Обмен опытом работы по теме Доступная среда для детей-инвалидов


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г.Нефтекумска
Выступление
на Ставропольском краевом педагогическом фестивале
«Талант – 2014»
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ИЛИ ДОСТУПНАЯ СРЕДА
ДЛЯ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ
Учитель начальных классов
Зубова Татьяна Владимировна
-6985128905
СЛАЙД 1
- Все мы когда-то рождаемся для того, чтобы жить счастливо.
- Все мы встаем на ноги для того, чтобы добиваться поставленных перед собой целей,
- Но они,… они не такие как мы и их желания очень скромны.
- Они хотят шалить и резвиться, как и остальные дети;
- Они хотят петь и хотят быть услышанными;
- Они хотят танцевать, выступать на сцене, раскрыть свои способности и таланты;
- Они хотят посещать концерты, вечеринки, кататься на роликах;
- Эти дети хотят рисовать и передать свои желания через краски;
- Эти дети хотят играть на музыкальных инструментах и передавать свои эмоции через ноты;
- А самое главное – они хотят учиться, познавать новое, получать знания. Хотят учиться наравне со всеми. Ведь они такие же, как и мы.
И им нужна наша поддержка, любовь, забота, доброта, тепло. И мы должны помочь этим детям, протянув руку помощи. Ведь в наших силах помочь каждому ребенку проявить себя.
СЛАЙД 2
Здравствуйте! Я, учитель начальных классов Зубова Татьяна Владимировна.
СЛАЙД 3
Тема моего педагогического опыта «Инклюзивное образование или доступная среда для детей -инвалидов»»
СЛАЙД 4
На улицах или в общественных местах они, как правило, в зоне нездорового любопытства. Кто-то при этом стыдливо отводит глаза в сторону. Кто-то напротив, начинает бесцеремонно их разглядывать.
СЛАЙД 5
Инвалиды! Живется им, ой как не просто. Доступная среда инвалидов – об этом много говорят, но делают до сих пор недопустимо мало, а начинать надо всё со школьной скамьи.
С 1 сентября 2013 года страна стала жить по новому закону об образовании, принятому в конце 2012. В этом документе впервые в России на столь высоком уровне говорится об инклюзивном образовании. Оно дает ребёнку с ограниченными возможностями здоровья шанс лучше осваивать накопленные человечеством знания и активнее общаться со сверстниками, максимально развивая данные от природы возможности, а нашему обществу становится более гармоничным и терпеливым.
СЛАЙД 6
Полина учится в школе с 1 класса, это очень важно, поскольку, чем дети младше, тем лучше адаптируются друг к другу. С семи лет девочка раз в год переносит операции и каждый раз возвращается к учебе.
СЛАЙД 7
Сначала она учится на дому и дистанционно, но скучает и возвращается в школу. На переменах от Полины не отходят её одноклассники, абсолютно здоровые ребята. Они всегда и везде вместе, при необходимости найдётся тот, кто поможет. Ребята даже не знают о диагнозе девочки, да и не интересует это их. Они видят в ней подругу с добрым сердцем и открытой душой.
СЛАЙД 8
Добрую атмосферу создают одноклассники, учителя, что касается родителей, то мудрые – понимают: обучение в таком классе для любого ребёнка больного или здорового – огромный шаг вперед.
СЛАЙД 9
Инклюзия – это французское слово и перевод обозначает включение, а если быть более точной, то – включающий. Это идея включающего общества, включающего разного человека, какой бы он не был: со своими особенностями, потребностями, индивидуальными характеристиками.
Полина одна из лучших учениц в классе. Попадая в школу, она светится, ведь её здесь ждут.
СЛАЙД 10
В школе, весной 2014 года, был проведён соц. опрос учителей, родителей и учеников на тему: «Хотели бы вы, чтоб с вашим ребёнком кто-то учился в инвалидном кресле; с нарушением слуха; зрения; психики, т.е. особенный ребёнок».
90% учеников – за; 75 % родителей – против; 50 % учителей – за.
В основном это страх перед тем, чего ты не понимаешь, недостаток знаний. Однако всё это решаемо через просвещение.
Пока Полина училась в начальной школе, она общалась только с одним учителем. Перейдя в пятый класс, я постепенно вводила девочку на разные предметы, предварительно подготавливая педагогов.
СЛАЙД 11
Была разработана модель подготовки учителя к работе с учащейся в условиях инклюзивного образования. Определены требования к учителям, которые выглядят следующим образом:
- информационная готовность;
- владение педагогическими технологиями;
- знание основ психологии и коррекционной педагогики;
- знание индивидуальных отличий детей;
- готовность педагога моделировать урок и использовать вариативность в процессе обучения;
Меня, как преподавателя, пугали психологические трудности. Думала, что будет сложнее. Боялась за детей, родителей, что они не примут девочку. Волновалась и мама Полины, но с первого урока почувствовала, что в классе ребёнка приняли. Самой Полине в школе нравится больше всего рисование, технология и общаться с одноклассниками. Для девочки посещение школы и общение со сверстниками – это возможность самореализоваться.
Когда родители класса узнали, что с их детьми будет учиться ребёнок с особенными возможностями, был негатив и безразличие с их стороны. Они считали, что если такой ребёнок сидит в классе, это значит, программа коррекционного обучения или программа заниженного уровня сложности. На самом деле это не так. Все дети, вместе с Полиной, с первого класса начали обучение по программе «Гармония».
СЛАЙД 12
Помимо инклюзивного образования, Полина дополнительно занимается дистанционно. Девочка ходит вместе с классом на экскурсии, посещает классные часы.
СЛАЙД 13
Принимала участие в районном семинаре, правда на тот момент Полина только что приехала после операции и присутствовать не могла, но общалась через скайп.
СЛАЙД 14
Для Полины построен индивидуально-образовательный маршрут, который составляли педагоги. Ежемесячно пишется отчёт об успехах девочки.
Полина уже в шестом классе и для всех стала привычным делом видеть её среди одноклассников, каждый из которых готов поделиться своим здоровьем, чтобы девочка выздоровела.
Взгляды родителей тоже поменялись. Они заняли позицию: если ребёнку инвалиду в этом классе хорошо, то и моему ребёнку там будет комфортно.
В нашей школе, помимо Полины, ещё три ребёнка с особенными возможностями, но к сожалению их диагноз не позволяет им включится в процесс инклюзивного образования.
СЛАЙД 15
Инвалидность не приговор, а особенность. Шаг навстречу к инклюзивному образованию в нашей стране сделан, но к сожалению мы пока ещё отстаем от европейских стран лет на 20 в этом направлении.
2016 год не за горами, к тому времени по нашей стране в пять раз должно стать больше школ для инклюзивного образования, т.е. около 20 % по стране. Но нам хочется, чтоб не таких школ становилось больше, а меньше больных детей, меньше злых и осуждающих взглядов в сторону детей с особенными возможностями.
Кто такие дети-инвалиды? Дети-инвалиды, Ангелы землиСколько не заслуженной обидыНа себе они перенеслиСколько раз, они лицом в подушкуЧтоб не плакать на глазах у всехГоворили ночи как подружке…Разве то что есть мы, -это Грех? Сколько раз их матери украдкойУвозили в сторону детейЧтоб не слышать шёпот этот гадкийЗлых, не добрых, немощных людей
Немощны они не телом бренным.. Немощны душой своей холоднойНе помочь пытались детям беднымПрочь всегда их гнали взглядом злобнымНе грустите матери не надоВаши дети-ангелы, не злоБогом нам они даны в награду, Чтобы в мир нести любовь, теплоНу, а тех кто их не понимаетПусть простит Господь за волю всехПусть они услышат как рыдаютМамы у кроваток чад больныхНо не все на свете равнодушныБольше тех кто хочет им помочьОткрывая душу им радушноГоре помогают превозмочьПусть Господь рукой своей нетленнойОсенит крестом весь мир людскойЧтоб на всей Земле, во всей ВселеннойМир всегда царил, царил покойЧтоб ни войн и не землетрясенийНи цунами страшных, НИКОГДАСбереги Господь от потрясенийВсех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА...
Спасибо за внимание!