Урок-размышление по рассказу Л.Н.Толстого После бала Исповедь беспокойной совести
Исповедь беспокойной совести.
(Урок-размышление по рассказу Л.Н.Толстого «После бала".)
Цели: 1) обучающая: продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого на примере его рассказа «После бала» (1903г.), определить проблематику произведения, идейное содержание.
2) развивающая: закрепить навыки работы с художественным текстом, используя опорную лексику и литературоведческие понятия: исповедь, цветовая гамма, совесть, честь, долг, благородство, достоинство, моральная, нравственная ответственность, рассказ в рассказе, рассказ-исповедь, композиция, сюжет, антитеза, деталь художественная, психологизм. Развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, составлять характеристику героя, работать с иллюстрациями, музыкальными фрагментами;
3) воспитывающая: способствовать пониманию авторской мысли, а именно: моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества, а также заставить ребят задуматься над жизненными целями, определяющими поведение людей, тем самым сформировать прочную нравственную позицию учащихся.Оборудование урока:
портрет писателя Л.Н.Толстого, иллюстрации из музея-усадьбы «Ясная поляна», выставка работ учащихся (иллюстрация сцен самого «бала» и «после бала»), музыкальный фрагмент И.Глазунова «Вальс» (мазурка), высказывания великих людей о писателе Л.Н.Толстом и его творчестве.
Методические приёмы:
беседа, элементы диспута, развёрнутые ответы учащихся, рецензирование работ, пересказ, анализ художественного текста, самостоятельные творческие задания, дифференцированные, работа учащихся в группах:
1) литературоведы.
2) художники,
3) исследователи.
План урока: 1). Организационный момент.
2). Вступительное слово учителя (цели урока, тема, проблемные вопросы)
3). Анализ прочитанного рассказа Л.Н.Толстого «После бала», прослушивание музыкального фрагмента И.Глазунова.
4). Проверка домашнего задания (по группам)
5). Составление и заполнение таблицы. Выставка работ к рассказу.
6). Решение проблемных вопросов урока, составление характеристики героя, чтения стихотворения Б.Окуджавы «Песенка»
7). Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся.
8). Домашнее задание (дифференцированное).
9). Обсуждение эпиграфа урока.
Эпиграф:
Толстой призвал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки…
Н.Гусев
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя. СЛАЙД1
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке литературы мы продолжим изучение творчества Л.Н.Толстого и будем размышлять над прочитанными страницами его произведения «После бала». Откройте свои тетради. Запишите тему урока.
Исповедь беспокойной совести.
(Урок - размышления по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)
УЧИТЕЛЬ: Постигая художественный текст произведения, постараемся проникнуть в нравственный аспект его, а также в замысел самого автора.
На нашем уроке представиться возможность высказаться всем
группам ребят: литературоведам, исследователям, художникам.
2.2. Цель урока: СЛАЙД 2
Понять авторскую мысль: моральная ответственность человека за жизнь окружающего общества.
2. 3. Эпиграф СЛАЙД 3
Толстой призвал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки…
Н.Гусев
2.4. Во время сегодняшнего разговора нам предстоит ответить на ряд вопросов: СЛАЙД 4
Как распорядился своей судьбой Иван Васильевич?
Был ли в этой жизни какой-то нравственный смысл?
Актуальны ли вопросы, поднятые в произведении сегодня?
Учитель. Посмотрите на тему урока. Какой смысл мы вкладываем в слово «ИСПОВЕДЬ». (Слово исследователям)
Исповедь- у этого слова два значения:
1) у христиан - признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и бога, церковное покаяние;
2) откровенное признание в чём-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях.
В каком произведении мы уже знакомились с определением данногослова? (в поэме «Мцыри»? - сам Мцыри)
А кто исповедуется перед нами в рассказе Толстого «После бала»?
(Иван Васильевич)
Что послужило поводом для написания рассказа? СЛАЙД 5,6,7
(Время правления Николая 1, прозванного Николаем Палкиным)
Толстой обращается к событиям прошлого. Автора больше всего волновало, что «образованные» люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни».
УЧИТЕЛЬ. Давайте составим словарь урока . СЛАЙД 8
Исповедь, нравственный, композиция, рассказ в рассказе, прием
контраста, антитеза, сюжет, деталь.
Как вы понимаете слово нравстенный, нравственность? (Исследователи: Человек, обладающий внутренними духовными качествами, правилами поведения).От чего имени ведется повествование? (Рассказ начинается внезапно, с реплики главного героя и разговор ведется о нравственных ценностях «для личного совершенствования необходимо изменить условия, в которых живут люди)
Как построен рассказ? (Рассказ в рассказе).
Что означает слово рассказ?
(Рассказ- это прозаическое небольшое по объёму произведение, в котором повествуется об одном событии).
А какое событие повлияло на всю жизнь главного героя Ивана Васильевича?
(«Я про себя скажу. Вся моя жизнь сложилась, так или иначе, не от среды, а совсем от другого...»)УЧИТЕЛЬ: На уроке будем говорить:
Что же произошло с Иваном Васильевичем после этого случая? Как распорядился своей судьбой герой? Был ли в его жизни какой-то нравственный смысл?
Какими же внутренними качествами руководствовался Иван Васильевич при выборе своей судьбы, жизненных целей?
СЛАЙД 9
УЧИТЕЛЬ. Проходят столетия. Одно поколение меняет другое. Но неизменными остаются понятия нравственность, порядочность.
Давайте обратимся к тексту и посмотрим. Как решает проблему нравственного выбора наш герой Иван Васильевич.
- Что заставило задуматься его над своей жизнью?
3. Работа с текстом
О каком событии из своей жизни поведал нам рассказчик? (о том, что с ним произошло на балу, что он увидел после бала).
И так окунемся в атмосферу бала.
Звучит музыкальный фрагмент И.Глазунова «Вальс».
Какое настроение вызвал у вас этот музыкальный отрывок? (приподнятое, весёлое, т.к. это мазурка).
А какие чувства переполняли вас при прослушивании? Созвучны ли они настроению молодого человека на балу?
Найдите в произведении, как писатель описывает эту сцену бала?Какие элементы использует Л.Т.Толстой?
(стр.56-57) СЛАЙД 10
4.Проверка домашнего задания. Наблюдение над языковыми средствами. СЛАЙД 11
(по группам) (зачитываются примеры из 1 колонки и, затем заполняется 2 колонка таблицы).
Таблица.
1 группа «Бал» 2 группа «После бала»
- зала у предводителя
- хозяева бала
- Варенька
- Полковник
- Иван Васильевич - описание улицы
- солдаты
- наказываемый
- полковник
- Иван Васильевич
-зала прекрасная, бал чудесный.
буфет великолепный, музыканты
знаменитые, беспрерывно звучит мотив мазурки.
-белые плечи добродушной хозяйки, добродушный старичок.
-Варенька вся в белом, в белых
перчатках, в белом платье с Розовым поясом, в белых башмачках, грациозная с
сияющими глазами, милыми, ласковыми, царственный вид, величественная (18-ти лет).
- отец Вареньки- красивый, статный, высокий, свежий с белыми усами, бакенбардами. С блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью.
С сильными плечами и длинными ногами, старый служака.
-Иван Васильевич, доволен,
счастлив, пьян от любви, «обнимал он весь мир своей любовью», добр, блажен, счастлив, восторженное нежное чувство (умилённость). -в весеннем мокром туманедвижутся пешеходы, по таломуснегу, огромные сапоги извозчиков шлёпают, кузнец в засаленном полушубке несёт какое – то большое черное; - чёрные люди, солдатыв чёрных мундирах, что-тострашное, приближающееко мне, оголённый по поясчеловек,-сморщенное лицо наказываемого, оскаленные зубы , это было что-то пёстрое , тело мокрое, красное, неестественное «что я не поверил, чтобы это было тело человека».
-полковник шёл твёрдой подрагивающей походкой, румяное белое лицо.
-Ивана Васильевича охватывает грусть, тоска, тревога, разочарование,
5. Работа с иллюстрациями учащихся.
- Какое же чувство испытывает на балу Иван Васильевич от всего
увиденного? Смогли ли вы это передать в своих работах?
Вспомните свои ощущения на празднике?
Радость —
Веселье —
Любовь —
Вальс —
Восторг —
Наш герой захвачен атмосферой праздника ещё и потому, что он влюблён в Вареньку.
Сохраняется ли это чувство «умилённого восторга» на протяжении всего повествования?
Находит ли оно своё продолжение? (Нет.Оно резко меняется в противоположную сторону).
Почему чувства у героя меняются?
6. Беседа по тексту. Звучит чтение актера сцены «После бала»
(полковник наказывает провинившегося солдата). СЛАЙД 12
Мы видим, как резко меняется настроение героя. И помогает усилить впечатление от прочитанного: цвет, (белый на балу цвет радости, во второй части- оскаленные зубы солдата, делать перчатка – связывает части рассказа) – для этого строит своё повествование на основе контраста- приёма антитезы. СЛАЙД 13
Радость сменяется грустью
веселье- тревогой
любовь- разочарованием.
мотив вальса- барабанной дробью, звуком флейты СЛАЙД 14
восторг - стыдом.
Л.Н. Толстой передает впечатление повторяющегося ужаса с помощью синтаксических повторов и параллельного построения фраз (все так же падали удары…, все так же били барабаны…, все так же двигалась фигура статного полковника), а в первой части этот прием передает ощущение бесконечного счастья (вальсировал еще и еще, еще раз выбрал ее).
УЧИТЕЛЬ. Контрастное изображение героев, их психологическое состояния помогают раскрыть социальные противоречия.
Вывод. Толстой - мастер - психолог, он очень тонко подмечает состояние души человека. СЛАЙД 15
А как вы думаете полковник на балу и после бала….
(Где он настоящий?)
Почему он отвернулся?
(Полковник убежден, что «все делает по закону». Может ему и стыдно где-то в глубине души. Но это не снимает с него вины, а лишь объясняет его поступки. А может он и не считает солдат за людей).СЛАЙД 16
Каким представляет Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?
Какую роль в судьбе его сыграл случай?
Почему не вмешался наш герой?
(Растерялся. Понять происходящее он не может. И где-то в глубине души догадывается, именно общество повинно в том, что человек должен быть то одним, то другим. Дойти до истины Ивану Васильевичу так и не удалось).УЧИТЕЛЬ: СЛАЙД 17
В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». Почему автор отдал предпочтение названию «После бала»?
УЧИТЕЛЬ: Слово критикам СЛАЙД 18
Как распорядился своей судьбой Иван Васильевич?
Был ли в этой жизни какой-то нравственный смысл?
Актуальны ли вопросы, поднятые в произведении?
7. Подведение итогов. СЛАЙД 19
Я хочу вам предложить выполнить тест после прочтения произведения.
1группа учащихся работает на компьютерах.
2группа выполняет тест на бланках.
8. Домашнее задание.
УЧИТЕЛЬ: СЛАЙД 19
Над этими вопросами вы сможете подумать еще дома, выполнив домашнее задание:
Группа №1: сочинение – миниатюра «Не было бы добрых людей, жизнь бы остановилась».
Группа №2: «Был ли в жизни Ивана Васильевича какой-то смысл?»
Группа №3: напишите письмо Ивану Васильевичу, сохранив стиль эпохи.
9. УЧИТЕЛЬ И подводя итог нашему с вами разговору, я хочу сказать, что
не зная Толстого – нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком. (М. Горький).
Н.Гусев писал:
«Толстой призвал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки…»
- Согласны ли вы с автором этих строк?
Тест по теме.
Л.Н. Толстого «После бала»
№ вопроса Вопрос Варианты ответов (подчеркнуть)
1 Жанр произведения А.Повесть
Б.Очерк
В.Рассказ
2 Художественный прием, к которому прибег Толстой, решая творческую задачу: А.Антитеза
Б.Гипербола
В.Аллюзия
3 Композиция произведения А.Последовательная
Б.Ретроспективная
В.Рамочная
4 Тема разговора, который происходил между Иваном Васильевичем и молодыми людьми А.Любовь к жизни человека
Б.Изменение условий жизни ради личного самоусовершенствования
В.Проблемы в отношении отцов и детей
5 Состояние, в котором находился Иван Васильевич на балу А.Он был весел, бесконечно счастлив и влюблен
Б.Он был растерян и обманут
В.Ему было грустно и одиноко
6 Чувства, которые испытывал Иван Васильевич к отцу Вареньки на балу А.Уважение к его заслугам перед Отечеством
Б.Восторг и нежность
В.Робость и уважение
7 Внешне Варенька была похожа на отца, но особенно Иван Васильевич выделял А.Ласковую улыбку
Б.Страстную фигуру
В.Грацию
8 «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска…» - вспоминал Иван Васильевич об ощущениях А.На балу
Б.Перед балом
В.После бала
9 Действие в произведении происходит в годы правления: А.Александра 1
Б.Николая 2
В.Николая 2
10 Образ полковника, отца Вареньки: А.Не типичен для России начала 19 века
Б.Типичен для своего времени
В.Комичен
11 Полковник, увидев Ивана Васильевича после бала: А.Приветливо улыбнулся новому знакомому
Б.Гневно прикрикнул на него
В.Сделал вид, что не знает
12 Случай, произошедший с Иваном Васильевичем, повлиял на его дальнейшую жизнь, а именно: А.Он стал военным
Б.Он не стал больше служить
В.Во всех своих неудачах он винил полковника