишняя?
4 6 8 9 10 12 14 16
2 3 4 5 19 6 7
3 5 7 9 10 11 13 15
26 25 24 23 30 22 21 20
Занятие №18.
Тема: «Развития мышления, внимания»
Цель:
- развитие логических форм мышления;
- развитие внимания.
Найди ошибки в предложениях
Мама посолила суп солью.
Старый старичок присел на лавочку.
С крыш свисали ледяные сосульки.
Я видел в цирке сильного силача.
2.Найди слова и составь предложения
ЖОРВДОЖДЬМЫНЧОВИДЁТАПРВИНСИРВПАУТРАШНЧАИР
3. Прочитай высказывание
т б о де
ыв л ж ца м о я д(ты – молодец)
4. Повтори скороговорку
Малина манила Марину и Милу.
Занятие №19.
Тема: «Развитие внимания»
Цель:
- развитие умения анализировать смысловое содержание текста;
- развитие внимания.
1. Зима.
На дворе зима. На мягкой травке резвятся мальчишки в тёплых шубах. На рябинах ещё висят прошлогодние жёлуди. В маленьком пруду много диких уток. Голуби и воробьи плещутся в дорожной пыли. Вокруг зимняя сказка! Деревья усыпаны тополиным пухом. Повсюду пахнет зимой.
2. «Спрятанные предложения»
В каждом ряду букв найдите «спрятанные» слова и составьте с ними предложения.
МСИВТНОЧЬЮДВТЧБЫЛСШВРОЧИЫНТЬЧШТОРМ
ТЧРОЫДЕТИШАОСИВБЯЛЮБЯТЫМИЧИТАТЬШРАРВКНИГИ
3. Поменяй местами одинаковые фигуры и прочитай слово
О М С О К С

Занятие №20.
Тема: «Развитие памяти, мышления, внимания»
Цель:
- развитие памяти;
- развивать мышление;
- развивать внимание.
«Склеенное слово».
Найдите и отделите слова друг от друга вертикальной чертой.
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГА
РУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙКАРАНДАШЛУЧИГРАОКНО
Найдите 7 спрятанных слов (читать можно в любом направлении)
ру ч к а
а ро в рк о ньм
фт и пи
зя к дя
(рак, кино, конь, ручка, рот, армия, як)
3. «Рассыпанные предложения».
Составьте из слов предложения.
Центре, розовый, в, расцвёл, самом, сада, куст.
(В самом центре сада расцвёл розовый куст.)
Повтори слова:
Стол, тополь, чашка, заяц, табурет, пальто, медведь, сосна, ложка, юбка.
Занятие №21.
Тема: «Развитие памяти»
Цель: развитие памяти
Упр. 1 Выучите стихотворение:
Ложка – это ложка;
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки 7 котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытирают стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.
И. ТокмановаУпр. 2 "Беспорядок на столе"
(раскладываются 5-7 предметов на столе. Ребенок рассматривая запоминает и закрывают глаза. Учитель переставляет вещи".
Упр. 3 "Игра в слова"
Задание: Назову слова (с показом картинок). Старайся запомнить. ЗАЯЦ, ТЕЛЕВИЗОР, КУРИЦА, ШКАФ, МЫШЬ, ВОЛК, КРЕСЛО, ДИВАН, МЕДВЕДЬ.
- повторите, слова по порядку
- на какие части или группы
разделите эти слова?
Упражнение на развитие сенсо-моторики: одновременно 2-мя руками рисуем по 2 точки, .. ..
по 2 палочки || ||
Занятие №22.
Тема: «Развитие восприятия»
Цель: развитие восприятия
Упр. 1
102235462915Нарисованная фигура, которую надо вырезать из твердой бумаги.
Задание: Закрыты глаза и ощупай фигуру.
Расскажи, что чувствуешь. Как ты думаешь, как выглядит эта фигура? Фигура убирается. Дети рисуют по памяти то, что запомнили. «Нарисуй фигуру, что держали в руках!»
-156210177165Это задание можно повторить с фигурами
Упр. 2
- Геометрические фигуры вырезать из картона.

- Как называются эти фигуры?
- На что похожи эти фигуры?
Задание: с закрытыми глазами ощупать эти фигуры в определенном порядке.
- Расскажи по порядку какая 1-ая фигура и т.д.
Задание: назовите признаки фигур
(У - есть стороны, углы и т.д.)
«Игра в слова»

Сейчас назову несколько "раз (5-10 раз) Постарайся запомнить их.
Задание №1
Назовите слова которые запомнили.
Задание№2
Что общее у этих слов? Чем похожи эти слова?
Задание №3
Как пишется буква -С-?
Задание №4
Придумай слова которые начинаются с -С-.
Задание №5
Можете ли вспомнить те слова, которые я просила запомнить? Повторите их!
Занятие №23.
Тема: «Развитие воображения»
Цель: развитие воображения
Упр. 1
- Что за предметы изображены:
10223598425
Упр. 2 «Посмотри на меня»
Какие части тела у человека можно назвать длинными и короткими?
Упр. 3 «Определи настроение»
Даны фото детей, людей с разными настроениями.
- У кого какое настроение?
- Почему? Как думаешь?
- А у тебя такое настроение бывает?
Когда? Почему?
Упр. 4 «Окна»
Даются учителем 2 одинаковые картинки.
1232535110490«Окна»
2095527305(посчитай круглые окна, потом квадратные).
Занятие №24.
Тема: «Развитие логического мышления»
Цель: развитие логического мышления
Упр. 1 «Нарисуй такие же узоры»
216535153670
а)
б)
в)
г)
д)
Упр. 2 «Вопросы для обследования»
Назови свою фамилию, имя, отчество.
- Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
- Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь, тетей или дядей?
- У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
- Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два?
- Сейчас утро или вечер?
- Когда ты завтракаешь? Утром или вечером? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин?
- Где ты живешь? Назови дом, адрес.
- Кем работает твоя мама? папа?
- Ты любишь рисовать? Какого цвета это платье? Стол? И т.п.
- Какое время года сейчас? Почему так считаешь?
- Когда можно кататься на санках?
- Почему снег зимой, а не летом?
- Что делает почтальон? Учитель? Повар?
- Звонок или парта зачем в школе нужны?
- Покажи правый глаз. Покажи левое ухо. Зачем они нужны?
- Каких животных знаешь?
- Кто больше корова или коза? Птица или пчела?
- У кого больше лапы у собаки или петуха?
-Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Упр. 3 «Загадки» (10-15)
см. «Тысяча загадок»
«Академия развития» 1997 г.
Подбираются 15-20 загадок. Желательно по темам. Например, тема «Герои сказок», «Животный мир», «Летние забавы» и т.п.
Занятие №25.
Тема: «Развитие воображения»
Цель: развитие воображения
Упр. 1 «Назовите общие признаки»
а) яблока и арбуза
б) кошки и собаки
в) книги и тетради
г) стола и стула
Упр. 2 «Чем отличаются»
а) ручка от карандаша
б) линейка от треугольника
в) рассказ от стихотворения
Упр. 3 «Составим слова из букв»
Буквы
а) АЛИ б) ОТР
НАРК АЧКР
АРОКЛ КОЛАБ
Задание: Составьте как можно больше слов из данных букв. А) - легкий вариант. Б) - труднее вариант.
Упражнение на развитие сенсо-моторикиРисуем 2-мя руками одновременно человечка
974090127000154940127000
Упр. 4 «Нарисуй свой страх, победи его!» (для занятия нужны краски, белый лист бумаги или цветные карандаши). До упражнения поговорить с ребенком:
«Чего ты боишься, когда бывает страшно, было ли такое, когда ты сильно испугался?» Затем ребенку предлагаешь нарисовать свой страх. Затем ножницами ребенок разрезает «страх». Завернуть «страх» и выбросить вместе с ребенком «страх» в мусорный ящик. Больше твой страх не придет «к тебе». (Повторить через 1-2 месяца)
Занятие №26.
Тема: «Развитие вербального мышления»
Цели урока
Развитие вербального мышления (обобщение).
Развитие мышления (абстрагирование).
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Основная часть
Упр.1 «Расположи слова (от частного понятия через промежуточное к общему понятию)»
Слова для предъявления:
Планета - Земля — небесное тело. Природа - растения — живая природа. Чехов — человек - писатель. Мебель - стол - письменный стол. Учебник - «Родная речь» — книга. Многоугольник - прямоугольник — квадрат. Трехзначное число — число - многозначное число.
Гриб — несъедобный гриб - мухомор. Ель - хвойное дерево - дерево. Одежда - шуба — зимняя одежда. (Жирным шрифтом выделены частные понятия, курсивом - промежуточные по общности.)
Упр.2 «Форма — цвет»
Материал к заданию: набор маленьких геометрических фигур (16 штук) и набор больших геометрических фигур (16 штук) для каждой пары учеников и игровое поле (см. материалы к урокам, рис. 127).
Ученики делятся на пары. У одного ученика набор маленьких фигур, у другого - больших. Первый игрок кладет в какую-нибудь клетку игрового поля соответствующую фигуру. Второй ученик должен ответным ходом положить соответствующую фигуру той же формы или того же цвета в одну из соседних клеток. Далее первый ученик ответным ходом кладет соответствующую фигуру в одну из соседних клеток относительно любой из двух размещенных фигур и т.д. Неправильный ход, т.е. несоответствие выбранной фигуры по форме или цвету уже имеющимся на игровом поле фигурам, наказывается изъятием у игрока этой фигуры. Проигрывает тот, у кого меньше останется фигур.
Упр. 3 «Сколько треугольников, четырехугольников»
-1651073025
Гимнастика для челюстей:
Опускание и поднимание нижней челюсти.
Движение нижней челюсти вправо.
Движение нижней челюсти влево.
Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие №27.
Тема: «Развитие наглядно – образного мышления»
Цели урока:
Развитие вербального мышления.
Развитие умения сравнивать.
Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей).
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (см. урок 3).
Основная часть
Упр.1 «Найди рядоположное слово»
Материал к заданию: 10 наборов по 5 слов, обозначающих понятия, часть из которых принадлежит к одной и той же группе, т.е. находится в отношениях рядоположности.
Учитель читает набор из 5 слов и просит учеников найти понятия, принадлежащие к одной и той же группе.
Слова для предъявления (выделены правильные ответы):
Уменьшаемое, сумма, вычитание, вычитаемое, задача.
Математика, число, сторона, квадрат, треугольник.
Прямоугольник, ширина, скорость, длина, цифра.
Вес, время, грамм, минута, тонна.
Делимое, деление, множитель, делитель, сумма.
Ночь, сутки, темнота, солнце, день.
Курица, корова, животное, молоко, овца.
Сумма, действие, математика, сложение, вычитание.
Вода, река, рыба, водоем, озеро.
Мореплаватель, человек, солнце, луна, свет.
Упр. 2 «Одинаковое, разное»
Материал к заданию: плакат с рисунками телефонов.
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы: «У каких двух телефонов верхняя часть трубки одинаковая? Чем отличаются телефоны 1 и 6, 2 и 7? У каких двух телефонов форма одинаковая, а трубки разные?» и т.п.
Упр.3 «Найди девятый»
Материал к заданию: см. предыдущее задание.
Ученики должны отыскать в нижней части рисунка среди фигур, обозначенных буквами, ту, которая подходит на свободное место рядом с телефоном 2 (правильный ответ - Б).

Занятие №28.
Тема: «Развитие вербального мышления»
Цели урока:
Развитие вербального мышления.
Развитие понятийного мышления.
Развитие осязательного восприятия.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Основная часть
Упр. 1 «Объясни значение»
Учитель просит учеников объяснить значение выделенных слов, подобрав к ним близкие по смыслу слова:
Открытое окно - открытый вопрос. Операция на сердце - военная операция. Гусеница бабочки - гусеница трактора. Русский язык - язык во рту. Носить очки — набрать очки в игре. Праздничный наряд - наряд милиции. Месяц года - месяц на небе.
Упр. 2 «Целое — часть»
Материал к заданию: 10 наборов по 5 понятий, некоторые из них находятся в отношении «целое -часть».
Учитель читает набор из 5 слов и просит учеников найти понятия, одно из которых обозначает целый предмет, а другое - его часть.
Слова для предъявления:
Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня.
Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф.
Экран, изображение, телевизор, цветной телевизор, радио.
Обувь, туфли, щетка, крем, подошва.
Растение, сад, лепесток, мак, цветок.
Время, будильник, ручные часы, секунда, циферблат.
Книга, страница, буква, учебник, писатель.
Фигура, квадратный метр, куб, квадрат, сторона.
Юг, стрелка, горизонт, компас, направление.
Животное, рыба, лодка, плавник, озеро.
(Слова, обозначающие целый предмет, выделены жирным шрифтом, а слова, обозначающие его часть, - курсивом.)
Упр. 3 «Палочка-узнавалочка» Материал к заданию: несколько предметов достаточно сложной формы, например, небольшой чайник,
вазочка, банка, коробка, кружка и др.; неочиненные карандаши длиной не менее 10 см, повязка на глаза.
Играют с завязанными глазами. Ученик держит в правой руке неочищенный карандаш за самый конец, другая рука - за спиной. Учитель ставит перед учеником какой-либо предмет, и свободный конец карандаша кладет на этот предмет. Можно карандашом водить по предмету, постукивать по нему, но не дотрагиваться до него ничем, кроме карандаша. Если предмет падает, поднять его может только учитель. Задача ученика - определить, что это за предмет, размеры, материал, из которого он сделан.
Занятие №29.
Тема: «Развитие памяти»
Цель: развитие памяти
Упр. 1 «Стихотворение наизусть»
Резиновую Зину
Купили в магазине,
Резиновую Зину
В корзине привезли,
Она была разиня,
Резиновая Зина
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
Упр. 2 «Человечки»
11049041275
Запомните. По памяти нарисуйте, что делает каждый человечек, либо устно опишите.
Упражнение на развитие сенсомоторикиРисуем 2-мя руками одновременно:

Упр. 3 «На точность зрительной памяти»
Посмотри эти рисунки, постарайся их запомнить (1-3 мин.) Расскажи, что запомнил
1490345142875-381034290
(нарисуй в тетрадке что запомнил).
Занятие №30.
Тема: « Развитие интеллектуальных способностей»
Цель: развитие интеллектуальных способностей
Упр. 1 «Подбери слово»
Маленькая, острая, стальная ....
Большая, грозовая.................
Жидкая, горячая, сладкая........
Чистая,, прозрачная...............
Лохматый, рогатый, бородатый……………
Темный, дремучий.................
Веселый, быстрый, журчащий …………..
Сухое, душистое, свежее.........
Трусливый, серый.................
Рогатая, рыжая.....................
Большая, злая лохматая..........
Бурый, косолапый.................
Круглый, резиновый, легкий ....
Зимняя, меховая, теплая ………..
Белое, жидкое, вкусное…………
Упражнение на развитие сенсо-моторикиРисуем -2мя руками одновременно
216535-13335
Упр. 2 «Составь предложение по опорным словам».
1. Озеро, вода, в холодная
2. Ленивый, плохие, получает, мальчик, отметки.
3. Воробей, своего, спас, храбрый, птенца.
4. Облака, плывут, по, темные, небу.
5. Пирог, бабушка, вкусный, испекла.
Упр. 3 «Сколько треугольников?»
-12065150495
Ответ:8 Ответ:5 Ответ:4
Упр. 4 «Запомни и запиши по порядку»
4445-6985
Вариант1 Вариант 2 Вариант 3
Упражнение на развитие сенсо-моторики.
Рисуем 2-мя руками одновременно:
11049039370
Занятие №31.
Тема: «Развитие внимания»
Цель: развитие внимания, логического мышления
Упр. 1 Упражнение на развитие внимания логики.
Прочитайте слово. Придумайте другие слова с этими же буквами
ПОДНОС (дно, одно, поднос, сон) ИГРУШКА (игра, рука, группа, круг, шар, рак, уши)
Упражнение на дыхание. На одном дыхании прочитать:
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает
Щечки моет, щечки трет.
Упр. 2 Учимся говорить выразительно.
Прочитайте предлагаемы фразы со смысловым заданием на полях. Обратите внимание на знаки препинания, которые правильно показывают правильный выбор интонации.
СНЕГ ПОШЕЛ - (спрашивайте, удивляясь), (восхищайтесь, радуйтесь), (огорчайтесь, смене погоды), (грустное, потому что не любите зимний холод).
МЫ ПОЙДЕМ В ЗООПАРК -(спрашиваете и прочтете одновременно), (радостно сообщаете об этом друзьям), (спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы туда), (заявляете на правах старшего младшему брату или сестре).
Упр. 3 Упражнение на выработку выразительного чтения: Перевод С.Л.Маршака.
Разговор лягушек.
Кума,
Ты к нам?
К вам, к вам!
К воде скачу,
Ловить хочу.
А кого, кого, кума?
Карпа, рака и сома.
Как поймаешь, дашь ли нам?
Как не дать? Конечно, дам!
Воробушки.
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
Мы выжили!
Мы выжили!
Мы живы! Живы мы!
Упражнение на дыхание.
(Шла Саша по шоссе и сосала сушку - на выходе)
Занятие №32.
Тема: «Развитие вербального мышления»
Цели занятия: развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности).
-Развитие наглядно-образного мышления.
-Развитие произвольности движений (точность).
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Основная часть
Упр. 1 «Подбери слово, противоположное по смыслу»
Ученикам называется слово, к которому они должны подобрать слово, противоположное по смыслу.
Слова для предъявления:
Начало — ... (конец)
Жизнь - ... (смерть)
День - ..„ (ночь)
Высокий - ... (низкий)
Замерзание - ... (таяние)
Толстый - ... (тонкий)
Твердый - ... (мягкий)
Красивый - ... (уродливый)
Легкий - ... (тяжелый)
Большой - ... (маленький)
Упр. 2 «Найди одинаковые»
Материал к заданию: листы бумаги с рисунками самолетов и ключей (см. материалы к урокам, рис. 140).
Учитель просит рассмотреть сначала рисунок с самолетами, а затем рисунок с ключами и найти два одинаковых (правильный ответ: самолеты - 1 и 5, ключи - 1 и 6). Затем учитель задает вопросы: «У каких двух самолетов различаются только крылья? У каких самолетов хвосты одинаковые, а крылья и носы разные? Если самолету 4 нарисовать хвост, как у 2, а нос, как у 1, то какой получился бы самолет? Если ключу 4 нарисовать головку, как у 3, а вырез в середине, как у 2, то какой получился бы ключ?» и т.п.
Упр. 3 «Возьми себя в руки».
Ребенку: «Как почувствуешь себя плохо, забеспокоишься, хочется кого-то стукнуть, кинуть в кого-либо, есть простой способ доказать себе свою силу: обхвати локти ладонями и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека (повторить 3-5 раз).
Занятие №33.
Тема: «Развития умения работать по алгоритму»
Цель: выработка умения работать по алгоритму
Упражнение на развитие психометодики, (рисуем двумя руками узор)
442595142240
а)


б)
Упр. 1 Рисование рыбы по методике: Графический диктант
Упр. 2 Игра «Рисуем по памяти узор» (развиваем память, мелкая моторика внимание) 2-3 мин. рассматриваем узор.
100965130175
100965635
100965635
21526538735
Упражнение на дыхание.
(на выходе: Чешуя у щуки, щетинка у
чушки или у ежа ежата, у ужа ужата).
Упражнение на профилактику зрения (рисуем глазами цифры от 0 до 10)
Упр. 3 Нарисуем в тетради рисунок узоров, которые запомнили, (обратить внимание: почему запомнили, как запомнили?)
Занятие №34.
Тема: «Развитие логического мышления»
Цель: развитие логического мышления
Упражнение на дыхание (на одном вдохе произнести 5-10 звуков «ф» делая короткие промежутки между звуками, ф-ф-ф-фЧередуйте зв. «ф» и «в»
Ф-в-ф-в........
Упр. 1 Упражнение на развитие логического мышления, памяти (умение узнавать предмет по признакам)
Русский язык:
1)назовите предмет, про который можно сказать:
а) черная, четырехугольная, сделана из дерева:
б) белый, гладкий, твердый:
в) продолговатый, зеленый, твердый, съедобный:
г) желтый, продолговатый, кислый.
2) Какой предмет обладает
одновременно следующими признаками:
а) пушистый, ходит, мяукает
б) гладкое, стеклянное, в него смотреться, оно отражает, (ответы записать в тетрадь)
Упражнение на развитие психомоторики, (двумя руками одновременно штрихуем очертание груши и яблоко)
Упражнение на профилактику нарушения зрения, (глазами нарисовать линии)
Упр. 2 Повторение зад. №2
а) опишите какие по форме, размеру, материалу, вкусу сл.
предметы: (дети вспомним слова) доска, сахар, огурец, лимон.
б) опишите признаки кошки.
что она делает: какая?
опишите предмет зеркала какое? Для чего служит.
Упр. 3 Упражнения на развитие внимания, логического мышления.
9969566040