Презентация мастер-класса Тренинг когнитивных способностей младших школьников
Управление образования администрации города ШахтерскаШахтерская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 14Мастер-класс«Тренинг когнитивных способностей младших школьников» Подготовила Костюченко Л. Л., учитель начальных классовШахтерск-2016
Костюченко Лариса ЛеонидовнаПроблема педагогической деятельности:«Развитие когнитивных качеств младших школьников»
«Воспитанники могут успешно учиться только тогда, когда они умеют наблюдать, думать, выражать мысль, читать, писать, думая читать и читая думать» В. А. СухомлинскийДевиз педагогической деятельности
Когнитивные качества включают
Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.Способности к обучениюСпортивные и др.
Развитие способностей: от задатков - до одаренности
Когнитивные способности = умственные способности = познавательные способности
Когнитивные качества младших школьников развивают:Дидактические игры
Интеллектуальные игры: настольные, словесные игры-конкурсы
Упражнения для развития когнитивных способностей
Тренировка восприятия«Наблюдения – важнейший источник энергии ума» В. А. Сухомлинский.Упражнения для развития восприятия:1. «Наложенные изображения»2. «Спрятанные изображения»3. «Незаконченные изображения»4. «Точечные изображения»5. «Перевёрнутые изображения»6. «Парные изображения»7. «Разрезанные изображения»8. "Геометрические фигуры"9. Упражнения с таблицами10. "Перепутанные линии"11. "Пазлы" и др.
Упражнение "Геометрические фигуры"Определите, сколько треугольников в данной фигуре.Ответ: 26 треугольников.
Упражнение "Перепутанные линии" Проследите глазами каждую линию слева направо и в конце поставьте ее номер.
Тренировка мышления«Ребёнок думает, наблюдая, и наблюдает, думая» В. А. СухомлинскийУпражнения для развития мышления: "Исключение лишнего""Установление связей""Слова-невидимки""Другая буква""Сложение и вычитание""Закономерности""Определения""Путаница""Классификация""Сравнение" и др.
Упражнение "Составление фигур из палочек"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложите 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата.
Упражнение "Ребусы-пословицы"Разгадайте пословицы, зашифрованные в ребусах.Ответ: «Старый друг лучше новых двух».Ответ: «Делу время, а потехе час».Ответ: «Дело мастера боится».Ответ: «Поспешишь - людей насмешишь».
Тренировка воображения"Дети должны жить в мире ... рисунка, фантазии, творчества» В. А. СухомлинскийУпражнения для развития воображения:«Дорисуй»«Рисуем эмоции»"Воссоздание фигур-силуэтов"«Ассоциации»«Сочиняем сказку» и др.
Упражнение «Дорисуй»Выполните рисунок в несколько рук.
Тренировка памяти«Укрепление памяти – это и есть, по существу, улучшение дискретности мозга» В. СухомлинскийУпражнения для развития памяти:«Запомни10 слов»«Запомни пары слов»«Запомни и нарисуй»«Что изменилось»«Запомни и найди» и др.
Упражнение «Запомни пары слов»Попробуйте запомнить пары слов. Для этого объедините в воображении два предмета (два понятия), установив логическую связь между ними.Горшок - коридор Солнце - палецКовер - кофе Двор - ножницыКольцо - лампа Котлета - песокНоготь - книга Обезьяна - пальтоЖук - кресло Зубной врач - туалет
Упражнение «Запомни 10 слов»Попробуйте запомнить 10 слов с помощью графического изображения понятия.Весёлый праздник, темный лес, скорость, день, наказание, ученик, успех, тяжёлый день, радость, здоровье.
Было актуально, полезно, интересно.Не всё понятно, и что с этими знаниями делать?Совсем не тронуло.РефлексияСпасибо за внимание и сотрудничество!